Отпуск у госслужащих сколько дней ""

Отпуск у госслужащих сколько дней

Статья 46. Отпуска на гражданской службе

Статья 46. Отпуска на гражданской службе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 46 настоящего Федерального закона

1. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 176-ФЗ часть 3 статьи 46 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

4. Утратила силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 176-ФЗ.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 176-ФЗ часть 5 статьи 46 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день;

2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;

3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней;

4) при стаже гражданской службы 15 лет и более – 10 календарных дней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 176-ФЗ в часть 6 статьи 46 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 176-ФЗ статья 46 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.1

6.1. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.

7. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

9. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 418-ФЗ статья 46 настоящего Федерального закона дополнена частью 9.1

9.1. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 418-ФЗ статья 46 настоящего Федерального закона дополнена частью 9.2

9.2. В исключительных случаях, если предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью, исчисленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 418-ФЗ статья 46 настоящего Федерального закона дополнена частью 9.3

9.3. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части по письменному заявлению гражданского служащего могут быть заменены денежной компенсацией.

10. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

11. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

12. При предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

14. При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.

15. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

16. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.

Отпуск государственных служащих в 2020 году

В 2016 году были внесены изменения в законодательство о государственной службе. В них отмечается сразу несколько нововведений. В первую очередь они касаются длительности времени отдыха и способов его оплаты. Отпуск госслужащих определяется выслугой, условиями труда и другими факторами. Какой порядок предоставления и длительность времени отдыха?

Законодательные акты

Отпуска граждан на госслужбе определяются Законом № 79-ФЗ от 27.07.04. В 2016 году в него были внесены изменения. Длительность отдыха и начисления дополнены Законом № 176-ФЗ от 2.06.16.

Согласно законодательным актам отпуск оформляется на следующих условиях:

  • Время отдыха определяется графиком, составляемому в организации за 2 недели до начала календарного года.
  • Отпуск может быть разбит на несколько частей. При этом одна из них не может быть короче двух недель.
  • Госслужащий должен отдохнуть не менее, чем 4 недели за календарный год. При возникновении необходимости он имеет возможность перенести часть, превышающую это время, на следующий год или получить вместо нее денежную компенсацию.

Согласно законодательным актам помимо основного отпуска работники, задействованные на государственной службе, могут получить и дополнительные дни отдыха. На их количество влияет:

  • выслуга;
  • выполнение должностных обязанностей в опасных условиях;
  • ненормированный рабочий день;
  • служба в нестандартных климатических условиях.

Расчет длительности времени отдыха должен проводиться каждый год, так как могут измениться выслуга или другие обстоятельства.

Длительность основного времени отдыха

Количество дней, которое могут отдыхать сотрудники госструктур, составляет 30 дней. Но благодаря дополнительным дням длительность отпуска в среднем достигает до 6 недель.

Дополнительные дни отпуска

Государственные служащие могут претендовать на дополнительные дни к отпуску как оплачиваемые, так и без сохранения заработка. В последнем случае работодатель предоставляет отдых на основании личного заявления чиновника и наличия уважительных обстоятельств. К ним относят:

  • санаторно-курортное лечение;
  • семейные обстоятельства (болезнь родственников и др.);
  • обучение по программам среднего профессионального или высшего образования;
  • выполнение общественной нагрузки и др.

Работникам предоставляются дополнительные дни к отпуску, которые подлежат к оплате. Их количество зависит от различных факторов.

Отпуск за выслугу лет

Выслуга лет представляет собой непрерывный стаж на должности, за который применяются льготы и дополнительные гарантии. Согласно трудовому законодательству и правовым актам в сфере государственной службы, за выслугу лет полагаются дополнительные дни отдыха:

Стаж гражданской службы

Количество дополнительных дней отдыха

от 1 года до 5 лет

1 календарный день

5 календарных дней

от 10 до 15 лет

7 календарных дней

10 календарных дней

Отдых за ненормированный рабочий день

Многие работники государственной службы работают в режиме ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ). Это означает, что по указанию работодателя сотрудники должны выйти вне своего рабочего времени. Должности, которым может быть установлен данный режим работы, указываются в локальных нормативных актах организации.

Другие основания для дополнительного отпуска

Дополнительный отпуск предоставляется при выполнении обязанностей во вредных или опасных условиях труда. Этот момент регулируется трудовым законодательством (ст. 117 ТК РФ). Госслужащему из данной категории предоставляется дополнительно 7 оплачиваемых дней.

Выплаты к отпуску

Основанием для расчета отпускных является Постановление Правительства № 562 от 6.09.07. Дополнительно финансовые обязательства работодателя оговариваются в Законе № 79-ФЗ от 27.07.04.

Отпускные выплаты начисляются с учетом:

  • установленного оклада в соответствии с классом службы;
  • заработной плате по замещающей должности;
  • полученных дополнительных выплат.

Госслужащим к окладу полагаются выплаты, формирующие заработную плату. Они могут назначаться на различных основаниях:

  • за стаж работы;
  • в качестве материальной помощи;
  • премиальные выплаты;
  • за особые или вредные условия труда.

Для некоторых категорий госслужащих в порядок начисления отпускных включают материальную помощь и единовременные выплаты. В целом размер денежных средств исчисляется по формуле: денежное содержание делится на 29,3 средних дней и умножается на количество дней отпуска.

Порядок предоставления отпуска

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется согласно графику, ежегодно составляемому в организации. При этом следует учитывать особенности его оформления:

  • Отпуск предоставляется не ранее, чем через 11 месяцев после устройства в государственную службу. Исключение составляют беременные женщины или чиновники, оформленные переводом из другой госструктуры.
  • Если во время отпуска чиновник находится на больничном листе, то время отдыха удлиняется на такое же количество дней или переносится на любые другие удобные даты.
  • Дополнительные дни к отпуску предоставляются помимо основного.
  • Время отдыха не может быть заменено на денежную компенсацию. Исключение составляет увольнение сотрудника с государственной должности.
  • По производственной необходимости основное время отдыха может быть перенесено на следующий период, но для этого требуется согласие чиновника. Часть времени отдыха должна быть использована не позднее 1 года после наступления права на него.
  • Госслужащий не может не ходить в основной отпуск 2 года подряд.
Читать еще:  Если работаешь на полставки сколько дней отпуска

Дополнительные гарантии

Работа на государственной службе предполагает особые условия труда и нагрузку, которая подлежит компенсации. Поэтому сотрудникам на законодательном уровне предусмотрены дополнительные гарантии. Их основная цель заключается в снижении коррупции и улучшении кадрового состава.

Дополнительные гарантии могут быть основными и дополнительными. Первые устанавливаются на федеральном уровне, вторые относятся непосредственно к регионам.

Среди основных гарантий отмечают:

  • охрану труда;
  • установление временных рамок рабочей недели;
  • предоставление основного и дополнительного отпуска;
  • выбор оптимального времени труда и отдыха и др.

Помимо оптимизации условий труда госслужащие могут претендовать на ежегодное прохождение медицинских осмотров за счет средств работодателя, возможность находиться на больничном листе с сохранением выплат из ФСС.

Чиновникам от государства также предоставляются следующие материальные гарантии:

  • возмещение транспортных расходов при переводе на другое место службы;
  • своевременные отчисления в ФСС, пенсионный фонд, ОФМС;
  • компенсация командировочных расходов.

В 2020 году отпуск госслужащим предоставляется по юридическим поправкам, внесенным в законодательство в 2016 году. Независимо от того, занимает сотрудник руководящую или рядовую должность, время основного отдыха составляет 30 дней. Однако, чиновники получают дополнительные дни к отпуску, которые зависят от их условий труда и выслуги лет. При наличии ненормированного рабочего дня и стажа на государственной службе от 15 лет время отдыха может составлять до 43 дней. Дополнительный отдых предоставляется при работе с вредными или опасными условиями. Отпускные выплаты чиновник должен получить единой суммой не позднее, чем за 10 дней до даты начала отпуска.

Отпуск государственных служащих в 2019-2020 году

В российском законодательстве отсутствует конкретизированное понятие государственной службы. В отдельных трудах, опубликованных известными юристами, под государственной службой подразумевается общественно-полезная деятельность, сопряженная с профессиональной реализацией на основании государственных поручений. Вопросы государственной службы регулируются специальными нормативными актами, а также нормами конституционного, жилищного, трудового, страхового, финансового, пенсионного и иных отраслей права. Большой комплекс правовых актов, регламентирующих отдельные аспекты данной проблематики, был введен в действие в 2018 году.

К числу государственных служащих принято относить российских граждан, замещающих должности по государственной службе, и, как следствие, наделенных комплексом особых прав и обязанностей. Государственные служащие на возмездной основе реализуют функции различных государственных органов. Согласно принципу разделения властей, выделяют госслужащих, которые занимают должности в органах представительной, исполнительной, муниципальной, судебной и т.д. власти.

Правовые нововведения, касающиеся отпуска этой категории граждан, вступили в силу в 2016 году. Их ключевым отличием является сокращение времени, отведенного на отдых.

Целью проведенной реформы стало обеспечение социального равенства между госслужащими и остальными российскими гражданами, а также унификация процедур предоставления отпуска и упрощение сопутствующего документооборота в органах власти.

Законодательство об отпуске государственных гражданских служащих

Как следует из содержания изменений, внесенных в текст Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004года, в настоящее время уточнены положения, регламентирующие порядок предоставления госслужащим оплачиваемых ежегодных отпусков (основных, а также дополнительных). В силу п.5 ст.5 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года, сбалансированы ключевые условия оплаты трудовой деятельности и социальных гарантий для муниципальных и государственных служащих.

Согласно введенным законодательным нормам, в 2018 году госслужащим, кроме основного ежегодного отпуска, предоставляются дополнительные отпуска, обусловленные:

  • выслугой лет (п.5 ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004);
  • наличием ненормированного рабочего дня (ч.4 ст.45 Закона №79‑ФЗ от 27.07.2004);
  • работой во вредных и опасных условиях (п.7 ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004);
  • работой в зоне Крайнего Севера/приравненных районов (п.7ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004).

Пересчет общей длительности отпуска для каждого из сотрудников следует производить ежегодно, поскольку количество отпускных дней подлежит изменению (в частности, за счет изменения стажа государственной службы).

Продолжительность

В соответствии с реализуемой государственной политикой в сфере предоставления отпусков госслужащим, специалисты со стажем меньше 1 года могут воспользоваться оплачиваемым отпуском, продолжительность которого составляет не менее 30 суток. Однако для основной массы госслужащих гарантирован отпуск длительностью 31-40 дней.

Продолжительность основного отпуска установлена ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004. В частности, ч.3 указанной статьи обусловлено, что государственным служащим положены более продолжительные (30 дней) ежегодные отпуска, чем работникам коммерческих структур (стандартная длительность их отпуска составляет 28 дней).

В 2018 году устранена несбалансированность в определении продолжительности отдыха для высокопоставленных категорий госслужащих и рядового персонала. Если ранее руководящим сотрудникам гарантировался отпуск, длительность которого была на 5 дней больше, чем у остальных специалистов, то в настоящее время определена единая продолжительность основного отпуска для всех групп государственных служащих – 30 дней.

Отпуска госслужащим предоставляются в соответствии с заранее утвержденным графиком (ст.123ТК РФ). В числе исключений в данном случае выделяют ситуации, когда госслужащий выражает стремление использовать очередной отпуск в период пребывания своей супруги в декрете. При таких обстоятельствах работодатели обязаны принять во внимание пожелания сотрудников и обеспечить соответствующую корректировку отпускного графика организации.

Установлено минимальное число суток – 28, которое сотрудник должен использовать в текущем году (остальное количество дней отпуска по желанию работника может быть заменено финансовой компенсацией). При этом закон допускает разделение отпуска на части, исходя из того, что одна из частей не может быть менее 14 дней.

Расчет и выплата отпускных госслужащим

Исчисление отпускных выплат для государственных служащих осуществляется на основании Постановления Правительства РФ №562 от 06.09.2007года, а также ст.50 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004года. Для оплачиваемых отпусков расчет денежного содержания осуществляется с учетом:

  • месячного оклада, исчисленного в соответствии с замещаемой должностью;
  • оклада, установленного, исходя из класса службы;
  • дополнительных выплат.

В свою очередь, формирование дополнительных выплат осуществляется с учетом надбавок, которые положены:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия на рабочих местах;
  • за работу с документацией, включающей гостайну;
  • в качестве премии предшествующего месяца;
  • в качестве премии за исполнение в текущем месяце сложных заданий;
  • в качестве материальной помощи из ФОТ;
  • в качестве единовременной выплаты, исчисляемой за годовой отпускной период.

Согласно ст.50 Закона № 79‑ФЗот 27.07.2004года выплата всех начисленных средств осуществляется единой суммой (денежным вознаграждением). В силу п.10 ст.46 Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 г., выплата полагающихся госслужащим отпускных производится не меньше, чем за 10 суток до выхода сотрудника в отпуск. При выявлении фактов нарушения данного требования по итогам проверки трудовой инспекции, организация-работодатель может быть привлечена к административной ответственности на основании ст.5.27КоАП РФ.

При этом сроки выплаты отпускных работникам, которые направляются в отпуск в срочном порядке (вне утвержденного графика), законодательно не определены. Чтобы исключить в этом случае нарушение, такому специалисту нередко предлагают на 10-дневный период оформить отпуск без сохранения зарплаты, после чего в общем порядке осуществляется оформление ежегодного отпуска.

Дополнительные гарантии госслужащим

Деятельность, связанная с государственной службой, обладает определенными издержками, подлежащими компенсации. При этом под издержками подразумевается комплекс запретов и требований, налагающий значительные ограничения на жизнь госслужащих. В России эта компенсация гарантирована на государственном уровне: работникам органов власти предоставляются специальные льготы и преференции.

В главе II Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года приведен перечень компенсаций. Законодательство рассматривает их в качестве государственных гарантий в целях обеспечения:

  • повышения служебной мотивации госслужащих;
  • социальной и юридической защищенности специалистов;
  • укрепления кадрового состава;
  • минимизации коррупционных проявлений.

Принято выделять основную и дополнительную группу государственных гарантий. Основная группа предназначена для всех категорий госслужащих, дополнительная – для специалистов отдельных регионов или государственных органов. В числе гарантий выделяют:

  • оптимизацию порядка прохождения службы;
  • установление научно обоснованных трудовых норм;
  • обеспечение охраны труда;
  • оптимизацию режимов труда и отдыха.

Оптимизация режимов отдыха и труда достигается, благодаря:

  • установлению временных границ трудовой деятельности (40-часовой рабочей недели);
  • выделению праздничных и нерабочих дней;
  • предоставлению ежегодных отпусков, в том числе, дополнительных.

Дополнительный отпуск госслужащим

Важнейшим нюансом, связанным с предоставлением дополнительных отпускных дней, является возможность их использования только в том случае, если сотрудник в текущем году располагает правом на очередной отпуск.

Российские госслужащие имеют социальную гарантию в виде как оплачиваемого, так и неоплачиваемого дополнительного отпуска. При этом отпуска, не подлежащие оплате, оформляются на основании заявлений сотрудников в случае уважительной причины. Наличие таких причин определяют работодатели, однако традиционно к ним относится:

  • курортное лечение;
  • исполнение общественных обязанностей;
  • семейные обстоятельства;
  • наличие оснований, предусмотренных ч.2 ст.128ТК РФ.

Помимо предоставляемого ежегодно основного оплачиваемого отпуска, госслужащие пользуются правом на оплачиваемые дополнительные отпуска. Так, в силу ст.116ТК РФ предусмотрена обязанность по предоставлению дополнительных оплачиваемых отпусков для следующих категорий сотрудников:

  • занятых на работах, для которых характерны вредные условия труда;
  • имеющих особенный характер трудовой деятельности;
  • работающих в зоне Крайнего Севера и приравненных к ней районов.

В частности, ст.321ТК РФ определено, что работникам, осуществляющим трудовую деятельность на Крайнем Севере, дополнительно предоставляются оплачиваемые отпуска. Их длительность составляет: 24 дня (для Крайнего Севера), 16 дней (для приравненных к Крайнему Северу регионов). Вместе с тем, ст.14 Закона №4520-1 от 19.02.1993 года регламентировано, что для специалистов, работающих в иных районах Севера, установлены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 8 суток. Ст.2 этого же закона определен список регионов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, который должен использоваться при реализации механизма компенсаций и гарантий.

Дополнительные дни за выслугу лет

Под выслугой лет понимается непрерывный трудовой стаж, предусматривающий применение специальных льгот, гарантий и прибавок, обусловленных числом лет работы. Что касается дополнительного отпуска, предоставление которого обусловлено выслугой лет, то оно регламентируется как нормами Трудового кодекса (ст.117ТК РФ), так и узкоспециализированным ведомственным законодательством.

В настоящее время функционирует следующий алгоритм предоставления таких отпусков с учетом стажа государственной службы:

  • 1-5 лет – 1 сутки;
  • 5-10 лет – 5 суток;
  • 10-15 лет – 7 суток;
  • свыше 15 лет – 10 суток.

Действующий в 2018 году порядок расчета числа дней дополнительного отпуска предполагает использование показателя стажа работы сотрудника на государственной службе. Годы работы в иных отраслях не принимаются к зачету.

Дополнительные дни за ненормированный рабочий день

Значительному количеству госслужащих полагается дополнительный отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня. В силу ст.101ТК РФ под ненормированным рабочим днем понимается специальный режим трудовой деятельности, в рамках которого по приказу работодателя сотрудники могут эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей вне границ официально установленной длительности рабочего времени. Список должностей, для которых характерен ненормированный день, определяется локальными нормативными актами либо коллективными договорами.

Читать еще:  Входит ли отпуск в отработку при увольнении

Особенность подобного рабочего режима предполагает подчинение работников общему распорядку, который установлен в учреждении. Однако при необходимости такие работники могут либо начинать свой рабочий день до официально установленного момента его начала, либо задерживаться по его завершении.

Подобный ненормированный режим является залогом предоставления государственному служащему дополнительного отпуска длительностью 3 суток.

Отпуск для госслужащих. Что нового?

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа действуют другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Виды и продолжительность отпусков в настоящее время

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, – 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

За выслугу лет из расчета 1 календарный день за год (п. 5 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ)

За ненормированный рабочий день – не менее 3 календарных дней за год (ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ)

За работу во вредных и (или) опасных условиях службы не менее 7 календарных дней (п. 7 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ)

За работу в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня, в приравненных к ним местностях – 16 дней (п. 7 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ)

Исчисление общей продолжительности отпуска

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп – 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

Продолжительность отпусков по‑новому

По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

Стаж гражданской службы

От 1 года до 5 лет

От 10 до 15 лет

Отпуск за выслугу лет

Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

К сведению

В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

Обратите внимание

Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176‑ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

Федеральным законом от 30.12.2015 № 418‑ФЗ [1] в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

При этом ст. 46 Закона № 79‑ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18‑4/10/В-1771 [2] в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79‑ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Обратите внимание

В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

Денежная компенсация

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

К сведению

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска – в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

  • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
  • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
  • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.

При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.

[1] «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

[2] «О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Сколько дней длится отпуск у муниципальных служащих и как он оплачивается

Отпуск госслужащих представляет собой обязательное мероприятие, устанавливаемое согласно трудовому законодательству и направленное на обеспечение времени отдыха лиц, замещающих соответствующие должности. Понятие государственного служащего также определено законом и предполагает отдельный перечень полномочий, привилегий, гарантий для представителей данной группы трудящихся субъектов. Гос отпуск отличается от общих правил предоставления отдыха по ТК РФ, допускается дополнительное время и отдельный порядок расчёта оплаты такового.

Общие положения

Трудовое законодательство предполагает такое явление, как ежегодный отпуск, который работодатель обязан оплатить каждому сотруднику, отработавшему установленный промежуток времени. Однако для отдельных категорий граждан предусматривается такая привилегия, как дополнительное время для отдыха ввиду особых обстоятельств. К такой группе сотрудников будут относиться государственные служащие.

Предоставляется дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет, ненормированный рабочий день и трудовую деятельность в опасных и сложных условиях.

Главное правило, которое должно быть учтено при реализации отпуска муниципального служащего, это наличие права на ежегодный оплачиваемый отдых. То есть, если свободное время госслужащего с сохранением зарплаты уже было использовано или вовсе не предполагается в случае с конкретным лицом, то и на дополнительный отдых рассчитываться возможности не будет.

Кроме того трудовое законодательство, а также ФЗ, устанавливающий порядок прохождения муниципальной, государственной службы, предполагает, что дополнительный отпуск может носить как оплачиваемый, так и неоплачиваемый характер. В последнем случае для предоставления времени отдыха потребуются уважительные причины.

Относят к таковым следующее:

  • лечение в курортных условиях;
  • необходимость исполнения общественных обязанностей;
  • семейные обстоятельства.

Также иные основания предусматриваются по общим правилам, закреплённым в ТК РФ статьёй 128.

Когда речь идёт о чиновниках, то следует помнить, что на 2019 год определяется исчерпывающий перечень таких лиц, которые смогут претендовать не просто на дополнительный отпуск, но и на оплату такового. Сюда относят госслужащих, занятых в таких работах, которые предполагают нахождение в опасных, особенных условиях осуществления трудовой деятельности либо требуют нахождения на территории районов Крайнего Севера.

Также следует понимать, что за счёт различных оснований для предоставления дополнительного отпуска, будут действовать и отличные условия реализации такового. В частности речь идёт о компенсации и расчёте оплаты, а также количестве дней предоставляемого отдыха.

Соответственно, даже среди привилегированной категории работников будут установлены отличные трудовые условия.

Количество дней отпуска

Положения регламента по трудовым отпускам муниципальных служащих предусматривают отдельные правила определения количества дней, которые могут быть предоставлены чиновникам для отдыха. Такие нормативы отличаются от общих стандартов, прописанных в Трудовом кодексе РФ.

Ранее служащие претендовали на отпуск, длительностью около тридцати двух дней минимум, на данный момент указанный показатель был уменьшен до тридцати дней. Указанные изменения действуют с 2016 года.

Отпуск у муниципальных служащих, сколько дней для кого предусмотрено, как происходит отсчёт таковых – всё это определяется специальным регламентом.

Говоря о точных цифрах, отражающих количество дней отдыха, то следует рассмотреть следующие варианты:

  1. Выслуга лет. Здесь необходимо установить количество лет службы, чтобы определить показатель продолжительности отпуска служащих. Если срок трудовой деятельности до пяти лет, то дополнительное время отдыха составит одни сутки, если до десяти лет, то пять суток, до десяти лет – семь суток, и больше пятнадцати лет – десять суток. При этом учитывается трудовой стаж работы только на должностях муниципальной или государственной службы, время работы в иных отраслях для получения такого варианта отпуска не учитывается.
  2. Ненормированный график. В данной ситуации предполагается, что госслужащий трудится сверх установленной нормы в пределах одного рабочего дня по приказу руководства. Подобный режим допускает предоставление ежегодного дополнительного времени отдыха, которое может составить не больше трёх суток.
  3. Работы в районе Крайнего Севера или приближённых территориях. Когда служащий трудится непосредственно в обозначенной местности, то ежегодно получает двадцать четыре дня дополнительного отдыха. Если же это приравненные к Северным районам территории, то шестнадцать дней, а при работе в других районах Севера, не признаваемых крайними, восемь суток.

В России за последние несколько лет указанные промежутки времени не претерпевали существенных изменений.

Указанное количество дней прибавляется к основным дням оплачиваемого отпуска, не исключая таковые. При этом данные правила действуют даже на тот случай, когда основное время отдыха госслужащих доходит до сорок одного дня ввиду особых условий работы.

Главное помнить о подтверждении права на ежегодный отпуск, без которого дополнительное время отдыха реализовываться не будет, даже при фактически установленной возможности на это.

Оплата

Законодательством предусматривается такое поощрение, как единовременная выплата к отпускам муниципальным служащим. Если отсутствуют определённые причины и дополнительное время отдыха получено лицом ввиду условий работы, получения необходимого трудового стажа, то предоставлять время отдыха за собственный счёт сотруднику незаконно. Работодатель обязан оплачивать то количество дней отпуска, что предусмотрено для конкретного служащего субъекта.

Получение отпускных выплат происходит на основании заявления, поступающего со стороны чиновника о предоставлении отдыха, а также распоряжения руководства, выносимого по итогу рассмотрения заявленной просьбы.

Оформление выплат при отпуске происходит с учётом таких показателей, как оклад согласно замещаемой должности и класса службы, а также дополнительной выплаты. Определяется последняя, исходя из следующих критериев:

  • условия трудовой деятельности;
  • выслуга лет;
  • факт работы с государственной тайной;
  • исполнение сложных заданий и наличие в связи с этим права на премию;
  • единовременная выплата за годовой период отпуска.

Соответственно, размер выплаты не будет совпадать у госслужащих ввиду различных условий работы, отличных должностей, классов и выполняемых при работе задач.

Следует помнить о том, что такие моменты, как декрет, увольнение или иные причины прекращения работы, не связанные с вышеперечисленными основаниями, не будут входить в указанные сроки и не смогут повлиять на размер выплат. В таких ситуациях работодатель будет выплачивать иные варианты отчислений, которые также регламентируются отдельно, в том числе для государственных служащих.

Относительно порядка выплаты отпускных для государственных служащих также предусматриваются отдельный порядок. Указанные субъекты трудовых отношений должны получить причитающиеся денежные средства в виде одной суммы с учётом всех положенных начислений и в срок не позднее, чем за десять суток до выхода в отпуск.

При этом сотрудник также своевременно должен позаботиться о подаче заявления на отпуск, чтобы не возникало трудностей с начислением выплат.

Дополнительные гарантии

Государственная служба предусматривает не только разного рода привилегии и дополнительные возможности, но и устанавливает немало издержек для представителей такового вида деятельности. Проявляются таковые в запретах и ограничениях, которые впоследствии приводят к необходимости установления компенсаций.

Дополнительные гарантии и компенсации, устанавливаемые для госслужащих, носят не материальный характер, и предполагают улучшение условий прохождения службы.

Говоря о конкретных вариантах компенсаций издержек, которые вынуждены претерпевать представители данного вида деятельности, можно определить следующие варианты таковых:

  1. Повышение уровня мотивации госслужащих за счёт дополнительных средств стимулирования таковых.
  2. Усиление кадрового состава конкретного подразделения государственной службы.
  3. Обеспечение социальной и юридической защиты представителей госслужбы.
  4. Снижение показателей коррупционных проявлений за счёт применения принудительных мер воздействия и реализации превентивных мероприятий.
  5. Проведение мероприятий по оптимизации порядка и условий прохождения службы, независимо, какая отрасль таковой задействована.
  6. Внесение поправок и издание новых обоснованных с правовой точки зрения норм, регламентирующих рассматриваемый вид трудовой деятельности.
  7. Обеспечение безопасности при осуществлении трудовой деятельности, соблюдение норм охраны труда.
  8. Мероприятия, направленные на улучшение и оптимизацию времени отдыха и труда.
  9. Определение точных границ рабочего дня, а именно не превышение предела в сорок часов за неделю.
  10. Выделение праздничных и нерабочих выходных дней, обеспечение таковых для сотрудников без нарушения нормативов трудового распорядка.

Соответственно, реализация программы по предоставлению отпусков как основных, так и дополнительных также будет считаться видом гарантий для государственных и муниципальных служащих.

Также не следует забывать о льготах и преференциях, которые полагаются представителям данного вида деятельности.

Подобные привилегии могут затронуть аспекты установления возраста для выхода на пенсию, повлиять на размер пенсионных отчислений, помочь получить различные путёвки и право участия в субсидиарных программах и так далее. При этом несоблюдение со стороны служащих, возложенных обязанностей, в равно степени может повлечь и упразднение предложенных послаблений.

Таким образом, госслужащий может признаваться специальной категорией лиц, осуществляющих трудовую деятельность, поскольку законодатель присваивает таковым отдельный статус, конкретно обозначенные полномочия и предполагает точный свод правил и ограничений для регулирования работы служащих. Ввиду особого статуса такие лица могут претендовать на дополнительный отпуск, оплату такового, а также получить гарантии, дающие возможность на безопасную трудовую деятельность.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector