Ст 40 УПК РФ с комментариями ""

Ст 40 УПК РФ с комментариями

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы Федеральной службы судебных приставов ;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы .

2. На органы дознания возлагаются:
1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;
2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;
3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий .

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарий к статье 40 УПК РФ

1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы:

а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности – ОРД (п. 1 ч. 1 ст. 40);

б) должностные лица определенных государственных органов и формирований (Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок).

Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет полиция, одним из основных направлений деятельности которой является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение преступлений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц . В состав полиции входят подразделения, на которые возлагается производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам и осуществление оперативно-розыскной деятельности .

——————————–
Пункты 1 – 4 статьи 2 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции” // Российская газета. 2011. 8 февраля.
См.: подпункты “е” и “ж” пункта 1 Указа Президента РФ от 01.03.2011 N 250 “Вопросы организации полиции” // Российская газета. 2011. 2 марта.

Полномочиями по осуществлению ОРД обладают оперативные подразделения: ОВД РФ; органов ФСБ ; федеральных органов государственной охраны ; таможенных органов РФ; федеральной службы исполнения наказаний ; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов .

——————————–
См.: ФЗ от 03.04.1995 “О Федеральной службе безопасности”.
См.: ФЗ от 27.05.1996 “О государственной охране”.
См.: Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 “Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний”, утвердивший Положение о Федеральной службе исполнения наказаний // РГ. 19.10.2004.
См.: ФЗ от 10.01.1996 “О внешней разведке”.

2. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (служба внешней разведки РФ) проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”).

3. Расследование в форме дознания производят дознаватели: ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают ОВД, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании. В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о полномочиях ряда других органов дознания остается нерешенным – либо ввиду сохранения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в нормативных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие порядок производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (начальники зимовок, геологоразведочных партий).

4. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции” полиция вправе в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Другой комментарий к статье 40 УПК РФ

1. В 2003 г. внесены изменения и дополнения в УПК, согласно которым начальник органа дознания определяется как должностное лицо органа дознания, в том числе и заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручение о производстве дознания и проведении неотложных следственных действий, осуществлять полномочия, предусмотренные УПК (см. п. 17 ст. 5).

Новшества, представленные в УПК, являются весьма существенными, они, безусловно, снимают определенные разночтения соответствующих положений закона в прежней редакции. Во-первых, федеральный закон со всей определенностью отнес к числу субъектов, наделенных распорядительными процессуальными полномочиями, не только начальника органа дознания, как это было прежде, но и заместителя. Во-вторых, в п. 17 ст. 5 подчеркнуто право указанных лиц давать поручения не только о производстве дознания (что было прежде), но и проведении неотложных следственных действий.

2. В первой группе органов дознания п. 1 ч. 1 комментируемой статьи конкретно обозначены лишь органы внутренних дел, в рамках которых по объему выполняемой ими (органами дознания) процессуальной деятельности на ведущих позициях остается милиция. В отношении других органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился указанием на критерий отнесения их к органам дознания. Таким критерием указывается наличие у соответствующего органа полномочий по осуществлению ОРД. Помимо органов федеральной службы безопасности, таможенной службы и других, на которых традиционно возлагается проведение дознания, сюда же следует относить теперь и подразделения Федеральной службы исполнения наказания (начальники исправительных учреждений, СИЗО).

3. Перечисление должностных лиц службы судебных приставов, видимо, обусловлено различием места деятельности указанных лиц. В их числе учреждения Минюста России, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ.

4. Принадлежность к службе в воинских частях, соединениях, военных учреждениях и гарнизонах обусловила наделение их руководителей (начальников) функциями органа дознания.

5. Путем дополнения комментируемой статьи в число органов дознания обоснованно включены органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

6. Для большинства органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, выполнение функции дознания не является ведущей (или одной из ведущих). В этом смысле особняком стоят органы дознания в системе органов внутренних дел, но и среди них выделяется своей многочисленностью и универсальностью милиция, которая может проводить дознание по делам о преступлениях любой степени тяжести.

7. Согласно Закону о милиции она подразделяется на криминальную милицию и МОБ. Как орган дознания криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Задачей МОБ, как органа дознания, является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно. В ст. 9 Закона о милиции МОБ определена как орган дознания. В составе МОБ образованы специальные подразделения дознания.

8. Часть 2 комментируемой статьи называет лишь основные направления процессуальной деятельности органов дознания. Прежде всего указано, что они проводят дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (т.е. в форме дознания проводится все расследование). При этом к юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки свыше 130 составов преступлений. Кроме того, по письменному указанию прокурора расследование в форме дознания может быть осуществлено и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (см. п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). В то же время по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК (перечень дел о преступлениях, по которым производится дознание), могут быть переданы для производства предварительного следствия (см. ч. 4 ст. 150).

9. Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания – выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Ориентируя органы дознания на быстрое их проведение, УПК предписывает, что при наличии поводов для возбуждения уголовного дела и признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (в соответствии со ст. 146 УПК) и проводит неотложные следственные действия (см. коммент. к ст. 157).

10. Не ограничиваясь установлением органов дознания и их полномочий, законодатель (ч. 3 комментируемой статьи) счел необходимым определить круг должностных лиц, на которых частично возлагается проведение дознания в виде неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении. При этом речь идет о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Читать еще:  Что является коммерческой тайной организации

11. О порядке производства дознания см. коммент. к ст. 223 – 226.

Статья 40. Орган дознания

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 40. Орган дознания

В целях эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, ст. 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, ст. 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, ст. 558) приказываю:

Статья 2. В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее – органы дознания) относятся командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов .

В целях эффективной реализации положений ст. 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, 558) приказываю:

20. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 ст. 40 УПК РФ, осуществляется на основании полученной от них информации органами дознания или предварительного следствия. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

В соответствии со статьями 40, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 “О государственном пожарном надзоре” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491), а также во исполнение пункта 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 “О едином учете преступлений” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339) приказываю:

Кроме того, заявители просят признать не соответствующими статьям 15 (часть 4), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 2), 46 (часть 1), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ряд положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 40 и 56, закрепляющие правовой статус таких участников уголовного судопроизводства, как орган дознания и свидетель; статьи 61 и 62, устанавливающие обстоятельства, которые препятствуют участию в производстве по уголовному делу, и требование о недопустимости участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу; статью 157, регулирующую производство неотложных следственных действий. Как утверждается в жалобах, положения указанных статей позволяют принимать необъективные и предвзятые решения о возбуждении уголовного дела, поскольку исключают возможность самоотвода или отвода по инициативе стороны защиты должностного лица органа дознания в случаях, если это должностное лицо ранее участвовало в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий по данному уголовному делу, само возбудило уголовное дело, а об обстоятельствах первоначального этапа расследования было допрошено впоследствии в суде в качестве свидетеля.

21. Регистрация органами наркоконтроля сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 статьи 40 УПК России, осуществляется на основании полученной от них информации: в ФСКН России – старшим оперативным дежурным Дежурной службы ФСКН России; в территориальном органе ФСКН России – ответственным дежурным дежурной части организационно-инспекторского подразделения или оперативным сотрудником межрайонного (городского) подразделения, назначенным ответственным за прием и регистрацию сообщений о преступлениях. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

Пункт 4 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. ст. 2700, 2706; N 27 (ч. II), ст. 2702; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847).

В целях реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; N 16, ст. 1827, N 24, ст. 2830), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2004 N 26 “О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия” приказываю:

В целях организационно-методического обеспечения эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2833; 2010, N 30, ст. 4003; 2012, N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661) приказываю:

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы:

а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ);

б) должностные лица – руководители определенных государственных органов и формирований (Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, руководители органов Государственной противопожарной службы); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок).

Полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают:

• Органы внутренних дел Российской Федерации.

• Органы федеральной службы безопасности.

• Федеральные органы налоговой полиции.

• Федеральные органы государственной охраны.

• Органы пограничной службы Российской Федерации.

• Таможенные органы Российской Федерации.

• Служба внешней разведки Российской Федерации.

• Министерство юстиции Российской Федерации.

• Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

2. Из содержания ст. 2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации можно заключить, что в систему органов внутренних дел входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, а также окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Однако не все из них обладают правом на проведение оперативно-розыскной деятельности, но только те, которые имеют в своем составе оперативно-розыскные подразделения. Названные окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения, иные подразделения, предприятия, учреждения и организации МВД не могут быть органами дознания.

Читать еще:  Как вычислить налог на имущество

3. Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности – также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона РФ «О милиции»). Руководство милицией осуществляют соответствующие начальники органов внутренних дел. Милиция включает в свой состав криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Структура криминальной милиции и Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925. Начальники криминальной милиции являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. Следует иметь в виду, что положение ст. 8 закона «О милиции», согласно которому криминальная милиция также является органом дознания, после введения в действие УПК РФ следует считать утратившим силу как противоречащее ст. 157 Кодекса. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, криминальная милиция в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей (ст. 8 Закона РФ «О милиции»).

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Начальники милиции общественной безопасности являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел соответствующих уровней (ст. 9 Закона РФ «О милиции»). Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209. Именно милиция общественной безопасности является органом дознания. В составе милиции общественной безопасности включаются: отделы (отделения, группы) дознания, состоящие из дознавателей и начальников этих подразделений. Последние обеспечивают организационное руководство дознавателями и одновременно являются заместителями начальника милиции общественной безопасности. (О подразделениях милиции общественной безопасности см. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926).

4. К органам Федеральной службы безопасности относятся: Федеральная служба безопасности РФ, территориальные органы безопасности – управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ и органы безопасности в войсках – управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (ст. 2 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»).

5. Федеральными органами налоговой полиции являются: Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные органы – органы Федеральной службы налоговой полиции по субъектам Федерации (управления, отделы); местные органы налоговой полиции – органы налоговой полиции районов в Москве и Санкт-Петербурге, межрайонные отделы управлений и отделов Федеральной службы налоговой полиции. Юрисдикция федеральных органов налоговой полиции как органов дознания ограничена деяниями, содержащими уголовно-наказуемые признаки уклонения от уплаты налогов.

6. В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» органами дознания являются как органы Федеральной пограничной службы, так и войска Федеральной пограничной службы.

7. К таможенным органам относятся: Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты.

8. В Министерстве юстиции полномочия органов дознания осуществляют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

9. На органы дознания по УПК РФ возлагаются следующие обязанности:

• рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144 – 145);

• производить неотложные следственные действия (п. 1, 2 ст. 157);

• производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157);

• в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157);

• выполнять поручения прокурора о производстве следственных действий, его указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 11 ст. 37), а также письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать следователю содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164);

• производить дознание (глава 32).

10. Расследование в форме дознания производят дознаватели органов внутренних дел, налоговой полиции, пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, дознаватели органов Государственной противопожарной службы. В соответствии с частью 3 статьи 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают органы внутренних дел, органы налоговой полиции, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Статья 40.1. Начальник подразделения дознания

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, – полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Комментарий к СТ 40.1 УПК РФ

Статья 40.1 УПК РФ. Начальник подразделения дознания

Комментарий к статье 40.1 УПК РФ:

1. Начальник подразделения дознания – это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5). Примечательно, что согласно п. 17 ст. 5, начальником органа дознания может считаться не только сам руководитель соответствующего органа (например, ОВД), но и всякое “должностное лицо органа дознания. уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом”. Под это определение подпадают и начальники специализированных подразделений дознания (см. ком. к ст. 40). Следовательно, подразделение дознания в определенном смысле можно считать органом дознания, а начальника подразделения дознания – начальником органа дознания.

2. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 157 неотложные следственные действия производят, в частности, органы дознания, указанные в п. п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151, причем в названных пунктах части 3 данной статьи речь идет буквально не об органах дознания как таковых, а о дознавателях соответствующих органов дознания. Одновременно, согласно п. 7 ст. 5, дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. Более того, согласно п. 1 ч. 1 ком. статьи, начальник подразделения дознания вправе, в частности, поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий. Если исходить из буквального толкования указанных норм, может сложиться впечатление, что дознаватели специализированных подразделений дознания могут привлекаться к производству неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия . Однако, на наш взгляд, такой вывод будет правилен далеко не всегда.

——————————–
Подобная попытка в свое время была предпринята. Так, по Приказу МВД России 1992 г. N 368 (сейчас отмененному) начальник органа внутренних дел был наделен правом, хотя и в порядке исключения, поручать подразделению дознания милиции общественной безопасности проведение дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 ком. статьи начальник подразделения дознания может изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи. Является ли такая передача результатом производственной необходимости или нарушения дознавателем норм закона, ведомственных нормативных актов, указаний начальника подразделения дознания и т.д.? Следует иметь в виду, что согласно п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК только прокурор вправе отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса. Таким образом, реакцией на нарушение дознавателем уголовно-процессуальных норм является не передача дела другому дознавателю, а отстранение дознавателя от производства расследования, причем не начальником подразделения дознания, а прокурором. Изъятие и передача начальником подразделения дознания дела другому дознавателю могут иметь место во всех прочих случаях.

Читать еще:  Какая организация может быть признана банкротом

4. Начальник подразделения дознания сам вправе отменять лишь необоснованные (и, очевидно, также незаконные) постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ком. статьи). Согласно п. 4 ч. 1 этой же статьи он может вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Из текста закона не ясно, что должен делать начальник подразделения дознания, если он считает неправомерными другие постановления дознавателя? На основании п. 6 ч. 2 ст. 37 отменять любые незаконные или необоснованные постановления дознавателя уполномочен прокурор. Представляется, что, обнаружив всякое неправомерное постановление дознавателя (кроме постановления о приостановлении производства дознания, которое он обязан отменить самостоятельно), начальник подразделения дознания должен внести прокурору ходатайство о его отмене.

5. Содержание п. 2 ч. 3 данной статьи оставляет без ответа вопрос о том, вправе ли начальник подразделения дознания давать дознавателю указания: о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 3 ст. 224); о прекращении уголовного дела; об окончании дознания, составлении обвинительного акта и направлении дела прокурору. Представляется, что эти полномочия охватываются понятием направления расследования (о толковании этого понятия см. ком. к ст. 39). Другими словами, начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю эти указания, которые обязательны для исполнения дознавателем. Аналогичные полномочия принадлежат и прокурору, который может давать дознавателю указания о направлении расследования и производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37).

6. Как следует из содержания части 4 ком. статьи, указания начальника подразделения дознания по уголовному делу могут быть обжалованы дознавателем начальнику органа дознания или прокурору. Представляется, что дознаватель вправе обжаловать указания начальника подразделения дознания сразу прокурору, минуя указанных вышестоящих начальников органа дознания, ибо такое право дано ему непосредственно законом (в пользу данного выбора говорит разделительный союз “или” в первом предложении части 4 ком. статьи между словами: “начальнику органа дознания”, “прокурору”). Анализ полномочий прокурора, названных в ст. 37, подтверждает данное толкование, т.к. между прокурором и дознавателем, минуя начальника органа дознания, существуют прямые процессуальные правоотношения по руководству расследованием (п. п. 4 – 5, 9 – 10 ч. 2 ст. 37).

7. Вправе ли прокурор давать указания по уголовному делу начальнику подразделения дознания (начальнику органа дознания)? Согласно п. 4 ч. 2 ст. 37 указания прокурора должны быть адресованы именно дознавателю. Вместе с тем в законе сказано, что дознаватель вправе представить прокурору письменные возражения на указания начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41). Прокурор обязан реагировать на незаконные указания начальника органа дознания, а именно требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания, и, таким образом, давать начальникам органов дознания соответствующие указания (п. 3 ч. 2 ст. 37).

Что является основанием для возбуждения уголовного дела

Ст. 40 УПК РФ представляет собой норму, регламентирующую участие и возможности такого субъекта процесса, как орган дознания. Значение подобной структуры определяется её участием в ходе расследования, установлением истины, сбором материалов. Органы дознания в уголовном процессе выступает в различных формах, имеют отдельную структуру, конкретный перечень полномочий и право координировать дело вплоть до судебного разбирательства.

Понятие и значение

Орган, осуществляющий дознание в уголовном процессе согласно статье 40 УПК РФ и комментариям к ней представляют собой уполномоченную структуру государственной власти, главной задачей которой является осуществление расследования и иных процессуально-правовых действий. Определяя, орган дознания УПК РФ не регламентирует его основные целевые и курсовые аспекты работы, уголовно-процессуальный кодекс лишь устанавливает их структуру и иные полномочия.

Рассматриваемые ведомства, их компетенция и осуществляемые процессуальные действия зависят от степени и характера преступления, которое было совершено.

Дознание теоретически рассматривается как одна из форм начальных следственных мероприятий. Данное утверждение справедливо, поскольку на данном этапе происходит получение всех необходимых сведений, формируется доказательственная база, определяется круг участников, устанавливается подозреваемый, выносится обвинение. То есть дело подготавливается, а далее отправляется в суд. Только исключительные ситуации не требуют подобной процедуры.

Данный аспекты напрямую связаны с полномочиями, которыми может быть наделено лиц в процессе своей деятельности.

Необходимо помнить, что основной идеей уголовного законодательства выступает достижение таких целей, как исправление виновных, установление справедливости и предупреждение новых преступлений. Подобные направления заставляют работать правоохранительную систему более эффективно, что приводит к сотрудничеству дознавателей, следователей и судов.

Ведомства дознания организовывают свою деятельность, опираясь на предложенные выше идеи.

Отсюда формирует перечень основных функций:

  • охранительная, направленная на обеспеченье защиты интересов граждан от преступных посягательств;
  • розыскная, предполагающая осуществление уголовного преследования на всём этапе расследования;
  • превентивная, реализуемая в целях предупреждения повторных преступлений, в том числе теми, кто ранее был осуждён.

От работы дознавателей зависит скорость раскрытия преступлений, предотвращения его негативных последствий и назначения наказания судом.

Формы деятельности

Процессуальное законодательство очень подробно останавливается на ведение расследования. Правоохранительные подразделения, частью которых являются ведомства дознания, не могут реализовывать свои полномочия по собственному усмотрению. Необходимо законное обоснование всех принимаемых решений и осуществляемых действий. Работа дознавателя также ограничена нормами права, а в некоторых ситуациях и иными уполномоченными субъектами.

Органы дознания в уголовном судопроизводстве реализуют свои полномочия исключительно на досудебной стадии, а именно в ходе предварительного расследования.

Осуществление дознания осуществляется в двух формах, определяющихся с учётом характера расследования:

  • Дела, где обязательна реализации мероприятий, предварительного характера. Здесь необходимо провести первоначальные действия: осмотр, допрос подозреваемого, свидетелей, выемку, обыск, освидетельствование. Такие действия признаются неотложными. Закон устанавливает ограниченный срок подобной формы дознания – десять дней, а о принятых решениях сообщается прокурору.
  • Дела, где предварительные действия необязательны. В данном случае компетенция не ограничена десятью днями, на следствие выделяется один месяц. Также будут изменения в самом порядке раскрытия преступления. Работа дознавателя не требует вмешательства иных структур и завершается вынесением обвинения.

С учётом формы будет определяться и круг полномочий.

Когда дело требует обязательного предварительного расследования, действия дознавателей могут зависеть от иных представителей следственной работы.

Главное отличие первой формы деятельности дознавателей от второй, это участие следственных отделов. Когда предварительные мероприятия являются обязательными для дела, несмотря на то, что их реализуют дознаватели. В итоге дело будет передано следователю, именно он в дальнейшем оформляет процессуальные решения, составляет постановления и обвинительные заключения. Должностное лицо в данном случае напрямую зависит от указанного субъекта.

Вторая форма предполагает больше свободы для дознавателей. Они сами принимают решения, могут продлить срок расследования, определиться со следственными мероприятиями, которые необходимы для дела, обвинить лицо и направить дело на рассмотрение в суд. Однако чаще всего на практике предварительные действия, это обязательное мероприятие.

Структура и виды

Новая редакция уголовного процессуального закона в статье 40 отражает не только суть рассматриваемых подразделений, их основные функции и направленность, но и фиксирует полный перечень тех структур, которые относятся к такой деятельности.

Указанная норма кратко обозначает те ведомства, которые должны реализовывать процедуру дознания.

Относят к ним следующее:

  • ОВД, а также их отделы, пункты, подразделения, полицейские управления и другие структуры, обладающие правом осуществлять ОРД;
  • служба судебных приставов, их подразделения и управления;
  • пожарный надзор;
  • таможенные органы;
  • военная полиция;
  • государственная охрана;
  • служба исполнения наказаний;
  • структуры внешней разведки.

Любая из предложенных структур имеет схожий статус и занимает определённое место при возникновении ситуаций, соответствующих их компетенции. Виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания будут напрямую зависеть от направленности их работы.

Независимо от вида органа, предполагается наличие трёх структурных элементов: начальник, руководитель подразделения и дознаватели.

Независимо от характера деятельности должно быть предусмотрено три подразделения.

Относят к ним следующее:

  • Начальник. Руководитель в данном случае осуществляет контроль над всей структурой в целом, а также за отдельными ведомствами. Возможности указанного субъекта в УПК РФ не обозначены, они определяются ведомственным законодательством. Кроме того, любое решение, принимаемое руководством, может исходить как от органа, так и от конкретного должностного лица.
  • Руководители подразделений и ведомств. Орган дознания имеет свои специализированные подразделения. Каждым из них руководит должностное лицо – начальник, и его заместитель. Основная функция указанных субъектов – контроль над деятельностью дознавателей и соблюдением ими законодательства. Это проявляется в возможности поручать совершение тех или иных действий дознавателю, изымать дело для проверки и отменять выносимые постановления. Полный спектр полномочий также предусматривается ведомственными нормативными актами.
  • Дознаватели. К данной категории относят лиц, которые наделены полномочиями для осуществления предварительного расследования и иных процессуальных действий Стать таковым можно только по приказу руководители органа. Данный статус предполагает прямую подчинённость руководству ведомства, особый перечень полномочий и ответственность, как должностного лица.

Структура и организация деятельность рассматриваемых органов власти не должна отличаться в связи с отличиями направлений работы. Кроме того, должностные лица различных структур могут сотрудничать в ходе одного расследования.

Полномочия

Законодатель определяет общий перечень полномочий органов, осуществляющих дознание в уголовном процессе. Указанные возможности носят общий характер и отсылают к иным нормам закона. В последней редакции кодекса представлены не права лиц, а скорее их группы, которых определяется три.

Установление порядка реализации предусмотренных возможностей будет являться правом ведомственных структур, их руководителей. Организация работы также проходит на внутреннем уровне.

Говоря о группах полномочий, следует отметить, что они формируются в соответствии с формами дознания:

  • процессуальные действия, связанные с расследованиями, где предварительные мероприятия необязательны;
  • следственные мероприятия;
  • иные процессуальные действия, необходимые для раскрытия преступления.

Кроме того, допускается возбуждение уголовных дел таким субъектами, как капитаны судов, руководители разведочных экспедиций, главы консульств и представительских учреждений.

Они не являются дознавателями, но имеют ряд схожих с ними полномочий.

Необходимо отдельно рассмотреть возможности по каждой группе. Порядок работы также будет зависеть от данного критерия. Итак, первая группа – компетенция при необязательном предварительном расследовании. Здесь у рассматриваемых субъектов определяется свобода действий. Они могут возбуждать дело, назначать следственные мероприятия, выносить постановления, принимать процессуальные решения и выдвигать обвинение.

Вторая группа – обязательные предварительные следственные мероприятия. Такой вариант требует неотложных следственных действий. Полномочия также затронут возможность возбуждения дела, проведения процессуальных действий, однако, дальнейшая судьба расследования не будет от них зависеть. Свобода органов ограничивается следователями, которые принимают дело в свою работу через десять дней.

Таким образом, подразделение дознания выступает субъектом раскрытия преступлений и реализует свои возможности, как сторона предварительного расследования. Любая структура будет включать в себе вертикальную систему ведомств, их руководство и дознавателей, непосредственно осуществляющих расследование. Круг полномочий будет зависеть от характера деятельности и положения должностного лица в общей системы соответствующих органов.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector