Социально ориентированная некоммерческая организация это ""

Социально ориентированная некоммерческая организация это

Социально ориентированные некоммерческие организации

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Виды деятельности социально ориентированных НКО

Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:

1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;

2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;

3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).

2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей такой поддержки со стороны государства.

Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:

– федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);

– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),

– местные администрации (муниципальные реестры),

В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 “О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами”. Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.

Поддержка СО НКО.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Имущественная поддержка СО НКО – путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Понятие социально ориентированная некоммерческая организация дано в 7 Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Формы социально ориентированных некоммерческих организаций:

Общественные и религиозные организации (объединения).

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Государственные, муниципальные учреждения.

Автономная некоммерческая организация.

Рассмотрим статью 31, пункт 1 «Виды деятельности», которые должны осуществлять организации, зарегистрированные в тех формах, которые перечислены выше:

Читать еще:  Ст 1174 ГК РФ с комментариями

социальная поддержка и защита граждан;

подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф;

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

охрана окружающей среды и защита животных;

охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

профилактика социально опасных форм поведения граждан;

благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

содействие повышению мобильности трудовых ресурсов.

Однако существуют определенные ограничения. Так, в статье 6 Закона о бухгалтерском учете перечислены организации, которые не могут составлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде:

НКО, у которых поступления в виде денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год превысили 3 млн рублей.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

Кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы).

Организации государственного сектора.

Политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения.

СРО (саморегулируемые организации).

НКО, выполняющие функции иностранного агента и другие.

В конце 2013 года Министерство финансов выпустило письмо 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность». Это письмо, разрешает до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета и для составления упрощенной бухгалтерской отчетности некоммерческим организациям, указанным в пункте 2 и 3 части 4 статьи 6, применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренных приложением №6 к Приказу 66н. Исходя из этого письма, государственные корпорации могут делать отчетность упрощенным способом. Несмотря на то что это письмо и дает право составлять отчетность в упрощенном виде по формам, предусмотренным для социально ориентированных некоммерческих организаций, делать это все же не рекомендуется, поскольку норма Федерального закона всегда выше.

Отдельно для религиозных организаций официально отменено письмо Министерства финансов от 16 мая 2003 года №ВГ-6-02/563@. В этом письме говорилось о том, что религиозные организации, у которых нет объекта обложения налогом на прибыль, имеют право не сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Теперь все религиозные организации также должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговый орган.

Письмо от 18 декабря 2013 года №03-02-07/2/55878 предназначается специально для религиозных организаций. В нем сказано, что если религиозная организация, помимо своего прямого назначения, еще ведет деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества, то эта религиозная организация может быть признана социально ориентированной, и она также может составлять отчетность по формам для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Социально ориентированные некоммерческие организации: что это, деятельность и ограничения

Социально ориентированные некоммерческие организации – это такие официальные образования, целью создания которых являлось осуществление какой-либо деятельности, непосредственно на решение проблем социального характера, а также на стимулирование развития гражданского общества нашей страны и на прочие аналогичного ряда изменения.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Формы социально-ориентированных некоммерческих организаций

Итак, существуют следующие виды организаций некоммерческого характера, ориентированные на решение общественных проблем.

  1. Объединения, носящие характер:
    • общественных;
    • религиозных.
  2. Общины, представленные народностями, проживающими на территории России, объединенными по признакам:
    • малочисленности;
    • коренного проживания на тех или иных территориях.
  3. Общества, организованные представителями российского казачества.
  4. Социальные фонды.
  5. Партнерства, созданные на некоммерческой основе.
  6. Учреждения частного типа.
  7. Организации, представляющие государство и муниципалитет.
  8. Учреждения, содержащиеся за счет бюджета страны.
  9. Автономные организации некоммерческого типа.
  10. Различные союзы и ассоциации.

Все вопросы относительно деятельности этих учреждений регулируются Федеральным законодательным актом

Регулирование деятельности всех вышеописанных инстанций отведено Федеральному закону № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Социально-ориентированные некоммерческие организации: деятельность

31-я статья обозначенного нами законодательного акта раскрывает перечень конкретных видов действий, которые полагается осуществлять организациям, работающим на основе вышеописанных организационных форм.

В рамках компетенций НКО лежит действительно обширная сфера деятельности

Таблица 1. Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Вид деятельности Описание
Социальные услуги гражданам Организации описанного типа обязаны оказывать россиянам все необходимые меры социальных:
  • защиты;
  • поддержки.

    Осуществляется данный процесс в том виде, который требует ситуация.

  • Подготовка к экстремальному режиму жизни Также перечисленные учреждения берут на себя ответственность за:
  • подготовку населения к экстренным событиям;
  • преодоление чрезвычайных ситуаций.

    К списку обозначенных событий относятся:

  • бедствия стихийного характера;
  • экологические катастрофы;
  • техногенные катастрофы;
  • прочего вида случаи.
  • Оказание помощи в разгар бедствий Представленные социальные образования обязуются также поддерживать граждан и оказывать им всевозможную помощь при условии, что те пострадали в ходе:
  • катастроф стихийного, техногенного или экологического характера;
  • конфликтов социального, национального или религиозного типа;
  • побега из государства проживания (беженцы и переселенцы).
  • Охрана среды и ее фауны В компетенциях перечисленных учреждений лежит также защита и охрана:
  • окружающей среды;
  • населяющих эту среду животных, птиц и т.д.
  • Охрана локаций, имеющих высокую значимость Также лежит в зоне ответственности искомых органов задача по охране, согласно установленным на законодательном уровне требованиям и содержание объектов (строения и т.п.) и территорий, которые имеют высокую значимость следующего характера:
  • исторического;
  • природоохранного;
  • культурного;
  • морального (захоронения);
  • культового.
  • Оказание безвозмездной юридической поддержки Еще одна компетенция представлена необходимостью оказывать бесплатно или за плату, установленную ниже общепринятого в регионе тарифа, юридическую протекцию россиянам и прочим организациям этого типа, а также вести просвещение жителей, распространяя сведения о том, как они могут самостоятельно защитить свои:
  • права;
  • свободы.
  • Профилактика социально-опасного поведения Ответственны структуры обозначенного типа и за введение профилактических мер, препятствующих проявлению гражданами страны социально-опасного с точки зрения закона поведения.
    Деятельность благотворительного характера Каждая инстанция должна совершать благотворительные пожертвования или помощь в иной форме, или хотя бы содействовать проявлению подобной щедрости в других, поощряя добровольчество.
    Деятельность, направленная на духовное и физическое здоровье граждан РФ Ответственность искомых структур также лежит в области:
  • образовательных мероприятий;
  • просвещения всех слоев населения;
  • стимуляции развития культуры и науки;
  • поощрения искусства;
  • работы, связанной со здравоохранением, а также профилактикой здоровья населения страны;
  • пропагандирования здорового образа жизни;
  • стимуляции улучшения морально-психологического состояния жителей нашей страны;
  • развития культуры и спорта в России;
  • прочих направлений аналогичной категории.
  • Перечень задач рассматриваемых структур действительно обширен, но все они входят примерно в одну и ту же категорию

    Ведомства, действующие в социальной сфере, помимо перечисленных в таблице задач, обязаны также:

    • проводить стимуляцию негативного отношения к коррупции среди слоев населения;
    • развивать сотрудничество с другими странами, попутно оказывая протекцию культурной, языковой и традиционной самобытности коренных народностей нашей страны;
    • воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, в том числе просвещать относительно военно-патриотических инициатив;
    • осуществлять поисковые мероприятия, в рамках которых случается обнаружение захоронений воинов, павших смертью храбрых во времена Великой Отечественной Войны, среди которых могут быть обнаружены также и пропавшие без вести люди;
    • принимать участие в профилактике пожароопасных ситуаций или же непосредственном тушении возникающих в ходе работ спасательного характера возгораний;
    • помогать в адаптации мигрантов, как с социальной, так и с культурной точки зрения;
    • производить реабилитационные мероприятия для граждан страны, долго употреблявших наркотические или психотропные вещества, которые больше не могут самостоятельно ориентироваться в обществе.

    Выдержка из ФЗ №7 Статьи 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти

    Ограничения для социальных организаций некоммерческого типа

    Многие из перечисленных организаций вынуждены сталкиваться с трудностями различного характера ввиду специфики производимой ими деятельности. Так, например, Закон «О бухгалтерском учете» определяет перечень структур, представляющих рассматриваемую категорию, не имеющих возможности предоставлять отчетность в упрощенном виде.

    1. Некоммерческие компании, доход которых в виде денег и прочего поступившего на баланс имущества за подотчетный период составил более 3 миллионов российских рублей.
    2. Адвокатские коллегии.
    3. Частные юридические практики, осуществляющие такую услугу, как консультирование.
    4. Палаты нотариальной категории.
    5. Кооперативы характера:
      1. как жилищного;
      2. так и жилищно-строительного.
    6. Кооперативы, имеющие кредитно-потребительский характер, в частности, сельскохозяйственные образования.
    7. Учреждения, представляющие государственный сектор.
    8. Корпорации, организованные государственными структурами.
    9. Компании, также работающие на государственной основе.
    10. Региональные представительства партий политического характера, сами эти образования и прочие их структурные подразделения.
    11. Организации, подлежащие саморегулированию.
    12. Некоммерческие учреждения, ответственные за выполнения функций иностранных агентов, и прочие компании.

    Закон содержит некоторые неточности, которые могут ввести вас в заблуждение относительно формы ведения отчетности, потому нужно учитывать нормативно-правовые акты и их содержание по старшинству

    Обратите внимание: одно из писем Министерства финансов нашей страны изначально разрешает государственным корпорациям вести бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме, что делает ее полностью законной. Тем не менее, налицо следующее противоречие: описанный нами выше законодательный акт ее ведение запрещает. Соответственно, поскольку норма Федерального закона всегда выше, делать этого не стоит, могут возникнуть неприятные последствия.

    Также недавно произведена отмена действия другого письма Министерства финансов, касающегося уже религиозных организаций. В нем говорилось, что при условии, когда обозначенные структуры не имеют облагаемого налогом объекта, то они имеют право не подавать бухгалтерскую отчетность в Федеральную налоговую службу. Теперь эта норма считается недействительной и все религиозные образования должны отчитываться перед компетентным надзорным органом.

    Церковь может стать НКО, если осуществляет дополнительные функции

    Также для церквей и других религиозных учреждений действует предложение — получить признание в качестве социально-ориентированных структур, если они осуществят дополнительную деятельность, направленную:

    • на решение возникающих в обществе проблем;
    • на гражданское развитие российского народа.

    При решении упомянутых выше вопросов религиозное учреждение обретет обозначенный статус и сможет подавать отчетность с использованием форм, предназначенных для эксплуатации в организациях социально-ориентированного и некоммерческого типа.

    Цель НКО — во всем помогать людям

    Заключение

    Рассматриваемые организации призваны поддерживать и защищать граждан страны, оказывая им всевозможную помощь. Можно сказать, что эти структуры — столп, на котором держится общество, продолжая развиваться и расти. Без них люди бы оставались беззащитными перед возникающими проблемами.

    Видео – Права НКО с Марией Каневской

    Что такое социально ориентированная НКО?

    Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, перечисленные в п.31.1 ФЗ №7.

    Давайте проверим, является ли Ваша организация социально ориентированной. Для этого надо ответить на 3 вопроса.

    1. Соответствует ли ее организационно-правовая форма одной из ниже перечисленных?

    • религиозная организация (объединение),
    • община коренных малочисленных народов России,
    • казачье общество,
    • некоммерческое партнерство,
    • учреждение,
    • автономная некоммерческая организация,
    • социальный, благотворительный и иной фонд,
    • ассоциация, союз
    • общественные организации (объединения): общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности
    • другая форма НКО, предусмотренная федеральными законами (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, политических партий).

    2. Указан ли в Уставе организации хотя бы один вид деятельности из ниже перечисленных:

    1. Социальная поддержка и защита граждан;
    2. Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
    3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
    4. Охрана окружающей среды и защита животных;
    5. Охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
    6. Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
    7. Профилактика социально опасных форм поведения граждан;
    8. Благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
    9. Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
    10. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
    11. Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

    3. Осуществляет ли фактически сегодня Ваша организация деятельность, являющуюся социально ориентированной?

    Если на все три вопроса Вы ответили положительно – Ваша организация фактически и в соответствии с законодательством Российской Федерации является социально ориентированной некоммерческой организацией (СО НКО) и может претендовать на получение поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления в приоритетном порядке.

    В Самарской области в соответствии с региональным законом № 127-ГД «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области», принятым в декабре 2012 года, любая такая организация, вне зависимости от продолжительности деятельности с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, может рассчитывать на информационную и консультационную поддержку. А вот поддержка финансовая, имущественная, в виде подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев предоставляется только тем организациям, которые осуществляют социально ориентированную деятельность на территории области не менее 3-х лет с момента государственной регистрации.

    Этот же закон устанавливает и дополнительные виды деятельности, которые признаются социально ориентированными на территории Самарской области в дополнение к перечисленным в федеральном законе:

    1. Защита семьи, материнства, детства и отцовства (в Самарской области)
    2. Развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми;
    3. Развитие институтов гражданского общества (в Самарской области)
    4. Укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии (в Самарской области)
    5. Содействие охране правопорядка (в Самарской области)
    6. Деятельность в области патриотического воспитания (в Самарской области)
    7. Обеспечение безопасности отдыха граждан на водных объектах (в Самарской области)
    8. Содействие социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в Самарской области).

    РЕЕСТР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    Действующее законодательство Российской Федерации и Самарской области не содержит определения «социально значимые НКО» и не предусматривает ведения списков таких организаций.

    Реестр социально ориентированных НКО ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие им поддержку. Только после того, как Ваша организация получила какую-либо поддержку на одном из этих уровней, в Реестр включаются следующие сведения:

    1. Полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);
    2. Идентификационный номер налогоплательщика;
    3. Форма и размер предоставленной поддержки;
    4. Срок оказания поддержки;
    5. Наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;
    6. Дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;
    7. Информация о видах деятельности, осуществляемых социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку;
    8. Информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

    Более подробно о видах государственной поддержки СО НКО в Самарской области можно прочитать в региональном законе:

    Момент приобретения правового статуса социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации

    Социально ориентированные некоммерческие организации — явление в российском законодательстве далеко не новое: данная категория юридических лиц появилась в позитивном праве в 2010 году[1]. Тем не менее сегодня, спустя 8 лет, правовое регулирование отношений с участием социально ориентированных НКО нельзя назвать всесторонне развитым и охватывающим все сферы и формы деятельности таких организаций.

    Например, остаётся неясным, с какого момента некоммерческая организация становится социально ориентированной. Вместе с тем, вопрос относительно момента возникновения у лица определённого правового статуса, по моему мнению, является существенным. Особенно, когда речь идёт о бюджетных ассигнованиях, выделяемых для определённой категории лиц. Если нет чёткой границы между лицами, как определить: кому можно оказывать государственную поддержку, а кому нет?

    В настоящем блоге я предприму попытку, анализируя законодательство, правоприменительную практику и умные книжки, ответить на этот вопрос.

    Согласно п. 2.1. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[2] социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

    При этом п. 2 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» гласит, что федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

    Федеральный закон «О некоммерческих организациях» чётко выделяет признаки социально ориентированных некоммерческих организаций, однако он не вносит ясность в ответ на наш вопрос, не устанавливая чётко момент приобретения некоммерческой организацией статуса социально ориентированной.

    Норма-дефиниция, содержащаяся в п. 2.1 ст. 2 Закона, указывает на признаки, при наличии которых некоммерческая организация признаётся социально ориентированной. III и VI главы закона также не содержат в себе нормы, регулирующие эти моменты. Поэтому представляется, что некоммерческая организация становится социально ориентированной с момента приобретения всех признаков социально ориентированной НКО.

    Главным, приобретаемым – по общему правилу – в последнюю очередь, признаком социально ориентированной некоммерческой организации является осуществление в соответствии с учредительными документами определённых видов деятельности. То есть моментом создания такой организации не является момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а для определения момента приобретения некоммерческой организацией статуса социально ориентированной организации необходимо разобраться: что является деятельностью юридического лица, в какой момент она начинает осуществляться и в какой – прекращается. Законодатель, безусловно, ответов на данные вопросы не даёт, предполагая, что категория «деятельность» понятна каждому и в отдельном легальном определении не нуждается. Тем не менее для получения полной картины исследуемого предмета ответы на эти вопросы необходимо дать.

    Буева Л.П. деятельностью называет «способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами»[3]. Как мы видим, профессор Л.П. Буева делает акцент на том, что это целенаправленное преобразование повседневной действительности. И, действительно, деятельность не может быть спонтанной, неосознанной. Это противоречило бы её сущности[4]. Так что и действия некоммерческой организации, чтобы соответствовать главному признаку — социальной ориентированности — должны быть направлены на сознательно поставленную цель. Иными словами, некоммерческая организация не может считаться социально ориентированной, если осуществляет определённые ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» виды деятельности неосознанно, опосредованно.

    Например, выдуманный Фонд «Антикоррупционер» в выдуманном нами мире с идентичной российской правовой системой выявляет коррупционную сеть в Алтайском крае: сотрудники отдела охраны Алтайского государственного заповедника закрывают глаза на охоту в заповеднике, потому что охотники регулярно платят им какую-то сумму денег. Фонд «Антикоррупционер» передаёт материалы расследования органам предварительного расследования, и те, в свою очередь, доводят совместно с прокуратурой дело до суда. Сотрудников отдела охраны и охотников привлекают к уголовной ответственности. Охота в заповеднике прекращается. Повлияло ли это благоприятно на окружающую среду? Очевидно. Защитили ли такие действия Фонда «Антикоррупционер» животных? Безусловно. Но подпадают ли действия Фонда в данном примере под подп. 4 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[5]? Вряд ли. Сотрудники Фонда не занимались непосредственно защитой окружающей среды, их основная цель — выявление и устранение всевозможных коррупционных сетей, и неважно, в какой сфере эти сети сформированы. То есть по норме, содержащейся в подп. 4 п. 1 ст. 31.1 Закона, Фонд «Антикоррупционер» не может быть наделён статусом социально ориентированной организации, потому что предусмотренной ст. 31.1 Закона деятельность он осуществлял не целенаправленно.

    Балашов Л.Е. в своей монографии представил диаграмму-структуру человеческой деятельности[6], в основе которой лежат три составляющих: цель, средство и результат, помимо субъекта и объекта деятельности. Такая модель лучше всего подойдёт для рассмотрения структуры деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями.

    Сразу отметим, почему мы будем рассматривать деятельность некоммерческих организаций через призму человеческой деятельности. Петражицкий Л.И. писал, что «действительным реальным субъектом права может быть только отдельный человек. Но позитивное право может для известных целей перевести правоспособность и на нечто такое, что не является реальным лицом. Такие… вымышленные для целей права субъекты, существующие только в качестве «отвлеченного понятия», а не в действительности. и суть юридические лица»[7]. Такая ситуация характерна и для нашего писаного права: согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом, а также – в некоторых случаях – через своих участников. Органы – в конечном итоге – формируются физическими лицами, так что представляется возможным отождествлять человеческую деятельность и деятельность юридических лиц, в данном случае – некоммерческих организаций.

    Возвращаясь к анализу философского понятия деятельности, необходимо указать следующее. Цель представлена в рамках человеческой деятельности в трёх ипостасях: целеполагание (установка целей), целенаправленность (следование цели), целесообразность (соответствие цели)[8] — так что она (цель) присутствует на протяжении всего процесса осуществления деятельности: начинается всё установкой цели и заканчивается – сравнением результата с целью. Следовательно, деятельность можно разделить на соответствующие этапы:

    1. установка цели и задач, которые будут способствовать достижению цели (планирование);
    2. действия, направленные на достижение цели и выполнение задач (работа, достижение результата);
    3. анализ результата и его сопоставление с целями (подведение итогов).

    Исходя из такой структуры деятельности можно сделать вывод, что началом осуществления социально ориентированной деятельности некоммерческой организацией будет являться установка целей, направленных на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. То есть это тот самый момент, начиная с которого некоммерческая организация становится социально ориентированной и может претендовать на поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, исходя из буквального толкования законодательства.

    Вместе с тем, органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку, согласно ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», но не обязаны, и, хотя момент, с которого НКО становится социально ориентированной должен быть установлен объективно, они (органы государственной власти и местного самоуправления) вряд ли согласятся с тем, что некоммерческая организация, которая только планирует заниматься социально ориентированной деятельностью, может рассчитывать на государственную поддержку от них. Иначе можно было бы создать Фонд помощи пострадавшим от цунами на территории г. Москвы и получать от государства или муниципалитетов государственную (муниципальную) поддержку.

    Если же началом деятельности будет считаться её окончание (анализ результата и его сопоставление с целями), то какой тогда вообще будет смысл от поддержки таких организаций?

    Иными словами, буквальное толкование в данном случае будет способствовать злоупотреблению правом и нерациональному использованию бюджетных средств.

    Наиболее целесообразным и максимально прагматичным представляется толковать п. 2.1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с телеологической точки зрения.

    Если мы обратимся к Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) и Посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009, то придём к выводу, что создание социально ориентированных некоммерческих организаций как института права — это решение, принятое государством для передачи роли исполнителя общественно-полезных услуг обществу. Естественно, чтобы достичь этой цели нужно вызвать у людей интерес к этой роли. Показать, что деятельность некоммерческой организации может не только приносить пользу обществу, но и доход тем, кто её осуществляет (вместе с тем, деятельность должна соответствовать принципу некоммерческой направленности).

    Ставя цель популяризовать социально ориентированные некоммерческие организации, естественно, нужно поощрять всяческими способами непосредственно их деятельность, следовательно, приобретение некоммерческой организацией статуса социально ориентированной неразрывно связано с предоставлением таким организациям преимуществ по сравнению с другими участниками гражданских правоотношений. Так что условию «осуществление предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» видов деятельности», очевидно, НКО будут соответствовать с момента, когда их деятельность станет видимой.

    Учитывая то, что сущность социально ориентированных некоммерческих организаций заключается в предоставлении таким организациям особой поддержки от публично-правовых образований, потому что такие организации помогают в решении социальных проблем, для признания некоммерческой организации социально ориентированной необходимо показать органам государственной власти, местного самоуправления и общественности, в целом, что организация действительно функционирует, и её деятельность направлена на достижение социально-значимых целей. В Волгограде, например, представители органов местного самоуправления запрашивают определённый перечень документов при взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями для подтверждения факта осуществления последними социально ориентированной деятельности[9].

    Только в этом случае некоммерческие организации могут претендовать на преимущества, предоставляемые социально ориентированным некоммерческим организациям. То есть НКО становится социально ориентированной, когда видны результаты её социально ориентированной деятельности. Стоит отметить, что мы не делаем акцент на субъективном определении должностными лицами соответствия НКО критериям, установленным п. 2.1. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ведь в случае нарушения права социально ориентированной некоммерческой организации на предоставление ей тех или иных преимуществ она может обжаловать действия органов государственной власти и местного самоуправления через суд[10], то есть статус социально ориентированной некоммерческая организация приобретает независимо от мнения представителей публично-правовых образований, но исходя из сущности таких организаций, следует, что приобретение статуса социально ориентированной некоммерческой организации тесно связано с диалогом НКО с представителями органов государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, некоммерческая организация приобретает статус социально ориентированной организации с момента, когда осуществляемая ею социально ориентированная деятельность становится заметной.

    Таким образом, с учётом особенностей сущности правового статуса социально ориентированной некоммерческой организации приобретение некоммерческой организации статуса социально ориентированной во многом зависит от осуществляемой ею деятельности и возможности подтвердить её (деятельности) социальную ориентированность, при этом целеполагание, действия, направленные на достижение результата такой деятельности должны быть направлены на социальную помощь гражданам или развитие гражданского общества.

    [1] См.: п. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций” // РГ, N 72, 07.04.2010

    [2] Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145

    [3] См.: Буева Л. Л. Человек: деятельность и общение — М.: 1978. С.63

    [4] См.: Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. С. 650

    [5] Охрана окружающей среды и защита животных.

    [6] См.: Философия: Учебник / Л.Е. Балашов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. С. 483

    [7] Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб., 1907, т. II, с 313

    [8] С.М.: Л.Е. Балашов. Указ. соч. С. 483

    [9] См.: Решение Центрального районного суда г. Волгограда по делу № 2а-4494/2016г. от 09.06.2016 г. // Режим доступа: Банк судебных решений «РосПравосудие»

    [10] Например, Определением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N ВАС-15453/12 от 03.12.2012 было засилено постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2012 по делу N А73-12249/2010, в котором суд указал, что коллегия адвокатов согласно её уставу и закону об адвокатской деятельности не является социально ориентированной некоммерческой организацией.

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×
    Adblock
    detector