Учетный номер части земельного участка это
Учетный номер части земельного участка это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. N 14950/10 Государственный орган, отказывая в государственной регистрации права собственности РФ на часть земельного участка, действовал в соответствии с требованиями законодательства, поскольку общество не лишается права на заключение договора аренды учетной части земельного участка, занятой объектом недвижимости, принадлежащим обществу на праве собственности, и необходимой для его использования, которая определена в кадастре недвижимости как учетная часть, вследствие чего договор аренды может быть заключен обществом лишь после регистрации права собственности РФ на указанный земельный участок в целом
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Моисеевой Е.М., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.07.2010 по делу № А40-127386/09-122-889 Арбитражного суда города Москвы.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве – Гультяев К.С., Зорина А.В.;
от открытого акционерного общества «Группа компаний «СТАНКОЛИТ» – Самойлов А.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Моисеевой Е.М., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество «Группа компаний «СТАНКОЛИТ» (далее – общество) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве (далее – управление ФАУГИ) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлениями, объединенными в одно производство, о признании незаконными решений Управления Федеральной регистрационной службы по городу Москве (в настоящее время – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; далее – управление Росреестра) от 23.09.2009 № 77-77-13/007/2009-576 и № 77-77-13/007/2009-578 (далее – письма от 23.09.2009) об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 37 314 кв. метров и 15 725 кв. метров с учетными номерами 2 и 3, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021007:8, имеющего адресные ориентиры: Москва, участок № 1 Савеловской железной дороги, и обязании управления Росреестра в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2010 в удовлетворении требований общества и управления ФАУГИ отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 решение суда первой инстанции отменено, требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 22.07.2010 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора управление Росреестра просит их отменить, ссылаясь на допущенные судами нарушения единообразия в толковании и применении статей 20, 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации), Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости), а также главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что управление ФАУГИ 23.07.2009 обратилось в управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на части (учетные номера 2 и 3) земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021007:8, отведенного в целом под эксплуатацию производственно-технологического комплекса – узловой автобазы Московской железной дороги – в целях последующего предоставления их в аренду обществу как собственнику находящихся на участках объектов недвижимости.
Решениями, оформленными письмами от 23.09.2009, управление Росреестра отказало управлению ФАУГИ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные части земельного участка на основании абзацев четвертого и десятого пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, сославшись на отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации права собственности, и на невозможность регистрации права на часть земельного участка.
Управление ФАУГИ и общество, не согласившись с этими отказами, обратились в суд с настоящими заявлениями.
Суд первой инстанции установил, что регистрация испрашивается в отношении двух из пяти учетных частей (номер 2 и номер 3) земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021007:8 общей площадью 373 957 кв. метров, который в целом на праве собственности за Российской Федерацией не зарегистрирован.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на невозможность осуществления государственной регистрации права на части земельного участка, поскольку исходя из положений статей 15, 17, 18 Земельного кодекса и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации эти участки не являются самостоятельными объектами гражданских прав.
Суд апелляционной инстанции, признав, что присвоение отдельным сформированным частям земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества, учетных кадастровых номеров, произведенное на основании пункта 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 660 (далее – Правила), позволяет установить сведения о данных частях земельного участка, пришел к выводу о том, что такой кадастровый учет не исключает возможности государственной регистрации права на учетные части земельных участков, занятые объектами недвижимого имущества.
Суд кассационной инстанции поддержал выводы суда апелляционной инстанции.
Между тем суды апелляционной и кассационной инстанций допустили неправильное толкование и применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Объектами земельных отношений в соответствии со статьей 6 Земельного кодекса являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, а также части земельных участков.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Исходя из статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о государственной регистрации, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Земельного кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Как видно из материалов дела, право собственности Российской Федерации на весь земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021007:8 не было зарегистрировано. Не была соблюдена и процедура образования из указанного участка новых земельных участков на основе его частей, учтенных в кадастре недвижимости.
В соответствии со статьями 15, 17, 18 Земельного кодекса объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
В силу части 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе.
Как следует из материалов дела, спорным частям земельного участка, имеющего упомянутый адресный ориентир, присвоены учетные кадастровые номера.
Согласно пункта 7 Правил учетным кадастровым номером части земельного участка является порядковый номер записи, содержащий сведения о данной части земельного участка в соответствующем подразделе государственного реестра земель кадастрового района.
Однако присвоение частям земельных участков учетных кадастровых номеров не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных объектов вещных прав. Государственная регистрация права собственности на часть земельного участка противоречит действующему законодательству.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что управление Росреестра, отказывая в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на части земельного участка, действовало в соответствии с требованиями названных законов, обоснован.
Общество не лишается права, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса, на заключение договора аренды учетной части земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021007:8, занятой объектом недвижимости, принадлежащим обществу на праве собственности, и необходимой для его использования, которая определена в кадастре недвижимости как учетная часть.
Однако договор аренды может быть заключен обществом лишь после регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок в целом.
Поэтому для осуществления права аренды общество может требовать понуждения Российской Федерации зарегистрировать право собственности на весь земельный участок с указанным кадастровым номером.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.07.2010 по делу № А40-127386/09-122-889 Арбитражного суда города Москвы отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2010 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий | А.А. Иванов |
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. N 14950/10
Текст постановления официально опубликован не был
Обзор документа
Территориальный орган Росимущества подал заявления, чтобы зарегистрировать право федеральной собственности на части земельного участка. У них были учетные кадастровые номера. Части участка предполагалось передать в аренду собственнику расположенной на них недвижимости.
Президиум ВАС РФ признал, что в госрегистрации отказали правомерно.
Право федеральной собственности на весь участок не было зарегистрировано. Не была соблюдена и процедура образования из него новых участков на основе частей, учтенных в кадастре недвижимости.
В соответствии со ст. 15, 17, 18 Земельного кодекса РФ объектом права собственности граждан, юрлиц, государства могут быть земельные участки, но не их части.
То, что частям участка присвоили учетные кадастровые номера, не свидетельствует о том, что их индивидуализировали в качестве самостоятельных объектов вещных прав. Госрегистрация права собственности на часть земельного участка противоречит законодательству.
На участке располагалась недвижимость. Собственник последней не лишается права заключить договор аренды в отношении занятых ею учетных частей, необходимых для ее использования. Однако договор может быть заключен лишь после регистрации права федеральной собственности на участок в целом. Чтобы осуществить право аренды, можно потребовать понудить государство зарегистрировать право собственности на весь участок.
Право собственности на части земельного участка без надлежащего кадастрового учета не оформить
Часть земельного участка не является самостоятельным объектом недвижимости, объектом вещных прав. Поэтому государственная регистрация права собственности на него противоречит действующему законодательству (постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 14950/10).
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) установлено, что объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера. При этом присвоение учетных кадастровых номеров частям земельных участков не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Для регистрации права собственности на часть земельного участка надо провести процедуру ее кадастрового учета в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона о кадастре недвижимости. Другими словами, статус части земельного участка необходимо перевести в статус земельного участка. Такой позиции, в частности, придерживается Арбитражный суд г. Москвы (решение по делу № А40-127386/09-122-889). Правда, не все с ним согласны.
Девятый арбитражный апелляционный суд и ФАС Московского округа (постановления от 08.04.2010, от 22.07.2010 по делу Арбитражного суда г. Москвы № А40-127386/09-122-889) пришли к выводу, что присвоение учетных кадастровых номеров отдельным частям земельного участка, занятым объектами недвижимости, позволяет зарегистрировать право собственности на них.
В результате дело дошло до надзорной судебной инстанции — Президиума ВАС РФ.
Фабула
Росимущество решило сдать несколько частей делимого земельного участка в аренду ОАО. Вместе с ОАО оно обратилось в Регистрационную службу с заявлениями зарегистрировать право собственности Российской Федерации на части земельного участка.
На спорных территориях находятся принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости. Причем данные земли являются федеральной собственностью в силу закона (ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта») и соответственно переданы в пользование ОАО «Российские железные дороги». Регистрация права собственности на земельный участок, в состав которого входят спорные части участка, в установленном порядке не проводилась.
Регистрационная служба отказала в регистрации права собственности РФ на спорные части земельного участка на основании абз. 4 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации). Отказ она мотивировала отсутствием документов, необходимых для регистрации, а также невозможностью зарегистрировать право на часть земельного участка.
Росимущество и ОАО, не согласившись с этим, обратились в суд.
Исковые требования
Заявители требовали признать незаконными решения Регистрационной службы об отказе в регистрации права собственности РФ на части земельного участка и обязать ее зарегистрировать право.
Судебное разбирательство
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на невозможность зарегистрировать право на части земельного участка, поскольку они не являются самостоятельными объектами гражданских прав.
Руководствуясь ст. 13 и 17 Закона о государственной регистрации и ст. 14 Закона о кадастре недвижимости, суд указал, что служба не имела права провести регистрацию. Отсутствовал кадастровый паспорт (обязательное приложение к заявлению на момент обращения в службу). Был представлен кадастровый план земельного участка, не соответствовавший требованиям законодательства (отсутствовали графические и текстовые сведения о частях земельного участка, их площади, на схеме одна из границ земельного участка пересекала границы смежных участков). Регистрационная служба правомерно отказала заявителям на основании ст. 20 Закона о государственной регистрации.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с такими выводами, отменил решение. Он признал, что присвоение отдельным сформированным частям земельных участков, занятым объектами недвижимого имущества, учетных кадастровых номеров на основании п. 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660, позволяет установить сведения о данных частях земельного участка. Суд пришел к выводу, что такой учет не исключает возможности зарегистрировать права собственности.
Кассация поддержала выводы апелляции.
Позиция Президиума ВАС РФ
Президиум ВАС РФ оставил в силе решение суда первой инстанции и отменил постановления апелляции и кассации. При этом он отметил, что последние неправильно приняли решения, обязывающие Регистрационную службу совершить действия, не предусмотренные законом.
В данном деле процедура выделения спорных земельных участков из состава единого участка (определение их границ, обращение за постановкой на учет, постановка на учет спорных земельных участков) в соответствии с действующим земельным законодательством не соблюдена (ст. 11.2 Земельного кодекса).
Согласно ст. 15, 17 и 18 Земельного кодекса объектом земельных правоотношений, на основании которых возникает право собственности, могут быть земельные участки, причем части земельных участков не названы в качестве таковых.
Статьей 5 Закона о кадастре недвижимости определено, что объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера.
Между тем присвоение учетных кадастровых номеров частям земельных участков не свидетельствует о их выделении в качестве самостоятельных объектов недвижимости, поскольку речь идет только о порядковом номере записи по сведениям о частях земельного участка.
Следовало учитывать также, что часть земельного участка не может быть объектом кадастрового учета. Кадастровый паспорт объекта выдается лишь в случае его постановки на кадастровый учет в закрепленном законом порядке (ст. 24 Закона о кадастре недвижимости).
Таким образом, Регистрационная служба, отказывая в регистрации права собственности РФ на части земельного участка, действовала в соответствии с законами.
В постановлении Президиума ВАС РФ дополнительно указано на способ защиты своих прав ОАО. Это право потребовать от соответствующих органов управления государственным имуществом провести кадастровый учет спорных участков в судебном порядке с целью предоставления их обществу согласно ст. 36 Земельного кодекса.
Часть земельного участка правильный учет без отказа из Росреестра
Что такое часть земельного участка
Части земельных участков – это объекты недвижимости, а значит они подлежат Государственному кадастровому учету (ГКУ) и сведения о них вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Часть земельного участка, как и сам земельный участок может выступать самостоятельным объектом земельно-имущественных правоотношений.
Части земельных участков могут выступать объектами различных сделок и ограничений. Они могут также формироваться в целях рационального использования девелоперами и компаниями-застройщиками своих земельных ресурсов, с целью оптимизации портфеля недвижимости.
В случае образования (уточнения) части земельного участка, он сохраняется и продолжает существовать в прежних границах, однако, его часть становится полноценным объектом недвижимости.
- раздел земельного участка – это образование двух или более новых земельных участков , когда исходный земельный участок прекращает свое существование (снимается с ГКУ)
- выдел из земельного участка – это образование нового земельного участка и сохранение исходного земельного участка в измененных границах (с измененными характеристиками в ЕГРН).
При образовании части земельного участка исходный земельный участок не подвергается никаким существенным изменениям, в ЕГРН сохраняются его основные характеристики:
- координаты характерных точек границ;
- площадь;
- кадастровый номер.
В каких случаях выделяются части земельного участка
Части земельных участков формируются в различных случаях. Физические и юридические лица могут заключать различные сделки с их участием в качестве объекта имущественных прав:
Возможны любые другие ситуации по созданию части земельного участка, позвоните нашему эксперту в области оформления земли, и мы точно дадим ответ на поставленный вопрос. Наш телефон +7 (499) 755-60-67
В сфере девелопмента части земельных участков используются для оптимизации землепользования и снятия ограничений с земельных участков.
Если на земельном участке частично расположена зона с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ)
Например;
На земельный участок накладываются определенные ограничения в использовании (в том числе запрещается строительство и размещение некоторых объектов).
Если сформировать часть земельного участка, на которой фактически расположена охранная зона, то со всего остального участка эти ограничения автоматически снимаются . Вместе с этим часть земельного участка можно передать в аренду сетевой организации, эксплуатирующей линию ЛЭП или собственнику газопровода.
ЧЗУ для линейных объектов
Распространенным случаем является образование частей земельных участков на период строительства различных объектов недвижимости, прежде всего линейных:
- газо-нефтепроводов;
- оптических волоконных кабелей;
- линий связи, ЛЭП;
- дорог и инженерных систем.
Как правило, для строительства линейных объектов осуществляются масштабные кадастровые (землеустроительные) работы по отводу земельных участков: разделы, образования, выделы.
Однако эти работы можно выполнить рациональнее, если вместо полноценных разделов осуществлять формирование частей земельных участков, на которых будет осуществляться строительство в течение определенного периода времени.
Формирование частей земельных участков сохраняет права землевладельцев на их исходные земельные участки – такие кадастровые работы проще согласовать с многочисленными физическими и юридическими лицами.
Части земельного участка также формируются под строящиеся и существующие объекты недвижимости, а также в целях установления публичных и частных сервитутов.
Оформление в собственность части земельного участка
Части земельных участков в прямом своем значении не оформляются в собственность, так как это приведет к задвоению прав (а говоря кадастровым языком – наложению земельных участков друг на друга, что априори невозможно и недопустимо с точки зрения ЕГРН).
Законодательство допускает раздел (или выдел) земельного участка, следствием которого является образование новых земельных участков.
Исходный земельный участок в случае раздела прекращает свое существование, а в случае выдела – сохраняется, но уже в измененных границах. Права на вновь образованные земельные участки оформляются в установленном порядке.
Однако в данной ситуации не все просто, так как не все объекты недвижимости могут быть разделены.
- Делимые объекты недвижимости – это те земельные участки, которые не утрачивают своих полезных характеристик в случае раздела и в дальнейшем могут быть использованы для строительства, предпринимательской деятельности, садоводства или огородничества и так далее.
- Неделимые объекты – это такие объекты, разделение которых невозможно без нарушения их целостности или функционального назначения.
Не всегда можно разделить и пустой (незастроенный) земельный участок, так как земельные участки, которые планируется образовать в результате раздела (или выдела) должны соответствовать предельным максимальным и минимальным размерам земельных участков. Такие размеры устанавливаются Правилами землепользования и застройки для территорий каждого муниципального образования.
Существуют и иные случаи, когда невозможно образовать земельный участок путем раздела (выдела).
Если исходный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, то образуемые путем раздела земельные участки не могут быть менее 2 гектар по площади (хотя и здесь есть отдельные исключения.
- если на образуемом земельном участке расположен объект капитального строительства; статья 6 Закона Московской области от 12 июня 2004 года N 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельско-хозяйственного назначения на территории Московской области»).
Ваш объект уникален! мы это знаем точно, для того чтобы не вдаваться во все формулировки нашего законодательства, позвоните эксперту компании Кадастроф +7 (499) 755-60-67 консультация бесплатная, мы сэкономим ваше время и сделаем всю работу, касающуюся оформления в Росреестре.
Межевой план части земельного участка нужен
Для формирования части земельного участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит межевой план, в том числе:
- выполнит полевые геодезические работы по определению координат характерных точек части земельного участка;
- в случае необходимости осуществит закрепление границ на местности с помощью межевых знаков;
- подготовит межевой план в формате электронных XML-документов, необходимых для подачи в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с целью Государственного кадастрового учета части земельного участка.
С точки зрения кадастровых работ, образование части земельного участка допустимо:
- одновременно с самим образованием земельного участка, путем радела (выдела), объединения или перераспределения исходных земельных участков;
- при уточнении местоположения границ и/или площади земельного участка;
- отдельным видом кадастровых работ является уточнение местоположения границ и/или площади уже существующей части земельного участка.
Что такое кадастровый номер земельного участка
Кадастровый номер (КН) земельного участка (ЗУ) – это специальный уникальный, не повторяющийся со временем код, состоящий из нескольких многозначных чисел, разделённых между собой знаком «:» и пишется в таком формате «ХХ: ХХ: ХХХХХХХ: ХХ».
Каждое из этих чисел не случайно и имеет своё значение и расшифровку.
Присваивается кадастровый номер при регистрации земельного участка в Росреестре.
В каких документах указан?
Если вам понадобился ваш кадастровый номер, то не лишним будет знать, в каких именно документах он указан.
- Кадастровый паспорт земельного участка;
- Любые документы, определяющие право собственности на землю.
Если в отношении вашего участка проводились какие-то юридические сделки, например:
- Купля-продажа;
- Аренда;
- Оформление в наследство;
- Отчуждение имущества, в данном случае – земельного участка;
- Дарение и пр.,
Эти сделки не могли быть произведены без постановки на реестровый учёт, а значит кадастровый номер уже имеется в наличии и прописан в любых из документов, составленных по этим сделкам.
В некоторых случаях он может быть указан также:
Разновидности
Кадастровый номер и отдельные его части имеют свою структуру и расшифровку. Они бывают старого и нового образца, имеют определённое количество цифр и цифровых блоков, каждый из которых имеет собственное определение.
Обо всём этом читаем ниже.
Старые и новые
В 2007 году земельное в законодательство России были внесены очередные изменения, повлекшие за собой введение современного формата кадастрового номера и самого термина как такового.
Произошло это на фоне переформирования и переименования главного кадастрового органа страны в современный ГКН – Государственный кадастр недвижимости.
До этой законодательной реформы кадастровый номер, в привычном нам виде не существовал, и с 1992 года обозначался учётным кодом, схожим с современным, но имеющим на несколько цифровых блоков больше.
Если нынешний код выглядит в формате «ХХ: ХХ: ХХХХХХХ: ХХ», то в те времена он выглядел так: «ХХ: ХХ: ХХХХХХХ: ХХ: Х: Х», где последние два «: Х: Х» – это цифровые обозначения конкретных построек на данном участке (дом, сарай, гараж и т.д.).
Таким образом, по его виду, ориентируясь на то, сколько цифр в коде, можно понять — новый это кадастровый номер или старый.
В современной версии кадастрового номера постройки на земельном участке не учитываются, так как для них сейчас предусмотрен отдельный числовой идентификатор.
Формат и расшифровка
Как вы видели на примере, новые кадастровые номера состоят из четырёх цифровых блоков, расположенных в строго определённом порядке. Каждый из них имеет свою функцию для обозначения.
Для примера, возьмём случайный участок, найденный на публичной кадастровой карте (о ней есть отдельная статья), и расшифруем его кадастровый номер — 13:19:0202001:53.
- Блок первый (13) – первым всегда идёт числовой шифр кадастрового округа. В нашем случае – это код Республики Мордовия.
- Блок второй (19) – вторым идёт номер кадастрового района, определённого для данного округа. В нашем случае – это Темниковский район.
- Третий числовой блок (0202001) означает кадастровый квартал.
- В последнем, четвёртом, блоке (53) написан числовой код непосредственно самого земельного участка.
Первый блок кадастрового номера имеет в своём составе 2 цифры, второй – столько же. В третьем блоке – 7 цифр, в четвёртом – 2. Итого, 13 цифр во всём КН.
Что означает условный кадастровый номер?
В случае, если земельный участок или иной объект недвижимости по каким-либо причинам ещё не был внесён в базу данных Росреестра или ГРН и ему ещё не был присвоен полноценный КН, ему присваивается т.н. условный номер.
Таковым может являться, как старый кадастровый номер, присвоенный до 2007 года, так и условный номер, присвоенный земельному участку в процессе незавершённой регистрации в государственных реестровых органах.
Поиск данных о земельном участке
Что даёт нам знание кадастрового номера участка? Зная свой кадастровый номер, можно без проблем осуществить его нахождение на карте, а также узнать ряд базовых данных по нему, которые находятся в публичном доступе.
Как определить местонахождение надела на публичной карте?
Для этого достаточно найти в интернете публичную кадастровую карту и в поисковой строке ввести КН искомого ЗУ.
Карта сама перенаправит вас на нужный участок, где будут обозначены его границы и близлежащие соседние наделы.
Более подробно у нас об этом написано в отдельной статье.
Назначение
В описаниях земельных наделов есть пункт «Категория земель», который указывает на назначение надела, по которому он должен использоваться.
Узнать это можно на всё той же публичной кадастровой карте, либо в базе данных кадастровых номеров.
Эта процедура у нас также подробно описана в отдельной статье
Нестандартные ситуации
Временами случаются частные, нестандартные ситуации, связанные с кадастровым номером. Опишем здесь наиболее часто встречающиеся подобные юридические казусы.
Если у земельного участка отсутствует кадастровый номер, значит своевременно не были проведены кадастровые работы, связанные с межеванием и установлением точных границ. Данные о таких участках не внесены в Росреестр или иной кадастровый орган и право собственности на него представляется весьма сомнительным, в силу юридической дисфункции всех документов на него.
Отсутствие этого числового кода для мнимого владельца данного объекта недвижимости отразится в невозможности выполнения практически всех видов сделок по участку, таких как:
- Купля-продажа;
- Сдача земли в аренду;
- Договор дарения;
- Передача в наследство;
- Получение в наследство земельного участка по завещанию.
Отсутствие кадастрового номера затруднит вмешательство в юридические сделки по данному земельному участку со стороны муниципальных или административных органов и любых заинтересованных третьих лиц.
Не имея в наличии кадастрового номера, можно смело перечеркнуть все ваши имущественные притязания на данный надел, так как права собственности вы на него не имеете. Исключением может быть лишь ситуация, когда вместо кадастрового у вашего участка имеется условный номер – их юридическая значимость практически идентична.
Получение кадастрового номера земельного и регистрация его в ГКН – это первоочередная задача для всех землевладельцев.
Присвоение садовому или дачному участку
Садовые и дачные участки – это одна из самых распространённых разновидностей земли, поэтому процедура присвоения этим наделам кадастровых номеров ничем не отличается от стандартной.
Для начала следует подготовить ряд необходимых документов в кадастровые органы:
- Документ (свидетельство), подтверждающий право собственности на садовый(дачный) участок. Таковыми могут являться: договор о купле-продаже, арендный договор, договор дарения, свидетельство о получении наследства, и др.
- Если речь идёт о выкупе муниципальной собственности в частную, то должен быть соответствующий договор купли-продажи, составленный при участии административных органов;
- Выписка из Росреестра (ЕГРП/ЕГРН);
- Межевой план;
- Технический план;
- Удостоверение гражданина РФ (паспорт).
Имея на руках все вышеперечисленные документы, следует обратиться в Росреестр или Многофункциональный центр.
Оплатив госпошлину и заполнив бланк заявления, в течение месяца вашему садово-дачному участку будет присвоен кадастровый номер и все ваши права на него обретут реальную юридическую силу.
Изменение
Необходимость смены кадастрового номера возникает в случаях, когда имели место быть какие-либо значимые изменения, касающиеся земельного участка.
- участок сменил свой физический адрес;
- были изменены границы надела при межевании;
- ЗУ был объединён с другими наделами;
- земельный участок был разделён на несколько, более мелких участков.
Старый номер при этом аннулируется и более не считается действительным.
Также, аннуляция кадастрового номера земельного участка может быть произведена по инициативе местных органов власти, в том случае, если в течение 5 лет после постановки на учёт в Росреестре и присвоения номера, права на владение землей так и не были законодательно оформлены.
Для изменения кадастрового номера следует обратиться в отделение Росреестра по месту жительства, либо в многофункциональный центр (МФЦ).
Необходим следующий список документов:
- Удостоверение личности землевладельца;
- Свидетельство о праве собственности на ЗУ;
- Межевой и кадастровый план;
- Кадастровый паспорт;
- Для построек, возведённых на участке, нужен технический план;
- Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости;
- Документ, подтверждающий согласие муниципальных властей на смену КН.
Далее, в отделении Росреестра следует заполнить бланк заявления, либо на месте, либо заблаговременно приобретя бланк, который можно скачать по этой ссылке.
Там следует указать:
- Название кадастрового органа, в который подаётся заявление;
- Причину, по которой кадастровый номер должен быть изменён;
- Данные о заявителе;
- Список предоставляемых вами документов;
- Способ уведомления о смене номера (по почте, лично, либо в электронном виде);
- Согласиться с обработкой персональных данных;
Что делать, если на один ЗУ зарегистрировано два номера
Иногда случается, что при просмотре своего участка на публичной кадастровой карте, на один и тот же надел указано два или более кадастровых номера.
В большинстве случаев – это результат технической ошибки сотрудников Росреестра.
Рекомендуется сделать выписку из ЕГРН, где должны быть указаны более точные данные.
Следует также подать заявку на исправление кадастровой ошибки.
Как это сделать у нас подробно описано в отдельной статье.
Присвоение при объединении двух наделов в один
Существует юридическая возможность объединения двух или нескольких участков в один, с одновременным аннулированием их кадастровых номеров и присвоением им нового единого КН.
Возможно это в тех случаях, когда наделы являются смежными, с общими границами.
При этой процедуре следует учесть ряд нюансов:
- Если владелец всех смежных наделов один, то он становится единоличным собственником участка. В большинстве случаев именно так и происходит. Если же владельцев несколько, то можно оформить для них совместную собственность.
- Оба или несколько земельных наделов должны быть из одинаковой категории пользования. Эта же категория сохраняется за ними и после объединения.
- В случае, если один из участков находится в другом территориальном образовании, например, в другом кадастровом районе, то объединение этих наделов не представляется возможным.
- Если земельные участки используются на правах срочного безвозмездного пользования, либо бессрочного пользования, то владелец у всех объединяемых участков должен быть один. В этом случае право совместной собственности недопустимо.
- Все данные об объединяемых наделах должны быть ранее внесены в ЕГРН и соответствовать действительности, а также, не иметь кадастровых или технических ошибок.
Сама процедура объединения состоит из следующих шагов:
- Сверив все данные и убедившись, что у вас нет никаких юридических противопоказаний для проведения этой процедуры, следует обратиться в Росреестр, МФЦ, или иные уполномоченные на вашей территории органы. Подать заявление на объединение земельных наделов и подписать необходимое соглашение с административными органами.
- После, к вам должны направить инженера для проведения кадастровых работ: межевания, составления кадастрового плана и пр.
- После проведения всех кадастровых работ, инженер отправляет все новые данные в Росреестр для их регистрации.
- По истечении пяти дней вашему земельному участку будет предоставлен новый кадастровый номер, после чего вы должны явиться в Росреестр и зарегистрировать новый участок в собственность.
Полезное видео
Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано что такое кадастровый номер и паспорт и для чего они нужны.
Заключение
Теперь вы знаете, что из себя представляет кадастровый номер, для чего он нужен и как его расшифровать.
Зная все эти нюансы, вам будет легче ориентироваться на публичной кадастровой карте и в любых кадастровых документах.
учетная часть (земельного участка)
05:07 Oct 22, 2014 |
|
|
Summary of answers provided | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
4 | Part of Registered Title |
|