Ст 52 градостроительного кодекса РФ с комментариями

Ст 52 градостроительного кодекса РФ с комментариями

Разъяснение ст.52 Градостроительного кодекса

Любая деятельность, связанная с архитектурным планированием, возведением строений, благоустройством территорий, развитием гражданской инфраструктуры, разработкой природоохранных мероприятий, а также сбережением историко-культурного ресурса направлена на создание благоприятной среды проживания населения. Все эти положения отражены в своде законодательных актов, а именно – Градостроительном кодексе РФ (ГрК). Отдельной статьей 52 Градостроительного кодекса регламентируются процессы обновления объектов капитального строительства – строительство, реконструкция и капремонт.

Пояснительный комментарий к пунктам статьи 52 ГрК РФ

Правила градостроительства, реконструкции и капитального ремонта, отраженные в статье №52 ГрК России, регламентируются 9 пунктами. Каждая часть статьи рассматривает отдельные аспекты хозяйственной деятельности. Нелишним будет комментарий к пунктам правового акта, написанного сугубо юридическим языком.

Ч.1 ст.52 ГРК Российской Федерации оперирует нормативно-правовыми актами, регулирующими виды градостроительной деятельности.

Определение круга лиц, уполномоченных заниматься комплексом работ

Части 2 и 3 нормативного акта определяют список лиц, которые на законных основаниях могут осуществлять очерченный статьей перечень градостроительных работ.

В пункте 2 Договора строительного подряда, по которым проводятся работы по строительству, реконструкции и капремонту ОКС заключаются исключительно:

  1. С ИП (индивидуальными предпринимателями).
  2. С юридическими лицами, входящими в СРО (саморегулируемые организации).

В пункте 2.1. указано, что в случае привлечения застройщиком или заказчиком к осуществлению работ иных исполнителей, они должны действовать на основании договора. При этом размер обязательств по таким договорам не может превышать 3-х миллионов рублей. Контроль по выполнению договорных работ возлагается на специалистов по организации строительства.

На основании пункта 2.2. не требуется членство в СРО в области строительства для следующих субъектов:

  1. Государственные и местные организации и предприятия.
  2. Коммерческие предприятия с долей уставного капитала 50%. Остальная часть принадлежит государственным и муниципальным образованиям.
  3. Юридические лица, вступившие в публично-правовые отношения с государственными структурами путем заключения договоров строительного подряда в конкретных сферах деятельности.
  4. Юридические лица, осуществляющие совместную деятельность с органами государственной и местной власти на правах 50% доли в уставном капитале.
  5. Физические лица, осуществляющие строительные, реконструкторские и ремонтные работы индивидуального жилья, а также аналогичные процедуры на объектах, не предназначаемых для предпринимательской деятельности либо имеющих вспомогательный характер.

Пункт 3 гласит, что лицо, действующее в области строительства, реконструкции или капремонта (застройщик, ИП или юридическое лицо, заключившее договор строительного подряда) является гарантом соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, обеспечения безопасного ведения работ на объекте. Ответственность за качество выполняемых работ возлагается на лицо, осуществляющее строительство.

Взаимоотношения сторон, отраженные в договоре строительного подряда

Нормативно-правовые акты в области строительства, реконструкции и капитального ремонта в любой редакции ссылаются на основной документ, предопределяющий взаимоотношения заказчика и подрядчика – договор строительного подряда. Имеет смысл внести пояснения по этому документу. Разъяснение прав и обязанностей договаривающихся сторон нагляднее продемонстрировать в таблице.

Обязательства подрядчика Обязательства заказчика
Построить либо отремонтировать объект согласно установленным срокам Создать все необходимые для производства работ условия и обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия от заказчика
Вина за разрушение и повреждение объекта до его сдачи заказчику ложится на подрядчика.

В случае обнаружения:

● Инженерно-технических решений, способных негативно влиять на качественные характеристики объекта.

Подрядчик должен приостановить работы и поставить в известность заказчика

Если повреждение (частичное или полное) произошло в результате некачественных материалов, деталей, конструкций от заказчика, то подрядчик вправе требовать оплаты по смете за выполненный объем работ
Работы производятся строго в соответствии с технической документацией. Если в ходе работ возникают дополнительные операции, не предусмотренные сметой, то об этом извещается заказчик

Подрядчик, не известивший заказчика о необходимости дополнительного объема работ, не вправе требовать оплаты за превышение сметы, если только действия не вызваны экстремальной ситуацией

Ответ о необходимости либо отмене дополнительных работ должен быть дан в течение 10 дней. Вынужденный простой в ожидании решения подрядчику возмещает заказчик, если только не будет предоставлено доказательство в ненужности доп. работ
При внесении поправок в тех. документацию, влекущих превышение расходов более 10%, работы по согласованию сторон проводятся по дополнительной смете Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию, если при этом не меняется концептуальная характеристика объекта, а корректировка сметы не превышает 10% от общей суммы
Подрядчик вправе требовать оплаты в полном объеме после приема объекта заказчиком Обязанность заказчика – оплатить работы после принятия объекта от подрядчика по смете и в сроки, установленные в договоре строительного подряда

Помимо договаривающихся сторон, в договоре строительного подряда может быть упомянуто третье лицо – страховщик, берущий на себя риски непреднамеренных случаев повреждения объекта. Страхующая сторона обязана предоставить другой стороне договор с указанием предмета и суммы страхового случая.

О подготовке объекта

П.4 статьи 52 устанавливает обязанность заказчика либо застройщика выбирать и подготавливать точки для строительства. Состояние земельных участков должно соответствовать прописанным в договоре условиям.

На заказчике также лежит обязанность предоставлять в распоряжение подрядчика необходимые здания и сооружения, а также обеспечение транспортировки грузов, водо- и электроснабжение. Затраты заказчика оплачиваются по условиям договора строительного подряда.

В случае прекращения работ более чем на 6 месяцев, объект переходит в разряд законсервированных. Если временная приостановка процесса происходит по независящим от сторон причинам, то заказчик возмещает подрядчику затраты, понесенные им до консервации объекта.

Взаимодействие с надзорными органами

Ч.5 ст. 52 ГрК РФ устанавливает обязанности застройщика или заказчика оповестить органы Государственного строительного надзора в порядке, предусмотренном Кодексом для данного вида работ.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт подвергаются контролю со стороны уполномоченных надзорных органов в случае, если затрагиваются технические и конструктивные характеристики надежности и безопасности, а проектная документация проходит Государственную экспертизу.

Не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала строительства, заказчик предоставляет в надзорные органы следующий пакет документов:

  1. Разрешение на строительство (копия).
  2. Вся имеющаяся на данный момент проектная документация.
  3. Разрешение на отступление от предельных норм строительства (вынесение точек отступа за красную линию).
  4. Журналы учета выполненных работ.
  5. Положительное заключение экспертизы, если она предусмотрена при данном объеме и типе работ.

Если надзорные органы не получают весь обязательный к предоставлению пакет документов, состоящий из пяти пунктов, то они вправе сами запросить необходимые акты в организации, выдавшей разрешение на строительство.

Ч.6 ст.52 – обязанности лица, осуществляющего строительство

К лицу, осуществляющему строительство, предъявляются следующие требования:

  1. Все виды работ осуществлять в соответствии с техническим заданием и регламентом, определенным в проектной документации. Необходимо придерживаться градостроительных и земельных планов.
  2. Разработать природоохранные мероприятия, а также принять меры безопасности для работников.
  3. Оберегать объекты культурного наследия.
  4. Обеспечивать доступ на объект представителям надзорных органов.
  5. Контролировать процесс труда.
  6. Вести исполнительную документацию.
  7. Предупреждать надзорные органы о начале и завершении этапа строительств и иных работ.
  8. Следить за качеством строительных материалов.

При выявлении надзорными органами в процессе работ недостатков процедуры приостанавливаются до устранения нарушений, о чем составляется соответствующий акт.

Регламентируемые действия в различных ситуациях

Часть 7 статьи 52 гласит, что самовольное отклонение от параметров строительства без согласования с заказчиком или застройщиком запрещено.

Часть 8 комментируемой статьи посвящена ситуации, при которой на территории строительства оказывается исторический или культурный памятник, приравниваемый к объектам культурного наследия. В этом случае в проекты проведения строительных, земляных, ремонтных и иных работ вносятся разделы о мерах сбережения историко-культурного ресурса. Сами же работы приостанавливаются до внесения соответствующих изменений в регламенты.

Часть 9 описывает возможность внесения поправок и дополнений в аспекты строительной деятельности отдельными нормативно-правовыми актами.

Взаимодействие 52 статьи ГрК РФ с другими нормативными актами

Все части 52 статьи ГрК России тесно переплетены с нормативно-правовыми актами в сфере строительства.

  1. Статус членов СРО, упоминание о которых есть во 2 части статьи, определяется последними изменениями от 1.07.2017 года, внесенными в ФЗ №372, затрагивающий вопросы саморегулирования в области проектирования и строительства.
  2. Договор строительного подряда регламентируется положением Гражданского кодекса РФ (статья 740).
  3. Обязанности заказчика по созданию необходимых условий труда подрядчику оговариваются в статье 747 ГК РФ.
  4. Условия и последствия консервации строительного объекта разработаны в ст. 52 ГК РФ.
  5. ФЗ №210 от 31.12.2005 г. установил перечень документов, необходимых для предоставления в надзорные органы с извещением о начале строительства.
  6. Статья 37 Федерального Закона ФЗ-73 от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия» устанавливает порядок действия в случае обнаружения оного на территории строительства. Признаки объекта культурного наследия установлены в ст.3 того же закона.

Правовое регулирование процесса строительства определяется не только нормами градостроительного кодекса. Например, обязательным при строительстве является соблюдение технических регламентов согласно Техническому регламенту №384-ФЗ от 30.12.2009 г «О безопасности зданий и сооружений».

Важным нормативным актом, регулирующим процессы ответственности за нарушения, порядок расследования и меры наказания является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Судебная практика по делам с нарушениями 52 статьи ГрК РФ

Арбитражные суды Российской Федерации, рассматривая дела с нарушениями статей Градостроительного кодекса, сталкиваются преимущественно с взаимными претензиями сторон. Вот несколько примеров.

  1. Определение от 26.03.2018 года по делу о взыскании подрядчиком в лице общества «ФПГ-Волга» долга в 10,8 млн руб. с заказчика в лице «Интер-РАО-Электрогенерация» за выполненный объем работ. В свою очередь, заказчик выставил встречный иск с требованием уплатить неустойку. В процессе разбирательства было выявлено, что построенный объект не может эксплуатироваться заказчиком из-за многочисленных недоделок и нарушений и не представляет для него никакой потребительской ценности. Руководствуясь статьями ГК и ГрК РФ (в том числе статьей 52 ГрК РФ), суд вынес решение: в заявленном иске отказать, встречный иск удовлетворить.
  2. Решение от 26.12 2017 года по делу о привлечении к административной ответственности ООО «Кэпитал-Инвест» за ненадлежащее исполнение и не устранение нарушений, выявленных надзорным органом в лице краевого Департамента по надзору. Суд, ссылаясь на нарушение ряда статей, в том числе ч. 6 ст.52, счел предъявленные требования обоснованными и приговорил общество с ограниченной ответственностью к административному штрафу в размере 50 тыс. рублей.

Предметами споров в суде являются также ситуации, когда в нарушении ч.2 нормативного акта лицо, осуществляющее строительство, не входит в перечень лиц, допущенных к процессу. Но основную долю административных дел составляют иски со стороны надзорных органов.

Таким образом, статья 52 ГрК РФ регламентирует все стороны процесса строительства, реконструкции и капитального ремонта. Тесно взаимодействуя с нормативно-правовыми актами Гражданского и Градостроительного Кодексов, статья позволяет удерживать процедуру возведения и обновления объектов капитального строительства в рамках правового поля.

Последняя редакция с комментариями по градостроительном кодексе РФ

ГрК в новой редакции обусловливает не только основной порядок и принципы застройки, но и определяет зоны, на территории которых разрешено возводить и осуществлять реконструкцию, производить иные действия строительного характера.

Предупредить нарушения, не допустить произвол и игнорирование существующих требований закона в сфере строительства – основная задача, которую преследовали законодатели, создавая ГрК РФ 2020 с комментариями.

Что это такое

По своей сути Градостроительный кодекс РФ представляет собой сборник, который регламентирует следующие аспекты:

  • планирование строительства, этапы застройки, вопросы в части благоустройства местных либо сельских населенных пунктов, формирует инфраструктуру (инженерные коммуникации, проекты дорог, социальные условия);
  • принципы осмысленного природопользования (охрана природы и окружающей среды, как благоприятные условия для жизни населения), сохранность объектов составляющих основу культурно-исторического наследия;
  • обеспечение взаимодействия между всеми сторонами правоотношений в градостроительной сфере, в общем, и в частных случаях на основе действующего законодательства.

Необходимо отметить, что правовую базу, регулирующую вышеперечисленные вопросы составляют правила и критерии застройки и пользования землей, которые, в том числе обозначены в Земельном кодексе РФ.

Помимо этого Кодекс детально прописывает компетенцию должностных лиц, законные права и ответственность строительных организаций работающих в отрасли.

Описание

Изначально Градостроительный кодекс РФ предъявляет требования к организации и составлению административно-правовых бумаг, которые оказывают непосредственное влияние на ход развития всех территориальных образований.

От этого зависят вн осимые изменения, происходящие как в отдельных муниципальных образованиях (городах и сельских поселениях), так и в государстве в целом. ГрК РФ выработан с целью упорядочить взаимодействие в ходе зонирования и планирования, а также в процессе строительства.

Определить степень значимости документа сложно – она огромна. Кодекс представляет ценность для каждого жителя РФ, но не все осведомлены, значительная часть в повседневной жизни даже не сталкивается с ним. Для граждан, которые не занимаются ежедневно тонкостями строительства, этот документ не играет роли.

Те, кто непосредственно задействован в строительной сфере, в том числе и на стадии проектирования, обязан знать Кодекс досконально. Градостроительная деятельность – показатель развития всей страны, поэтому безопасность ее проведения напрямую зависит от уровня знаний.

На территории РФ ГрК 2020 напрямую устанавливает порядок строительства городов и является главным регулирующим документом, поэтому другие правила и уставы должны с ним соотноситься. Именно он устанавливает качество и правильность возводимых застроек, одновременно принимая во внимание сохранность экологии, объектов составляющих культурное наследие, при этом учитывая и иные условия.

Скачать полную версию

Детально ознакомиться с нововведениями можно скачав последнюю редакцию Гражданского кодекса 2020 года с комментариями пройдя по ссылке.

С каких глав состоит

Как и другие Кодексы Градостроительный 2020 года строго разграничен. Его структура поделена на части, главы и т.д. Таким образом, новая редакция содержит 9 глав:

  1. Глава рассматривает и дает основные определения, указывает принципы, на которых строятся отношения регулируемые Кодексом.
  2. Уточняет объем полномочий, который предоставляется органом различного уровня в градостроительной отрасли.
  • Детально прописывает основные правила и принципы, используемые в планировании территорий городов.
  1. Глава детализирует распределение зон для строительства и правила использования близлежащих земель.
  2. Совокупно рассматривает планировку территорий выделенных под строительство.
  3. Устанавливает порядок архитектурно-строительного проектирования и рассматривает основные положения при осуществлении работ по реконструкции ряда строительных объектов.
  • Определяет порядок и механизм информационного обеспечения и взаимодействия всех сторон участвующих в строительном процессе.
  • Уточняет виды ответственности и особенности применения наказаний за несоблюдение и пренебрежение правилами градостроения.
  1. Глава посвящена особенностям градостроительства на территории Москва и Санкт-Петербурга.

Видео: Изменения

Комментарии к статьям

Комментарий к Градостроительному кодексу позволяет гражданам, не будучи квалифицированными юристами, не только понимать, но и пользоваться нормами документа.

Таким образом, лица будь то сотрудники местных исполнительных органов и ведомств, выполняющие обязанности, связанные с изучением и выдачей технической документации на строительство и осуществлением функций контроля за соблюдением действующих положений, как и проектировщики (застройщики) независимо от уровня строительной организации имеют единый инструмент для правильного понимания статей КрК РФ.

Посредством комментариев в более простой форме раскрывается суть правовых норм. Благодаря пояснениям из ряда других актов из смежных отношений способствуют глубокому пониманию сути освещаемого вопроса.

Ст. 51

Данная часть Градостроительного кодекса поясняет, каким образом и где возможно получить разрешение необходимое для строительства – документ, который предоставляет право застройщику выполнять указанные работы на заданной территории. Проектная документация проходит процесс анализа на соответствие нормам действующего законодательства.

Получив разрешение, застройщик вправе проводить не только строительство, но и реконструкцию, работы по капитальному ремонту или выполнять перепланировку объекта. Также в Кодексе прописаны случаи, когда разрешение вовсе не обязательно.

В соответствии с законом, нормами ГрК и Гражданского кодекса, застройщик обязан выполнять все требования относящиеся к строительству.

Ст. 48

Законодатель в содержании данной статьи указал основы, которые составляют правовой институт по части архитектурно-строительного проектирования, где предоставляются:

  • определения ч. ч. 1 – 4 относительно способов проведения двух видов архитектурно-строительного проектирования, а также их назначения и содержания, трех видов документов требуемых предоставить, если в соответствии с договором подготовку проектной документации выполняют ЮЛ и физлица;
  • обозначения касательно двух видов субъектов из области архитектурно-строительного проектирования, прописываются их полномочия, устанавливается запрет на требование согласовывать документацию, которая не предусмотрена в действующем Кодексе;
  • регламентация требований предусмотренных в ч. 5.1 предусмотренных в вопросе о выполнении работ, которые входят Перечень видов по инженерным изысканиям, а также в вопросы по подготовке требуемой проектной документации для реконструкции или строительства, затрагивающие капитальный ремонт. Кроме этого орган местного самоуправления получил обязанность предоставлять для строительства земельный участок из числа государственной или муниципальной собственности;
  • установление ряда характерных особенностей (ч. 5.2) при выполнении работ по договору связанных с подготовкой комплекса проектной документации, порядок определения ряда технических условий и его предоставления, устанавливается плата за услуги подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Ст. 49

В данной статье дается определение, регламентация по теме проведения государственной экспертизы связанной с проектной документацией.

Законодатель указал правовые основы, которые необходимо соблюдать в ходе инженерных изысканий и назначении государственной экологической экспертизы касающихся строительства или реконструкции, выполняя капитальный ремонт в ряде территорий:

  • исключительная экономическая зона РФ;
  • внутренние или территориальные воды морей РФ;
  • континентальный шельф;
  • особо охраняемые территории природные (заповедники, заказники).

Ст. 52

Законодатель в комментариях к статье определил круг, составляющий основы всех процессов, от которых напрямую зависит ход строительства, процесс реконструкции либо работы в связи с капитальным ремонтом. Сюда включено определение относительно правовых норм, которые регулируют работы строительства, реконструкции и собственно капитального ремонта.

Помимо этого в ч.3 статьи дается регламентация требований предъявляемых к числу лиц осуществляющие строительно-ремонтные работы, определяется их круг полномочий и обязанностей.

По ч. 3.1 лица, которые планируют осуществлять строительную деятельность обязаны получить свидетельство в саморегулируемой организации о допуске к работам по оказанию строительных услуг.

Ст. 55

Статья устанавливает для застройщика необходимость обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением для получения разрешения, которое обязательно для ввода объекта в эксплуатацию. К заявлению прилагаются документы устанавливающие право на земельный участок и градостроительный план, относящийся к нему.

Отсутствие у застройщика данных документов, согласно части шестой, ровно, как и несоответствие возводимого объекта капитального строительства, действующим требованиям градостроительного плана становится основанием отказать в выдаче разрешения, которое требуется для ввода в эксплуатацию.

Вторая часть статьи освещает ситуации, когда упомянутые нормы Кодекса не используют:

  • до момента, когда Правительство РФ примет градостроительный план, касающийся земельного участка;
  • разрешение на строительные работы по возведению данного объекта выдавалось до момента, когда в действие был введен настоящий Кодекс.

В третьей части определена необходимость создания органами местного самоуправления специальных комиссий, в функции которых входит разработка правил в части землепользования и застройки. Помимо этого до утверждения указанных правил, они могут принимать решения о необходимости изменения, в зависимости от условий, одного вида, который был разрешен для использования участка земли и объекта капитального строительства на другой.

Помимо этого, в статье указаны полномочия Правительства РФ, с правом дополнять и утверждать иной перечень документов, требуемый для получения разрешения, чтобы ввести построенный объект в эксплуатацию.

Целью данной процедуры является получение в максимально полный объем сведений, чтобы поставить на государственный учет объект капитального строительства.

Кроме этого устанавливается запрет требовать иные документы, для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо тех, что указаны в этой статье.

Статья 55 указывает и законное право застройщика оспорить отказ, полученный на заявление о выдаче разрешения.

Ст. 47

ГрК РФ в статье 47 указывает необходимые инженерные взыскания, которые требуется производить для подготовки соответствующей проектной документации и строительства. Кроме того данный этап выполняется и на стадии реконструкции объектов капитального строительства.

Подготовка всей проектной документации, включая само строительство (реконструкцию), не допускается без прохождения этапа инженерных изысканий.

В статье отмечается, что по действующему ГрК не требуется быть членом различного рода саморегулирующих организаций в части производимых инженерных взысканий:

  • унитарных предприятий, государственных и муниципальных, включая казенные, в случае подписания ими договоров подряда с органами исполнительной власти РФ для выполнения ими комплекса требуемых инженерных изысканий;
  • коммерческих организаций, в случае заключения договора подряда для проведения работ по инженерным изысканиям, в чьем капитале более 50% занимает доля, принадлежащая государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • юр. лиц, учредителями которых являются публично-правовые образования (за исключением тех, что упомянуты в п. 1 ст. 47) в случае достижения соглашения по договору подряда, основу которого составляет услуга на выполнение инженерных изысканий;
  • юр. лиц, 50% устава которых составляет капитал из числа публично-правовых образований, в случае, когда данные юридические лица заключили договор, главная задача которого состоит в выполнении спектра требуемых инженерных изысканий.

Новая редакция Градостроительного кодекса, вступившая в силу в июне в 2020 года, уточнила ряд обязанностей лиц, в чьей компетенции находятся вопросы, связанные с эксплуатацией зданий и сооружений. Помимо этого в документе детально прописаны вопросы в отношении обустройства прилегающих территорий.

Трактовка норм ст.52 Градостроительного кодекса

Александр Миназимович

New Member

Не могу сообразить то ли я читаю неправильно, то ли путают заказчик вместе с уфасом.

ЗАказчик в аукционной документации на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства требует СРО на организацию строительства п.33.3 приказа 624.

Суть работ заключается в прокладке кабелей и установке люминисцентных светильников, в соответствии с 624 приказом на такие работы требуется получать допуск СРО только если объекты технически сложные, уникальные и т.п.

Допуска СРО у меня нет ни на конкретные виды работ ни на организацию строительства.

вот текст моего обращения в уфас:

“В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Работы, составляющие предмет муниципального контракта, подразумевают прокладку кабеля в кабельных каналах и установку люминесцентных светильников. В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 эти работы подпадают под следующие виды работ:
15.5. Устройство системы электроснабжения ; 23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации ; при этом объекты на которых требуется производить работы в соответствии со ст.48.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации не относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам. Таким образом, наша организация может выполнять самостоятельно данные виды работ.

В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно п.16 ст.1 Градостроительного Кодекса
Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Таким образом, в рамках данных норм наша организация выступает лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком. При этом мы в рамках договора организуем и координируем работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечиваем соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несем ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. При этом мы в праве выполнять работы составляющие предмет контракта самостоятельно, так как это не противоречит ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что показано выше.

Следуя ч.3.1 ст.52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, которая указывает, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее – работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, мы считаем правомерным выполнение данных работ нашей организацией без выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, так как эти работы не включены в указанный перечень.

На мой взгляд, в моем понимании этих норм, если эти работы не включены в перечень, то и сро на генподряд не надо.
На рассмотрении уфас сказал что в любом случае, независимо от того, включены ли эти работы в перечень или нет, на любые работы по капитальному ремонту требуется сро на организацию строительства.
В чем я не прав?

Последняя редакция с комментариями по градостроительном кодексе РФ

ГрК в новой редакции обусловливает не только основной порядок и принципы застройки, но и определяет зоны, на территории которых разрешено возводить и осуществлять реконструкцию, производить иные действия строительного характера.

Предупредить нарушения, не допустить произвол и игнорирование существующих требований закона в сфере строительства – основная задача, которую преследовали законодатели, создавая ГрК РФ 2020 с комментариями.

Что это такое

По своей сути Градостроительный кодекс РФ представляет собой сборник, который регламентирует следующие аспекты:

  • планирование строительства, этапы застройки, вопросы в части благоустройства местных либо сельских населенных пунктов, формирует инфраструктуру (инженерные коммуникации, проекты дорог, социальные условия);
  • принципы осмысленного природопользования (охрана природы и окружающей среды, как благоприятные условия для жизни населения), сохранность объектов составляющих основу культурно-исторического наследия;
  • обеспечение взаимодействия между всеми сторонами правоотношений в градостроительной сфере, в общем, и в частных случаях на основе действующего законодательства.

Необходимо отметить, что правовую базу, регулирующую вышеперечисленные вопросы составляют правила и критерии застройки и пользования землей, которые, в том числе обозначены в Земельном кодексе РФ.

Помимо этого Кодекс детально прописывает компетенцию должностных лиц, законные права и ответственность строительных организаций работающих в отрасли.

Описание

Изначально Градостроительный кодекс РФ предъявляет требования к организации и составлению административно-правовых бумаг, которые оказывают непосредственное влияние на ход развития всех территориальных образований.

От этого зависят вн осимые изменения, происходящие как в отдельных муниципальных образованиях (городах и сельских поселениях), так и в государстве в целом. ГрК РФ выработан с целью упорядочить взаимодействие в ходе зонирования и планирования, а также в процессе строительства.

Определить степень значимости документа сложно – она огромна. Кодекс представляет ценность для каждого жителя РФ, но не все осведомлены, значительная часть в повседневной жизни даже не сталкивается с ним. Для граждан, которые не занимаются ежедневно тонкостями строительства, этот документ не играет роли.

Те, кто непосредственно задействован в строительной сфере, в том числе и на стадии проектирования, обязан знать Кодекс досконально. Градостроительная деятельность – показатель развития всей страны, поэтому безопасность ее проведения напрямую зависит от уровня знаний.

На территории РФ ГрК 2020 напрямую устанавливает порядок строительства городов и является главным регулирующим документом, поэтому другие правила и уставы должны с ним соотноситься. Именно он устанавливает качество и правильность возводимых застроек, одновременно принимая во внимание сохранность экологии, объектов составляющих культурное наследие, при этом учитывая и иные условия.

Скачать полную версию

Детально ознакомиться с нововведениями можно скачав последнюю редакцию Гражданского кодекса 2020 года с комментариями пройдя по ссылке.

С каких глав состоит

Как и другие Кодексы Градостроительный 2020 года строго разграничен. Его структура поделена на части, главы и т.д. Таким образом, новая редакция содержит 9 глав:

  1. Глава рассматривает и дает основные определения, указывает принципы, на которых строятся отношения регулируемые Кодексом.
  2. Уточняет объем полномочий, который предоставляется органом различного уровня в градостроительной отрасли.
  • Детально прописывает основные правила и принципы, используемые в планировании территорий городов.
  1. Глава детализирует распределение зон для строительства и правила использования близлежащих земель.
  2. Совокупно рассматривает планировку территорий выделенных под строительство.
  3. Устанавливает порядок архитектурно-строительного проектирования и рассматривает основные положения при осуществлении работ по реконструкции ряда строительных объектов.
  • Определяет порядок и механизм информационного обеспечения и взаимодействия всех сторон участвующих в строительном процессе.
  • Уточняет виды ответственности и особенности применения наказаний за несоблюдение и пренебрежение правилами градостроения.
  1. Глава посвящена особенностям градостроительства на территории Москва и Санкт-Петербурга.

Видео: Изменения

Комментарии к статьям

Комментарий к Градостроительному кодексу позволяет гражданам, не будучи квалифицированными юристами, не только понимать, но и пользоваться нормами документа.

Таким образом, лица будь то сотрудники местных исполнительных органов и ведомств, выполняющие обязанности, связанные с изучением и выдачей технической документации на строительство и осуществлением функций контроля за соблюдением действующих положений, как и проектировщики (застройщики) независимо от уровня строительной организации имеют единый инструмент для правильного понимания статей КрК РФ.

Посредством комментариев в более простой форме раскрывается суть правовых норм. Благодаря пояснениям из ряда других актов из смежных отношений способствуют глубокому пониманию сути освещаемого вопроса.

Ст. 51

Данная часть Градостроительного кодекса поясняет, каким образом и где возможно получить разрешение необходимое для строительства – документ, который предоставляет право застройщику выполнять указанные работы на заданной территории. Проектная документация проходит процесс анализа на соответствие нормам действующего законодательства.

Получив разрешение, застройщик вправе проводить не только строительство, но и реконструкцию, работы по капитальному ремонту или выполнять перепланировку объекта. Также в Кодексе прописаны случаи, когда разрешение вовсе не обязательно.

В соответствии с законом, нормами ГрК и Гражданского кодекса, застройщик обязан выполнять все требования относящиеся к строительству.

Ст. 48

Законодатель в содержании данной статьи указал основы, которые составляют правовой институт по части архитектурно-строительного проектирования, где предоставляются:

  • определения ч. ч. 1 – 4 относительно способов проведения двух видов архитектурно-строительного проектирования, а также их назначения и содержания, трех видов документов требуемых предоставить, если в соответствии с договором подготовку проектной документации выполняют ЮЛ и физлица;
  • обозначения касательно двух видов субъектов из области архитектурно-строительного проектирования, прописываются их полномочия, устанавливается запрет на требование согласовывать документацию, которая не предусмотрена в действующем Кодексе;
  • регламентация требований предусмотренных в ч. 5.1 предусмотренных в вопросе о выполнении работ, которые входят Перечень видов по инженерным изысканиям, а также в вопросы по подготовке требуемой проектной документации для реконструкции или строительства, затрагивающие капитальный ремонт. Кроме этого орган местного самоуправления получил обязанность предоставлять для строительства земельный участок из числа государственной или муниципальной собственности;
  • установление ряда характерных особенностей (ч. 5.2) при выполнении работ по договору связанных с подготовкой комплекса проектной документации, порядок определения ряда технических условий и его предоставления, устанавливается плата за услуги подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Ст. 49

В данной статье дается определение, регламентация по теме проведения государственной экспертизы связанной с проектной документацией.

Законодатель указал правовые основы, которые необходимо соблюдать в ходе инженерных изысканий и назначении государственной экологической экспертизы касающихся строительства или реконструкции, выполняя капитальный ремонт в ряде территорий:

  • исключительная экономическая зона РФ;
  • внутренние или территориальные воды морей РФ;
  • континентальный шельф;
  • особо охраняемые территории природные (заповедники, заказники).

Ст. 52

Законодатель в комментариях к статье определил круг, составляющий основы всех процессов, от которых напрямую зависит ход строительства, процесс реконструкции либо работы в связи с капитальным ремонтом. Сюда включено определение относительно правовых норм, которые регулируют работы строительства, реконструкции и собственно капитального ремонта.

Помимо этого в ч.3 статьи дается регламентация требований предъявляемых к числу лиц осуществляющие строительно-ремонтные работы, определяется их круг полномочий и обязанностей.

По ч. 3.1 лица, которые планируют осуществлять строительную деятельность обязаны получить свидетельство в саморегулируемой организации о допуске к работам по оказанию строительных услуг.

Ст. 55

Статья устанавливает для застройщика необходимость обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением для получения разрешения, которое обязательно для ввода объекта в эксплуатацию. К заявлению прилагаются документы устанавливающие право на земельный участок и градостроительный план, относящийся к нему.

Отсутствие у застройщика данных документов, согласно части шестой, ровно, как и несоответствие возводимого объекта капитального строительства, действующим требованиям градостроительного плана становится основанием отказать в выдаче разрешения, которое требуется для ввода в эксплуатацию.

Вторая часть статьи освещает ситуации, когда упомянутые нормы Кодекса не используют:

  • до момента, когда Правительство РФ примет градостроительный план, касающийся земельного участка;
  • разрешение на строительные работы по возведению данного объекта выдавалось до момента, когда в действие был введен настоящий Кодекс.

В третьей части определена необходимость создания органами местного самоуправления специальных комиссий, в функции которых входит разработка правил в части землепользования и застройки. Помимо этого до утверждения указанных правил, они могут принимать решения о необходимости изменения, в зависимости от условий, одного вида, который был разрешен для использования участка земли и объекта капитального строительства на другой.

Помимо этого, в статье указаны полномочия Правительства РФ, с правом дополнять и утверждать иной перечень документов, требуемый для получения разрешения, чтобы ввести построенный объект в эксплуатацию.

Целью данной процедуры является получение в максимально полный объем сведений, чтобы поставить на государственный учет объект капитального строительства.

Кроме этого устанавливается запрет требовать иные документы, для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо тех, что указаны в этой статье.

Статья 55 указывает и законное право застройщика оспорить отказ, полученный на заявление о выдаче разрешения.

Ст. 47

ГрК РФ в статье 47 указывает необходимые инженерные взыскания, которые требуется производить для подготовки соответствующей проектной документации и строительства. Кроме того данный этап выполняется и на стадии реконструкции объектов капитального строительства.

Подготовка всей проектной документации, включая само строительство (реконструкцию), не допускается без прохождения этапа инженерных изысканий.

В статье отмечается, что по действующему ГрК не требуется быть членом различного рода саморегулирующих организаций в части производимых инженерных взысканий:

  • унитарных предприятий, государственных и муниципальных, включая казенные, в случае подписания ими договоров подряда с органами исполнительной власти РФ для выполнения ими комплекса требуемых инженерных изысканий;
  • коммерческих организаций, в случае заключения договора подряда для проведения работ по инженерным изысканиям, в чьем капитале более 50% занимает доля, принадлежащая государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • юр. лиц, учредителями которых являются публично-правовые образования (за исключением тех, что упомянуты в п. 1 ст. 47) в случае достижения соглашения по договору подряда, основу которого составляет услуга на выполнение инженерных изысканий;
  • юр. лиц, 50% устава которых составляет капитал из числа публично-правовых образований, в случае, когда данные юридические лица заключили договор, главная задача которого состоит в выполнении спектра требуемых инженерных изысканий.

Новая редакция Градостроительного кодекса, вступившая в силу в июне в 2020 года, уточнила ряд обязанностей лиц, в чьей компетенции находятся вопросы, связанные с эксплуатацией зданий и сооружений. Помимо этого в документе детально прописаны вопросы в отношении обустройства прилегающих территорий.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 1-2-3

ВОПРОС № 1: Каким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с 01 июля 2017 года необходимо вступление в строительные СРО, в соответствии с 372-ФЗ от 03 июля 2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

ВОПРОС № 2: Какие юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности вступления в строительные СРО с 01 июля 2017 года в соответствии с 372-ФЗ от 03 июля 2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

ВОПРОС № 3: Какие юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключающие договора строительного подряда с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, освобождаются от Членства в строительном СРО, и каков предельный размер обязательства по заключаемым такими лицами договорам?

Выдержки из статей Градостроительного кодекса РФ:

Пункт 2 Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 01 июля 2017 г.) «Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства»:

«Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства…. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций».

Пункт 2.1. Этой же статьи 52:

«индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей».

Разъяснения органов Государственной Власти:

МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ РФ:

КОМИТЕТА ПО ТРАНСПОРТУ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

Разъяснения АССОЦИАЦИИ:

372-ФЗ определил каким строительным организациям требуется вступление в саморегулируемые организации в области строительства, а какие освобождены от обязанности вступления в «большие сро».

Не требуется вступления в «большое сро», а, соответственно, достаточно вступления в АССОЦИАЦИЮ ММОР «СТРОЙФЕДЕРАЦИЯ» следующим лицам:

  1. Лицам, заключающие договора подряда с:
    1. застройщиком
    2. техническим заказчиком
    3. лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения
    4. с региональным оператором — специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,

если стоимость по одному договору с указанными лицами не превышает 3-х миллионов рублей.

  1. Лицам, заключающим договора подряда с иными лицами, кроме указанных 4-х, вне зависимости от суммы по одному договору;
  2. Лицам, выполняющим работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договорам субподряда;
  3. Лицам, осуществляющим текущий ремонт объектов;
  4. Государственных унитарных предприятий, организации более 50%уставного капитала которых принадлежит государству либо публично-правовым образованиям, самим публично-правовым образованиям в случаях (см. выше разъяснения Комитета Госдумы РФ)
  5. Лицам, осуществляющим строительство объектов, не являющихся объектами капитального строительства, объектов вспомогательного использования, гаражей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и т.д.
  6. Лицам, выполняющим монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, но не относящиеся непосредственно к строительству, реконструкции или капитальному ремонту
  7. Лицам, выполняющим работы с 01.07.2017 г. не являющихся строительными (см. разъяснения в других пунктах)

При этом заметьте, что Комитет по транспорту и строительству Государственной Думы РФ описывает лиц, которым необходимом вступление в «большое сро», а это лица, заключающие договора подряда с Застройщиком; техническим заказчиком; лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; с региональным оператором — специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, если стоимость по одному договору с указанными лицами более 3-х миллионов рублей, как генеральных подрядчиков.

Это и верно, и не верно!

С одной стороны Лицо, заключающее Договора подряда с Застройщиком; техническим заказчиком; лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; с региональным оператором — специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, если стоимость по одному договору с указанными лицами более 3-х миллионов рублей может, выполнять указанные работы собственными силами.

В этом случае его нельзя назвать Генподрядчиком.

Как известно, Подрядчик становится Генеральным подрядчиком если передает часть работ в субподряд Субподрядчику.

С другой стороны, на сегодня более 90% Генеральных подрядчиков собственными силами вообще не выполняют каких-либо работ, а являются по сути посредниками между Заказчиком и собственно строителями, которые и выполняют строительные работы.

Конечно, Генеральные подрядчики несут ответственность за выполнение договора подряда в целом, но они за это возмещают свои затраты, что, как правило, является значительной суммой в общей стоимости подрядных работ.

Такова практика является повсеместной.

Не даром же Минстрой РФ пытается ограничить практику привлечения субподрядчиков. Без выполнения работ Генподрядчиком собственными силами. По данному поводу Минстрой России РФ готовит проект Постановления Правительства РФ, по которому Генеральный подрядчик собственными силами будет обязан выполнять не менее 30% строительных работ!

Как отмечает Минстрой РФ, подобных требований стоило ожидать, поскольку власти необднократно высказывали претензии к компаниям, практикующим массовое привлечение субподрядсиков, особенно когда дело касается крупных госстроек. Самые громкие истории – строительство космодрома Восточный, при котором насчитывалось до шести уровней субподряда (что в итоге привело к ликвидации Спецстроя РФ), и «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге.

Но, все эти «благие намерения» Минстроя РФ натолкнулись на то, что у большинства крупных Генподрядчиков на сегодня уже не осталось не собственных людских ресурсов, ни производственной базы, ни техники, дабы выполнять хотя бы часть работ собственными силами!

Отдельно хотелось бы коснуться заключения договора подряда с таким лицом как «лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения»!

Согласно п.1 Статьи 55.25.Градостроительного кодекса РФ «Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения»

«В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо».

В России на практике сложилась ситуация, когда собственник здания (сооружения) сам лично не занимается его эксплуатацией, так спокойнее для собственности, а передает этот вопрос в руки некой условной «управляющей компании», которая и становится лицом, ответственным за эксплуатацию здания (сооружения).

Это удобно, поскольку эта «управляющая компания» самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, разбирается с органами контроля, пожарными, различного рода проверяющими и т.д.

Так вот,например, когда подрядчик заключит договор на выполнение строительных работ не с некой «управляющей компанией», а с собственником здания позволит избежать обязательного получения членства «большого сро», что выгодно обеим сторонам.

Как Вы понимаете, тут могут быть различные варианты.

Создано: 17.04.2017 18:59
Обновлено 18.04.2017 17:07

Читать еще:  Увольнение если есть ребенок до 14 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector