Земли для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности

Статья 92 ЗК РФ. Земли для обеспечения космической деятельности

Новая редакция Ст. 92 ЗК РФ

1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 ЗК РФ

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи землями для обеспечения космической деятельности являются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности.

Согласно п. 3 комментируемой статьи земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 года N 536 “О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет” .
——————————–
СЗ РФ. 1995. N 23. Ст. 2235.

Постановлением Правительства РФ установлена обязанность Министерства обороны РФ возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения отделяющихся частей ракет, по представлению заключений совместных комиссий Министерства обороны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Использование районов падения осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством обороны РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы.

Такие договоры, среди прочего, должны предусматривать порядок возмещения Министерством обороны РФ ущерба, а также порядок возвращения районов падения в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования.

Другой комментарий к Ст. 92 Земельного кодекса Российской Федерации

Для обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. Это означает, что земли для обеспечения космической деятельности делятся на два основных подвида: земли, занятые различными наземными объектами космической инфраструктуры, и земли, включенные в состав районов падения отделяющихся частей ракет.

Порядок использования земель, занятых наземными объектами космической инфраструктуры, регулируется Законом РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I “О космической деятельности”. Статья 18 этого Закона к числу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относит: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности. Эти объекты, являющиеся федеральной собственностью, находятся в хозяйственном ведении государственных организаций, осуществляющих их эксплуатацию.

Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

В законодательстве специально определен правовой режим земельных участков, используемых под районы падения отделяющихся частей ракет. Такие земельные участки используются в качестве мест падения отделяющихся частей ракет эпизодически. Поэтому они у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством РФ (п. 3 комментируемой статьи).

Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 “О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет” определяет правовой режим земель, являющихся районами падения отделяющихся частей космических объектов. Правовой режим таких земель весьма специфичен.

Органы исполнительной власти субъектов РФ должны выделять Минобороны России земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при проведении пусков ракет с космодромов, полигонов и баз межконтинентальных баллистических ракет.

Использование районов падения осуществляется на основании договоров, заключаемых Минобороны России с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы. В этих договорах предусматриваются установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды; обеспечение Минобороны России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет; установление порядка возмещения Минобороны России причиненного ущерба и приведения районов падения в состояние, пригодное для хозяйственного использования, и некоторые другие вопросы.

Минобороны России обязано возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет.

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 350 “О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. N 536 “О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет” утверждена Методика расчета компенсационных выплат субъектам Российской Федерации за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Классификация земель

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Земли для обеспечения космической деятельности

Содержание статьи:

Понятие земель для обеспечения космической деятельности

Законодательством России создан уникальный правовой режим земель для обеспечения космической деятельности. Он содержит правила ведения различной деятельности в космической отрасли и понятие территорий, предназначенных для обеспечения космических мероприятий. Основными документами, регулирующими правовой режим данной группы земель, являются ЗК (92-я статья) и закон №5663.

К землям, необходимым для обеспечения деятельности в космической отрасли, относятся территории, которые предназначены либо могут использоваться под обеспечение действий организаций или объектов, касающихся космической сферы. Выделение земельных участков под ведение данной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством России.

Предоставление земель для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности применяются для размещения на них космических объектов. Контроль и учет космических объектов осуществляет Государственная корпорация по космической деятельности РосКосмос

На территориях, предназначенных для ведения мероприятий, связанных с космической деятельностью, могут размещаться разнообразные стационарные и мобильные объекты, в частности:

Читать еще:  Беспроцентный займ работнику налоговые последствия

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • тренировочные центры с соответствующим оборудованием, предназначенные для подготовки сотрудников-космонавтов к предстоящим полётам в космос;
  • полигоны, предназначенные для посадки космических объектов;
  • территории возможного падения частей космических объектов;
  • комплексы, которые используются специалистами космической сферы деятельности, для хранения и ремонта космической техники и запчастей к ней;
  • пункты по приёму, сортировке, анализу, хранению информации, которая необходима для подготовки полётов космических аппаратов;
  • центры по управлению за полётами космических аппаратов;
  • комплексы, предназначенные для размещения различной измерительной аппаратуры, которая необходима в ходе осуществления командных действий по управлению полётами;
  • площадки, на которых располагаются космические объекты, комплексы стартово-пусковых установок;
  • космодромы.

Изъятие земель для обеспечения космической деятельности

Статьей 92 (пунктом 3) ЗК России установлено, что земли, находящиеся в пределах территории, на которую могут упасть обломки либо отдельные части космических объектов, не изымаются у фактических владельцев за исключением случаев, когда такие земли использовались в ходе операций по обороне страны. Собственникам таких участков полагается материальная компенсация в случае попадания на землю обломков космических аппаратов. Рассчитывает размер компенсации объединённая комиссия в составе представителей федерального органа по контролю за состоянием окружающей среды, Минобороны и МЧС РФ. Возмещение убытков гражданам, чьи земли пострадали от упавших обломков космических аппаратов, осуществляется средствами Минобороны.

Методика расчета величины ущерба установлена Постановлением Правительства РФ №350 от 24.03.1998. Расчет производится по формуле:

  • Скомпенсации — величина ущерба, который подлежит возмещению (определяется в рублях).
  • С – площадь территории, на которой зафиксировано падение обломков космического объекта (измеряется в м 2 ).
  • Т – период, в течении которого участок был задействован в процессе падения обломков космических аппаратов и ликвидации последствий, возникших от контакта земли и частей космолётов (единица измерения – часы).
  • Ст – ставка земельного налога (измеряется в рублях).

Величина налога на землю устанавливается в соответствии со ст. 394 НК РФ

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Территории, предназначенные для обеспечения космической деятельности, делятся на две категории: земли, предназначенные для возведения объектов космической отрасли и земли, на которые могут упасть обломки космических объектов.
  2. Земли, на которые могут упасть обломки космических аппаратов, не изымаются у их владельцев за исключением ситуаций, когда осуществляется оборона страны.
  3. Министерство обороны осуществляет возмещение ущерба собственникам участков, на которые упали обломки космических объектов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям для обеспечения космической деятельности

Вопрос: Меня зовут Иннокентий Александрович. Я обладаю небольшим земельным угодьем, расположенным возле посёлка Углегорск (Амурская область). На участке я выращиваю фрукты. Неподалеку от моего надела проходит строительство космодрома «Восточный». Поэтому, два года назад мой участок был зарезервирован для госнужд (на участке должны быть построены ангары для хранения техники, необходимой при обслуживании космических аппаратов). У меня возник вопрос: мой участок будет изъят или есть вероятность, что он останется в моей собственности?.

Ответ: Иннокентий Александрович, в Земельном кодексе (статье 70.1) указано, что ваша земля может быть зарезервирована на протяжении трёх лет. Участок может быть изъят до окончания периода резервирования (если его изымут, то вам будет выплачена за него компенсация). Если надел не будет изъят до окончания периода резервирования, то его должны удалить из перечня земель, зарезервированных для госнужд.

Земли для обеспечения космической деятельности

Землями данной субкатегории специального назначения признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество РФ в области исследования и использования космического пространства. Космическая деятельность находится в федеральном ведении.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 20.08.1993 № 5663-1 “О космической деятельности” космическая инфраструктура РФ включает в себя: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. Земли, занятые объектами космической инфраструктуры, являются ограниченными в обороте (ст. 27 ЗК РФ).

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у их правообладателей не изымаются, а порядок возмещения ущерба этим лицам определяется постановлением Правительства РФ от 31.05.1995 № 536 “О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет”, которым предписано Министерству обороны РФ возмещать правообладателям земельных участков прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения отделяющихся частей ракет, по представлению заключений совместных комиссий Минобороны России, МЧС России, федерального органа по охране окружающей среды и органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Земли обороны и безопасности

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и федеральными законами.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории; безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Мри необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у их правообладателей не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

Согласно п. 10 и 11 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ “Об обороне” земли и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

Читать еще:  Какие суды есть в России

Исполнительные органы государственной власти, указанные ст. 29 ЗК РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного лссохозяйственного и иного использования.

В условиях чрезвычайного или военного положения, предусмотренного федеральными конституционными законами от 30.05.2001 № 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении” и от 30.01.2002 № 1-ФКЗ “О военном положении”, земельные участки для нужд обороны и безопасности могут быть реквизированы у их правообладателей (ст. 51 ЗК РФ).

Особый режим использования земель устанавливается в пограничных зонах. Государственная граница РФ – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ в порядке, установленном федеральным законодательством, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются федеральным законодательством.

Другой разновидностью земель данной субкатегории являются земли, занимаемые закрытыми административно-территориальными образованиями. Закрытое административно-территориальное образование (далее – ЗАТО) – это имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО предусматривает установление ограничений на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.

Земли ЗАТО в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли промышленности, обороны и иные земли. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного ЗАТО принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ЗАТО.

Земли ЗАТО, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования. В ЗАТО в соответствии с законодательством РФ по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель. Органы государственной власти субъектов РФ принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления ЗАТО для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.

В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиту населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Как следует из п. 3 постановления Правительства РФ от 17.02.2000 № 135 “Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов”, запретная зона включает территорию, непосредственно примыкающую к территории военного склада. Ширина запретной зоны от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается: для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей – до 400 м; для военных складов вооружения и военного имущества – до 100 м.

Обязательным требованием при установлении запретной зоны является обустройство 50-метровой противопожарной полосы, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного склада, в пределах которой осуществляются вырубка деревьев и кустарника и вспашка по всей ширине. На территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада.

Федеральным законом от 02.05.1997 № 76-ФЗ “Об уничтожении химического оружия” регламентируется установление зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению или уничтожению химического оружия, в пределах которых осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций; площадь указанной зоны зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня загрязнения окружающей среды и утверждается Правительством РФ.

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности

СТ 92 ЗК РФ

1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Земельного кодекса РФ

Земельный кодекс РФ впервые выделил земли для обеспечения космической деятельности в отдельный вид земель специального назначения и посвятил им ст. 92. Таким образом, было реализовано требование ст. 18 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 “О космической деятельности”, где предусмотрено, что выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством РФ. Перечень объектов космической инфраструктуры приведен в п. 2 комментируемой статьи и фактически совпадает с перечнем, данным в названном Законе.

Согласно п. 2 ст. 18 названного Закона объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью, находятся в хозяйственном ведении государственных организаций, осуществляющих их эксплуатацию. Соответственно, такие земельные участки по смыслу ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” также являются федеральной собственностью. Вместе с тем подп. 9 п. 5 ст. 27 ЗК РФ относит земельные участки, занятые объектами космической инфраструктуры, к участкам, ограниченным в обороте, т.е. к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Это противоречие в законодательстве следует устранить.

Особое правовое регулирование установлено для земельных участков, используемых под районы падения отделяющихся частей ракет (далее – ОЧР) эпизодически. Такие участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Однако ущерб, причиняемый в результате такого падения, подлежит возмещению.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 мая 1995 г. “О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет” органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при проведении пусков ракет с космодромов и полигонов.

Читать еще:  Ст 2 конституции РФ с комментариями

Министерство обороны РФ заключает с органами исполнительной власти субъектов РФ договоры об использовании этих земельных участков, в которых предусматривается установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды, а также порядка приведения районов падения в состояние, пригодное для хозяйственного использования, возмещения причиненного ущерба и многие другие вопросы.

Так, например, Министерство обороны РФ и администрация Архангельской области заключили договор о порядке действий, касающихся вывоза ОЧР из районов падения, а также о графике их вывоза. Управлением Росприроднадзора по Архангельской области было проведено обследование района падения остатков частей ракеты “Олема” после пуска ракеты-носителя “Союз-5”, ОЧР данной ракеты не было найдено.

В связи с этим управлением было выдано предписание федеральному государственному учреждению “Командование Космических войск” (далее – ФГУ), которым ФГУ предписывалось обеспечить поиск местонахождения, вывоз и утилизацию боковых блоков ракеты-носителя “Союз-5”, размещенных в районе падения “Олема” при запуске ракеты-носителя “Союз-5” с космодрома Плесецк, не обнаруженных в результате послепускового обследования района падения “Олема”; произвести обследование, выполнить очистку территории района падения “Олема” от загрязнений нефтепродуктами, выполнить рекультивацию нарушенных земель.

По заявлению ФГУ в арбитражный суд данное предписание управления Росприроднадзора было признано недействительным. Суд признал, что это предписание, устанавливающее иной порядок вывоза и утилизации ОЧР из районов падения, чем предусмотрено указанным выше договором, заключенным в соответствии с названным выше Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г., вынесено с превышением полномочий .
——————————–
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 апреля 2012 г. по делу N А05-5916/2011.

Земли для обеспечения космической деятельности

Земельные территории, которые предназначены для осуществления космической деятельности, отличаются ограниченность в коммерческом обороте.

Понятие земель для обеспечения космической деятельности

Земельное законодательство предусматривает существование специальной категории, которая включает в себя земли для обеспечения космической деятельности. Это территории, которые непосредственно используются или целевым предназначением относятся к деятельности государственных и коммерческих заведений по осуществлению космической деятельности. К данным организациям относятся все учреждения, которые проводят работы по исследованию, изучению и рациональному использованию пространства космоса.

Земельные территории, которые предназначены для осуществления космической деятельности, отличаются ограниченность в коммерческом обороте.

Права на участки, которые используются при запуске космических и баллистических ракет, могут принадлежать любым частным лицам, государственным органам и ведомствам. Факт использования территорий при проведении космических ракетных исследований не является основанием для изъятия участков из личного пользования.

Состав и использование земель для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности имеют конкретное целевое предназначение, которое является основополагающим фактором при определении состава данной земельной категории.

К землям космической сферы относятся территории, которые используются для постройки и эксплуатации объектов специализированной инфраструктуры космической сферы на поверхности земли. Данная категория включает:

  • космодромы;
  • объекты экспериментальной базы, которые используются для проверки и испытания космической техники;
  • центры, которые предназначены для управления полетами космического летного транспорта;
  • пункты, которые используются для приема, надежного хранения и последующей обработки полученных научно-исследовательских данных;
  • базы для хранения космической летной и исследовательской техники;
  • центры и оборудование, которое используется для предварительной подготовки и профессиональных тренировок космонавтов;
  • районы приземления отделяющихся ракетных элементов;
  • стартовые комплексы;
  • взлетные и посадочные полосы;
  • пусковые установки;
  • командно-измерительные комплексы;
  • полигоны для приземления космических механизмов.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет

Государственное правительство всячески способствует развитию обороноспособности и защиты территориальных границ страны. Одним из основных направлений в данной сфере является космическая деятельность, которая важна для решения различных научных, технических, социальных и экономических задач.

Освоение космоса и разработка летальных аппаратов предусматривает проведение определенных исследований и испытаний, поэтому на территории государственных земель регулярно осуществляются плановые запуски космических и баллистических ракет. Такие мероприятия не только благоприятно сказываются на развитии данной области, но и имеют определенные последствия – падение отделяющейся части от конструкции ракеты. Для удачного совершения запуска ракетного оборудования требуется значительная земельная площадь, экологическое состояние и естественные свойства которой могут быть нарушены.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет, необязательно должны принадлежать государственным учреждениям космической сферы, ведомствам по обороне и безопасности, так как для таких целей могут использоваться территории любых категорий и форм собственности. Основным условием для возможности использования участков для запуска ракет с последующим падением отделяющихся элементов является составление специальных договоров.

Порядок эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет

Территории, на которых возможно будут размещаться отделяющиеся ракетные части, должны выделяться муниципальными органами в распоряжение федерального Министерства обороны. Основаниями для выделения таких земельных участков являются:

  • запуск ракет с космодромов;
  • проведение космических ракетных испытаний в полигонных условиях;
  • запуск межконтинентальных ракет с территории специальных оборонных баз.

Эксплуатация территорий для падения отделяющихся элементов конструкции космических ракет возможно при условии заключения специального договора между федеральным Министерством обороны и исполнительными государственными органами муниципального масштаба, на территории которых находятся данные участки.

В договорах, которые определяют территории для падения частей космических ракет, должны быть предусмотрены следующие нюансы:

  • Указание точного расположения, размеров необходимого земельного участка, а также уточнение периодичности и продолжительности всех этапов испытаний. Для обеспечения безопасности местного населения космические структуры должны утверждать порядок оповещения жителей о предстоящих запусках;
  • Определение порядка и сроков проведения экологических исследований территорий, которые стали местом падения отделяющихся ракетных элементов, а также информирования о результатах данных экспертиз органов местного самоуправления;
  • Установление процедуры выплаты компенсационных возмещений собственникам, владельцам и пользователям территорий, а также разработка процедуры возврата территорий в хозяйственное использование в надлежащем состоянии;
  • Безопасность местного населения, которое проживает в пределах и вблизи участков для падения элементов космических ракет, обеспечивается Министерством обороны и органами местного самоуправления. Данные меры включают в себя возмещение затрат, которые возникают в связи с оповещением и эвакуацией местных жителей в период проведения ракетных испытаний;
  • Проведение всех необходимых работ для немедленной эвакуации и полноценной утилизации ракетных элементов;
  • Выплата финансового возмещения федеральным субъектам за одноразовое использование территорий при проведении ракетных испытаний. Исключением являются случаи запусков, связанные с обеспечением интересов безопасности и обороны государства, а также соблюдением государственной космической программы.

Возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам причиненного ущерба, возникающего в результате падения отделяющихся частей ракет

Федеральное Министерство по обеспечению обороны, которое выступает организатором, контролером и исполнителем запусков космических и баллистических ракет, обязуется возмещать ущерб, который был причинен последствиями падения отделяющихся ракетных частей на земельные участки. Основные разновидности ущерба, которые подлежат выплате и возмещению:

Субъектами получения материального и экологического возмещения являются следующие лица:

  • собственники земельных территорий;
  • пользователи земельных отрезков;
  • владельцы земельной недвижимости;
  • арендаторы участков.

Основаниями для возмещения материальных убытков и экологического ущерба являются заключения, составленные экспертными комиссиями следующих ведомств:

  • Минобороны РФ;
  • исполнительных органов муниципальных субъектов;
  • министерства, которое занимается решением дел гражданской обороны;
  • министерства по охране окружающей среды.

Порядок возвращения районов падения отделяющихся частей ракет в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования

Территории, которые использовались при испытании космических и баллистических ракет и пострадали в результате падения отделяющихся частей техники, не подлежат обязательному изъятию, так как могут использоваться космическими учреждениями на основании соответствующего договора.

Важным условием такого документа является возврат территорий в пользование законных собственников, владельцев, арендаторов и пользователей в первоначальном состоянии, которое пригодно для хозяйственной эксплуатации в соответствии с целевым предназначением. Для этого после запуска ракет и осуществления всех испытаний проводятся следующие действия:

  • эвакуация останков отделяющихся ракетных частей;
  • утилизация элементов ракет, которые падали после запуска.

Финальным этапом возврата территорий является проведение экологических исследований и составление соответствующих заключений о состоянии земель, которые свидетельствуют о пригодности почвы для целевого использования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector