Земли особо охраняемых природных территорий
Земли особо охраняемых территорий и объектов
Землями особо охраняемых территорий и объектов, согласно ст.94 гл.17 Земельного кодекса Российской Федерации, являются земельные территории государства, которые в силу своего особого природоохранного, оздоровительного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, научного, и иного ценного значения, были изъяты из полного или частичного хозяйственного пользования. Основанием этому служат постановления государственных органов власти, одновременно присваивающие этим территориям особый правовой режим.
Виды земель особо охраняемых территорий и объектов
Земельный кодекс РФ проводит четкое разделение этих земель по назначению:
- Земли особо охраняемых природных территорий.
- Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Земли природоохранного назначения.
- Земли рекреационного назначения.
- Земли историко-культурного назначения.
- Особо ценные земли.
Земли особо охраняемых природных территорий
К ним относятся национальные, дендрологические и природные парки, памятники природы, государственные природные заказники и заповедники, ботанические сады (ст.95 гл.17 ЗК РФ).
- Заповедники и заказники — территории, на которых природные условия сохранены в естественном и первозданном виде. Их целью является защита и сохранение существующих популяций животных и растений, содействие в просвещении в вопросах экологии и подготовке профессиональных кадров по защите окружающей среды.
- Памятники природы — ценные, невосполнимые и уникальные с точки зрения экологии, науки, культуры, эстетики природные объекты, возникшие как естественным, так и искусственным путем.
- Национальные парки — территория, разделенная на зоны с полным ограничением деятельности, в которых природные условия сохраняются в нетронутыми — в естественном виде, и зоны, в которых деятельность урегулирована законодательством. Такие участки национальных парков могут использоваться также в рекреационных целях.
- Дендрологические парки и ботанические сады — искусственно созданные природные территории, на которых специально выращиваются коллекции разного рода растений, деревьев, предназначенные для сохранения и развития многообразия растительного мира.
На территории этих объектов запрещено осуществлять какой-либо род деятельности, не направленный на изучение и сохранение данных природных комплексов, а также не регламентированную регулирующими законами.
Не разрешается использовать данные земли для нужд и деятельности, противоречащих их целевому назначению. Данные участки земли могут быть как в федеральной, муниципальной собственности, так и в собственности субъектов РФ. Законодательство предусматривает возможность включения земельных участков, которые находятся в частной собственности, в данную категорию охраняемых земель.
На территории запрещается:
- строить автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередач, жилые, промышленные и хозяйственные объекты;
- эксплуатировать механические транспортные средства;
- прогон скота;
- предоставлять дачные и садоводческие участки.
Для защиты ценных объектов от разрушающего влияния негативных антропогенных факторов, на территории данных земель создаются охранные зоны. Границы зон обозначаются специальными информационными знаками. Участки земли, принадлежащие собственникам, у них не изымаются, и эксплуатируются в соответствии с требованиями правового режима. Земли государственных заповедников не подлежат приватизации, так как находятся в федеральной собственности. В национальных парках, в исключительных случаях, могут располагаться земельные участки собственников. Обязательным условием для этого является полное соответствие деятельности с правовым режимом и отсутствие ее негативного влияния (ст.95 гл.17 ЗК РФ).
Органы государственной власти субъектов могут принять решение о резервировании земель, которые в дальнейшем предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная деятельность на этих землях будет ограничена.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Данные земли предназначены для пребывания там граждан с целью лечения и оздоровления. К ним относят земли, обладающие благоприятным климатом, месторождениями лечебных грязей, минеральных вод, озер — всех тех природных ресурсов и факторов, оказывающих профилактическое и лечебное действие на организм человека. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные в таких землях, могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
Для того, чтобы сохранить благоприятные санитарные и экологические условия, на данных территориях организовывают округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Те участки земли, которые располагаются в санитарных зонах, изъятию и выкупу у их собственников не подлежат. Исключение составляют случаи, когда они находятся в первой санитарной зоне, и подлежат полному изъятию.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, запрещено проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Земли природоохранного назначения
Земли, которые заняты защитными лесами, в случаях предусмотренных лесным законодательством и земли, выполняющие природоохранную функцию. Не входят в эту категорию защитные леса, расположенные на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территорий(ст.97 гл.17 ЗК РФ).
Законодательством разрешено вести хозяйственную деятельность при условии, что будет соблюдаться установленный режим сохранения окружающей среды. Если право пользоваться таким участком получило юридическое лицо, оно обязано обозначить границы владения соответствующими информационными знаками. Разрешается быть собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором территории. Земля не выкупается, не изымается, однако деятельность на ней будет ограничена или запрещена в случае ее несоответствия основному назначению охраняемой территории (ст.97 гл.17 ЗК РФ).
Земли рекреационного назначения
К данному типу относят участки земли с расположенными на них спортивными и детскими лагерями, кемпингами, домами отдыха, пансионатами, туристическими парками и детскими станциями, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, учебно-туристическими тропами и трассами, а также другими, аналогичными объектами (ст.98 гл.17 ЗК РФ).
С собственниками земельных участков может быть заключено соглашение об образовании на территории учебно-туристических троп и трасс. Их использование будет регулироваться на основе сервитутов, но участки земли остаются в собственности у владельцев. Осуществлять какой-либо род деятельности на территории земель рекреационного назначения, не совпадающий с их основным назначением, запрещается (ст.98 гл.17 ЗК РФ).
Земли историко-культурного назначения
Земельные участки с расположенными на них объектами, которые имеют важное археологическое и культурное наследие РФ. К таким объектам относят культурные и исторические памятники. Также это территории, на которых располагаются гражданские и военные захоронения, места, достопримечательные с позиции истории ремесла, промысла и производства. Защита историко-культурного наследия осуществляется путем установки зон их охраны (ст.99 гл.17 ЗК РФ).
Запрещено изменять назначение этих земель, а также осуществлять деятельность, противоречащую этому назначению. Данные участки территории у лица, владеющего правом собственности, не подлежат изъятию, за исключением случаев, когда собственник не сохраняет или намеренно разрушает культурное наследие (ст.54 N 73-ФЗ). В отдельных случаях может быть осуществлен полный запрет какой-либо деятельности на территории земель, имеющих важное историко-культурное значение (ст.99 гл.17 ЗК РФ).
Особо ценные земли
Земельные территории с расположенными на них объектами (природными или культурного наследия), которые представляют собой особую ценность с точки зрения культуры, истории и науки. К таким объектам относят наличие типичных, культурных ландшафтов, редких ландшафтов и геологических образований, сообществ животных и растительных организмов, земельных участков, на которых предполагается вести деятельность научно-исследовательским организациям (ст.100 гл.17 ЗК РФ).
Владельцы данных земель обязаны предпринимать меры по их защите и охране (ст.100 ЗК РФ).
Соотношение площади особо охраняемых природных территорий к общей площади РФ
В 2017 году исполняется ровно столетие с момента создания в России первой особо охраняемой природной территории (ООПТ). 1917 год ознаменовался открытием Баргузинского заповедника, созданного с целью сохранения популяции баргузинского соболя. На январь месяц 2014 года в РФ насчитывалось:
- государственные природные заповедники — 102, занимающие площадь 33,8 млн.га (1,6% от общей территории РФ);
- национальные природные парки — 46, занимающие площадь 12 млн.га (0,8%);
- государственные природные заказники федерального значения — 71, занимающие площадь 13 млн.га (0,8%);
- памятники природы федерального значения — 28, занимающие площадь 0,04 млн.га (0,002%).
Общее количество ООПТ, имеющих федеральное, региональное и местное значение, насчитывает больше 13000 объектов. Причем их общая площадь составляет более 200 млн.га. (с учетом акватории), что составляет 11.9% от общей территории РФ. Без учета акватории эта цифра снижается до 11,3%.
Смена категории земли (перевод)
Поскольку со временем, в силу различных разрушающих факторов, особая ценность некоторых земель может быть потеряна, законодательством РФ предусмотрен перевод таких земель в другую категорию. В таком случае, необходимо подтверждение факта об утрате ими особой ценности. Такое заключение дает государственная экологическая или иная, установленная законом, , экспертиза. Возможен и обратный процесс — перевод земель в категорию ООПТ. Такое происходит, если создаются туристско-рекреационные особые зоны и особо охраняемые территории. Инициатором изменений является орган, управляющий особой экономической зоной. По его заявке орган, который ведет дела по государственному земельному кадастру, вносит соответствующие изменения в документацию и узаконивает их.
Для перевода земель из одной категории в другую требуется подать ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Также необходимо подать следующие документы:
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя
- выписка из ЕГРИП (для физических лиц) или из ЕГРЮЛ (для юридических лиц)
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости
- заключение государственной экологической экспертизы
- согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка
По результатам рассмотрения ходатайства выносится акт о переводе земель или земельных участков или акт об отказе в переводе земель или земельных участков. Эти акты могут быть обжалованы в суд.
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.
Какие земли охраняются и находятся под защитой закона
Назначение земель может быть самым разным:
- одни из них используются для ведения сельского хозяйства;
- другие имеют промышленное и оборонное значение;
- третьи предназначены для поселений.
Также имеются земли лесного, водного фонда и земли запаса. Всего Земельным кодексом выделяется целых семь категорий, среди которых отдельный интерес вызывают земли особо охраняемых территорий и объектов. Это единственная категория, по названию которой трудно судить о назначении. Воображение может нарисовать что угодно: секретные зоны и военные объекты, обнесённые колючей проволокой, с охранниками по всему периметру, подземные бункеры, тайные лаборатории и многое другое. На самом деле эти территории далеки от этого, и охраняются они не столько охранниками, сколько государственным правом. Сочетание “особо охраняемые” означает, что на их территории действуют особые законы.
Земли особо охраняемых территорий и объектов: определение и состав
Земельным Кодексом особо охраняемым землям посвящены ст. 94 — 100.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного, исторического, научного, культурного, рекреационного и другого значения. Они охраняются законом и выведены (частично либо полностью) из хозяйственного оборота решением центральных, региональных и местных властей.
Состав земель особо охраняемых территорий
К ООТ относятся шесть типов:
- особо охраняемые природные территории (ООПТ);
- земли природоохранного*, историко-культурного, лечебно-оздоровительного, рекреационного**назначения;
- особо ценные земли.
* Природоохранные — земли, назначение которых — охрана природы.
** Рекреационный — оздоровительный (отдых и занятия физкультурой, спортом, туризмом).
Земли могут быть отнесены к ООТ федерального, регионального либо местного значения по решению правительства России, органов субъектов РФ или ОМСУ.
Земли ООПТ и территории, где имеются объекты культурного наследия, можно использовать только по их целевому назначению. Другое использование запрещено либо ограничено в допустимых случаях, установленных Земельным Кодексом и законами РФ.
Земли особо охраняемых природных территорий
ООПТ — это территории, на которых расположены государственные объекты, являющиеся национальным достоянием:
- природные заповедные комплексы, в т. ч. биосферные* резервации;
- государственные заказники**;
- национальные и природные парки;
- ботанические сады;
- дендрарии;
- территории природопользования коренных малых народов.
* Биосферные резервации — заповедные зоны межнационального достояния, охраняемые ЮНЕСКО, созданные с целью сохранения природного генофонда и экологических систем. В них проводятся международные исследования. Всего под эгидой ЮНЕСКО созданы 564 биосферных заповедника.
** Заказники — охраняемые природные зоны, где под охраной находится не весь природный комплекс, а отдельные части, например, редкие виды растений или животных, мемориалы, геологические образования и т.д.
По решению правительства РФ, органов власти субъектов Федерации, местных муниципальных органов к землям ООПТ могут также отнести:
- природные ландшафты;
- береговые зоны;
- речные и морские акватории;
- уникальные произведения садово-паркового искусства;
- малые заповедники;
- биостанции.
Правовой статус земель ООПТ
Правовой статус земель особо охраняемых природных территорий регулируется федеральным законом ФЗ N 33 и ст. 95 ЗК РФ.
Назначение земель ООПТ — охрана природных объектов и их изучение. Другое использование и любая деятельность, наносящая вред природной зоне, не допускается. Исключение — частичная хозяйственная или рекреационная деятельность на специально предоставленных для неё земельных участках (создание туристических и лечебно-оздоровительных объектов).
- Земли ООПТ являются государственной, муниципальной собственностью, а также собственностью субъектов РФ. Они не подлежат приватизации.
- В отдельных случаях законом допускается наличие частных земельных участков, прилегающих к ООПТ, если деятельность их собственников не наносит вреда окружающей среде. При этом запрещены перевод ЗУ из одной категории в другую и использование надела не по целевому назначению.
- Земельный участок может быть изъят, если он будет объявлен государственным природным заказником (изъятие при этом не является обязательной мерой), либо если находящийся на нем природный объект будет признан памятником природы.
Деление ООПТ на зоны
В целях исключения вредного влияния на природу от хозяйственной и человеческой деятельности земли особо охраняемых природных территорий могут разделяться на три функциональные зоны:
- заповедная зона, которая является основной, и выполняет функции сохранения природных объектов или их восстановления;
- буферная зона — прилегает к заповедной и ограждает её от внешних территорий, на которых расположены хозяйственные объекты;
- переходная охранная зона — часть заповедной, имеющая антропогенные факторы влияния из-за прилегающих к ней участков с поселениями и объектами разрешенной хозяйственной деятельности, связанной с рекреацией, землепользованием, лесопользованием, водопользованием и др.
Запрещённые виды деятельности на землях ООПТ
В границах ООПТ (либо в границах функциональных зон) запрещено:
- создавать садоводческие или дачные участки;
- строить дороги, дома, инженерные сооружения;
- устраивать транспортные стоянки, проезды для транспорта и прогоны для скота;
- осуществлять все прочие виды деятельности, запрещённые законом.
Особенности территорий историко-культурного назначения в том, что они граничат с землями поселений (населённых пунктов). Использовать земли не по назначению либо менять их категорию нельзя.
Частные земельные участки не изымаются, за исключением отдельных случаев. На участках, закрытых для исследований, полностью исключена любая хозяйственная деятельность.
В целях сохранения историко-культурных памятников, природного или городского ландшафта между землями и примыкающим к ним поселениям устанавливаются охранные зоны:
- в границах земель вне зоны поселений действует особый режим — здесь запрещена любая деятельность, противоречащая основному назначению земли;
- на ЗУ, находящихся в охранных зонах вне территории земель, землепользование и строительство ведётся при соблюдении требований по охране исторических и культурных памятников (федеральный закон N 232 — ФЗ).
Особо ценные земли
К особо ценным землям, согласно ст. 100 ЗК РФ, относятся природные, исторические, культурные, научные объекты, которые представляют особую ценность:
- природные ландшафты;
- памятники архитектуры;
- места совместного обитания животных и растений;
- месторождения редких полезных ископаемых;
- участки, на которых осуществляется научная исследовательская деятельность.
На владельцев, собственников, арендаторов и пользователей земельных участков возложена ответственность по их сохранности.
Заключение
Земля — главное национальное достояние России. Это видно по составу земель особо охраняемых территорий, на которых находятся уникальные ландшафты природы, заповедники и парки, памятники культурного и исторического наследия, лечебно-оздоровительные комплексы, туристические и спортивные базы и многое другое. Особо выделяются земли особо охраняемых природных территорий, среди которых 11 находятся под защитой ЮНЕСКО.
Все это — как подаренное природой, так и созданное людьми, нужно ценить и беречь, используя по назначению. Не стоит отдавать подобное в руки коммерсантов. Именно поэтому данные территории находятся под особой охраной и правовой защитой.
Земельный
эксперт
Бесплатная горячая линия
+7 499 553-09-05 Москва
+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург
+7 (800) 550-38-47 Россия
Классификация земель
Москва |
+7 499 553-09-05 |
Санкт-Петербург |
+7 812 448-61-02 |
Россия |
+7 (800) 550-38-47 |
Особо охраняемые природные территории
Содержание статьи:
Земли особо охраняемых природных территорий
В статье 94 Земельного кодекса РФ раскрыто такое понятие, как особо охраняемые природные территории. В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Порядок определения и отнесения земель к территориям, нуждающимся в охранном режиме, устанавливается Правительством РФ или региональными уполномоченными ведомствами. В отношении данных территорий обязательно проводится межевание, и земли в дальнейшем проходят обязательную регистрацию в государственном кадастре, получают индивидуальный номер и лишь по завершении этих процедур могут применяться для установки специального режима землепользования.
Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий
На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.
Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.
На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.
Создание охранных зон
Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:
- передавать наделы для организации сада или огорода;
- использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
- осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
- другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.
Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.
В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.
Резервирование земель
Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о резервировании земель с возможным изъятием наделов у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.
Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.
Земли государственных заповедников и национальных парков
Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.
В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.
Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.
Изъятие земель особо охраняемых природных территорий
Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.
Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.
Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.
Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.
Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.
Заключение
В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:
- Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
- Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
- Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
- На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
- Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
- Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
- В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
- Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
- Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.
Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.
Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?
Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.
Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.
Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.
Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС – Глава 17. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.5. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Статья 97. Земли природоохранного назначения
1. К землям природоохранного назначения относятся земли:
1) утратил силу. – Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;
2) запретных и нерестоохранных полос;
3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);
4) утратил силу. – Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;
5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 98. Земли рекреационного назначения
1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Статья 99. Земли историко-культурного назначения
1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации , в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Статья 100. Особо ценные земли
1. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.
10.06.2010 – Багаев
После прочтения статьи 100 становиться ясным, что в РФ нет земель сельхоз назначения, да и ни каких других категорий земель нет – все земли относятся к “особо ценным землям категории земли особо охраняемых территорий и объектов”.
Читаем внимательно: Статья 100. Особо ценные земли
1. К особо ценным землям относятся (не могут относиться, а “относятся”) земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие (т.е. все)ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов (т.е. ещё раз все), редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.
Земля особо охраняемых территорий и объектов
Земли, относящиеся к территориям и объектам со статусом особо охраняемых, представляют собой одну из земельных категорий РФ с природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным значением, которые по постановлению федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, а также решениям ОМС частично или в полной мере изъяты из хоз. оборота и применения, и в отношении которых устанавливается особенный правовой режим.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ обозначено, что земельный правовой режим устанавливается посредством принадлежности земель к той или другой целевой категории и также разновидности разрешенного применения согласно территориальному зонированию и общим принципам.
Очередность его проведения установлена законодательными актами и отдельными требованиями законов специального назначения.
Юридическая значимость этих категорий земель представлена тем, что после выведения их в отдельную категорию с охраняемым статусом, кодексом одновременно зафиксирован их правовой режим, с введением ограничений возможности изъять их для любых других целей.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Состав земель особо охраняемых территорий и объектов
К землям, отнесенным к особо охраняемым территориям и объектам, причисляют земельные участки, имеющие особые природоохранные, историко-культурные, научные, рекреационные, эстетические, оздоровительные и другие значения.
Такие земли могут быть выделены отдельным решением госорганов для применения в экологосоциальных направлениях:
- Обеспечения сохранности и улучшения ситуации с окружающей средой;
- Организации охранного процесса и воспроизводства ресурсов природы;
- Удовлетворения нужд граждан в местах для их отдыха;
- Обеспечения сохранности исторического и культурного наследия.
Земли, отнесенные к территориям и объектам с особо охраняемым статусом, представляют собой отдельную земельную категорию.
С учетом характера применения и поставленных перед такими землями задач, они могут подразделяться на такие виды:
- Естественные территории с особо охраняемым статусом, включительно с курортами и местностями лечебно-оздоровительного характера;
- Территории, имеющие природоохранное значение;
- Рекреационное значение;
- Территории исторического и культурного значения;
- Другие территории, имеющие статус особо ценных, определенные ЗК РФ и нормативными актами.
Кроме указанных выше и других предусмотренных законами разновидностей земель особо охраняемой категории, Земельным кодексом РФ установлено, что к таким могут быть также отнесены территории в пределах городского леса, парка, охраняемой береговой полосы, станций биологического направления, микрозаповедников и прочего.
Земли водного фонда: правовой режим.
Что такое земли промназначения, читайте тут.
О правовом режиме земель лесного фонда читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemlya-lesnogo-fonda.html
Кодексом обозначена приоритетность в обеспечении сохранности земель территорий со статусом особой охраны и установлено, что любые действия по их изъятию для других целей строго ограничены или же запрещены.
Они в полной мере или же частями исключены из хоз. оборота и применения. На подобные территории распространяются установленные порядки их использования и хозяйствования на них, на условиях, что такие действия не повлекут за собой снижения или потери ценных качеств (экологических, рекреационных, лечебно-оздоровительных, историко-культурных) этих включенных в охрану земель.
Режим обеспечения охраны закрепляется на земле, которая передается их пользователям от организаций, обеспечивающих сохранность исторических и культурных памятников, учреждений природоохранного значения, а также на земле, которая не изъята у ее владельцев, арендаторов или же пользователей.
Все без исключения пользователи законодательно обязаны к соблюдению закрепленной за землями особо охраняемой режимности.
Земли, исходя их своего значения, могут иметь различную принадлежность: местную, региональную и федеральную.
Правовые аспекты, касающиеся порядка определения пользования и охраны территорий охраняемых зон, устанавливаются Правительством, основываясь на федеральном законодательстве.
Говоря о местных и региональных территориях – госорганами субъектов РФ и ОМС, основываясь на отдельных законах, законах, принятых субъектами РФ и нормативно-правовых актах ОМС.
Земли особо охраняемых территорий и объектов: правовой режим
Земли, отнесенные к ряду объектов и территорий особой охраны, являются структурным звеном в охране природной среды, вместе с существующими в ее пределах представителями растительного и животного мира, а также водными объектами. Правовая регулировка применения и обеспечения охраны земель и иных территорий осуществляется на условиях полного взаимодействия с общими интересами охраны всей экологической структуры.
Правовой статус земель, подпадающих под категорию особо охраняемых объектов и территорий, определяется не только земельным, но также и заповедным законодательством, вместе с федеральным законом под №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., а также №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах и местностях» от 23.02.1995 г.
Эти земли, с учетом их видовой принадлежности и определенного статуса объекта и территории, могут относиться к государственному (субъектному или федеральному), частному и муниципальному владению.
Согласно своему статусу, ряд охраняемых территориальных видов может иметь местное, региональное или же федеральное значение, с отнесением их к соответствующему виду собственности.
Достаточно интересное действие имеет право частного владения определенной землей. К примеру, в чертах отдельных видов территорий, к которым можно отнести заказники, вполне допустимо наличие земельных участков, оформленных как частные владения.
Если же затрагивать вопрос прекращения прав на участки, отнесенные к особенно охраняемым территориям, которыми владеет муниципалитет или государство, включительно и в порядке отнесения их к частным владениям, в преимущественных случаях недопустимо.
По факту это значит, что к моменту закрепления за территорией статуса особо охраняемой, если в ее чертах значится участок, который кем-либо используется или находится в чьей-либо собственности, то он не подлежит изъятию.
Их владельцы все так же используют эти участки, однако, с некоторыми ограничениями, которые были введены при создании территории со статусом особенно охраняемой. Они имеют такое же право совершать с личными земельными участками различные сделки, куда включается также и отчуждение.
Во время оформления сделок, в действие вступают правила, которые воспрещают продавцам или покупателям менять целевое предназначение участка. Если же говорить о практической реализации, то подобные разновидности землепользования обыкновенно являются использованием участков для своих целей гражданами, которые заняты управлением или обслуживанием определенной территории с особенно охраняемым статусом либо же домов отдыха или санаториев.
Когда же за территорией был закреплен такой статус, с того же момента становится практически невозможной любая передача участков, размещенных в ее пределах, во владение физическим и юридическим лицам.
Одна из важных характерных особенностей правового аспекта земельного режима территорий, отнесенных к особенно охраняемым – это введение запрета на их изъятие или же ликвидация прав на участки отдельных территориальных видов, которые прямо противоречат целевому предназначению.
В статье 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» четко оговаривается запрет на проведение изъятия природно-заповедных земель.
В чертах земель территорий, находящихся под особенной охраной, дозволено землепользование и хозяйственная деятельность, если подобные действия не ухудшают положение объектов, подлежащих охране.
К такой дозволенной деятельности относят организацию и выполнение исследований научного плана, просвещение, экомониторинг, в некоторых случаях, и организацию отдыха и туризма. Также на практике встречаются и случаи предоставления земель для определенных разновидностей сельхоздеятельности, к примеру, в целях выполнения сенокошения и выпаса, прокладывания ЛЭП.
Дозволены и традиционные разновидности хоз. деятельности по месту проживания любой из коренной малочисленной народности в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. К таким относят оленеводство, охоту и т. п.
Из списка тех, которые запрещены, можно назвать:
- разведку и разработку полезных ископаемых;
- лесную рубку;
- рыболовство и охоту;
- возведение разных объектов жилого и хозяйственно назначения, кроме тех, что предназначены для целей обслуживания охраняемых территорий и дозволенных видов деятельности.
На федеральных охраняемых землях воспрещается предоставлять дачные и садоводческие участки, проводить строительство автодорог, трубопроводов, ЛЭП, а также заниматься строительством и эксплуатацией объектов жилого и промышленного значения. Также введен запрет на передвижение и стоянки ТС и некоторые иные виды деятельности.
Учреждение особенно охраняемых объектов и территорий выполняется на основании решений госорганов или муниципальных органов, с учетом утвержденных схем по развитию и расположению охраняемых территорий и территориального зонирования. Процессу учреждения предшествует проведение резервирования участка госорганами субъектов Российской Федерации.
Резервирование значит, что участок будет предварительно выделен, и в отношении него установят ряд ограничений по видам хоз. деятельности, которые в дальнейшем не будут соотноситься с режимом, планируемым для закрепления за учреждаемым объектом.
Земельные участки подлежат резервации, вне зависимости от принадлежности их к тому или иному виду собственности. Участок, подлежащий резервации и пребывающий в частном владении, может быть изъят на условиях выкупа.
В целях создания дополнительной защиты территорий, имеющих статус особенно охраняемых, от вероятности воздействия антропогенных факторов, на смежные земельные участки и водное пространство могут быть созданы охраняемые округа и зоны, с закреплением регулируемого режима хоз. деятельности.
Создание охранных зон обеспечивается принятием соответствующих решений госорганами субъектов РФ. Участки, оставленные в пределах таких зон, у их владельцев или же пользователей не могут быть изъяты.
Предусматривается и ведение госкадастра территорий с особенно охраняемым статусом, которым занимается МПР РФ. Кроме того, участки, имеющие природоохранное назначение, учитывают в земельном госкадастре.
Те из учреждений, которые осуществляют управление такими территориями (заказниками, заповедниками и т. п.), а также владельцы и землепользователи, чьи земли находятся в чертах территории охранной зоны, могут претендовать на льготы по оплате налогов.
В целях поддержания эффективности охранного режима, и с учетом ценности ряда природных объектов, располагаемых на территориях, имеющих особый охранный режим, за нарушения, допущенные на их территории, существенно повышена строгость юр. ответственности (статьи 250 и 252 УК РФ).
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!