Ст 199 УПК РФ с комментариями ""

Ст 199 УПК РФ с комментариями

Статья 199 УПК РФ. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы (действующая редакция)

1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.

2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 199 УПК РФ

1. Данная статья предусматривает два порядка направления материалов уголовного дела для производства экспертизы в зависимости от того, проводится ли экспертиза в экспертном учреждении (ч. ч. 1 – 3 ст. 199) или вне экспертного учреждения (ч. 4 ст. 199 УПК).

2. Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, то часть процессуальных полномочий возлагаются на руководителя экспертного учреждения. Об экспертных учреждениях см. ком. к п. 60 ст. 5.

3. По смыслу ч. 2 ком. статьи руководитель государственного судебно-экспертного учреждения не должен разъяснять экспертам их права и обязанности. Однако это трудно совместить с требованием п. 5 ч. 1 ст. 204, согласно которому в заключении любого эксперта указываются сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Можно согласиться с тем, что речь, по-видимому, идет об отражении в каждом заключении факта дачи подписки экспертом государственного экспертного учреждения при вступлении его в должность о предупреждении его об уголовной ответственности за указанные правонарушения.

4. Руководитель государственного экспертного учреждения имеет права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 14 – 15 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности. “).

5. При назначении экспертизы вне экспертного учреждения следует учесть ряд особенностей:

а) в качестве частного эксперта не может выступать государственный судебный эксперт (ст. 16 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности. “);

б) производство судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз допускается только в государственных судебно-экспертных учреждениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 11 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности. “);

в) до назначения экспертизы вне экспертного учреждения следователь должен установить специальность и компетентность частного эксперта (образование, опыт работы, авторитетность). Суд, следователь, дознаватель могут потребовать от эксперта подтверждения его квалификации (сертификата, документа об аттестации, диплома). (См. об этом ком. к ст. 57.) После вынесения постановления о назначении экспертизы следователь вызывает к себе “частного” эксперта, удостоверяется в его личности, специальности и компетенции, устанавливает отсутствие оснований к отводу, вручает постановление о назначении экспертизы, разъясняет права и обязанности эксперта по ст. 57 УПК, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК и за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК. О выполнении этих действий делается отметка в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. При этом целесообразно установить срок проведения исследования, в общем виде его методы, в том числе определить допустимые повреждения объектов экспертизы, разъяснить эксперту форму заключения;

г) между частным экспертом и органом, назначающим экспертизу, заключается гражданско-правовой договор, по которому работа частного эксперта должна быть оплачена. Эти расходы относятся к судебным издержкам и могут быть возмещены не только за счет государства, но и за счет сторон (ч. 1 ст. 131 УПК).

6. В главе 27 УПК, посвященной экспертизе, отсутствуют специальные нормы, посвященные непосредственно проведению самого экспертного исследования. Это объясняется самостоятельностью эксперта, который лично выбирает методы экспертизы. В то же время общие требования к исследованию существуют: а) методика исследования должна быть научно обоснована и апробирована. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (ст. 8 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности. “); б) эксперту запрещено самостоятельно собирать объекты для исследования (за исключением экспериментальных экспертных образцов) (см. ком. к ст. 202); в) соблюдение общих правил производства следственных действий (проведение экспертизы в присутствии других участников процесса лишь в дневное время, запрет незаконных мер, насилия, угроз, обмана, унижения чести и достоинства, повреждения имущества и др.) (см. ком. к ст. 164); е) ведомственными нормативными актами установлены порядок и сроки производства ряда экспертиз; д) законом четко определено время нахождения обвиняемых в медицинском стационаре – 30 дней (с возможным продлением до 90 дней) – ст. 30 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности. “; е) определенные требования, которые также могут влиять на решение вопроса о допустимости результатов, в частности, судебно-медицинского экспертного исследования, содержатся в нормативных актах о регистрации изделий медицинского назначения, разработанных на основе федерального законодательства об охране здоровья граждан. Такая регистрация представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории РФ. Регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории РФ и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, программное обеспечение и др., которые предназначены, в частности, для проведения исследований медицинского характера, а следовательно, и для экспертных исследований. Регистрация изделия медицинского назначения осуществляется на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя, указываемого в заявлении о регистрации. Документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение. Регистрационное удостоверение действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем сведений об изделии медицинского назначения и о лице, на имя которого изделие медицинского назначения зарегистрировано. Срок действия регистрационного удостоверения не ограничен.

Представляется, что в случае, если исследования, проведенные в ходе судебно-медицинской экспертизы, выполнены с использованием не зарегистрированного должным образом медицинского оборудования, вопрос о допустимости полученного экспертного заключения также может возникнуть.

Статья 199. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы

1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.

2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.

Комментарий к статье 199 УПК РФ

1. Судебная экспертиза может проводиться в экспертном учреждении и вне его.

2. Экспертные учреждения бывают двух видов – государственные судебно-экспертные учреждения и иные (негосударственные) экспертные учреждения.

3. Государственные судебно-экспертные учреждения – это специализированные государственные учреждения (или их подразделения), основной функцией которых является организация и производство судебной экспертизы. Они производят судебную экспертизу по заданию дознавателя, следователя, прокурора и суда в соответствии со своим профилем и территориальной зоной обслуживания, определяемыми для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Наиболее разветвленные системы государственных судебно-экспертных учреждений имеются в органах МВД, ФСБ, Минюста и Минздрава России. Они проводят в настоящее время большинство судебных экспертиз по уголовным делам. Работники этих учреждений являются государственными судебными экспертами, производящими судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. К ним предъявляются определенные профессиональные и квалификационные требования, и они подлежат аттестации в установленном порядке. Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений регламентирована Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”.

4. Иные (негосударственные) экспертные учреждения – это организации, осуществляющие производство экспертиз по заказам юридических и физических лиц на договорной основе. В настоящее время деятельность таких организаций никаким нормативным актом не регламентирована. Поскольку следователь вправе привлечь в качестве эксперта любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями, то он может поручить производство судебной экспертизы по делу и такому учреждению. Однако на практике это бывает редко, в основном в случаях, когда специалистов нужного профиля в государственных судебно-экспертных учреждениях недостаточно или они отсутствуют вовсе (например, автороведческая или лингвистическая экспертиза). Иногда в такие учреждения обращаются участники процесса (в основном для оспаривания результатов экспертизы, проведенной в государственном судебно-экспертном учреждении). Полученные ими документы хотя и именуются заключениями экспертов, но тем не менее таковыми в процессуальном смысле не являются, поскольку такая экспертиза проведена не в процессуальном порядке и не является судебной. Следователь (а потом суд) вправе приобщить такое заключение к делу, если сочтет его имеющим значение, но тогда оно будет выступать в качестве документа в смысле ст. 84 УПК и может использоваться для оценки заключения судебной экспертизы.

Читать еще:  Ст 108 УК РФ комментарий

5. Если производство судебной экспертизы поручается экспертному учреждению, следователь направляет постановление о назначении экспертизы и необходимые материалы руководителю этого учреждения, который осуществляет все дальнейшие действия. Он поручает производство экспертизы конкретному эксперту (или нескольким экспертам), о чем уведомляет следователя. Нужно иметь в виду, что, хотя экспертиза проводится в экспертном учреждении, заключение дается не от имени учреждения, а от имени конкретного эксперта, который несет за него личную ответственность. Если экспертиза проводится в негосударственном учреждении, то его руководитель разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК, о чем последний дает подписку. Она фиксируется либо в самом заключении, либо оформляется отдельным документом, прилагаемом к заключению. Государственные эксперты дают такую подписку при вступлении в должность, поэтому брать ее каждый раз при поручении им конкретной экспертизы нет необходимости.

6. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления о назначении экспертизы и необходимых материалов приобретает ряд процессуальных прав и обязанностей. Он вправе возвратить постановление следователя и материалы без исполнения, если в учреждении нет экспертов требуемой специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований. Такой возврат должен быть мотивирован (обычно это делается в сопроводительном письме). В соответствии с ведомственными нормативными актами руководитель государственного судебно-экспертного учреждения может вернуть материалы без исполнения также в случае несоблюдения правил оформления материалов, направляемых на экспертизу (например, не приведены вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта, не представлены объекты, указанные в постановлении о назначении экспертизы, и т.п.). Однако в такой ситуации руководитель должен сначала немедленно уведомить об этом следователя и лишь при непринятии последним необходимых мер по устранению недостатков может реализовать это свое право. В формулировании выводов эксперт полностью независим и самостоятелен, и руководитель не вправе навязать ему свое мнение или отстранить его от производства экспертизы по этому основанию.

7. По окончании производства экспертизы руководитель экспертного учреждения направляет заключение эксперта (или его сообщение о невозможности дачи заключения) вместе со всеми материалами следователю.

8. Следователь вправе поручить производство экспертизы не только экспертному учреждению, но и любому лицу, обладающему необходимыми специальными знаниями (так называемому частному эксперту). Обычно это бывает, когда требуется эксперт какой-то редкой специальности, отсутствующей в экспертных учреждениях (например, искусствоведческая экспертиза). В таком случае следователь сам выполняет те функции, которые возложены на руководителя экспертного учреждения. Он вручает эксперту постановление о назначении экспертизы и необходимые материалы, разъясняет ему его права, обязанности и ответственность в соответствии со ст. 57 УПК. Предварительно следователь должен собрать данные о его компетенции и проверить, нет ли оснований к его отводу. Нужно иметь в виду, что действующим уголовным законодательством не предусмотрена ответственность за отказ от дачи заключения. Поэтому следователь может привлекать в качестве судебных экспертов частных лиц только с их согласия.

9. Эксперт может возвратить следователю постановление о назначении экспертизы и материалы без исполнения в двух случаях:

1) если представленных материалов недостаточно для производства экспертизы. Однако эксперт должен предварительно заявить перед следователем ходатайство в порядке ст. 57 УПК о предоставлении ему дополнительных материалов и лишь в случае его невыполнения отказаться от производства экспертизы;

2) если он считает, что не обладает достаточными знаниями для производства экспертизы.

Возвращаются без исполнения также материалы в случаях, когда ответ на поставленный вопрос вообще не требует специальных знаний или является правовым.

Возвращение материалов без исполнения нужно отличать от сообщения эксперта о невозможности дачи заключения (см. комментарий к ст. 204 УПК).

Другой комментарий к статье 199 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Организация экспертизы, особенно на первоначальном этапе ее производства, существенно различается в зависимости от того, производится ли она в специализированном государственном учреждении или вне его.

2. Принципиальное различие выражается прежде всего в том, что при производстве экспертизы в стенах определенного учреждения (как специализированного государственного экспертного учреждения, так и любого другого) тот, кто ее назначает, вступает в правоотношения с руководителем данного учреждения, которому вручаются постановление о назначении экспертизы и материалы, необходимые для исследования. Если же экспертиза производится вне стен учреждения, то все правоотношения складываются напрямую с экспертами.

3. Подавляющее большинство экспертиз по уголовным делам производится государственными судебными экспертами Минюста РФ и МВД РФ, осуществляющими свою деятельность на основании Федерального закона от 31 мая 2001 г. “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2291; 2002. N 1 (ч. I). Ст. 2). Перечень таких экспертиз установлен Приказом Министра юстиции РФ от 14 мая 2003 г. N 114 (Российская газета. 2003. 31 мая). Организация и производство судебно-медицинской экспертизы во всех ее разновидностях, в том числе биохимической, генетической, медико-криминалистической и др., детально регламентируются ведомственным нормативным актом, который называется “Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации” (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. N 346н // Российская газета. 2010. 20 авг.).

Комментарии и консультации юристов по ст 199 УПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 199 УПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к СТ 199 УПК РФ

Статья 199 УПК РФ. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы

Комментарий к статье 199 УПК РФ:

1. Данная статья предусматривает два порядка направления материалов уголовного дела для производства экспертизы в зависимости от того, проводится ли экспертиза в экспертном учреждении (ч. ч. 1 – 3 ст. 199) или вне экспертного учреждения (ч. 4 ст. 199 УПК).

2. Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, то часть процессуальных полномочий возлагаются на руководителя экспертного учреждения. Об экспертных учреждениях см. ком. к п. 60 ст. 5.

3. По смыслу ч. 2 ком. статьи руководитель государственного судебно-экспертного учреждения не должен разъяснять экспертам их права и обязанности. Однако это трудно совместить с требованием п. 5 ч. 1 ст. 204, согласно которому в заключении любого эксперта указываются сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Можно согласиться с тем, что речь, по-видимому, идет об отражении в каждом заключении факта дачи подписки экспертом государственного экспертного учреждения при вступлении его в должность о предупреждении его об уголовной ответственности за указанные правонарушения .

——————————–
См.: Орлов Ю.К. Пункт 5 комментария к ст. 199 УПК // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. 6-е изд. М., 2008.

4. Руководитель государственного экспертного учреждения имеет права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 14 – 15 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности. “).

5. При назначении экспертизы вне экспертного учреждения следует учесть ряд особенностей:

а) в качестве частного эксперта не может выступать государственный судебный эксперт (ст. 16 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности. “);

б) производство судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз допускается только в государственных судебно-экспертных учреждениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 11 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности. “);

в) до назначения экспертизы вне экспертного учреждения следователь должен установить специальность и компетентность частного эксперта (образование, опыт работы, авторитетность). Суд, следователь, дознаватель могут потребовать от эксперта подтверждения его квалификации (сертификата, документа об аттестации, диплома). (См. об этом ком. к ст. 57.) После вынесения постановления о назначении экспертизы следователь вызывает к себе “частного” эксперта, удостоверяется в его личности, специальности и компетенции, устанавливает отсутствие оснований к отводу, вручает постановление о назначении экспертизы, разъясняет права и обязанности эксперта по ст. 57 УПК, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК и за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК. О выполнении этих действий делается отметка в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. При этом целесообразно установить срок проведения исследования, в общем виде его методы, в том числе определить допустимые повреждения объектов экспертизы, разъяснить эксперту форму заключения;

г) между частным экспертом и органом, назначающим экспертизу, заключается гражданско-правовой договор, по которому работа частного эксперта должна быть оплачена. Эти расходы относятся к судебным издержкам и могут быть возмещены не только за счет государства, но и за счет сторон (ч. 1 ст. 131 УПК).

6. В главе 27 УПК, посвященной экспертизе, отсутствуют специальные нормы, посвященные непосредственно проведению самого экспертного исследования. Это объясняется самостоятельностью эксперта, который лично выбирает методы экспертизы. В то же время общие требования к исследованию существуют: а) методика исследования должна быть научно обоснована и апробирована. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (ст. 8 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности. “); б) эксперту запрещено самостоятельно собирать объекты для исследования (за исключением экспериментальных экспертных образцов) (см. ком. к ст. 202); в) соблюдение общих правил производства следственных действий (проведение экспертизы в присутствии других участников процесса лишь в дневное время, запрет незаконных мер, насилия, угроз, обмана, унижения чести и достоинства, повреждения имущества и др.) (см. ком. к ст. 164); е) ведомственными нормативными актами установлены порядок и сроки производства ряда экспертиз ; д) законом четко определено время нахождения обвиняемых в медицинском стационаре – 30 дней (с возможным продлением до 90 дней) – ст. 30 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности. “; е) определенные требования, которые также могут влиять на решение вопроса о допустимости результатов, в частности, судебно-медицинского экспертного исследования, содержатся в нормативных актах о регистрации изделий медицинского назначения, разработанных на основе федерального законодательства об охране здоровья граждан. Такая регистрация представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории РФ. Регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории РФ и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, программное обеспечение и др., которые предназначены, в частности, для проведения исследований медицинского характера, а следовательно, и для экспертных исследований. Регистрация изделия медицинского назначения осуществляется на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя, указываемого в заявлении о регистрации. Документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение. Регистрационное удостоверение действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем сведений об изделии медицинского назначения и о лице, на имя которого изделие медицинского назначения зарегистрировано. Срок действия регистрационного удостоверения не ограничен .

Читать еще:  Какое определение капитального ремонта дает налоговое законодательство

——————————–
Приказ МВД России от 29.06.2005 N 511 “Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации”; Приказ Минюста России от 20 декабря 2002 г. N 347 “Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации”; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н “Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации”; Приказ Минздравсоцразвития России от 30.05.2005 N 370 “Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений”.

Публикация сведений о зарегистрированных изделиях медицинского назначения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ежемесячно на официальном интернет-сайте.

Представляется, что в случае, если исследования, проведенные в ходе судебно-медицинской экспертизы, выполнены с использованием не зарегистрированного должным образом медицинского оборудования, вопрос о допустимости полученного экспертного заключения также может возникнуть.

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Калиновский К. Б., Смирнов А. В.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации
Постатейный. / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. Питер, 2004. 848 с.

Статья 199. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы

1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.

2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.

1. Данная статья предусматривает два порядка направления материалов уголовного дела для производства экспертизы, в зависимости от того, проводится ли экспертиза в экспертном учреждении (ч. 1-3 ст. 199 УПК) или вне экспертного учреждения (ч. 4 ст. 199 УПК).

2. Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, то часть процессуальных полномочий возлагается на руководителя экспертного учреждения.

Процессуальный закон предусматривает два вида экспертных учреждений (см. п. 60 ст. 5 УПК):

1) государственные судебно-экспертные учреждения. Их деятельность регулируется Законом РФ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” от 3 мая 2001 г.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения или экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 Закона РФ от 31.05.01 № 73-ФЗ). Так, например, судебно-экспертные учреждения Минюста РФ производят свыше 20 различных родов экспертизы (см. Приказ Минюста РФ от 14.05.2003 № 114).

Руководителем государственного судебно-экспертного учреждения является директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении. В качестве руководителя по его поручению может выступать заместитель (ст. 9 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”).

2) “иные” учреждения. Это могут быть как государственные учреждения, специально не предназначенные для производства экспертизы (например, научно-исследовательские институты, или муниципальные учреждения, в частности лечебные), так и негосударственные учреждения (независимые экспертные организации, иные предприятия). При этом в качестве “иного” экспертного учреждения не могут рассматриваться субъекты, не являющиеся юридическими лицами (например, кафедры, отделы, подразделения). В таких случаях экспертиза назначается не учреждению, а “частному” эксперту (ч. 4 ст. 199 УПК).

Об экспертных учреждениях см. комм. к п. 60 ст. 5.

3. При назначении экспертизы в экспертном учреждении постановление о назначении экспертизы и прилагаемые к нему материалы направляются руководителю учреждения.

Руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы, и не подлежат отводу. Об этом уведомляется лицо, назначившее экспертизу.

Перед началом исследования руководитель экспертного учреждения разъясняет экспертам их права и обязанности, а также уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения, за разглашение данных предварительного расследования, о чем отбирает подписку в виде отметки на постановлении о назначении экспертизы.

4. Кроме указанных в комментируемой статье процессуальных обязанностей руководителя экспертного учреждения руководитель государственного судебно-экспертного учреждения также обязан (в силу ст. 14 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”):

– обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

– по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

– обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

– не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

– обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела).

– самостоятельно (без следователя) не истребовать объекты экспертизы; не привлекать к производству экспертизы лиц, не работающих в данном учреждении;

– не давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении экспертизы, если в его учреждении нет эксперта требуемой специальности любо условий для проведения данных исследований. Решение руководителя должно быть мотивировано.

Если недостаточно представленных материалов для исследования, или субъективной компетенции эксперта, то возвращение постановления производится самим экспертом через руководителя учреждения (ч. 5 ст. 199 УПК).

5. Процессуальные права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения дополняются в соответствие со ст. 15 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”:

ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;

передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, входящих в процессуальные издержки (иные расходы возмещаются в порядке гражданского судопроизводства).

6. Вторая разновидность направления материалов для производства экспертизы предусмотрена ч. 4 ст. 199 УПК. Это назначение экспертизы вне экспертного учреждения, так называемому “частному эксперту”. Необходимость этого может быть связана с отсутствием такого рода специалистов в экспертных учреждениях (например, искусствоведческая экспертиза) или с ходатайством заинтересованных лиц.

7. При назначении экспертизы вне экспертного учреждения следует учесть ряд особенностей:

1) в качестве частного эксперта не может выступать государственный судебный эксперт (ст. 16 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”);

2) производство судебно-психиатрических экспертиз допускается только в государственных судебно-экспертных учреждениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 11 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”);

3) до назначения экспертизы вне экспертного учреждения следователь должен установить специальность и компетентность частного эксперта (образование, опыт работы, “авторитетность”). После вынесения постановления о назначении экспертизы следователь вызывает к себе “частного” эксперта, удостоверяется в его личности, специальности и компетенции, устанавливает отсутствие оснований к отводу, вручает постановление о назначении экспертизы, разъясняет права и обязанности эксперта по ст. 57 УПК, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК и за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК. О выполнении этих действий делается отметка в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. При этом целесообразно установить срок проведения исследования, в общем виде его методы, в том числе определить допустимые повреждения объектов экспертизы, разъяснить эксперту форму заключения.

Читать еще:  Как подать заявление на упрощенную систему налогообложения

Вызов частного эксперта производится по правилам ст. 188 УПК.

После дачи частным экспертом заключения оно направляется непосредственно органу, назначившему экспертизу;

4) между частным экспертом и органом, назначающим экспертизу, заключается гражданско-правовой договор, по которому работа частного эксперта должна быть оплачена. Эти расходы относятся к судебным издержкам и могут быть возмещены не только за счет государства, но и за счет сторон (ч. 1 ст. 131 УПК).

8. Отказ эксперта дать заключение (п. 6 ч. 3 ст. 57 УПК) в виде письменного сообщения о невозможности дать заключение (п. 6 ч. 1 ст. 198 УПК) может быть завялен как частным, так и государственным судебным экспертом. Основанием для этого является недостаточность или непригодность материалов для исследования или недостаточная компетенция самого эксперта.

Необоснованный отказ дать заключение влечет для государственного эксперта дисциплинарную ответственность, а для частного – гражданско-правовую (по заключенному договору).

При недостаточности материалов для исследования эксперт вправе ходатайствовать перед следователем о предоставлении дополнительных материалов. При недостаточной компетенции эксперт вправе ходатайствовать о привлечении к экспертизе других экспертов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК).

9. В главе 27 УПК, посвященной экспертизе, отсутствуют специальные нормы, посвященные непосредственно проведению самого экспертного исследования. Это объясняется самостоятельностью эксперта, который лично выбирает методы экспертизы. В то же время общие требования к исследованию существуют:

1) методика исследования должна быть научно обоснована и апробирована. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (ст. 8 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”);

2) эксперту запрещено самостоятельно собирать объекты для исследования (за исключением экспериментальных экспертных образцов). См. комм. к ст. 202;

3) соблюдение общих правил производства следственных действий (дневное время, запрет незаконных мер, насилия, угроз, обмана, унижения чести и достоинства, повреждение имущества и др.). См. комм. к ст. 164;

4) запрещено испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза (ст. 31 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”). Запрещены к применению методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза (ст. 35 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”);

Статья 195 196 199 упк рф с комментариями

Порядок назначения судебной экспертизы и последовательность действий, его составляющих, следующий. 13. До назначения эксперта следователь (дознаватель и др.) выясняет необходимые данные о специальности и компетентности эксперта. 14. Выносится мотивированное постановление о назначении судебной экспертизы, в котором указываются: а) наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя и др.), принявшего решение о назначении судебной экспертизы; б) номер уголовного дела, по которому назначается судебная экспертиза; в) основания назначения судебной экспертизы (доказательства и содержащиеся в доказательствах, на теле обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля сведения, исследование которых с помощью специальных познаний может привести к появлению в уголовном процессе новых сведений); г) ссылка на ст. ст.

Упк рф статья 195. порядок назначения судебной экспертизы

Вопрос об этой необходимости решается субъектом, ведущим производство по делу. Однако в некоторых случаях назначение экспертизы является обязательным. См. ком. к ст. 196. Специальными условиями для назначения экспертизы являются достаточность объектов для исследования, наличие научно обоснованной экспертной методики по данному предмету и по общему правилу согласие свидетеля и потерпевшего на их исследование.

3. Часть 1 ком. статьи предъявляет специальные требования к содержанию постановления о назначении экспертизы (его мотивированности). При этом особое внимание следует обратить на следующие моменты: а) поставленные перед экспертом вопросы должны полно охватывать устанавливаемый факт, иметь недвусмысленную формулировку и не выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Упк рф статья 196. обязательное назначение судебной экспертизы

Этот вывод справедлив и для так называемых актов судебно-медицинских освидетельствований, ранее обычно проводившихся до возбуждения соответствующих уголовных дел по поручению органов предварительного расследования. Единственным источником регулирования для таких «освидетельствований» являлся Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11.12.1978 N 1208 «О введении в практику общесоюзных Правил судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений». Следует, однако, учитывать, что 17.08.2007 Постановлением Правительства РФ утверждены новые Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, которые не предусматривают подобного действия.

К тому же следует учесть, что подзаконными нормативными актами уголовно-процессуальные отношения регулироваться не могут.

Статья 195 упк рф. порядок назначения судебной экспертизы

Фактическим основанием для назначения экспертизы является возникшая при производстве по уголовному делу необходимость в специальных познаниях в науке, технике, искусстве или ремесле. Экспертиза не должна назначаться для доказывания фактов, которые могут быть установлены и без специальных познаний самим следователем, дознавателем, прокурором. Судебная экспертиза может проводиться по самым различным вопросам, относящимся к любой отрасли науки и техники, искусства или ремесла.


Единственная отрасль знаний, которая является исключением в этом отношении, — правоведение, юриспруденция. Все правовые вопросы, к какой бы отрасли права они ни относились, при производстве по уголовному делу должны разрешаться самим производящим расследование и экспертному исследованию не подлежат. 3.

Статья 195. порядок назначения судебной экспертизы

Если экспертиза является дополнительной или повторной, то это должно быть также аргументировано. 4. В резолютивной части фиксируется решение о назначении экспертизы с указанием ее вида (рода), приводится наименование экспертного учреждения или фамилия, имя и отчество эксперта, которому поручается проведение экспертизы. Если она поручается конкретному эксперту, то желательно также указание его специальности, места работы, стажа работы по специальности, ученой степени и звания, если таковые имеются.
В этой же части приводятся вопросы, поставленные перед ним. В резолютивной части постановления называются также материалы (объекты исследований), предоставляемые в распоряжение эксперта. В них содержатся сведения, необходимые для дачи заключения (например, об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, взрыва, пожара и т.п.).
Материалы дела могут быть представлены целиком или частично.
Производство экспертизы по уголовному делу может быть поручено и «иному эксперту из числа лиц, обладающих специальными познаниями». Это может быть «частный» эксперт (сотрудник негосударственного экспертного учреждения, обладающий соответствующей лицензией специалист) или любое другое физическое лицо, обладающее необходимыми познаниями. При этом государственный судебный эксперт не вправе осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта, принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (ст.
16 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности.»). Производство судебно-психиатрических экспертиз допускается только в государственных судебно-экспертных учреждениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти (ч.

Уголовно-процессуальный кодекс рф

УПК РФ: а) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы; б) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении; в) ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; г) ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту; д) присутствовать с разрешения следователя (дознавателя и др.) при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту; е) знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта. 17. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем (дознавателем и др.) и обвиняемым (защитником, подозреваемым, потерпевшим, его представителем). 18.
Назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить: 1) причины смерти; 2) характер и степень вреда, причиненного здоровью; 3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве; 3.1) психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии); (п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ) 3.2) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией; (п.
УПК РФ, а в случае, когда назначение и производство судебной экспертизы обязательно, и на ст. 196 УПК РФ; д) решение о назначении и наименование судебной экспертизы; е) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза; ж) вопросы, поставленные перед экспертом; з) перечень материалов, предоставленных в распоряжение эксперта; и) фамилия, имя и отчество лица, которому поручено разъяснить права и ответственность эксперту; к) в конце постановления о назначении судебной экспертизы делается отметка о разъяснении эксперту предусмотренных ст. 57 УПК РФ прав и ответственности по ст. 307 УК за дачу заведомо ложного заключения. 15.

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector