Ст 99 ФЗ об исполнительном производстве комментарии

Ст 99 ФЗ об исполнительном производстве комментарии

Ст 99 ФЗ об исполнительном производстве комментарии

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 99 ФЗ № 299-ФЗ. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”:

Статья 99 ФЗ № 299-ФЗ. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления

1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 – 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

Вернуться к оглавлению документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Комментарии к статье 99 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

В пп. 56, 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства” содержатся следующие разъяснения:

В случае обращения взыскания на суммы пенсий, зарплат должника на его счете не подлежит удержанию лишь процент суммы последнего зачисленного на счет платежа

Согласно частям 2, 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

В случае обращения взыскания на суммы пенсионных выплат, суммы выплачиваемой работнику заработной платы или иные доходы должника, перечисляемые на его счет, следует иметь в виду, что от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счет платежа (часть 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве).

Удержания производятся из пенсий, пособий и выплат кроме пособия по безработице

Правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).

Пособие по безработице законодательством не отнесено к виду обеспечения по обязательному социальному страхованию, поэтому на такое пособие может быть обращено взыскание по исполнительному документу.

Статья 99 ФЗ об исполнительном производстве: содержание, изменения

Статья 99 определяет порядок взыскания денежных средств с граждан-должников во время исполнения судебных постановлений. Статья предусматривает размеры удерживаемых сумм для отдельных обстоятельств и при наличии ограничивающих факторов.

Общие положения статьи 99 ФЗ 229

Статья 99 “Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления” федерального закона № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” состоит из 4 статей, которая предусматривает особенности вычета для отдельных обстоятельств.

Пункт 1 статьи 99 устанавливает требование, которое предусматривает осуществление удержаний только после вычета налогов из зарплаты должника или других его доходов. К доходам неплательщика также причисляются и вознаграждения за интеллектуальную деятельность.

О ФЗ 442 в новой редакции 2018 года смотрите тут:

Пункт 2 статьи 99 определяет предельный размер удержания из доходов гражданина во время выполнения требований исполнительного документа. Лимит вычета составляет пятьдесят процентов от всех видов дохода должника и осуществляется он только после того, как неплательщик осуществит все предусмотренные в соответствии с исполнительным актом действия.

Пункт 3 статьи 99 предусматривает перечень ограничений при удержании денег из доходов должника-гражданина. Взыскание устанавливается в размере 70%, вместо установленных 50% в пункте 2 настоящей статьи, при следующих обстоятельствах:

  • выплата алиментов;
  • возмещения вреда, нанесённого здоровью;
  • осуществление компенсационных выплат по случаю утраты кормильца;
  • компенсация ущерба, нанесённого вследствие совершения преступления.

Пункт 4 статьи 99 ограничивает распространение положений пунктов 1-3 настоящей статьи о взыскании денежных средств с активного счёта гражданина-неплательщика, на который осуществляется начисление заработной платы работодателем, за исключением последнего периодического зачисления.

Ознакомьтесь также с полезной информацией: ФЗ №99 О лицензировании отдельных видов деятельности. Ссылка здесь:

Последние изменения

Последние изменения статьи 99 ФЗ “Об исполнительном производстве” состоялись 3 декабря 2011 года с принятием законодательства о поправках № 389-ФЗ. В ходе редактирования был введён пункт 4, который предусматривает ограничение удержаний с активных счетов должника.

В ходе последних изменений законодательства 31 декабря 2017 года поправки статьи 99 не затронули.

Комментарии и разъяснения к статье 99

Комментарии к статье 99, предусматривающей порядок расчёта удержаний из доходов граждан-должников в соответствии с законодательством Российской Федерации “Об исполнительном производстве”, составленные профессиональными юристами, разъясняют положения статьи с целью исключения их двусмысленного понимания и приводят ссылки на другие законодательные акты, которые подтверждают установленный порядок взыскания и дают более развернутые ответы.

Для ознакомления с комментариями, рекомендуется скачать документ по ссылке.

Скачать 229 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” был принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года и одобрен Советом Федерации 19 сентября того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 2 октября 2007 года.

ФЗ-229 определяет задачу исполнительного производства, которая заключается в своевременном и правильном исполнении судебных актов, а также других предписаний должностных лиц и исполнительных органов власти.

Выполнение предусмотренной задачи преследует достижения ряда целей, которые защищают законные права, свободы и интересы граждан Российской Федерации, а также общественных организаций и объединений, включая исполнение обязанностей в соответствии с международным договором РФ.

Законодательство состоит из 19 глав следующего содержания:

  • Глава 1 (ст. 1-11) описывает общие положения, определяет сферу действия закона, его принципы и ряд общих требований к исполнению судебных актов;
  • Глава 2 (ст. 12-14) перечисляет виды исполнительных документов и приводит ряд требований к их содержанию и оформлению;
  • Глава 3 (ст. 15-23) устанавливает временные сроки по осуществлению исполнительного производства;
  • Глава 4 (ст. 24-29) предусматривает порядок доставки и вручения исполнительных извещений и вызовов;
  • Глава 5 (ст. 30-47) определяет особенности осуществления исполнительного производства;
    Глава 6 (ст. 48-63) перечисляет перечень лиц, которые участвуют в исполнительном производстве, а приводит также их права и обязанности;
  • Глава 7 (ст. 64-68) определяет исполнительные действия и меры для принудительного исполнения установленных судом требований;
  • Глава 8 (ст. 69-88.1) описывает порядок обращения взысканий на имущество должника;
  • Глава 9 (ст. 89-93) предусматривает возможность и порядок продажи имущества неплательщика на торгах;
  • Глава 10 (ст. 94-97) устанавливает особенности взыскания долгом за счёт имущества, если неплательщиком является организация;
  • Глава 11 (ст. 98-102) определяет правила взыскания денежных средств с гражданина-должника;
  • Глава 12 (ст. 103-104) описывает особенности взыскания штрафов, которые были назначены за совершения уголовного преступления;
  • Глава 12.1 (ст. 104.1-104.5) устанавливает порядок исполнения судебных актов для иностранных государств;
  • Глава 13 (ст. 105-109.3) устанавливает правила по исполнению неимущественных требований;
  • Глава 14 (ст. 110-111) предусматривает порядок выполнения требований взыскателей;
  • Глава 15 (ст. 112-115) определяет ответственность за нарушения положений настоящего законодательства;
  • Глава 16 (ст. 116-117) описывает порядок возмещения расходов на исполнительное производство;
  • Глава 17 (ст. 118-121) устанавливает меры по обеспечению защиты взыскателей, должников и исполнителей;
  • Глава 18 (ст. 122-128) предусматривает правила и сроки для обжалования судебных постановлений, а также действий приставов и других должностных лиц;
  • Глава 19 (ст. 129-130) содержит заключительные положения законодательства о вступлении его в силу и об отмене других законов.
Читать еще:  Какая организация не относится к коммерческим

Для подробного ознакомления с Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 “Об исполнительном производстве” рекомендуется скачать документ с последними изменениями по ссылке ниже.

также прочтите про последние изменения в Федеральном законе №103. Ссылка здесь:

Детальный обзор ст. 99 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» (скачать свежую редакцию)

Граждане, имеющие непогашенную задолженность, сталкиваются с таким понятием, как исполнительное производство. Сотрудники ФССП осуществляют контроль над исполнением судебных решений, а также занимаются принудительным взысканием долгов. В такой ситуации правоотношения между должником и судоприставом регулируются Федеральным законом № 229.

Данный обзор посвящен ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», указывающая на объем удержаний из заработной платы при взыскании долга судоприставами.

Также читатель узнает принципы исполнительного производства, и ознакомиться с комментариями юридических экспертов РФ.

Основополагающие принципы

Федеральный закон РФ № 229 обладает базовыми принципами. Статьёй №4 указано, что основополагающий момент законопроекта представлен в виде законности. При этом он не должен идти вразрез с действующим Законодательством Российской Федерации, Конституцией РФ и международными договорами.

На второй план выходит принцип – уважение чести и достоинства граждан страны. То есть, в данном нормативном акте содержится защита прав и свободы. К третьему принципу относят обеспечение действий по своевременному исполнению. Также сюда включены принудительные мероприятия, которые обязывает качественно выполнять действия процессуального характера.

Завершают базовые принципы, согласно федеральных законов, неприкосновенность минимального имущественного положения неплательщиков и их семей и соотношение требований стороны взыскателя с действиями принудительного значения.

Статьей №48 определены основные фигуранты в исполнительных производствах:

  • неплательщик и взыскатель;
  • лица, выполняющие постановление суда или других органов, в т.ч. физ.лиц;
  • свидетели, экспертная комиссия, переводчик и другие лица.

Каждая из сторон вправе знакомиться с материалами по делу, делать с них ксерокопии, подавать ходатайства и претензии.

Отказ и окончание исполнительного производства

Дополнительно в законопроект содержит в себе причины, по которым взыскателю могут отказать в инициации производства:

  • отсутствие на документах подписи и/или печатей;
  • отправка документации не на тот адрес;
  • истек период действия исполнительного листа;
  • пакет документов отправлялся ранее;
  • судебное решение по делу уже вынесено и вступило в силу.

Также в редакции от 2019 года данного Федерального закона указано, в каких случаях исполнение по судопроизводству может быть окончено:

  • кончина неплательщика;
  • права на выполнение исполнительных документов утрачены;
  • взыскатель отказался от требований.

Но при этом следует понимать, что исполнение по документам может быть окончено после выполнения всех требований, фигурирующих в постановлении.

Суть статьи

Статья 99 данного закона содержит в себе нормативы по удержаниям из оплаты труда должника и иных его доходов, а также порядок исчислений:

  1. Объем удержаний из з/п, а также других источников доходов неплательщиков, в т.ч. из гонораров по результатам интеллектуальной деятельности, будет удерживаться от тех сумм, что остались после налогообложения.
  2. Исполнение ИЛ, в т.ч. по нескольким документам, с должника, согласно данной статьи, не может превышать 50% от дохода. Исключение составляет долги по алиментам, при которых удержание может составлять до 70%.
  3. Ограничительные меры по взиманию размеров из оплаты труда и других видов доходов неплательщика, установлены частью 2. Иными словами, удержание невозможно из алиментов, причитающихся детям до 18-ти лет, компенсации по урону здоровью и иного вреда, компенсационные выплаты по утрате кормильца и компенсация ущерба, связанного с преступлением.
  4. Ограничения по исполнительному производству с оплаты труда и других доходов должника установлены в части 1,2 и 3, не применяют при взыскании финансов, которые есть на банковском счете, куда начисляется оплата труда. Исключениями являются суммы для последнего платежа.

Обращаем внимание, что ч.№4 ФЗ №229 вступила в силу в 2011 году.

Комментарии экспертов

Согласно частям №2 и 3 статей №99 Закона №229, исполнительное производство по одному или нескольким документам дает право удерживать из оплаты труда должника не больше 50%, как указано выше. Также в комментариях экспертов можно обнаружить, что 70% является максимальным удержанием, но только с определенных видов доходов. К примеру, с компенсаций по утрате кормильцев или иного возмещения вреда.

Следует отметить, что если взыскатель требуется покрытия задолженности методом удержания суммы из пенсии или заработной платы, в т.ч. иных источников доходов, средства из которых поступают на его счет, от удержания будет освобожден небольшой процесс. Подробности можно узнать у юристов портала и ознакомившись со статьей №99 частью №4.

Комментарий эксперта портала относится к правилам, которые регулируют объем удержания из любого источника дохода должника, а также порядок его исчисления. Так, в закон гласит, что удержание может производиться со страховых обеспечений обязательного страхового значения, т.е. выплаты, пособия и пенсионные отчисления. Но в порядке исключения на них могут накладывать удержание, что обусловлено в ст.№101 данного законопроекта.

Важно: Пособие, выплачиваемое по безработице, не является обеспечение обязательного страхования. Ввиду этого, такие выплаты также подлежат удержанию по ИЛ.

Все федеральные законы, регулирующие отношения между исполнителями судебного решения и должникам, благодаря поправкам 2019 года, приобрели прозрачность.

Статья 99 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 99 ФЗ 229 регламентирует основные размеры удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления. В каждом пункте описывается из чего именно исчисляется денежная сумма и на какие счета государство ставит запрет для удержания. Так же в статье раскрываются основные аспекты Федерального закона №229 «Об исполнительном производстве».

Читать еще:  Ст 188 УПК РФ с комментариями

Статья 99 «Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления»

Статья 99 ФЗ-229 включает в себя 4 пункта. Каждый из них содержит информацию о размере удержания из заработной платы и порядок исчисления доходов должников.

Пункт 1 статья 99

Размер удержания из зарплаты и прочих доходов гражданина исчисляется только из суммы, оставшейся после выплаты налогов. Удерживается денежная сумма также из вознаграждений авторам в результате интеллектуальной деятельности.

Пункт 2 статьи 99

В ходе выполнения гражданином исполнительного документа, с него может быть удержано не более 50% из заработной платы и прочих доходов. Удержание должно быть осуществлено до выполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе.

Пункт 3 статьи 99

Ограничение, обозначенное в пункте 2, связанное с удержанием денежных средств из заработной платы гражданина-должника, не распространяется при:

  • взыскании алиментов на несовершеннолетних;
  • возмещении вреда, причиненного здоровью;
  • возмещении вреда в связи со смертью кормильца;
  • возмещении ущерба, причиненного в результате совершенного преступления.

В случаях, описанных выше, удержание из заработной платы гражданина не должно превышать 70%.

Пункт 4 статьи 99

Ограничения, обозначенные в пунктах 1-3 настоящей статьи, на размер удержания из заработной платы гражданина-должника не применяются при обращении взыскания денежной суммы на активных счетах человека, куда работодатель перечисляет заработную плату. Исключением является размер последнего периодического платежа.

Чтобы детальнее изучить содержание 99 статьи ФЗ-229, скачайте ее по ссылке.

Изменения

Последние изменения в статью 99 ФЗ «Об исполнительном производстве» вносились 1 января 2012 года. Она была дополнена пунктом 4, в котором идет речь об ограничениях, связанных с удержанием денежной суммы из заработной платы с активного счета гражданина-должника. Государством запрещено удерживать деньги со счета, на который работодатель перечисляет заработную плату сотруднику.

При последней редакции 18 июля 2017 года поправки в статью не вносились. А вот о том, что произошло со статьей 21 можно узнать тут:

Комментарии к статье 99 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 99 «Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления» регламентирует порядок взыскания денег из заработной платы гражданина. Исчисление осуществляется из денежной суммы, оставшейся после уплаты всех налогов государству.

Хотите ознакомиться с комментариями к статье 99 ФЗ-229? Можете скачать их тут.

Скачать

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» был принят 14 сентября 2007 года. Последние изменения в закон вносились 18 июля 2017 года. Поправки были внесены в статью 73.2. Часть 6 была дополнена словами «и (или) их клиентами». Часть 3.4 ст 73.2 была дополнена словами «и центральном контрагенте».

Согласно закону, главная задача исполнительного производства — правильное и своевременное исполнение судебных актов. Органами принудительного исполнения являются: Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы.

Их полномочия определяются:

  • настоящим законом;
  • Федеральным законом «О судебных приставах»;
  • иными федеральными законами.

Федеральная служба судебных приставов использует госинформационные системы для обеспечения принудительного исполнения всех судебных и иных актов и постановлений.

ФЗ-229 предусматривает случаи, когда судебный исполнитель-пристав обращает взыскание на заработную плату и другие доходы должника:

  • выполнение исполнительных документов;
  • взыскание суммы, которая не превышает 10 тыс.рублей;
  • отсутствие у должника необходимой суммы для выполнения требований исполнительного документа целиком.

В законе прописаны условия при которых лица, выплачивающие должнику зарплату или другие платежи, заканчивают исполнение листа:

  • при полном перечислении всей суммы денежных средств;
  • при смене должником места работы, учебы, выплаты пенсий и других доходов;
  • по заявлению (просьбе) взыскателя;
  • по судебному постановлению.

ФЗ-229 регламентирует список доходов, на которые не может быть обращено взыскание:

  • деньги, выплачиваемые в виде возмещения вреда здоровью;
  • деньги, выплачиваемые в связи со смертью кормильца;
  • денежные суммы, выплачиваемые людям, которые получили травмы при исполнении своих служебных обязанностей;
  • компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета лицам, пострадавшим в результате катастроф, в связи с уходом за недееспособными гражданами;
  • выплаты на транспорт и лечение;
  • страховые выплаты;
  • денежные суммы, которые выплачиваются в связи с рождением ребенка, с заключением брака или смертью близкого человека и другие.

Чтобы узнать более подробно обо всех статьях ФЗ-229, скачайте его по ссылке.

О проблемах исполнения требований статей 99 и 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

Хабарова Мария, Советник Правового департамента Ассоциации российских банков.

В Ассоциацию российских банков обратилась Федеральная служба судебных приставов с письмом от 7 июля 2017 года № 00011/17/62781-ДА «Об исполнении исполнительных документов», в котором содержится просьба довести до сведения кредитных организаций – членов АРБ информацию о необходимости соблюдения требований ст. ст. 99 и 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

ФССП России отмечается, что банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.

На протяжении многих лет вопрос о необходимости создания правового механизма, обеспечивающего соблюдение режима платежей социального характера, активно обсуждался на площадке АРБ, в т. ч. при работе над второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации, в рамках которой предлагалось ввести такой институт, как специальный счет для социальных выплат (счет социальных выплат/ социальный счет).

Но механизм до сих пор не создан, а вся ответственность за допущение ошибок (возникающих, как правило, из-за фактической сложности разделения соответствующих потоков денежных средств) при списании со счетов должников денежных средств, являющихся социальными выплатами и обладающими иммунитетом от взыскания, возлагается на банки.

Представляется, что результатом разрешения данной проблемы, для решения которой банковское сообщество уже в течение долгого времени предлагает оптимальные пути, будет не только минимизация допускаемых при списании ошибок, но и недопущение увеличения стоимости оказываемых гражданам услуг.

Необходимо всегда помнить, что установление для банков обязанностей, связанных с увеличением трудовых и/или технических затрат, всегда влечет за собой увеличение стоимости банковских продуктов. В итоге за всё приходится платить клиентам банков, в т. ч. гражданам.

Николай Акинин, главный юрисконсульт Отдела правовой защиты Управления правового обеспечения Юридического департамента АО ЮниКредит Банк.

Затронутый ФССП вопрос действительно важен и актуален.

В банковской практике нередко возникают описанные моменты, когда сотрудники операционных подразделений при исполнении обращения взыскания отслеживают “происхождение” поступивших на счет должника денежных средств именно с тем, чтобы не допустить нарушения статьи 99, а также статьи 101 Закона об исполнительном производстве.

При возникновении сомнений или затруднений коллеги обращаются к юристам за консультацией.

Если кредитная организация столкнулась со случаем нарушения статьи 99, т.е. по недосмотру взыскали более пятидесяти процентов последнего периодического платежа, то это обычно “исправляется” несписанием денежных средств в следующем месяце, чтобы “компенсировать” предыдущее избыточное списание.

Читать еще:  Как считается налог на прибыль пример

Елена Куличева, независимый эксперт.

ФССП России обратила внимание банков на необходимость соблюдения положений статей 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

ФССП России подчеркивает, что банки имеют возможность идентифицировать поступающие на счет должника платежи социального характера (письмо от 07.07.2017г. за № 00011/17/62781-ДА).

Несмотря на неоднократные обсуждения вопрос погашения задолженности за счет доходов граждан, на которые в силу закона не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, продолжает быть актуальным.

Отсутствие правового механизма, обеспечивающего гарантированный законодательством Российской Федерации иммунитет указанных выплат от взысканий по исполнительным документам, приводит к нарушениям законных прав граждан.

Активное обсуждение и предложения банков по урегулированию данной проблемы были даны еще в 2015 году. Проблема обсуждалась на разных уровнях, в том числе с участием представителей Верховного суда РФ, ФССП России, Банка России, депутатов, представителей различных министерств и ведомств. И если ранее ФССП России поддерживало предложения по законодательному урегулированию данной проблемы, то сегодня заняло несколько иную позицию, переложив всю ответственность за списания денежных средств со счета должника, на которые в силу норм закона взыскание обращено быть не может, на банки.

Социальные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, коллективным договором, а также заработная плата перечисляются отправителями платежей на указанный работником счет в банке. На данный банковский счет гражданина, наравне с социальными выплатами и заработной платой поступают иные, в т. ч. периодические платежи (перечисления третьих лиц и пр.).

Перечень доходов по статье 101 Закона об исполнительном производстве, на которые не может быть обращено взыскание, состоит из различных категорий выплат социального характера (пособий, единовременных компенсационных выплат, денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, сумм страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и пр.). При поступлении на счет получателя данные средства учитываются не отдельно, а в общей массе имеющихся на счете денежных средств, т.е. обезличиваются.

Для недопущения ущемления прав граждан и в целях исполнения требований ст. ст. 99, 101 Закона при обращении взыскания на денежные средства должника-гражданина в настоящее время банки вынуждены проводить анализ всех поступлений на счет должника в ручном режиме, что с развитием зарплатных проектов и перехода на безналичные расчеты без автоматизации практически невозможно.

Так же следует учитывать развивающийся электронный документооборот банков с ФССП России, не предполагающий обработку исполнительного документа в ручном режиме.

В этой ситуации, в целях недопущения ущемления прав граждан и исполнения требований закона, со всей остротой встает вопрос о разделении потоков денежных средств, поступающих на счет физического лица в зависимости от источника выплат.

Решить данный вопрос исключительно за счет автоматизации процесса не представляется возможным. Во-первых, с учетом различных источников выплат и не конкретизированных законом категорий выплат, данный путь решения вопроса влечет колоссальную нагрузку на операционную работу банка и не исключает ручного труда, что сразу же увеличивает операционные риски и не позволяет исполнять исполнительные документы незамедлительного, как того требует закон. Во-вторых, с учетом объема проводимых операций (оборота), потребуется не только соответствующее программное обеспечение (требующее постоянного совершенствования), но и соответствующая техника, что приведет к удорожанию стоимости банковских услуг. Так же нельзя исключить человеческий фактор, а наличие спорных ситуаций и задержка исполнения судебных решений приведет к росту судебных споров.

Оптимальное решение указанной проблемы, на мой взгляд, – внесение изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих введение нового вида банковского счета физического лица – счета социальных выплат для учета средств, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (счета социальных выплат).

Выделение потока денежных средств, поступающих на счет получателя в качестве социальных выплат; установление специального режима счета социальных выплат, предусматривающего ограниченный перечень допустимых по счету операций, исключит направление целевых выплат на погашение требований взыскателей. Таким образом, возможно обеспечить:

  • самостоятельное распоряжение владельцем счета денежными средствами;
  • использование средств социальных выплат по их прямому назначению, призванному удовлетворить потребности получателя с помощью мер государственной поддержки;
  • прозрачность использования бюджетных средств, выделяемых на цели социального характера.

Режим данного счета должен быть определен исключительно для безналичного зачисления поступающих денежных средств «социального» характера (заработная плата, пенсии, пособия и иные выплаты социального характера) только со счетов юридических лиц и государственных органов, осуществляющих выплаты социального характера (исчерпывающий перечень операций по счету). В назначении платежа (при зачислении средств на данный счет) должно быть в формализованном виде указано, что денежные средства являются заработной платой, пенсией или иными социальными выплатами. Так же средства социальных выплат должны быть исключены из конкурсной массы в случае признания физического лица-владельца счета банкротом.

Данный подход позволит производить исполнение исполнительного документа в соответствии с требованиями Закона, ориентируясь только на конкретный номер счета должника.

Кроме того, при предоставлении в службу судебных приставов информации о наличии счетов должника судебный пристав – исполнитель также будет располагать информацией о природе денежных средств, поступающих на счет должника, что позволит избежать споров между банками и ФССП России при исполнении исполнительных документов.

Ольга Ценова, Начальник Юридического отдела ОАО «ЮГ-Инвестбанк».

Вопрос реализации положений статьи 99 и 101 Закона об исполнительном производстве при обращении взыскания на денежные средства клиентов, находящиеся на счетах в банках очень актуален, прежде всего для наших клиентов.

Однако его практическая реализация кредитными организациями вызывает большие трудности. Во-первых, в связи с неинформативностью поступающих в банк постановлений судебных приставов-исполнителей, которые зачастую не содержат информации о существе взыскания (например, алиментные), что не позволяет банку применить положения статей 99 и 101. Во-вторых, учитывая многие оговорки закона (например, при алиментных удержаниях удержанию подлежит минимум не 50%, а уже 70% и иные) операции по списанию переходят в ручной режим, что входит в противоречие с трендом крупных банков к автоматизации операций.

Хабарова Мария, Советник Правового департамента Ассоциации российских банков.

В связи с внесением в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона № 221778-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации», целью которого является создание специального социального банковского счета, предназначенного только для зачисления денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание, Ассоциацией совместно с банками – членами АРБ был рассмотрен данный законопроект. Соответствующее заключение было направлено в адреса Госдумы и Банка России.

Хабарова Мария, Советник Правового департамента Ассоциации российских банков.

Банком России были поддержаны предложения банковского сообщества, изложенные АРБ в Заключении от 7 ноября 2017 года № А-02/5-484 по итогам рассмотрения проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» № 221778-7.».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector