Выборный орган первичной профсоюзной организации это

Выборный орган первичной профсоюзной организации это

Статья 82. Обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя

Статья 82. Обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя

1. Комментируемая статья посвящена вопросам участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. В соответствии с ней выборный орган первичной профсоюзной организации принимает обязательное участие:

– при принятии работодателем решения о сокращении численности или штата работников;

– при решении вопроса об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, указанным в п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК;

– при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работника.

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет сроки уведомления работодателем выборного органа первичной профсоюзной организации о проведении в организации мероприятий по сокращению численности или штата работников. В соответствии с ней работодатель не позднее чем за два месяца до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников, если это может повлечь за собой расторжение трудовых договоров, обязан поставить об этом в известность в письменной форме выборный орган первичной профсоюзной организации.

В тех случаях, когда сокращение численности или штата в организации может повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель обязан уведомить об этом выборный орган первичной профсоюзной организации в письменной форме не позднее чем за три месяца до начала проведения указанных мероприятий.

Комментируемая статья не раскрывает понятия “мероприятия по сокращению численности или штата работников”. Однако, исходя из установленных законом правил, можно предположить, что оно включает такие действия работодателя, как:

– доведение приказа о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя до сведения всех работников;

– определение работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе в соответствии со ст. 179 ТК;

– предупреждение работников персонально под роспись о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения;

– предложение работникам, подлежащим сокращению, другой работы в той же организации, если таковая имеется (см. комментарий к ст. 81);

– выявление мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации об увольнении каждого конкретного работника – члена профсоюза в соответствии с правилами, установленными ст. 373 ТК.

До недавнего времени в правоприменительной практике нередко возникал вопрос, какой датой определяется начало проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников и, соответственно, каким образом исчисляются сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 82. Ответ на этот вопрос содержится в определении Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 201-О-П “По жалобе открытого акционерного общества “Центр восстановительной медицины и реабилитации “Сибирь” на нарушение конституционных прав и свобод положением части первой статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации”*(71).

По мнению Конституционного Суда РФ, нормативное положение ч. 1 ст. 82 в системе действующего правового регулирования означает, что работодатель при принятии соответствующего решения обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала расторжения с работниками трудовых договоров. Такой срок, как отмечается в определении Конституционного Суда РФ, следует признать справедливым, а также разумным и достаточным для осуществления выборным органом первичной профсоюзной организации имеющихся у него полномочий по защите интересов работников.

Иное истолкование положения ч. 1 ст. 82, говорится в определении, приводило бы к несоразмерному ограничению прав и интересов работодателя, что, в свою очередь, означало бы нарушение необходимого баланса интересов сторон трудовых отношений.

Таким образом, требование комментируемой статьи об обязанности работодателя не позднее чем за два месяца до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников поставить об этом в известность в письменной форме выборный орган первичной профсоюзной организации означает, что работодатель при принятии соответствующего решения обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала расторжения с работниками трудовых договоров.

Критерии массового увольнения, которыми должен руководствоваться работодатель, определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (см. комментарий к ст. 74).

3. В целях защиты интересов работников ч. 2 комментируемой статьи предусматривает, что при решении вопроса об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, в связи с сокращением штата или численности (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК), вследствие недостаточной квалификации работника (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК), в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК) работодатель обязан запросить по этому поводу мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.

Правила учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлены ст. 373 ТК. В соответствии с ней мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации должно быть выражено в письменной форме и представлено работодателю в течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя соответствующих проекта приказа и копий документов.

Под мотивированным понимается мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, основанное на соответствующих нормах трудового законодательства и деловых (профессиональных) качествах конкретного работника. Нельзя признать мотивированным мнение профсоюза, если в основе его лежат такие доводы, как “считаем увольнение нецелесообразным” или “несвоевременным”.

Мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации работодатель обязан учитывать при решении вопроса об увольнении работника по основаниям, указанным в п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК, если оно представлено своевременно. Вместе с тем, исходя из ч. 2 ст. 373 ТК, увольнение по указанным основаниям может быть произведено без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, если выборный орган первичной профсоюзной организации не представит такое мнение в течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, а также в случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации представит свое мнение в установленный срок, но не мотивирует его, т.е. не обоснует свою позицию по вопросу увольнения данного работника (см. п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Выразив свое несогласие с предлагаемым решением работодателя, выборный орган первичной профсоюзной организации должен в течение трех рабочих дней провести с работодателем (или его представителем) дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. Если и по результатам консультаций общее согласие не достигнуто, работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение предусмотренной законом процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя – обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда. Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

При увольнении работников, не являющихся членами профсоюза, мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не требуется.

4. При решении вопроса об увольнении работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК недостаточная квалификация этого работника должна быть подтверждена результатами аттестации. В состав аттестационной комиссии в этом случае должен быть включен в качестве члена комиссии представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Когда спор о восстановлении на работе работника, уволенного по указанному основанию, разрешается в судебном порядке, работодатель должен, в частности, представить доказательства о том, что при проведении аттестации, которая послужила основанием для увольнения работника, в комиссию входил представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (пп. “б” п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2). Поэтому решение комиссии, принятое в отсутствие такого представителя, незаконно.

Как вытекает из ч. 4 комментируемой статьи, коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. Например, в коллективном договоре могут быть предусмотрены дополнительные основания, увольнение по которым производится при участии органа первичной профсоюзной организации. Более того – можно указать такие основания увольнения, в отношении которых требуется согласие этого органа.

Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

Социальное партнерство один – из самых востребованных механизмов взаимодействия работодателя и работников.

Читать еще:  Как вернуть деньги потраченные на лечение

Социальное партнерство один – из самых востребованных на сегодняшний день механизмов взаимодействия работодателя и работников организации. Однако в большинстве случаев подобные отношения выстраиваются посредством делегирования официальных представителей от имени участников трудовых отношений. И одну из ведущих ролей в подобных случаях играет первичная профсоюзная организация.

Что такое первичная профсоюзная организация?

Чтобы ответить на вопрос, что собой представляет первичная профсоюзная организация, каков ее состав, следует обратиться к ФЗ № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Так, в ст. 3 указанного НПА сказано, что первичная профсоюзная организация – это в первую очередь добровольное объединение работников одного предприятия, которое выстраивает свою деятельность на основании Устава общероссийского или же межрегионального профсоюза. Кроме того, деятельность может регламентировать и Устав первичной профсоюзной организации.

Любая первичная профсоюзная организация также выстраивает свою деятельность на основании Конституции РФ, что позволяет соблюсти все законные права и интересы работников организации, которых подобный орган представляет в социальном партнерстве.

Первичная профсоюзная организация – достаточно независимый орган, состав которого регламентируется Уставом. Данная организация не имеет никакого отношения к федеральной или муниципальной власти, к работодателям или их объединениям и прочим структурным единицам. Иными словами, первичная профсоюзная организация не представляет им какие-либо отчеты о деятельности, так как выстраивает работу на основании сотрудничества и полноценного диалога, благодаря чему интересы каждого участника полностью и беспрекословно соблюдаются.

Права первичной профсоюзной организации

У профкома, как и у любой другой организации, есть конкретные права и обязанности, которые регламентируются приведенным выше федеральным законом. Права первичной профсоюзной организации расписаны в главе 2 указанного НПА и включают в себя следующий перечень:

  • право профкома представлять работников организации с целью защиты их интересов и социально-трудовых прав;
  • право профкома осуществлять помощь для работников в получении рабочего места (содействие в занятости населения);
  • право профкома принимать непосредственное участие в ведении коллективных переговоров и принятии колдоговоров и соглашений;
  • право профкома принимать участие в собрание для урегулирования трудовых конфликтов и споров;
  • право профкома на информацию;
  • право профкома на принятие участия в подготовке и дополнительном образовании, которые может получить член объединения;
  • право профкома на контроль в организации по факту исполнения или неисполнения трудового законодательства;
  • право профкома участвовать в приватизации государственного или же муниципального имущества;
  • право профкома на осуществление соцзащиты работников и пр.

Представленный перечень прав, который получает профессиональный комитет, не является исчерпывающим и может быть дополнен на основании Уставов и иных положений деятельности этого выборного органа. Но следует помнить о том, что права подразумевают собой и определенные обязанности первичной профсоюзной организации, которые должен выполнять каждый член. Проанализировать их можно, прочитав Устав профсоюза.

Председатель первичной профсоюзной организации

Любой орган имеет свою четкую структуру. Не является в этом случае исключением и выборный профсоюзный комитет. Структура первичной профсоюзной организации подразумевает следующий состав:

  • общее собрание, которое представляет собой главенствующее объединение, иными словами это высший руководящий орган;
  • выборный профсоюзный комитет, который представляет собой коллегиальное объединение, где каждый член имеет право голоса;
  • президиум, или главный исполнительный орган;
  • председатель первичной профсоюзной организации;
  • контрольно-ревизионные комиссии.

Каждый из перечисленных органов имеет свои характерные черты и особенности. Но особого внимания заслуживает председатель профсоюзного комитета. Этот выборный орган является единоличным и назначается для решения текущих дел. Именно он принимает всевозможные меры и направляет их в заданное русло для воплощения на практике решений, которые приняло общее собрание.

Председатель (несмотря на то, что он выборный член профсоюзного комитета) несет персонифицированную ответственность за неисполнение возложенных на него обязательств.

Также именно данный член профсоюзного комитета представляет законные интересы выборного органа перед органами государственной или же муниципальной власти, работодателем и иными учреждениями. Полный перечень прав и обязанностей выборного председателя профсоюзного комитета можно увидеть в Уставе первичной профсоюзной организации.

Выборы в профсоюзный комитет председателя также основываются на Уставе профсоюза. В данном акте прописано, что занять пост председателя может только член этой организации. При этом выборный председатель может осуществлять свою деятельность на протяжении двух, трех или же пяти лет.

Устав первичной профсоюзной организации

Устав первичной профсоюзной организации (комитета) является одним из самых ключевых нормативно-правовых актов, регулирующий и регламентирующий деятельность, которую осуществляет это объединение.

Документ содержит в себе исчерпывающую информацию о том, как происходит создание профсоюзного комитета и его состав, интересы кого в своей работе представляет этот выборный орган, а также какие права и обязанности имеет каждый член профсоюза, а также на основании каких принципов действуют структурные подразделения.

Устав имеет четкую структуру, которая подразделяется на 8 объемных блоков. Подобный состав официального документа позволяет наиболее четко регламентировать деятельность, которую ведет профсоюзное объединение с той целью, чтобы максимально соблюсти интересы и права всех без исключения участников данного органа.

Первичные профсоюзные организации и члены, которые в ней не состоят. Особенности профкома

Каждая профсоюзная организация должна быть зарегистрирована как официальное юридическое лицо. Для этого адресуется заявление в компетентный орган государственной власти.

Только заявление, которое направляет общее собрание, может послужить основанием для регистрации профсоюза, а значит, сделать легитимным создание органа в рамках организации. Этот факт является одной из ключевых особенностей профсоюза, который представляет интересы работников в сфере трудовых отношений.

Не менее интересным фактом является то, что каждый член первичной профсоюзной организации должен осуществлять уплату взносов, которые формируют собой бюджет этого органа.

Интересы субъектов правоотношений при этом никоим образом не ущемляются. Каждый член профсоюза может принять решение о выходе из подобного объединения или о вступлении в членские ряды иной профсоюзной организации. При этом следует отметить, что член в первичной профсоюзной организации состоит только лишь на учете, тогда как официально он вступает в сам Профсоюз.

Статья 19. Органы первичной профсоюзной организации

Органами первичной профсоюзной организации являются:

собрание (конференция) – высший руководящий орган;

профсоюзный комитет – выборный коллегиальный постоянно действующий руководящий орган;

президиум – выборный коллегиальный исполнительный орган, формируемый при необходимости в первичной профсоюзной организации, имеющей права территориальной организации Профсоюза;

председатель первичной профсоюзной организации – выборный единоличный исполнительный орган;

контрольно-ревизионная комиссия – контрольно-ревизионный орган.

Статья 20. Собрание (конференция)

1. Собрание созывается профсоюзным комитетом по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Конференция созывается профсоюзным комитетом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

2. Дата и место проведения собрания (конференции), повестка дня объявляются не менее чем за 15 дней до установленного срока и не менее чем за месяц в первичной профсоюзной организации с правами территориальной.

3. Собрание (конференция):

3.1. Утверждает положение о первичной профсоюзной организации, вносит в него изменения и дополнения.

3.2. Определяет основные направления работы первичной профсоюзной организации.

3.3. Заслушивает отчеты выборных профсоюзных органов по всем направлениям их деятельности.

3.4. Формирует путем избрания (делегирования) профсоюзный комитет, принимает решение об образовании президиума, избирает председателя первичной профсоюзной организации.

3.5. Избирает контрольно-ревизионную комиссию.

3.6. Принимает решение о досрочном прекращении полномочий выборных органов первичной профсоюзной организации.

3.7. Избирает делегатов на конференции соответствующей территориальной организации Профсоюза, а также делегирует своих представителей в выборные профсоюзные органы согласно норме представительства.

3.8. Принимает решения о реорганизации, прекращении деятельности и ликвидации первичной профсоюзной организации по согласованию с выборным коллегиальным постоянно действующим руководящим органом соответствующей территориальной организации Профсоюза.

3.9. Решает другие вопросы деятельности первичной профсоюзной организации.

3.10. Может делегировать отдельные полномочия профсоюзному комитету.

4. Решения по вопросам досрочного прекращения полномочий профсоюзного комитета, президиума, председателя, контрольно-ревизионной комиссии первичной профсоюзной организации считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей членов Профсоюза, участвующих в собрании, делегатов конференции, при наличии кворума.

5. Решения собрания (конференции) принимаются в форме постановлений. Заседания протоколируются, срок текущего хранения протоколов собраний (конференций) – до минования надобности, но не менее пяти лет.

6. Внеочередное собрание (конференция) может проводиться по решению профсоюзного комитета, принятому:

по его инициативе;

по требованию не менее одной трети членов Профсоюза, состоящих на учете в первичной профсоюзной организации;

по требованию соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.

7. Профсоюзный комитет в срок не позднее десяти календарных дней со дня предъявления требования обязан принять решение о проведении собрания (конференции) и установить дату его (ее) проведения.

Статья 21. Профсоюзный комитет

1. Выборным коллегиальным постоянно действующим руководящим органом первичной профсоюзной организации является профсоюзный комитет.

2. Профсоюзный комитет:

2.1. Созывает собрания (конференции), организует и осуществляет контроль за выполнением их решений, информирует членов Профсоюза о выполнении решений собрания (конференции).

2.2. Представляет интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией и рассмотрении трудовых споров.

Читать еще:  Как сделать юридический адрес для ООО

2.3. Выражает и отстаивает мнение работников в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а также при расторжении трудового договора по инициативе работодателя и в других случаях.

2.4. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.5. Организует выборы и работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза, инициирует создание комитета (комиссии) по охране труда.

2.6. Организует и проводит коллективные действия работников в поддержку их требований в соответствии с законодательством.

2.7. Выдвигает и направляет работодателям или их представителям требования, участвует в формировании и работе примирительных органов, объявляет и возглавляет забастовки, принимает решения об их приостановке, возобновлении и прекращении, а также координирует эти действия.

2.8. Согласовывает минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации системы образования.

2.9. Выдвигает кандидатуры для избрания в управляющие советы, ученые советы, иные представительные и другие органы управления организации системы образования.

2.10. Определяет сроки и порядок проведения отчетов и выборов в первичной профсоюзной организации в единые сроки, установленные соответствующим вышестоящим профсоюзным органом.

2.11. Подтверждает в период между конференциями полномочия членов профсоюзного комитета, избранных прямым делегированием от профсоюзных организаций структурных подразделений, взамен отозванных.

2.12. По предложению председателя первичной профсоюзной организации утверждает количественный и избирает персональный состав президиума, принимает решение о ротации членов президиума.

2.13.Избирает по предложению председателя первичной профсоюзной организации заместителя (заместителей) председателя.

2.14.Утверждает смету доходов и расходов первичной профсоюзной организации, годовой финансовый отчет и годовой бухгалтерский баланс и обеспечивает их гласность.

2.15. Обеспечивает своевременное и полное перечисление членских профсоюзных взносов в вышестоящие профсоюзные органы.

2.16. Утверждает перспективные и текущие планы работы, номенклатуру дел, статистические и финансовые отчеты, определяет порядок текущего хранения документов первичной профсоюзной организации.

2.17. Ежегодно отчитывается перед членами Профсоюза, регулярно информирует их о своей деятельности, в том числе об исполнении сметы доходов и расходов первичной профсоюзной организации.

2.18. Проводит работу по вовлечению работников в члены Профсоюза, организует учет членов Профсоюза.

2.19. Организует обучение профсоюзного актива и членов Профсоюза.

2.20. Осуществляет другие полномочия.

2.21. Может делегировать отдельные полномочия президиуму, председателю первичной профсоюзной организации.

3. Срок полномочий профсоюзного комитета – два (три) года, в первичной профсоюзной организации с правами территориальной организации Профсоюза – пять лет.

4. Заседания профсоюзного комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.

5. Внеочередное заседание профсоюзного комитета созывается президиумом или председателем по собственной инициативе, по требованию не менее одной трети членов профсоюзного комитета или по требованию вышестоящих профсоюзных органов.

6. Заседание профсоюзного комитета ведет председатель первичной профсоюзной организации, а в его отсутствие – заместитель председателя.

7. Решения профсоюзного комитета принимаются в форме постановлений. Заседания протоколируются, срок текущего хранения протоколов – до минования надобности, но не менее пяти лет.

Статья 22. Президиум

1. В период между заседаниями профсоюзного комитета для осуществления руководства текущей деятельностью первичной профсоюзной организации может избираться выборный коллегиальный исполнительный орган – президиум.

2.1. Созывает заседания профсоюзного комитета, вносит предложения по повестке дня и месту его проведения.

2.2. Организует и контролирует выполнение решений выборных профсоюзных органов, заслушивает отчеты председателей структурных профсоюзных организаций и профгрупп о выполнении решений вышестоящих профсоюзных органов.

2.3. Осуществляет контроль за уставной деятельностью и координирует деятельность профсоюзных организаций структурных подразделений.

2.4. Осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, распоряжается денежными средствами, находящимися в оперативном управлении первичной профсоюзной организации, в соответствии со сметой и порядком, утверждаемым соответствующим выборным коллегиальным органом Профсоюза.

2.5. Утверждает структуру, штаты, номенклатуру дел и инструкцию по делопроизводству, определяет систему оплаты труда работников аппарата первичной профсоюзной организации на основе рекомендаций вышестоящих профсоюзных органов и порядок текущего и архивного хранения документов организации Профсоюза.

2.6. Ходатайствует о награждении профсоюзных работников и профсоюзного актива государственными и отраслевыми наградами, профсоюзными знаками отличия и о присвоении им почетных званий.

2.7. Осуществляет другие полномочия, в том числе делегированные ему профсоюзным комитетом.

2.8. Может делегировать отдельные полномочия председателю первичной профсоюзной организации.

3. Срок полномочий президиума – пять лет.

4. Функции и компетенция президиума определяются Общим положением о первичной профсоюзной организации, положением о первичной профсоюзной организации.

5. Заседания президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

6. Заседания президиума ведет председатель первичной профсоюзной организации, а в его отсутствие – заместитель председателя.

7. Решения президиума принимаются в форме постановлений. Заседания протоколируются, срок текущего хранения протоколов – до минования надобности, но не менее пяти лет.

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников .
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме .

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения .

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом .

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения .

Комментарий к статье 372 ТК РФ

В комментируемой статье предусмотрены процедурные требования к работодателю, принимающему в соответствии со ст. 8 ТК локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Они заключаются в следующем:

1) перед принятием локального нормативного акта работодатель обязан направить подготовленный проект и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников;

2) указанный орган внимательно рассматривает полученный от работодателя документ, формулирует в письменном виде свое мотивированное мнение по соответствующему проекту и не позднее пяти рабочих дней со дня его получения направляет работодателю;

3) в мотивированном мнении выборного органа может быть выражено либо согласие с проектом локального акта, либо несогласие с ним, либо могут содержаться предложения по его совершенствованию.

При наличии согласия, естественно, работодатель имеет право принять разработанный им локальный акт.

Если согласия нет либо содержатся предложения по совершенствованию проекта, то работодатель может согласиться с таким мотивированным мнением выборного органа либо обязан в течение трех дней после его получения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации. В процессе таких консультаций возможно устранение спорных вопросов.

При недостижении согласия возникшие разногласия должны быть оформлены протоколом. После этого работодатель имеет право принять локальный акт, хотя в нем остаются спорные вопросы.

Выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать принятый работодателем локальный акт без учета мотивированного мнения профсоюзного органа в соответствующую инспекцию труда или в суд. Кроме того, выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном порядке.

Если выборный орган обратится с жалобой (заявлением) в Государственную инспекцию труда, то она обязана в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и при выявлении нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, которое является обязательным для исполнения.

Другой комментарий к статье 372 ТК РФ

1. Согласно ст.8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают ЛНА в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. ЛНА может приниматься с учетом мнения представительного органа работников либо по согласованию с таким органом (подробнее см. комментарий к ст.8 ТК РФ). Комментируемая статья закрепляет такой порядок согласования.

Читать еще:  За сколько дней до увольнения выплачивается расчет

Первым этапом становится направление работодателем проекта ЛНА и обоснования по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

2. ТК РФ предоставляет профсоюзной организации пятидневный срок для рассмотрения проекта и направления своего мнения работодателю. В указанный срок первичная профсоюзная организация рассматривает представленный проект с точки зрения обеспечения прав и законных интересов работников, формирует свои рекомендации по внесению в него изменений и дополнений либо соглашается с редакцией работодателя. В случае необходимости внесения в текст проекта изменений и дополнений они должны быть представлены работодателю в письменной форме, т.е. отражены в мотивированном мнении профсоюзной организации по данному проекту. Реализация рассматриваемого нормативного предписания представляет по своей сути одну из разновидностей согласительной процедуры, при которой каждая из сторон правоотношений выдвигает свои требования. Окончательная редакция документа формируется на основе компромисса путем уступок в отдельной части каждой из сторон, участвующих в обсуждении. В частности, на это указывает ч.3 комментируемой статьи, предусматривающая необходимость выработки согласия.

В случае несогласия профсоюзного органа с представленной редакцией нормативного акта он выражает свое несогласие в мотивированном мнении, направляемом работодателю. Такое мнение может отражать полное несогласие с разработанным проектом либо частичное. Полное несогласие отвергает сам факт концепции такого документа, частичное – указывает на необходимость, по мнению профсоюзного органа, внесения изменений и дополнений в текст представленного проекта.

Закон предоставляет работодателю возможность выбора. Он вправе согласиться с предложениями профсоюза и внести корректировки в текст проекта. Достижение согласия между работодателем и профсоюзной организацией свидетельствует о принятии и вступлении в силу указанного документа в соответствующей редакции.

В случае если работодатель не согласен с замечаниями профсоюзной организации, то он обязан провести дополнительные переговоры с профсоюзом в части выработки консолидированного решения по представленному проекту. Для дополнительных переговоров работодателю представляется трехдневный срок. Степень реализации данной возможности определяется взаимным стремлением сторон выработать консолидированное решение, обеспечивающее принятие соответствующего документа. Взаимная уступчивость является основным способом достижения целей и задач переговорного процесса, т.е. принятия соответствующего ЛНА с учетом мнения профсоюзного органа.

3. В отдельных случаях принципиальность обеих или одной сторон переговоров может привести к тому, что согласие не будет достигнуто, а соответственно, ЛНА не будет принят. Таким образом, профсоюз не сможет обеспечить защиту прав работников и предоставление им специальных гарантий, а работодатель, в свою очередь, не сможет принять и ввести в действие соответствующий локальный акт.

В связи с этим ТК РФ предусматривает специальные гарантии деятельности указанных субъектов, в том числе на случай недостижения между ними согласия в рамках проводимых переговоров. Непреодолимые разногласия отражаются в протоколе разногласий по общим правилам оформления такого протокола, т.е. с отражением в нем редакции каждой из сторон. В протокол разногласий включаются только те положения, по которым сторонам не удалось достигнуть соглашения. Протокол разногласий представляет собой неотъемлемую часть ЛНА и является приложением к нему. Оформление протокола направлено на фиксацию противоречий сторон, их разногласий в отношении рассматриваемого проекта ЛНА. Составление протокола свидетельствует о применении специальных последствий для каждой из сторон переговоров: работодатель в данном случае получает возможность принять данный документ в своей редакции, что, как правило, и делает большинство работодателей.

Таким образом, недостижение соглашения в ходе проводимых переговоров свидетельствует о возможности принятия документа в редакции работодателя, т.е. в его пользу. Указанные обстоятельства могут повлечь нарушение прав и интересов работников, поскольку мнение профсоюзного органа при принятии документа не учтено. Однако профсоюзная организация в таком случае может использовать иные формы защиты прав работников, в том числе:
– обращение в государственную инспекцию труда по соответствующему региону с требованием об устранении нарушений прав работников. Жалоба профсоюзного органа подлежит рассмотрению в месячный срок с момента ее поступления в соответствующую государственную инспекцию. Таким образом, государственный инспектор реализует свою надзорную деятельность в форме проведения проверки, причем такая проверка, как правило, носит внеплановый характер. В случае выявления факта нарушения трудовых прав работников государственный инспектор реализует свои полномочия в полном объеме, т.е. может выдавать предписания или осуществлять иные мероприятия, отнесенные к его компетенции. В случае отсутствия нарушения государственный инспектор уведомляет о результатах проведенной проверки заявителя, т.е. соответствующую профсоюзную организацию;
– обращение в суд – основанием обращения в суд, как правило, выступает требование о признании ЛНА недействительным, при этом закон не ограничивает профсоюз в предъявлении и иных требований, например, об устранении нарушений прав работников, о восстановлении нарушенного права и т.п.;
– возбуждение процедуры рассмотрения коллективного трудового спора. Данная процедура составляет предмет регулирования отдельных норм ТК РФ (см. комментарий к ст.ст.381-397).

Что такое выборный орган первичной профсоюзной организации

Выборный орган первичной профсоюзной организации (профсоюза) имеет основной своей целью выступать посредником между работодателем и работником, блюсти интересы последнего и инициировать вопросы об ответственности нерадивого собственника предприятия.

Когда нужно прибегать к помощи профсоюзной организации

В процессе осуществления трудовой деятельности у трудящегося с работодателем может возникнуть немало спорных ситуаций. Однако не все они требуют вмешательства профсоюзной организации. Но есть ситуации, когда контроль профсоюза обязателен. Это вопросы разрыва трудового соглашения, по которому работник осуществляет трудовые функции, а собственник предприятия обеспечивает работой и оплачивает труд. Конечно, кроме случаев прекращения трудовых отношений в связи с взаимным согласием сторон.

Действующий Трудовой кодекс имеет целый перечень статей, которые предусматривают добровольное и принудительное расторжение договора.

Что такое разрыв трудовых отношений по обоюдному согласию

Среди трудящихся вариант прекращения работы в конкретной организации с формулировкой «по соглашению сторон» приветствуется. Потому что

  • такая фраза с точки зрения последующих рекомендаций к работе является более-менее нейтральной,
  • государство поддерживает материально таких работников после увольнения, ведь размер пособия по безработице в этом случае достойный,
  • мнение профсоюза в таких случаях не учитывается, что значительно упрощает процедуру,
  • расторжение договора возможно совершить в любой удобный для сторон момент и оговорить подходящее число прекращения должностных обязательств работником.

Более того, действующее законодательство наделяет работодателя правом решать сроки прекращения отношений с сотрудником в том числе, когда последний в отпуске или на больничном.

Однако есть особый вид увольнения по согласию сторон, когда контракт признается недействительным. В этом случае стороны могут составить дополнительное соглашение о возможных компенсациях. Такие договора относятся исключительно к сфере желаний сторон. Их учет и мониторинг профсоюз не ведет. И (что вполне естественно) в отчет первичной профсоюзной организации не включает.

Инициатива работника по прекращению правоотношений

Действующее законодательство содержит несколько вариантов развития событий, когда желание прекратить работу в указанной компании изъявил именно сотрудник. Хотя в любом случае вся правда здесь на стороне последнего. И в этом случае выборный орган первичной профсоюзной организации контролировать ситуацию не обязан.

Предложение расторгнуть договор выражается трудящимся путем написания заявления на имя работодателя с указанием

  1. причин,
  2. формулировок закона:
    • части,
    • пункта,
    • подпункта,
    • номера статьи Трудового кодекса,
    • сроков увольнения.

Заявление обязательно подписывается собственноручно и проставляется дата составления.

“Несоблюдения такой простой формы документа тянет за собой неверную трактовку норм закона и может привести к внесению неправильной записи в приказ об увольнении и в трудовую книжку. Между прочим, в последнюю обязательно вносить данные о причине увольнения со ссылкой на нормы кодифицированного акта”.

Вместе с тем следует различать ситуации, когда

  • трудовое соглашение разрывается по соглашению сторон, только инициатива путем написания заявления исходит от работника,
  • трудовой контракт прекращается исключительно по желанию трудящегося в одностороннем порядке.

Все это должно быть отображено в заявлении.

Видео: Увольнение работника: разные основания – разное оформление

Похожие статьи:

Сокращение или увольнение – это пренеприятнейшее событие в жизни каждого трудящегося. Здесь важно знать свои права и быть защищенным от возможной недобросовестности работодател…

Ни для кого не секрет, что одной из задач, которые ставит перед собой любой человек, является приобретение собственного жилья. Но в силу бюрократических сложностей часто эта за…

В нашей стране (согласно действующему законодательству о социальной помощи) предусмотрены субсидии многодетным семьям. Давайте рассмотрим, что означает слово “субсидия” и какие…

На российских граждан сегодня распространяется два вида социальной поддержки по поводу оплаты ЖКУ. Они выступают в качестве предусмотренных государством субсидий и льгот. Следу…

“В наше время происходит так, что если сам не позаботишься о собственном комфорте и благоустройстве жилья, то не позаботиться никто. В связи с этим в моду вошло создание так на…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector