Ст 45 конституции РФ комментарии ""

Ст 45 конституции РФ комментарии

Статья 45 Конституции России

Текст Ст. 45 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Комментарий к Ст. 45 Конституции Российской Федерации

1. Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Государственная защита — это правовая защита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита — это усилия государства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленных им законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.

Очевидно, что право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица (органа) его обеспечить. Гарантия (фр. garantie) — ручательство, обеспечение, заверение.

Гарантии необходимы для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод; они призваны обеспечить такую благоприятную обстановку, в атмосфере которой зафиксированные в конституции и других законах положения о юридическом статусе личности, ее правах и свободах стали бы фактическим положением каждого человека. В связи с этим для наиболее полной реализации в жизнь этой нормы необходим действенный механизм осуществления государственной защиты прав и свобод человека и гражданина; одного лишь провозглашения этого постулата — даже на конституционном уровне — недостаточно.

В узком смысле гарантии прав человека и гражданина — это условия и средства, обеспечивающие возможность пользоваться правами, установленными Конституцией и другими законами. В широком смысле понятием «гарантии прав человека» охватывается совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Хотя эти факторы весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий средств, способов, приемов, методов правильного его осуществления.

Большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не отдельным гражданином, а обществом, государством и используются ими для претворения в жизнь этих прав и свобод. Наряду с этим существуют и такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и использование которых во многом зависит от самих граждан, их воли и желания.

Органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призваны нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан, развивает их, обогащая содержание их правового статуса, создает юридические механизмы обеспечения их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д. На защиту прав и свобод человека и гражданина в нашей стране направлена деятельность органов исполнительной власти — на уровне Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

Президент РФ как глава государства служит гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), что дает ему исключительные полномочия по защите прав и свобод граждан. Ряд полномочий Президента РФ непосредственно связан с осуществлением прав человека и гражданина (решение вопросов российского гражданства, помилования, разрешение жалоб, обращений и др.).

Активную роль в защите прав и свобод человека и гражданина играют Правительство РФ, входящие в него министерства юстиции, внутренних дел, социального обеспечения и многие другие ведомства. Особо следует выделить милицию и другие структурные подразделения Министерства внутренних дел, призванные защищать граждан от преступных и иных посягательств, стоять на защите жизни и других благ каждого человека и гражданина.

Конституция РФ предусмотрела введение нового для России института — Уполномоченного по правам человека (аналогичного широко известному на Западе институту омбудсмена*(217). Уполномоченный по правам человека есть представитель Федерального Собрания РФ, который осуществляет контрольную функцию последнего в области соблюдения и охраны, защиты прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время действует Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Защита прав и свобод человека и гражданина традиционно провозглашается одной из основных задач прокуратуры во главе с Генеральным прокурором РФ.

2. В части 2 комментируемой статьи воплощено положение Итогового документа Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о том, что необходимо уважать право граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека. Государственная защита не исключает права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может обращаться во все те государственные органы и органы местного самоуправления, в чью компетенцию входит защита прав и свобод человека и гражданина, с требованием защитить свои права и свободы.

Комментируемая норма обеспечивает конституционное регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правомерных действий государства (в частности, специализированных органов, действующих от имени государства, — судов)*(218) и подтверждает гарантии государственной защиты прав и свобод человека. По смыслу статьи гражданин может использовать для этого свои конституционные права и свободы, установленные ст. 31, 33, 35, 36, 46-54 (в частности, использовать все виды обжалования, обращение в суд, к общественности, использовать СМИ, провести пикетирование).

Статья 45. Основные и дополнительные виды наказаний

1. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

2. Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний .

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний .

Комментарий к статье 45 УК РФ

1. Все наказания классифицируются на три группы:

3) наказания, которые имеют двойственную юридическую природу.

Основные – это те виды наказаний, которые могут назначаться судом только в качестве самостоятельных и не могут присоединяться к другим наказаниям. К ним относятся:

а) обязательные работы;

б) исправительные работы;

в) ограничение по военной службе;

г) принудительные работы;

е) содержание в дисциплинарной воинской части;

ж) лишение свободы на определенный срок;

з) пожизненное лишение свободы;

и) смертная казнь.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ перечень наказаний, которые могут применяться только в качестве основных, дополнен принудительными работами.

Тот или иной основной вид наказания может быть назначен судом только в случае, если он прямо закреплен в санкции применяемой статьи Особенной части УК. Исключением из этого правила являются правила ст. 64 УК, согласно которым при наличии исключительных смягчающих обстоятельств суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление.

2. Дополнительные наказания не могут назначаться судом самостоятельно, они присоединяются к основному виду, увеличивая объем правоограничений. Таким наказанием является лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

На данный вид наказания нет указаний ни в одной из санкций статьи Особенной части УК. Поэтому суд может лишить специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в случае, если есть такая необходимость за любое тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 48 УК).

3. К наказаниям, которые могут выступать в роли как основного, так и дополнительного наказания, относятся:

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) ограничение свободы.

Штраф и ограничение свободы как дополнительные виды наказания могут назначаться судом лишь в случае, когда они предусмотрены санкцией применяемой статьи Особенной части УК. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как дополнительное наказание может назначаться и тогда, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, если суд посчитает нецелесообразным сохранение за осужденным права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

Читать еще:  Упрощенная система налогообложения с НДС или без

Другой комментарий к статье 45 Уголовного Кодекса РФ

1. Уголовный закон разделяет наказания на основные и дополнительные. Основными наказаниями считаются те из них, которые могут назначаться лишь самостоятельно, их нельзя присоединить в дополнение к другим видам наказания, причем с ними в основном связывается выполнение целей наказания. За совершение одного преступления нельзя назначить два основных наказания. Дополнительными наказаниями считаются меры, которые имеют вспомогательный характер для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, их только присоединяют к основным. Они призваны максимально индивидуализировать наказание, усилить его воспитательный эффект и в конечном счете обеспечить достижение целей наказания. Исключительно в качестве дополнительного наказания может применяться лишь лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, но с учетом условий, указанных в ст. 48 УК. В санкциях же норм Особенной части УК указание на данный вид наказания отсутствует.

2. В санкциях некоторых статей Особенной части УК дополнительные наказания выступают как в качестве обязательных (например, ч. 1 ст. 187 УК), так и в качестве факультативных (ч. 2 ст. 187 УК), применение которых зависит от решения суда, и в каждом случае мотивы их назначения оговариваются судом в приговоре.

Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем основное, а также иметь такие же исправительные свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к лишению права занимать определенную должность).

Если закон, по которому квалифицировано совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания (например, часть первая статьи 290 УК), то его неприменение судом допускается лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 64 УК, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.10.2009 N 20 “О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания”, принимая решение о назначении дополнительного наказания, суд в резолютивной части приговора должен указать статью Общей части УК, предусматривающую условия и порядок применения данного вида наказания (п. 15).

3. Уголовные наказания, которые применяются и в качестве основных, и в качестве дополнительных к основному, принято считать смешанными. Их три: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы. Такие наказания могут назначаться как основные (например, ст. ст. 170, 176 УК) и как дополнительные (например, ст. 264 УК).

Комментарии и консультации юристов по ст 45 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 45 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 45. Участие в деле прокурора

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Комментарий к статье 45 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. Правовое положение прокуратуры регулируется Законом о прокуратуре. Согласно п. 1 ст. 1 этого Закона прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

2. Особенности участия прокурора в гражданском процессе определены Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 “Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве”, информационным письмом Генпрокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 “О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”, указанием Генпрокуратуры РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8 “Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации” .

3. В вышеназванном информационном письме Генпрокуратуры РФ даны разъяснения относительно новелл, связанных с участием прокурора в гражданском процессе. Так, полномочия по участию прокурора в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:

1) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 комментируемой статьи, – как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

2) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на прокурора полномочий;

3) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК РФ независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

Конкретизируя положения ч. 1 комментируемой статьи, ч. 3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

В п. 4 Приказа Генпрокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 отмечена обязанность прокуроров субъектов Федерации, а также приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, а также их заместителей принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты интересов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином или обращение гражданина к прокурору.

Отсутствие в ГПК РФ перечня упомянутых в ч. 1 комментируемой статьи уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового заявления (заявления) в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд. При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения гражданина, и приложены копии документов.

Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду.

Из смысла ст. 136 ГПК РФ следует, что несоблюдение прокурором упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление заявления прокурора без рассмотрения. На определение суда об оставлении искового заявления (заявления) прокурора без рассмотрения им может быть подано представление (ст. ст. 371, 372 ГПК РФ).

Читать еще:  Ст 191 УК комментарий

4. Особенности участия прокурора в гражданском процессе предусмотрены и в других федеральных законах, например в СК РФ (ст. 28).

5. К числу других причин, которые могут быть признаны уважительными в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, можно отнести невысокий доход малоимущих граждан, которые не имеют возможности заплатить госпошлину с целью защиты своих прав, отсутствие дохода у безработного и др. В случае признания неуважительной причины, указанной в заявлении, судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

6. Прокурор может обратиться в суд за защитой прав перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи лиц независимо от их просьбы. Так, например, несовершеннолетний ребенок не имеет возможности непосредственно обратиться к прокурору. Согласно п. 1 ст. 56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. N 43-ФЗ “О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации” расширен перечень дел, по которым прокурор может обращаться в суд по просьбе граждан независимо от их дееспособности, возраста и состояния здоровья. Перечень таких дел носит социальный характер и в основном направлен на обеспечение конституционных прав граждан.

7. Обратившись в суд с заявлением, направленным в защиту лиц, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор является самостоятельной фигурой и не становится стороной (истцом).

В силу специфического процессуального положения в гражданском процессе прокурору, принимающему участие в процессе, не может быть предъявлен встречный иск, хотя в комментируемом Кодексе и нет прямого указания на это.

В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Условие, когда дело при отказе истца от иска не может быть прекращено, имеет принципиальный характер и служит для предупреждения злонамеренного сговора представителей истца и ответчика и других проявлений злоупотребления правом.

Прокурором на определение о прекращении производства по делу может быть внесено представление.

8. На практике возникает немало вопросов относительно полномочий прокурора при обращении в суд. На вопрос о том, может ли суд принимать и рассматривать заявление прокурора с требованием о взыскании с граждан недоимки и финансовых санкций по налогам и сборам, Верховным Судом РФ был дан положительный ответ .

——————————–
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года // СПС “КП”.

9. Другой формой участия прокурора в процессе является вступление в уже начавшийся процесс и дача заключения по делам, прямо предусмотренным федеральным законодательством. Некоторые из дел таких категорий определены в ч. 3 комментируемой статьи. Настоящим Кодексом предусмотрено участие прокурора в рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений (подразд. III), в порядке особого производства (об усыновлении/удочерении ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством). Семейным кодексом РФ предусмотрено обязательное участие прокурора в рассмотрении дел о лишении родительских прав (ст. 70), о восстановлении в родительских правах (ст. 72), об ограничении в родительских правах (ст. 73) и др.

Несмотря на обязательный характер участия прокурора в рассмотрении дел таких категорий, его неявка не может повлечь затягивание процесса. Суд имеет право рассматривать дело в отсутствие прокурора, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В деле должны быть доказательства того, что прокурор был надлежащим образом проинформирован о судебном заседании. Это правило не должно распространяться на те категории дел, по которым прокурор подал заявление в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи. В последнем случае последствия неявки прокурора аналогичны последствиям неявки истца.

Комментарии и консультации юристов по ст 45 ГПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 45 ГПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарии к СТ 45 ЖК РФ

Статья 45 ЖК РФ. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Комментарий к статье 45 ЖК РФ:

1. Комментируемая статья содержит нормы, устанавливающие некоторые организационные процедуры, связанные с проведением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Различают два вида общих собраний:

– годовые, которые проводятся в сроки и в порядке, которые устанавливаются решением общего собрания;

– внеочередные, которые созываются по инициативе любого из собственников помещений, расположенных в данном многоквартирном доме.

Годовые общие собрания являются обязательными, а внеочередные созываются по мере необходимости. Количество внеочередных общих собраний, созываемых в течение года, законодатель не ограничивает.

2. Устанавливая обязанность проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, законодатель тем самым посягает на закрепленное в ст. 31 Конституции РФ право свободного проведения собраний, которое является важнейшим элементом правового статуса гражданина РФ. Представляется, что норма, закрепленная в ч. 1 коммент. ст., является мертворожденной, поскольку ее фактическая реализация затруднена, а сама обязанность ежегодного проведения собраний не подкреплена мерой ответственности за ее неисполнение.

3. В части 3 содержится правило о правомочности общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Правомочность в данном случае означает легитимность самого собрания и юридическую значимость принимаемых им решений.

Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения вне зависимости от типа помещения, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Присутствие собственников помещений и их представителей на общем собрании должно фиксироваться в явочном листе либо иным способом, который позволяет идентифицировать собственника или его представителя. Представители собственников помещений действуют на основании доверенностей, выдаваемых собственниками. Доверенность облекается в простую письменную форму. При голосовании по вопросам, имеющим содержанием совершение сделок, требующих нотариальной формы, доверенность должна быть нотариально удостоверена.

Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут выдавать доверенности для совершения сделок, не противоречащих целям их деятельности.

В качестве доверителя могут выступать несколько собственников помещений.

При отсутствии на общем собрании собственников помещений или их представителей, в совокупности обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, общее собрание считается несостоявшимся. В этом случае должно быть проведено новое общее собрание, которое законодатель именует повторным. Срок, в течение которого собственники помещений обязаны провести повторное собрание, законом не установлен.

4. Подготовка общего собрания начинается с направления инициатором его проведения всем без исключения собственникам помещений соответствующих уведомлений. Уведомления, текст которых должен быть единообразным, вручаются собственникам помещений под расписку либо направляются заказным письмом или размещаются в доступном для всех собственников помещении данного дома в форме сообщения о проведении собрания. Форма уведомления в виде заказных писем может быть по решению общего собрания заменена на иной способ направления сообщения о проведении общего собрания, который должен быть в обязательном порядке облечен в письменную форму. Место, в котором возможно размещение сообщения о проведении общего собрания, должно быть установлено решением общего собрания. Очевидно, что сообщение о проведении первого общего собрания, размещенное в том числе и в общедоступном помещении, не может считаться надлежащим.

Уведомления о проведении общего собрания должны быть направлены собственникам помещений не позднее чем за десять дней до намеченной даты собрания. Поэтому дата вручения уведомления, дата его отправки по почте, дата размещения сообщения в доступном для всех собственников помещении данного дома должны быть зафиксированы соответственно в расписках или почтовых квитанциях либо могут быть подтверждены показаниями свидетелей.

Читать еще:  Оплачивается ли второе высшее образование на работе

5. В части 5 коммент. ст. формулируются требования к содержанию сообщения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Указанные требования должны быть строго выдержаны.

6. Проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, особенно первого, должна предшествовать весьма значительная и трудоемкая работа инициатора проведения собрания либо инициативной группы, связанная не только с подготовкой, вручением или рассылкой письменных уведомлений, но и с решением ряда иных организационных вопросов. Практика показывает, что хорошо подготовленное собрание, как правило, проходит без заметных митинговых страстей, взаимных упреков и недоверия к инициатору проведения собрания.

В числе основных вопросов, которые необходимо решить инициатору общего собрания перед его проведением, следует назвать следующие.

Во-первых, инициатор собрания или лицо, которому поручено организовать и вести собрание, должен ознакомиться с основными положениями действующего законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся по поводу правового режима общего имущества собственников помещений и управления многоквартирным домом.

Во-вторых, инициатор проведения собрания должен владеть данными о размере долей в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В-третьих, инициатор проведения собрания должен заранее подготовить бланк явочного листа с реквизитами, позволяющими идентифицировать того либо иного собственника помещения или его представителя, а также бюллетени для голосования и бланк протокола голосования.

В-четвертых, для случая принятия решения об образовании товарищества собственников жилья инициатор проведения собрания должен располагать копиями проекта устава товарищества собственников. Оптимальным вариантом будет вручение проекта устава товарищества каждому собственнику совместно с уведомлением о проведении общего собрания.

Статья 45. Основные и дополнительные виды наказаний

1. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

2. Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний.

Комментарий к Ст. 45 УК РФ

1. Уголовный закон делит все виды наказаний на основные и дополнительные наказания. Так, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний. Одной из особенностей основных видов наказаний является то, что к одному основному виду наказания нельзя присоединять другие основные виды наказаний. Так, например, если лицу за совершение одного преступления назначается лишение свободы, а за совершение другого — исправительные работы, то для назначения окончательного наказания необходимо прибегнуть к положениям ст. 71 УК, переведя исправительные работы в соотношение к лишению свободы из расчета один день лишения свободы к трем дням исправительных работ. Если же лицу за совершение одного преступления назначается лишение свободы, а за совершение другого — штраф в качестве основного вида наказания, то каждое из назначенных наказаний следует исполнять самостоятельно, поскольку уголовное законодательство не предусматривает возможности перевода штрафа в другие виды наказаний. Другой особенностью основных видов наказаний является то, что они всегда указываются в санкции статей Особенной части УК, в отличие, например, от дополнительных видов наказаний.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 73 УК условным может быть признано лишь основное наказание, в то время как назначенное лицу дополнительное наказание приводится в исполнение реально, о чем указывается в резолютивной части приговора.

Например, по приговору Верховного суда Республики Мордовия от 6 октября 2008 г. осуждены: Г. по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ на три года лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 5000 руб., по ч. 3 ст. 159 УК на три года и шесть месяцев лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 5000 руб., по ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК на два года шесть месяцев лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 3000 руб.; на основании ч. 3 ст. 69 УК по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний ему назначено четыре года лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 8000 руб.; на основании ст. 73 УК назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком четыре года; С. — по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК на три года лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 5000 руб. На основании ст. 73 УК назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком три года.

В кассационном представлении государственный обвинитель просил отменить приговор в связи с неправильным применением уголовного закона. В представлении указывалось, что, постановив считать назначенное Г. и С. наказание в виде лишения свободы со штрафом условным, суд нарушил требования закона, поскольку дополнительное наказание в соответствии с законом приводится в исполнение самостоятельно.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 23 декабря 2008 г. отменила приговор и дело направила на новое судебное рассмотрение со стадии судебного разбирательства, указав следующее. В соответствии с нормами ст. 73 УК, если суд, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний (ч. 4 ст. 73 УК), которые подлежат исполнению реально. Суд в нарушение этих требований закона постановил считать условным и дополнительное наказание в виде штрафа, в связи с чем приговор отменен, а дело направлено на новое судебное разбирательство .
———————————
Штраф является наименее строгим видом наказания, поскольку он расположен в начале системы наказаний. Уголовный закон определяет штраф как денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК. Штраф обращается в доход государства и заключается в принудительном изъятии денежных средств у осужденного. Он может назначаться как в качестве основного, так и дополнительного наказания, если это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. При назначении наказания по совокупности преступлений не допускается сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания за одно из совершенных лицом преступлений и в качестве дополнительного вида наказания — за другое преступление.

2. При назначении наказания к основному виду наказания может быть присоединено дополнительное наказание или несколько дополнительных наказаний. Вместе с тем дополнительное наказание не может применяться самостоятельно, без сочетания с основным видом наказания. Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы назначаются как в качестве основного, так и дополнительного вида наказания. Следует помнить, что штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случаях, если данный вид дополнительного наказания предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК. В то же время наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания и тогда, когда оно не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК.

При назначении дополнительного наказания необходимо различать применение факультативных обязательных наказаний (например, в ч. 2 ст. 286 УК: «…наказывается… либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового») и применение дополнительных обязательных наказаний (например, в ч. 3 ст. 286 УК: «…наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет»), специфика последних заключается в том, что неприменение дополнительного наказания в случае, если закон предусматривает обязательное его назначение, может иметь место лишь при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ст. 64 УК. В приговоре данное обстоятельство необходимо изложить в описательно-мотивировочной части, а в резолютивной части приговора должна быть указана ссылка на ст. 64 УК.

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительного наказания. Следует учитывать, что данный вид наказания не содержится в санкциях статей Особенной части УК и применяется исключительно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector