Земли природоохранного назначения ""

Земли природоохранного назначения

Статья 97 ЗК РФ. Земли природоохранного назначения

Новая редакция Ст. 97 ЗК РФ

1. К землям природоохранного назначения относятся земли:

3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);

5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 97 ЗК РФ

Согласно ст. 97 ЗК к землям природоохранного назначения, в частности, относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий). Иные земли, выполняющие природоохранные функции, также могут быть отнесены к рассматриваемой категории земель. До 1 января 2014 года к рассматриваемой категории земель относились также земли запретных и нерестоохранных полос. На момент принятия ЗК в действующем тогда ЛК РФ 1997 года к лесам первой группы (т.е. лесам, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также лесам особо охраняемых природных территорий) относились запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, в то время как в первоначальной редакции действующий ЛК РФ 2006 года таких понятий не содержал и лишь в 2008 году ч. 2 ст. 102 ЛК РФ была дополнена п. “з” (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов) и п. “и” (нерестоохранные полосы лесов). Таким образом, п. 1 ст. 97 был приведен в соответствие с ч. 2 ст. 102 ЛК РФ, которая определяет категории защитных лесов.
——————————–
Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610 (утратил силу).

В пределах земель природоохранного назначения ограничивается (или вовсе запрещается) деятельность, которая несовместима с основным назначением земель. Традиционно по данному вопросу возникает много споров, доходящих до ВАС РФ. Одно из последних дел по этому вопросу было рассмотрено ВАС РФ в 2011 году .
——————————–
Определение ВАС РФ от 19.08.2011 N ВАС-10732/11 по делу N А43-17015/2010-1-482 // .

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ”, под территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ понимаются особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ представляет собой исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Территории традиционного природопользования могут иметь федеральное, региональное или местное значение, в соответствии с которым устанавливаются особенности правового режима этих территорий. Границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с обязательным участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Другой комментарий к Ст. 97 Земельного кодекса Российской Федерации

К землям природоохранного назначения комментируемая статья относит земли запретных и нерестоохранных полос; занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий); иные земли, выполняющие природоохранные функции.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

В действующем законодательстве правовой режим земель запретных и нерестоохранных полос не определен. Однако ст. 48 и 49 Федерального закона “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” предусматривают установление рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон. Так, в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения и на которой устанавливается особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Правила установления рыбоохранных зон утверждены постановлением Правительства РФ от 6 октября 2008 г. N 743. Рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов. Ширина рыбоохранной зоны рек и ручьев устанавливается от их истока до устья и составляет для рек и ручьев протяженностью: до 10 км – 50 м; от 10 до 50 км – 100 м; от 50 км и более – 200 м.

Водные объекты рыбохозяйственного значения или их участки, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов, могут быть объявлены рыбохозяйственными заповедными зонами. Рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития рыбоводства и рыболовства.

В рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично либо постоянно или временно. Правила образования рыбохозяйственных заповедных зон утверждены постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 603. Размер, границы и необходимость установления рыбохозяйственных заповедных зон, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, зимовки, нереста и размножения водных биологических ресурсов), а также особый режим хозяйственной и иной деятельности в них определяются с учетом ценности и состава водных биологических ресурсов, их рыбопромыслового значения, в том числе для обеспечения жизнедеятельности населения, а также с использованием результатов проведения государственного мониторинга водных биологических ресурсов и научных исследований, касающихся водных биологических ресурсов. Критерии и порядок подготовки биологических обоснований устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству.

Наиболее полно урегулирован правовой режим земель, занятых защитными лесами (см. комментарий к ст. 101 ЗК РФ).

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, согласно ст. 103 ЛК РФ относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

Согласно ст. 104 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, по общему правилу запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

Согласно ст. 102 ЛК РФ зеленые зоны относятся к защитным лесам. В зеленых зонах выборочные рубки лесных насаждений допускаются в порядке, предусмотренном Правительством РФ. В зеленых зонах запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, подземных трубопроводов (ст. 105 ЛК РФ).

Читать еще:  Как заставить вернуть долг без расписки

Согласно Правилам лесовосстановления, утвержденным приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 183, комбинированное лесовосстановление под пологом лесных насаждений проводится в основном в зеленых зонах в целях повышения санитарно-гигиенических функций, в противоэрозионных и других защитных лесах. Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления. Естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. (содействие естественному лесовосстановлению). Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений.

Правила ухода за лесами, утвержденные приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 185, предусматривают, что при уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста, направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям. Осуществляются рубки осветления, прочистки, прореживания, обновления, переформирования, формирования ландшафта, а также проходные рубки. Технология проведения рубок ухода за лесами должна обеспечивать проведение работ с минимальным повреждением деревьев, оставляемых для выращивания.

Согласно Правилам охраны линий и сооружений связи Российской Федерации в зеленых зонах вокруг городов и населенных пунктов прокладка просек должна производиться таким образом, чтобы состоянию насаждений наносился наименьший ущерб и предотвращалась утрата ими защитных свойств. На просеках не должны вырубаться кустарник и молодняк (кроме просек для кабельных линий связи), корчеваться пни на рыхлых почвах, крутых (свыше 15 градусов) склонах и в местах, подверженных размыву.

Земли природоохранного назначения

Землями природоохранного назначения являются участки земли, выделенные в целях охраны сопряженных с ними компонентов природной среды, в отношении которых ограничивается или запрещается хозяйственная или иная деятельность. Правовой режим данных земель в значительной степени определяется режимом охраны тех компонентов природной среды, с целью сохранения которых выделяются данные земли. Особенности правового режима земель данной субкатегории определяются экологическим характером выполняемых ими функций (охрана лесов, водных биологических ресурсов).

В состав земель природоохранного назначения входят земли запретных и нерестоохранных полос, а также земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий), причем данный перечень не является исчерпывающим (ст. 97 ЗК РФ).

Следует отметить, что земельным законодательством до сих пор не разработано само понятие запретных и нерестоохранных полос. Несомненно, данные земельные участки должны располагаться в непосредственной близости от водоемов и на них должен быть установлен режим ограничений земельных прав граждан и юридических лиц в интересах обеспечения нереста отдельных (возможно, только ценных) видов рыб. Вплоть же до четкого определения правового режима данных территорий выделение их на местности затруднительно.

Понятие защитных лесов сформулировано в ЛК РФ. К ним относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. С учетом особенностей правового режима защитных лесов они подразделяются на леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса.

Земельным кодексом РФ леса особо охраняемых природных территорий прямо исключены из состава земель природоохранного назначения. Следовательно, к землям природоохранного назначения, занятых защитными лесами, относятся земельные участки, на которых расположены леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, леса в водоохранных зонах, а также ценные леса. К лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебнооздоровительных местностей и курортов.

К ценным лесам относятся: государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

Как видно из приведенного перечня, все указанные леса произрастают не на землях лесного фонда, и потому соответствующие земельные участки включены в рассматриваемую субкатегорию земель.

Режим ограничений прав собственников или иных правообладателей земельных участков в составе данной субкатегории заключается в установлении ряда запретов по использованию указанных лесов. Например, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. В зеленых зонах, лесопарках запрещаются использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений. В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из п. 5 ст. 97 ЗК РФ, к субкатегории земель природоохранного назначения могут быть отнесены территории традиционного природопользования. При этом следует различать режим использования земель коренных малочисленных народов и этнических общностей (п. 5 ст. 97 ЗК РФ) и правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (п. 1 ст. 95 ЗК РФ). В первом случае земельные участки относятся к субкатегории земель природоохранного назначения, а во втором — к субкатегории земель особо охраняемых природных территорий. Перечень коренных малочисленных народов определен постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации». В нем указаны как народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, так и народы, проживающие на Кавказе, Европейской части России (например, в Ленинградской области) и иных местах. Существует и отдельный Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 № 536-р.

Следовательно, для нужд всех коренных малочисленных народов могут предоставляться земельные участки природоохранного назначения, однако коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ могут, кроме того, земельные участки из состава субкатегории особо охраняемых природных территорий. Порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (особо охраняемых природных территорий) указан в Федеральном законе «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Статья 97. Земли природоохранного назначения

1. К землям природоохранного назначения относятся земли:

3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);

5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 97 ЗК РФ

1. Подпункт 1 (о водоохранных зонах) и подп. 4 (о противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждениях) п. 1 комментируемой статьи были признаны утратившими силу соответственно Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и ФЗ о введении в действие ЛК.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

Изложение подп. 3 п. 1 комментируемой статьи в новой редакции обусловливается подразделением лесов по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ч. 1 ст. 10 ЛК). Согласно ч. 4 ст. 12 ЛК защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Природоохранное назначение этих земель обусловлено тем, что с учетом особенностей правового режима защитных лесов к ним относятся (ст. 102 ЛК):

— леса, расположенные в водоохранных зонах (ст. 104 ЛК);

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, — первый и второй пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зеленые зоны, лесопарки, городские леса и др. (ст. 105 ЛК);

— ценные леса — государственные защитные лесные полосы, противоэрозионные леса, орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения, ленточные боры и др. (ст. 106 ЛК).

Читать еще:  Перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности

Поскольку перечень защитных лесов охватывал насаждения, предусмотренные в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи, этот подпункт признан утратившим силу ФЗ о введении в действие ЛК.

К иным землям, выполняющим природоохранные функции, могут быть отнесены водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны и т.п.

Согласно ВК водоохранными зонами (в настоящее время они в самом ЗК не предусматриваются) являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч. 14 ст. 65 ВК на территории поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Понятие, минимальная ширина и статус прибрежных защитных полос определяются в ч. ч. 11 — 14 ст. 65 ВК.

Участки земель в прибрежных защитных полосах предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при соблюдении требования водоохранного режима.

Ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависимости от видов угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизны склонов прилегающих территорий. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Повышенная охрана земель прибрежных защитных полос и водоохранных зон находит свое отражение в повышенной административной ответственности, предусмотренной в КоАП, и повышенной уголовной ответственности, предусмотренной в УК, за соответствующие правонарушения и преступления.

Могут быть установлены также зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, запретные полосы лесов по берегам водных объектов, иные охранные зоны в соответствии с законодательством РФ.

Проблема чистой питьевой воды постоянно актуализируется и в некоторых городских поселениях становится критической. Осуществляется особая охрана земельных участков, на которых располагаются источники питьевого водоснабжения. Состав административного правонарушения, включающий их самовольное занятие, выделен в отдельную статью и самостоятельный пункт, предусматривающий, в отличие от ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» КоАП РФ, повышенную административную ответственность, предопределенную необходимостью повышенной охраны указанных земельных участков.

Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим. Его нарушение влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.12 КоАП.

Первый пояс — зона строгого режима — организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, охраняется, обозначается в натуре на местности соответствующими знаками — столбами с надписью (за уничтожение этих специальных знаков административная ответственность может наступить в соответствии со ст. 7.2 КоАП). Здесь запрещается проживание и временное нахождение лиц, непосредственно не связанных с работой на водопроводных станциях и сооружениях.

Второй пояс — зона ограничений — включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Здесь запрещается использование территории, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение источника водоснабжения.

В этой зоне только с особого разрешения органов санитарного надзора допускается: строительство; уничтожение насаждений; проведение железнодорожных и автотранспортных путей; использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд; мероприятия по физкультуре, купание и т.д.

Третий пояс — зона наблюдений — охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. Органы санитарного надзора проводят здесь учет инфекционных заболеваний и осуществляют систематические эпидемиологические обследования.

2. Важное значение для использования и охраны земель природоохранного назначения приобретает вопрос об особенностях их использования и режима охраны — например, о том, как могут использоваться земли водоохранных зон, которые по прежней редакции ст. ст. 97 и 102 ЗК относились и к землям природоохранного назначения, и к землям водного фонда.

В границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.

Установление водоохранных зон (что очень важно) не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей. Землеобладатели в водоохранных зонах, однако, обязаны наряду с общими правилами землепользования соблюдать и обеспечивать установленный режим охраны и использования земель этих зон.

Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Таким образом, право владения земельными участками, в том числе на праве частной собственности, в водоохранных зонах не исключается, но, как и на землях других категорий, не допускаются самовольное строительство и использование с нарушением указанных правил землепользования в водоохранных зонах.

Реформа местного самоуправления предполагает усиление роли муниципальных образований, где расположены водоохранные зоны и иные земли природоохранного назначения, органов местного самоуправления по распоряжению и управлению этими землями и контролю за их использованием.

Если земельное, природоохранное, водное и иное природоресурсное законодательство недостаточно регулирует соответствующие функции муниципальных образований и их органов местного самоуправления, то они должны использовать нормы законодательства РФ о местном самоуправлении, об общественном и муниципальном земельном, водном и экологическом контроле.

В качестве примера разрешения споров об использовании земель, расположенных в водоохранных зонах, можно привести Постановление ФАС Московского округа от 22 декабря 2005 г. N КГ-А40/12846-05-2. Этим Постановлением были правомерно удовлетворены исковые требования о признании недействительным инвестиционного контракта по строительству объекта недвижимости, так как материалами дела установлено, что реализация спорного контракта будет осуществляться в водоохранной зоне без учета установленных законодательством РФ ограничений.

3. В соответствии с земельным законодательством осуществляется закрепление на местности границ земель природоохранного назначения специальными информационными знаками.

Об установлении границ зон, полос, иных земельных участков природоохранного назначения и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.

Особое внимание уделяется информационному обеспечению водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Согласно ч. 18 ст. 65 ВК закрепление на местности их границ специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

4. На землях природоохранного назначения применяется особый правовой режим (см. комментарий к п. 2 данной статьи), охраняемый судом.

Так, истцы предъявили иск к администрации Мытищинского района и ООО «К» о признании недействительными постановления главы администрации, которым ООО «К» в собственность для размещения яхт-клуба был выделен земельный участок возле д. Пирогово, а также договора купли-продажи этого земельного участка, заключенного ответчиками. При этом истцы указали на то, что продажа указанного земельного участка, расположенного в прибрежной санитарной зоне Клязьминского водохранилища, противоречит ВК и нарушает их права на благоприятную окружающую среду и отдых.
———————————
Сборник материалов судебной практики по вопросам государственной регистрации прав и сделок с земельными участками. Вып. 2. 2002. 6 авг.

Из материалов дела видно, что спорный земельный участок расположен в природоохранной зоне, что подтверждается планом земельного участка, а также сведениями, представленными Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Мытищинскому району Московской области. Как установил суд, вопрос о предоставлении земельного участка ООО «К» в собственность был произведен главой администрации Мытищинского района без согласования с органами управления по использованию и охране водного фонда, органами в области охраны окружающей природной среды. Решением суда заявленные требования удовлетворены, постановление главы администрации Мытищинского района, договор купли-продажи земельного участка, запись в ЕГРП, а также свидетельство о государственной регистрации права, выданное Московской областной регистрационной палатой, признаны недействительными. В отношении приведенного дела обращают на себя внимание и иные обстоятельства. Так, поскольку порядок предоставления земельного участка, установленный законом, был нарушен, суд, руководствуясь ст. 13 ГК, признал недействительными постановление главы Мытищинского района, а также сделку, которая как заключенная с нарушением требований закона является ничтожной. Регистрация права собственности юридического лица по сделке была произведена с нарушением требований ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому суд признал незаконной и регистрацию права.

Однако необходимо отметить, что Московская областная регистрационная палата, проводя государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на данный участок земли, не имела достаточных сведений. План земельного участка, удостоверенный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Мытищинского района, не содержал сведений о наличии смежных границ (землепользователей) с водным объектом и был обозначен в плане как земельный участок, отнесенный к землям промышленности без ограничений в пользовании.

5. Забота о местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей пронизывает земельное и иные отрасли законодательства РФ, имеет конкретный характер и отражается в статьях ЗК, ст. 48 ЛК, ст. 54 ВК, ст. ст. 9 и 49 ФЗ «О животном мире» и т.д.

К федеральным законам, которыми устанавливается порядок природопользования на указанных территориях, относятся наряду с указанными ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ФЗ о территориях природопользования коренных малочисленных народов и др. .
———————————
См.: Андриченко Л.В. Правовое регулирование организации и деятельности коренных малочисленных народов. М.: ИЗиСП, 2005.

Земли природоохранного назначения

Земли природоохранного назначения – участки, которые заняты специальными защитными лесами. Данные земли, предусмотренные для защиты природы, определены на уровне лесного законодательства.

Читать еще:  В какой суд подается административное исковое заявление

Понятие земель природоохранного назначения

Земли природоохранного назначения – участки, которые заняты специальными защитными лесами. Данные земли, предусмотренные для защиты природы, определены на уровне лесного законодательства.

Исключение составляют только отдельные земли, которые предусмотрены земельным законодательством:

  • земли, относящиеся к категории особо охраняемых;
  • земли, которые относятся к защитным лесам, располагающимся в границах специально обозначенного лесного фонда.

Помимо вышеперечисленных земель, к участкам данного назначения также относятся и прочие земли, которые осуществляют природоохранные функции.

Общие правила регулирования данных земель закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах федерального или регионального уровня. В частности, основное регулирование данного вопроса закреплено в Лесном кодексе России.

Особенности, существующие при использовании и охране защитных лесов

В законодательстве имеется специальный нормативно-правовой акт, в котором имеется информация об особенностях установления и использования защитных лесов.

В соответствии с данным законом выделяются следующие особенности:

  • леса, которые располагаются на особых территориях, предназначенных для охраны природы и окружающей среды, подлежат освоению только при необходимости обеспечить сохранность водоохранных, защитных и санитарно-гигиенических функций;
  • леса, которые располагаются в границах специальных охранных территорий, подлежат использованию в соответствии с земельным и лесным законодательством. В частности, согласно нормам данных законодательных актов, пользование участками лесами осуществляется в порядке, установленном для особо охраняемых территорий;
  • леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не допускают на своей территории никакой другой деятельности, кроме установленной их целевым назначением;
  • право на постоянное пользование в границах земель лесного фонда предоставляется только в соответствии со специальным проектом, в котором содержится информация об освоении лесов.
  • лица, имеющие участки в собственности, в границах земель лесного фонда, должны вести свою деятельность на данном объекте недвижимости в соответствии с проектом освоения;
  • леса, располагающиеся на территории специальных национальных парков и заповедников, особо охраняются законодательством. По этой причине не допускается проведения на данной территории каких-либо рубок и прочих видов уничтожения лесов.

Правила осуществления закрепления на местности определенных границ земель, предназначенных для охраны природы

На законодательном уровне отдельно устанавливается порядок закрепления границ природоохранных участков.

В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ на местности должно осуществляться закрепление границ при помощи специальных знаков информационного значения. Земельное законодательство допускается установление подобных информационных знаков в следующих ситуациях:

  • при необходимости установить и обозначить границы особых природоохранных зон;
  • для информирования населения о допустимом виде хозяйственного использования в границах обозначенного участка земли.

К особенностям таких земель относится использование информационных знаков для обозначения водоохранных зон и прибрежных с ними защитных полос.

В нормативно-правовых актах также выделено требование о том, что размещение подобных информационных знаков осуществляется в четком соответствии с требованиями земельного законодательства.

Правовой режим земель природоохранного назначения

На законодательном уровне устанавливается перечень земель, которые относятся к землях природоохранного назначения:

  • заказники;
  • запретные полосы;
  • нересто-охранные полосы;
  • лесные земли, предназначенные для выполнения различных защитных функций;
  • прочие земли, которые относятся к категории особо охраняемых земель;
  • территории, на которых располагаются памятники природы.

Помимо этого, на законодательном уровне выделено особое требование, согласно которому участки, на которых располагаются объекты культурного или научного значения также относятся к природоохранным.

Правовое регулирование подобных земель осуществляется в соответствии с требованиями земельного законодательства. Также могут использоваться и другие нормативно-правовые акты, к примеру, при регулировании вопросов по землям лесного фонда, используются правовые нормы Лесного кодекса РФ.

Порядок, по которому осуществляется природопользование на территории традиционного проживания коренных и малочисленных народов

На законодательном уровне отдельно предусмотрено требование о том, что места традиционного проживания коренных малочисленных народов, к которым, в частности, относятся народы Крайнего Севера, также могут обладать своими собственными природоохранными зонами.

Под территориями традиционного пользования подразумевается определенные участки земли, на которых проживают коренные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Данные участки обязательно должны относиться к категории охраняемых природных территорий. На подобных землях предусматриваются возможности для традиционного природопользования народов разнообразных коренных и малочисленных народов.

Под подобным традиционным природопользованием подразумевается исторически сложившиеся способы использования объектов растительного и животного мира.

Территория традиционного пользования коренных малочисленных народов подразделяется на несколько уровней:

Границы таких территорий утверждаются соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми Правительством РФ. Правовой режим пользования подобными территориями также устанавливается на уровне федеральной, субъектной или муниципальной власти путем принятия соответствующих положений.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Классификация земель

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Земли природоохранного назначения

Содержание статьи:

Земельные участки природоохранного назначения

В статье 97 Земельного кодекса РФ дано определение такому понятию, как земли природоохранного назначения. К этой категории относятся участки, относительно которых установлен специальный правовой режим земель природоохранного назначения, заключающийся в ограничении или полном запрете работ, которые не входят в список разрешенных видов деятельности. Список составляется с учетом основного назначения площади, установленного государством.

В состав этой категории земель входят:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • участки, занятые защитными лесными посадками, кроме лесов, находящихся в распоряжении лесного фонда и особо охраняемых природных территорий;
  • другие наделы, выполняющие функции природоохранного характера.

Ранее в эту группу также включались запретные и нерестоохранные полосы, противоэрозионные, пастбищезащитные и полезащитные насаждения, водоохранные зоны рек и водоемов, однако, после внесения поправок в земельный кодекс данные типы территорий были исключены из состава.

В группу могут быть включены отдельные лесопосадки, если они принадлежат к защитным лесам и выполняют соответствующие функции. Для каждого типа земель определены свои функции, к примеру, защитные насаждения включены в комплекс государственной системы мелиорации и выполняют функции по защите территорий от деградации.

Использование земель природоохранного назначения

Для таких земель устанавливается определенный порядок пользования, который, как правило, регулируется земельным законодательством и Лесным кодексом РФ. Площади используются для организации средообразующих, водоохранных, оздоровительных, санитарных комплексов. Существенным условием эксплуатации таких площадей является соответствие деятельности тому целевому назначению, который установлен для участка.

В том случае, если в границах природоохранной зоны находятся земельные участки частных лиц, они не подлежат изъятию или выкупу у собственников, однако, пользоваться такими территориями собственники или временные распорядители смогут лишь в рамках предусмотренного режима.

Порядок эксплуатации зон определяется на основании изданных федеральных законодательных актов и региональных постановлений (Приказ МПР РФ от 16.07.2007 N 181). На территориях допускается ограниченная хозяйственная деятельность, если она разрешена действующим законом. Запрещается проведение в природоохранных зонах сплошных вырубок, кроме мест, специально отведенных для этого или с целью очистки площадей от погибших или поврежденных посадок.

Частные случаи

Юридические лица, которым предоставлены такие территории во временную эксплуатацию, принимают на себя обязательства по обозначению границ участков специальными знаками информационного содержания.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В пределах массива устанавливается правовой режим пользования, который запрещает проведение работ, несовместимых с основным назначением территорий.

В том случае, когда речь идет о местопроживании коренных малочисленных народов страны, а также этнических общин, природоохранные зоны используются для организации мест традиционного природопользования этих групп.

Порядок пользования такими территориями, определен законодательными актами и Правительством РФ.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Относительно территорий данного типа устанавливается определенный правовой режим землепользования.
  2. К землям природоохранного назначения относятся участки защитного типа, предназначенные для охраны окружающей среды.
  3. Использование территорий разрешается только в рамках установленного регламента.
  4. Порядок пользования определяется в соответствии с целевым назначением массивов. Изменять данную характеристику надела запрещается.
  5. Участки, расположенные в пределах природоохранной зоны, остаются в распоряжении собственников или пользователей, которые могут выполнять на них только те работы, которые разрешены законом.
  6. Организации должны установить на участке специальные информационные знаки и обеспечить сохранность и поддержание назначенного порядка природопользования.
  7. Если в пределах зоны проживают малые коренные народности или общины, то земли могут быть использованы для организации мест традиционного природопользования.

Список законов

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям природоохранного назначения

Вопрос: Уважаемые эксперты, подскажите, пожалуйста, как мне поступить в сложившейся ситуации. Меня зовут Владимир, и я являюсь генеральным директором организации по устройству мелиоративных комплексов.

Более года назад я выиграл тендер по посадке системы защитных лесов в регионе и направил заявление о получении во временное распоряжение соответствующей территории. Земельная зона была выделена, и я начал все необходимые работы. Через некоторое время пришло уведомительное письмо, в котором указывалось, что участок у меня изымается по причине отсутствия специальных информационных знаков.

Знаки я действительно не устанавливал, однако, может ли это послужить причиной изъятия надела?

Ответ: Здравствуйте, Владимир. Руководствуясь ст. 97 Земельного кодекса РФ можно посоветовать вам обратиться к должностному лицу, вынесшему решение об изъятии и пояснить сложившуюся ситуацию. Несмотря на то, что установка информационных знаков является обязанностью юридического лица, распоряжающегося территорией, отсутствие таковых не может стать причиной изъятия участка из временного распоряжения.

Согласно действующему законодательству, на пользователя налагается штраф, и компания обязуется устранить имеющиеся претензии. В том случае, если руководитель уполномоченного ведомства не примет должного решения и не исправит сложившуюся ситуацию, вы имеете право обратиться в суд и потребовать отменить решение об изъятии ввиду отсутствия оснований, а также возмещение неустойки, если работы на участке на какой-то срок будут приостановлены.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector