Ст 19 конституции РФ комментарий

Ст 19 конституции РФ комментарий

Ст 19 конституции РФ комментарий

1. все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Равенство и равноправие занимают особое место в системе ценностей, защищаемых Конституцией Республики Марий Эл. По всему тексту Конституции эти требования выступают и как элемент правового статуса человека, и как фундаментальный принцип, которым должны руководствоваться органы публичной власти в республике при обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Под равенством принято понимать одинаковое юридическое положение граждан перед законом, то есть равенство формальное, безотносительно к характеристикам того или иного человека по признаку пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения и другим. Равноправие же предусматривает только совпадение объема прав. Но оба эти понятия часто употребляются для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека.

В части 1 комментируемой статьи говорится именно о равенстве всех перед законом и судом. В юридическом смысле под законом здесь понимаются не только нормативные акты особой формы, принимаемые парламентом, но все такие акты, устанавливающие, отменяющие или изменяющие нормы права, регулирующие правоотношения в различных сферах.

Второй аспект принципа равенства связан с равенством всех перед судом. Конституция Республики Марий Эл придает особое значение судебной власти как наиболее эффективному средству защиты прав и свобод. Исходя из содержания статьи 6, а также главы 5 Конституции республики, судебная власть, относящаяся к разновидности государственной власти, осуществляется судами самостоятельно и независимо, правосудие основано на требованиях Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также Конституции Республики Марий Эл и законов Республики Марий Эл.

Установление в части 1 статьи 19 Конституции формального равенства в практическом плане означает гарантирование органами и должностными лицами публичной власти равных возможностей для всех. Реализация же этих возможностей зависит от качеств каждого человека, его усилий и подготовки. Кроме того, конституционное закрепление принципа равенства означает обязанность государства не принимать законы, которые, определяя права и обязанности, подходили бы к различным людям или группам населения с разными критериями. Фактически это означает, что равенство предполагает отсутствие не предусмотренных законом преимуществ и запрет дискриминации по любым основаниям.

По делу о проверке конституционности пункта 2 постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10 августа 2012 года № 1964 «О внесении изменений в постановление мэра города Йошкар-Олы от 30 января 2007 года № 113 и отнесении участка автомобильной дороги к автомобильным дорогам необщего пользования» Конституционный суд Республики Марий Эл установил, что данным постановлением часть одной из улиц города Йошкар-Олы была отнесена к автомобильным дорогам необщего пользования, что привело к установке запрещающих дорожных знаков и сооружений, препятствующих проезду транспортных средств граждан, затруднению подъезда к детскому саду, школе и ряду административных зданий, блокированию проезда автомобилей скорой медицинской помощи, пожарной техники к зданиям, расположенным на 70-метровом участке городской улицы. Суд указал, что конституционные принципы справедливости и юридического равенства обуславливают обеспечение одинакового объема юридических гарантий для всех граждан. Признавая оспоренное правовое регулирование неконституционным, суд пришел к выводу о том, что это регулирование не обусловлено обеспечением государственных или муниципальных нужд, а вызвано необходимостью организации автомобильной стоянки для служебных автомобилей УФСБ России по Республике Марий Эл, грубо нарушает конституционный принцип равенства граждан и недопустимости необоснованного ограничения их прав.

2. Понятия равенства и равноправия — понятия хотя и близкие, но различные. Часть 2 комментируемой статьи говорит о равноправии, то есть о равенстве прав граждан, равенстве объема и содержания этих прав.

Включение в текст Конституции этого установления, по всей видимости, вызвано очевидным фактом: формальное юридическое равенство всех людей, установленное частью 1 статьи 19, не способно уравнять людей по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, как неспособно уравнять людей никакое правоустановление. И в связи с этим Конституция республики в части 2 комментируемой статьи гарантирует гражданам равные права и свободы, одинаковые юридические возможности пользоваться ими.

Отсутствие таких государственных гарантий создало бы фундамент социального неравенства, возможность ущемления прав и свобод граждан по различным обстоятельствам — имущественного положения, социального статуса, места жительства, конфессиональной принадлежности, гендерным признакам и иным общественным характеристикам человека, перечисленным в комментируемой норме. Вместе с тем социальный характер государства обязывает оказывать меры социальной поддержки некоторым категориям граждан, перечисленным в законе. Их особый статус, особые меры социальной опеки, принимаемые в отношении ветеранов, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, иных категорий социально незащищенных граждан не свидетельствует о дискриминации других граждан, не относящихся к социально незащищенным, их неравноправии. Меры социальной поддержки, оказываемые некоторым категориям граждан, — это не особое их право, а механизм поддержки социально незащищенных граждан со стороны государства.

Не свидетельствует о неравноправии граждан и предоставление особого статуса для некоторых категорий граждан, например занимающих выборные должности в органах законодательной и исполнительной власти, судей. Это может выражаться, например, в особом механизме привлечения их к уголовной или административной ответственности. В данном случае речь также не идет о несоответствии правового регулирования конституционному принципу равноправия. Особый порядок привлечения к установленной законом ответственности некоторых категорий государственных служащих не является их личной привилегией, не освобождает депутата или судью от ответственности за совершенное правонарушение, а является гарантией обеспечения их деятельности.

Равноправие независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности означает, что права граждан не могут зависеть ни от каких обстоятельств. Особую актуальность приобретает данная норма на фоне обострившейся национальной и языковой дискриминации, наблюдающейся в некоторых восточноевропейских странах, причем не только на бытовом, но и на государственном уровне.

3. Равноправие женщины и мужчины, установленное частью 3 комментируемой статьи, предполагает не только провозглашение равных для мужчин и женщин прав и свобод, но и создание условий для их реализации. Декларируя формально-юридическое гендерное равенство, Республика Марий Эл в силу комментируемого конституционного положения обязана обеспечить специальные гарантии для фактического выравнивания возможностей женщины и мужчины. Такая задача реализуется путем законодательной деятельности и реализации социальной политики Российской Федерации на территории Республики Марий Эл.

Установлены дополнительные гарантии обеспечения женщин всеми экономическими, социальными и иными правами.

Трудовое законодательство закрепляет равенство мужчины и женщины в трудовых отношениях: при приеме на работу, установлении размера оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха и т.д. Вместе с тем, учитывая особенности женского организма, трудовое законодательство предусматривает ряд льгот для работающих женщин, повышенную охрану их труда. Законом предусмотрены специальные юридические гарантии для женщин в связи с беременностью и материнством. Закон запрещает отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Гарантируется и строго соблюдается распространение принципа гендерного равенства на систему социальной защиты, в том числе на размеры социальных выплат при пониженном возрасте выхода женщин на пенсию, что обусловлено физиологическими отличиями женщин от мужчин.

Представляется вместе с тем, что равноправие мужчины и женщины не есть их тождество. Физиологически и ментально мужчина и женщина отличны друг от друга, их социальные роли и позиции также различны. Поэтому конституционное закрепление равенства полов предусматривает предоставление каждому равных возможностей, но не поощрение или принуждение мужчин и женщин выполнять несвойственные социальные, экономические и иные функции. Подобная «уравниловка» может привести лишь к одному негативному последствию — обоюдной деградации. Равенство полов невозможно по объективным причинам, именно поэтому конституционная конструкция говорит именно об их равноправии.

Нарушение принципа равноправия полов, то есть совершение действий, которые ставят мужчин и женщин в неравное положение по мотивам пола, в силу статьи 1 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года считается дискриминацией и подлежит устранению в порядке, установленном законом. Представляется, что на положениях этой Конвенции и базируется комментируемая конституционная норма.

Не являются дискриминацией по мотивам пола защита функции материнства; призыв на военную службу исключительно мужчин в случаях, установленных федеральным законом; принятие на основе закона временных специальных мер, направленных на достижение фактического равноправия между лицами обоего пола.

© Марийский государственный университет 2020

Cтатья 19

1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

История становления прав человека выявила их неразрывную связь с национальным законодательством и судебной защитой.
Статья 19 посвящена принципу равноправия и раскрывает его конкретные значения. Часть 1 статьи определяет равноправие как равенство всех перед законом и судом. Закон как акт, принимаемый в виде конституции или закона, является объективно необходимым средством формулирования прав и свобод. Поэтому столь важно утверждение равенства перед законом как общей для всех нормой (равным масштабом), определяющей свободу личности. Чрезвычайно существенно равенство всех перед судом, поскольку суд является наиболее эффективным средством защиты и восстановления прав и свобод в случае спора или их нарушения. Следует отметить, что положение ч.1 о равенстве всех перед законом и судом означает, что этот принцип распространяется на граждан Российской Федерации, граждан других государств, лиц без гражданства.
Часть 2 статьи определяет равноправие как равенство человека и гражданина в обладании правами и свободами. Здесь сформулирована обязанность государства гарантировать это равенство независимо как от природных свойств человека, так и от его общественных черт. Среди природных свойств человека указаны пол, раса, национальность. Общественные признаки человека включают языковую принадлежность, происхождение, имущественное и должностное положение, местожительства, религиозное исповедание, убеждения, участие в общественных объединениях. Эти свойства личности выделены и защищены в статье, поскольку спецификой Российской Федерации являются многонациональный состав населения, наличие разных рас, разнообразие языков, религиозных конфессий.
Смысл ч.2 статьи также и в том, что в ней учитываются разнообразные свойства человека. Человеческое достоинство тем самым получает правовую защиту от дискриминации в соответствии со ст.2 Всеобщей декларации прав человека, ст.2 Международных пактов о правах человека и ст.14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Перечисление свойств личности, по поводу которых запрещается дискриминация, не является исчерпывающим. В ч.2 статьи указывается возможность учета «и других обстоятельств», которые могут возникнуть в реальной жизни. Конституционный принцип защищается ст.136 УК, согласно которой умышленные действия, нарушающие равноправие граждан по признаку расы, национальности, отношения к религии, наказываются лишением свободы или штрафом.
Часть 3 ст.19 Конституции определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, что соответствует ст.3 Международного пакта о гражданских и политических правах. Часть 3 ст.19 указывает также на равные возможности мужчины и женщины для реализации своих прав. Это указание не должно истолковываться буквально. Общепризнанны социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях в этой сфере (см. комментарий к ст.38).
Согласно ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979г. понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. Исторически принцип равноправия мужчины и женщины достаточно прочно утвердился в нашем общественном сознании. Вместе с тем в период становления нового общества положение женщины особенно уязвимо. Международные ориентиры в указанной Конвенции определяют особую опасность ограничения доступа женщины к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и росту, возможностям для трудоустройства, стандартам питания и др. В современных условиях государство обязано с помощью законодательства, управленческой деятельности и суда предотвращать возможные случаи дискриминации женщины. В утвержденной 8 января 1996г. Правительством Российской Федерации Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации признается, что в настоящее время налицо нарушение ряда прав женщин, факты их дискриминации в России. Поэтому сформулированы задачи преодоления нарушений на рынке труда, где налицо снижение профессионального статуса женщин. Признано ухудшение показателей в сфере питания, здоровья. Отдельно выделена проблема борьбы с различными формами насилия в отношении женщин (в сфере семьи, производства, иных сферах жизнедеятельности) и их сексуальной эксплуатации.
Особенность ст.19 состоит в том, что ее действие связано с действием всех статей Конституции, устанавливающих конкретную свободу или право человека и гражданина.

Читать еще:  Фальсификация доказательств ст 303 УК РФ комментарии

Статья 19 Конституции РФ и проблема ее реализации

Статья 19 Конституции РФ[252] гласит:

1.Все равны перед законом и судом.

2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»

Учитывая всю полноту юридической силы основного закона государства, мы не можем оставить без внимания факт того, что в законодательстве РФ все же имеются положения, которые способны поставить под вопрос правильность декларируемых норм Конституции. Какие именно нормы заставляют нас усомниться в отсутствии равенства граждан нашего государства?

Обратимся, например, к действующему Уголовному кодексу РФ[253] (далее УК РФ): « ч.2 Ст. 57. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста». Почему женщина освобождается от высшей меры наказания независимо от количества прожитых лет, а мужчина должен быть старше определенного возраста?

Далее, изучая действующий Трудовой кодекс РФ[254], можем заметить ряд статей, указывающих на наличие такого явления, как неравенство, а именно: Статья 320. «Сокращенная рабочая неделя. Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе». Статья 253 “Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию».

Не только в уголовном и трудовом законодательствах РФ можно найти статьи с правовой дискриминацией мужчин, но и в семейном праве мы без труда найдем нормы, которые отражают это явление. И это не удивительно в силу предмета регулирования семейного права.
Статья 17 Семейного Кодекса РФ[255] (Далее СК РФ).

«Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка». В то время как женщина вправе расторгнуть брак в любое время по ее усмотрению. Меня удивляет факт презумпции отцовства на основании ч.2 ст.48 СК РФ, согласно которой отцом автоматически признается законный супруг матери, независимо от его желания.

Я совсем не клоню к тому, что эти статьи являются противоречащими социальным нормам, скорее наоборот. Но является ли эта норма справедливой? По моему мнению – нет, ведь если рассмотреть частные случаи обращения в юридическую консультацию, мы, встав на место обратившегося гражданина, сможем по-другому взглянуть на вышеперечисленные нормы.

Из обращения супруга: «Она в суд представила справку о беременности, по сроку я еще раз убедился, что ребенок точно не мой. В итоге в иске на развод мне отказали, по сути “осудив” меня на 1.5 года каторги, т.к. видеть её выше всяких сил, выходные просто ненавижу. Теперь я вынужден её терпеть на своей территории. А когда она родит этого ребенка, то по нашим законам меня автоматически запишут отцом. И я буду вынужден просить через суд провести ДНК экспертизу, платить за нее не малые деньги, чтобы доказать, что ребенок не мой».

И это далеко не все случаи проявления неравенства по отношению к мужчинам, можно привести и другие примеры не только из УК, ТК и СК РФ, но и из Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ, КоАП РФ, ФЗ «О полиции» и др. нормативных документов.

С моей точки зрения в данных статьях отраслевого законодательства наблюдается яркое проявление гендерного закона. Гендерный закон[256] — это законодательный или подзаконный акт, в статьях или пунктах которого содержится упоминание признаков пола. Упоминание пола является основным и единственным отличием гендерного закона от закона обычного.

Более того, обращаясь к судебной практике Конституционного суда РФ, нельзя не выделить так называемое «дело Маркина». Капитан российской армии, многодетный отец развелся с женой и выразил желание уйти в отпуск по уходу за новорожденным, но командование части, а затем и военные суды отказали ему в этом праве, так как закон предусматривает его только для женщин-военнослужащих. По этой причине Маркин обратился в Конституционный суд с жалобами, в которых просил признать противоречащими статьям 19 (части 2 и 3), 38 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ ряд нормативных положений[257]. Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело К.А. Маркина сообразно своей компетенции в порядке конкретного нормоконтроля, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению, поскольку оспариваемые им нормативные положения Суд не мог признать в данных фактических обстоятельствах затрагивающими его конституционные права, что и зафиксировал в своем Определении № 187-О-О от 15 января 2009 года об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича[258]. Но экс-капитан не остановился на этом и обратился в ЕСПЧ с жалобами по тем же основаниям, доказывая наличие дискриминации по половому признаку.

Существует два вида дискриминации[259]: отрицательная (дискриминируемому полу создаются дополнительные ограничение или ему вменяются дополнительные обязанности) и положительная (дополнительные преимущества или предоставляются права, которых нет у дискриминируемого пола). И в указанных мной статьях российского законодательства можно наблюдать проявление как первой, так и второй.

Хочу отметить, что вопросом, которым я задавалась перед написанием этой работы, отнюдь не является вопрос о несправедливости наличия неких двойных стандартов в зависимости от половой принадлежности. Я лишь (не рискну употребить слово «оспариваю») сомневаюсь в правильности внесения в ст.19 Конституции РФ положения о том, что пол не является определяющим признаком для распространения правового неравенства среди граждан.

В.П. Нечепоренко*

Дата добавления: 2014-12-24 ; Просмотров: 1287 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

“Комментарий к Конституции Российской Федерации” (постатейный) (Бархатова Е.Ю.) (“Проспект”, 2010)

КОММЕНТАРИЙ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.Ю. БАРХАТОВА
Предисловие
Распад Союза Советских Социалистических Республик, кардинальные изменения политической обстановки и начало экономических реформ в стране заложили необходимость принятия новой конституции для нового государства – Российской Федерации. Необходимость принятия новой Конституции была осознана подавляющим большинством россиян.
Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения, – это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Хотя Договор был признан составной частью Конституции, содержание его было также закреплено в 1992 г. в соответствующих статьях Основного Закона РФ.
В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию РФ, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Далее в Конституции имеется отдельная глава (глава 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.
Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности, нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с настоящей Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное общество, а с другой – стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и на улучшение благосостояния народа.
Особо следует отметить, что принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1986 г. Декларация о праве на развитие признает, что развитие является всесторонним экономическим, социальным, культурным и политическим процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в создании и справедливом распределении благ.
Таким образом, международные нормы связывают права человека и гражданина непосредственно с политическими свободами и экономическим развитием общества.
По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражают стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.
Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (главы 4 – 8) и в значительной мере – две (глава 1 “Основы конституционного строя” и глава 3 “Федеративное устройство”).
Как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция реально регулирует общественные отношения и оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Особенно следует отметить позитивное воздействие Конституции на укрепление стабильности институтов власти.
Авторитет Конституции поддерживается не только общественным согласием, но и правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие и стыковку всех институтов государственной власти. В соответствии с законотворческой функцией Конституции 12 июля 1994 г. принят весьма актуальный для России Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” – необходимый кирпичик в фундаменте правового государства.
Ряд особенностей российской Конституции обусловлен тем, что наше государство является Федерацией, состоящей из 89 субъектов. Они различаются размерами, численностью населения, уровнем развития экономики и, что особенно важно, национальным составом населения. Последнее в прошлом являлось существенным фактором, определявшим статус государственного образования в России.
Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. К сожалению, фактическое равенство субъектов Федерации в сфере экономики еще не достигнуто. В результате встречается “перетягивание каната” субъектами Федерации и их недовольство отношением к ним федеральных органов.
Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности в правоприменительной деятельности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе. Приоритет Конституции – не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы).
Текст Конституции требует серьезного научного комментирования, а отдельные ее положения – официального толкования. Право официального толкования в соответствии с частью 5 статьи 125 Конституции принадлежит Конституционному Суду РФ. Толкование тем более необходимо, поскольку процедура пересмотра Конституции и внесения в нее поправок весьма сложна.
Такой порядок изменения Конституции можно оценить позитивно, если вспомнить, что в прежнюю Конституцию за недолгий срок ее действия было внесено свыше 500 различных поправок, нередко внутренне несогласованных и противоречащих друг другу. Теперь для принятия поправок к главам 3 – 8 действующей Конституции требуется согласие квалифицированного большинства депутатов палат Федерального Собрания и не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, чтобы не сказать практически невозможно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Что же касается поправок к главам 1 и 2 Конституции, т.е. к главам, закрепляющим основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, то их реализация еще более сложна. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается квалифицированным большинством специально для этой цели созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.
12 декабря 1993 года

Читать еще:  Какая сумма дохода не облагается налогом

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации
о поправках к Конституции Российской Федерации
от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
Комментарий к преамбуле
1. Российская Конституция имеет свою внутреннюю структуру и содержит три части: преамбула (введение), основная (разделы, главы, статьи), заключительные и переходные положения.
2. Конституцию открывает преамбула, т.е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции.
3. В преамбуле говорится о целях принятия Конституции РФ и основных принципах. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно в вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание. Как часть Конституции преамбула имеет и юридическое значение, которое состоит в том, что все положения Конституции должны соответствовать целям и принципам, указанным в преамбуле.
4. Преамбула констатирует прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом РФ, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего развития государства и общества.
5. В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Это утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.
6. Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции. Включение этих статей в текст Конституции позволяет утверждать, что в развитии прав и свобод человека и гражданина наша Конституция вышла на уровень стандартов, принятых в мировом сообществе.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Комментарий к главе 1
Конституция РФ состоит из 9 глав, и первая из них посвящена конституционному строю. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание главы 1 Конституции. Они имеют наивысшую юридическую силу. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последних главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.). Нормы-принципы, включенные в главу “Основы конституционного строя”, составляют определенную систему и раскрывают:
– основные характеристики Российского государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим);
– экономические и политические основы конституционного строя.
Статья 1
Комментарий к статье 1
1. Статья 1 устанавливает элементы формы Российского государства. Россия по форме правления является республикой, по государственному территориальному устройству – федерацией и имеет демократический политический режим.
2. Республика – это форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Республики подразделяются на парламентские и президентские в зависимости от роли, которую эти высшие органы власти играют в государстве. Россия относится к республиканским формам правления, носящим смешанный характер, т.е. сочетает черты парламентской и президентской республики.
3. Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, который вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей. Россия является федерацией, т.е. сложным государством, представляющим собой союз ряда государственных образований.
4. Россия провозглашается правовым государством – так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.
Статья 2
Комментарий к статье 2
1. На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. Россия признает нерушимость этих прав и свобод.
2. В статье 2 впервые провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. Признание прав и свобод человека в России означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод, но и предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.
3. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека. Обязанность государства – конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их – предусмотрена во всех главах Конституции.
Статья 3
Комментарий к статье 3
1. Признание народа носителем суверенитета и единственным источником власти в стране характеризует Россию как демократическое государство.
2.

Facebook

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.). В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства – протестантизм (англиканская церковь), в Израиле – иудаизм. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь. Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня – Ватикан.

Читать еще:  Может ли налоговая прийти без предупреждения

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

2. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом. Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь. В Российской Федерации как демократическом и светском государстве религиозное объединение не может подменить политическую партию, оно надпартийно и неполитично. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви. Принцип светского государства в понимании, сложившемся в странах с моноконфессиональным и мононациональным устройством общества и с развитыми традициями религиозной терпимости и плюрализма, позволяет допустить в некоторых странах политические партии, основанные на идеологии христианской демократии, поскольку понятие “христианский” в данном случае выходит за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре. В многонациональной и многоконфессиональной России такие понятия, как “православный”, “мусульманин”, “русский”, “башкирский” и т.д., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с системой ценностей российского народа в целом. Поэтому конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конституционно-историческим реалиям, сложившимся в России, не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Такой запрет соответствует аутентичному смыслу ст. 13 и 14 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 28 и 29 (см. комментарии к ст. 13, 14, 19, 28 и 29) и является конкретизацией содержащихся в них положений (см. Постановление КС РФ от 15.12.2004 N 18-П). Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений. Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является упомянутый Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции или его территориальным органом в порядке, установленном действующим законодательством. Перерегистрация религиозных организаций не может проводиться вопреки условиям, которые в силу п. 1 ст. 9 и п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях необходимы и достаточны для учреждения и регистрации религиозных организаций. Из этих норм следует, что для перерегистрации религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу данного Закона, а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, не требуется документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет; на такие религиозные организации не распространяется требование о ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока; они не могут быть ограничены в правоспособности на основании абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 (см. Постановление КС РФ от 23.11.1999 N 16-П). Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в России вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников. Религиозные организации вправе: производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительную деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством РФ; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан. В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей. Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Надо сказать, что отдельные положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях неоднократно служили предметом рассмотрения Конституционного Суда. Однако каждый раз Суд признавал их не противоречащими Конституции. (до не давних пор)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector