Собственность общественных организаций это

Собственность общественных организаций это

Собственность общественных объединений

Среди некоммерческих организаций с правовым режимом их собственности выделяются общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды. В п. 4 ст. 213 ГК РФ установлено, что они являются собственниками приобретенного имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители, участники, члены этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Являясь собственниками принадлежащего им имущества, эти организации ограничены законом в его использовании. Во-первых, как уже было сказано выше, использование имущества осуществляется исключительно для достижений целей, указанных в учредительных документах. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений), фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между учредителями и участниками, а используется в целях, определенных учредительными документами. Поэтому если при регистрации устава общественной организации регистрирующим органом будет установлено, что данное требование закона не исполнено, то в государственной регистрации такой организации в качестве юридического лица должно быть отказано. Пункт 4 ст. 213 ГК РФ следует толковать расширительно, подводя под установленный им режим имущества общественных и религиозных объединений (организаций) и фонды, предусматриваемые федеральными законами (см., например, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ “О политических партиях” *(69)). В то же время организации, содержащие в своем названии “фонд”, могут быть и коммерческими организациями. Так, в Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах” *(70) регулируется деятельность паевого инвестиционного фонда, который вообще юридическим лицом не является, и акционерного инвестиционного фонда, который является коммерческой организацией. Избежать трудностей в разграничении правового режима имущества, предназначенного для коммерческой или общеполезных, благотворительных целей, можно было бы, если бы в ГК РФ была включена специальная норма об особой форме права собственности – собственности общественных объединений (организаций). Аргументация подобного законодательного решения нами приводилась в главе 1. Пожертвования, предусмотренные ст. 582 ГК РФ, являются важным источником формирования собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных общеполезных фондов.

В Законе об общественных объединениях есть специальная глава IV “Собственность общественного объединения. Управление имуществом общественного объединения”. В начале дается общее понятие собственности общественного объединения и перечисляются виды имущества, которые могут находиться в собственности (земельные участки, здания, строения, сооружения, жилой фонд, транспорт, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, иные ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого объединения). В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые или приобретаемые за счет средств данного объединения. Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления (ст. 30 Закона об общественных объединениях). Источниками формирования имущества общественного объединения могут быть добровольные взносы и пожертвования, поступления от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, гражданскоправовых сделок и иных не запрещенных законом поступлений. Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации. В общественных организациях, структурные подразделения которых действуют на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются организации в целом. Структурные же подразделения имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками (ст. 296 ГК РФ), т.е. они действуют как учреждения.

В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Сами же территориальные организации являются собственниками принадлежащего им имущества. Хотя Закон об общественных объединениях и употребляет словосочетание “союз (ассоциация)”, эти объединения территориальных организаций нельзя отождествлять с ассоциациями (союзами), создание и деятельность которых регулируется ст. 121-123 ГК РФ, поскольку такие объединения создаются на основе специального закона, а главное, по-иному строятся отношения между союзом (ассоциацией) территориальных организаций и входящими в них самостоятельными юридическими лицами. Союз (ассоциация) в этих случаях создается не на основе добровольно заключаемого договора, а в силу эффективного выполнения одних и тех же задач.

Права собственника имущества, поступающего в общественные движения, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, от имени общественных движений осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных движений.

Права собственника имущества, поступающего в общественные фонды, от их имени осуществляют постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных фондов.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества (ч. 2 ст. 35 Закона об общественных объединениях). Данная норма не противоречит положениям ст. 120 ГК РФ о том, что учреждения не являются собственниками имущества, поскольку согласно п. 3 этой статьи ГК РФ законом и иными правовыми актами могут быть установлены особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. В силу п. 5 ст. 1 и ст. 9 Закона о некоммерческих организациях общественное учреждение, в отличие от государственных и муниципальных, рассматривается в качестве некоммерческой организации.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и соответствующую этим целям, для чего могут создаваться хозяйственные общества и товарищества. Создаваемые ими хозяйственные организации не могут перераспределять доходы от предпринимательской деятельности между членами или участниками этих объединений. Доходы должны использоваться только для достижения уставных целей.

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” *(71) (далее – Закон о внесении изменений), затронувшим законы об общественных объединениях, о некоммерческих организациях и уточнившим абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ о ликвидации юридического лица, в ст. 29 Закона об общественных объединениях внесена норма об обязанности общественного объединения информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства средств и иного имущества, о целях их расходования или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ.

Орган, принимающий решение о государственной регистрации общественных объединений, вправе не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом Минюстом России. Федеральные органы государственного финансового контроля и другие федеральные органы исполнительной власти должны устанавливать соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям.

Вышеупомянутым Законом о внесении изменений добавлен ряд пунктов и в Закон о некоммерческих организациях. Так, Закон о некоммерческих организациях (согласно введенному в ст. 1 п. 2.1) определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Структурное подразделение (в силу п. 5, введенного Законом о внесении изменений в ст. 2 Закона о некоммерческих организациях) – отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в специальном порядке, предусмотренном ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях. Структурные подразделения – филиалы и представительства иностранных некоммерческих правительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном ст. 13.2 Закона о некоммерческих организациях. Иностранная некоммерческая неправительственная организация в течение трех месяцев со дня принятия решения о филиале или представительстве на территории Российской Федерации уведомляет об этом соответствующий орган. Правоспособность филиала или представительства возникает с момента внесения сведений о соответствующем структурном подразделении иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”

Глава IV. Собственность общесвенного объединения.Управление имуществом общественного объединения

Статья 30. Собственность общественного объединения

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.

В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности общественного объединения.

Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления.

Собственность общественного объединения охраняется законом.

Читать еще:  Ст 91 УПК комментарий

Статья 31. Источники формирования имущества общественного объединения

Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О политических партиях” и законодательством Российской Федерации о выборах.

Статья 32. Субъекты права собственности в общественных организациях

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.

В общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.

В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.

Статья 33. Субъекты права собственности в общественных движениях

От имени общественных движений права собственника имущества, поступающего в общественные движения, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных движений.

Статья 34. Субъекты права собственности в общественных фондах

От имени общественных фондов права собственника имущества, поступающего в общественные фонды, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных фондов.

Статья 35. Управление имуществом в общественных учреждениях

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления указанным имуществом.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества.

Общественные учреждения получают имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении указанного имущества общественные учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с их уставными целями.

Учредитель (учредители) – собственник (собственники) имущества, переданного общественным учреждениям, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

При переходе права собственности на имущество, закрепленное за общественными учреждениями, к другому лицу данные учреждения сохраняют право оперативного управления указанным имуществом. Общественные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете, без письменного разрешения собственника.

Если в соответствии с учредительными документами общественным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.

Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидированную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Статья 36. Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности

Субъектами права собственности в органах общественной самодеятельности являются сами органы общественной самодеятельности, за которыми после их государственной регистрации закрепляются права юридического лица. Органы общественной самодеятельности могут быть собственниками имущества, созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами.

Статья 37. Предпринимательская деятельность общественных объединений

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” и другими законодательными актами Российской Федерации.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Статья 38. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Собственность общественных организаций это

Как говорилось выше, собственником имущества – общественным объединением, может являться только юридическое лицо – общественное объединение. В этом пункте мы рассмотрим только правосубъектность организационно – правовых форм общественных объединений, прошедших государственную регистрацию.

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.

В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Источниками имущества общественных объединений являются: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, поступления от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, доходы от предпринимательской деятельности общественного объединения, гражданско-правовых сделок, внешнеэкономической деятельности общественного объединения и другие, не запрещенные законом поступления.

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.

Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.

Правосубъектность в разных организационно – правовых формах может несколько отличаться.

От имени общественных движений, общественных фондов права собственника имущества осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных движений. Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления.

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления указанным имуществом. Общественные учреждения, владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества.

Субъектами права собственности в органах общественной самодеятельности являются сами органы общественной самодеятельности. Органы общественной самодеятельности могут быть собственниками имущества, созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами.

Читать еще:  Нужна ли печать на декларации ИП

Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или смету.

В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной Федеральным законом “О политических партиях” и уставом политической партии.

В отличии от других организационно – правовых форм региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом.

Сфера деятельности общественных объединений

Согласно ФЗ “Об общественных объединениях” в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Выше названы общественные объединения, сфера деятельности которых ограничена территорией Российской Федерации. Однако, в нашей стране разрешены также создание и деятельность международных общественных объединений.

Согласно ФЗ “Об общественных объединениях” российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями.

Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

Под международным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется филиалами и представительствами в иностранных государствах.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что сфера деятельности общественных объединений может охватывать не только государство, но и весь мир. Это говорит о их значимости и нужности.

Гражданское право

Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова.—М.: Издательство БЕК, 1994. — 384 с.
§6. Право собственности общественных организаций
Понятие и основания возникновения права собственности обще-:

ственных организаций. Как одна из разновидностей права собственности юридических лиц* (ст. 52 Основ гражданского законодательства), право собственности общественных организаций закрепляет и охраняет принадлежность определенных материальных благ добровольным объединениям граждан, составляющих такие организации. Совокупность соответствующих правовых норм и составляет институт права собственности общественных организаций.

В субъективном же смысле данное право представляет собой закрепленную законом возможность общественной организации (добровольного объединения граждан) по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом, необходимым для осуществления уставных задач.

Право собственности общественных организаций возникает прежде всего в силу таких юридических фактов, как получение средств от вступительных и членских взносов; добровольных пожертвований российских и иностранных граждан, юридических лиц и государств; получения доходов от хозяйственной деятельности предприятий, принадлежащих общественным организациям; доходов от культурно-просветительных, спортивных и других платных мероприятий и т. д., а также по иным общегражданским основаниям. Ввиду большого разнообразия общественных организаций, особенностей их строения и целей деятельности в отношении каждого их вида не всегда могут использоваться любые основания возникновения права собственности. Например, одним из оснований возникновения права собственности политических партий и профессиональных союзов, имеющих только фиксированное индивидуальное членство, являются вступительные и членские взносы. В отличие от этого массовые общественные движения, не имеющие фиксированного членства, не могут использовать их в качестве источника образования права собственности.

Для некоторых общественных организаций закон прямо ограничивает основания возникновения права собственности. Так, согласно ст. 18 Закона об общественных объединениях, политические партии и массовые

* Закон о собственности в РСФСР выделяет право собственности общественных объединений (организаций) в самостоятельную разновидность права собственности (п.

общественные движения, преследующие политические цели, не вправе получать финансовую или иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан.

Вместе с тем в отдельных случаях предусматриваются обязательные основания возникновения права собственности некоторых общественных организаций (например, при создании благотворительных и иных фондов в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о собственности в РСФСР требуется передача имущества их учредителями в собственность фондов, поскольку последние не должны создаваться исключительно за счет пожертвований сторонних лиц).

Субъекты права собственности общественных организаций. По своей структуре общественные организации могут быть простыми и сложными. Простые или однозвенные общественные организации признаются юридическими лицами и являются полноправными участниками гражданского оборота, в том числе субъектами права собственности на принадлежащее им имущество.

Сложные или многозвенные общественные организации существуют как в виде строго централизованных структур, так и в виде структур с четко разграниченными функциями и правами. В качестве примера общественной организации с разграниченными функциями и правами можно привести созданную в 1989 году Федерацию обществ потребителей, объединяющую на добровольных началах региональные и республиканские общества и союзы потребителей. Каждое звено этой системы (в том числе и сама Федерация) становится юридическим лицом и обладает обособленным имуществом на праве собственности.

Что же касается многозвенных общественных организаций, существующих в виде строго централизованных структур (например, профсоюзы, партии и ряд других массовых общественных организаций), то здесь субъектом права собственности признается соответствующая общественная организация в целом*.

Следовательно, соответствующие звенья таких общественных организаций, признанные юридическими лицами, не относятся к субъектам права собственности. За ними необходимое имущество закрепляется не на праве собственности, а на основе иных вещных прав (полного хозяйственного ведения, оперативного управления и т.д.). Так, Русская Православная Церковь – собственник принадлежащего ей имущества как единое целое, а религиозные организации, имеющие права юридического лица, обладают имуществом на основе иных вещных прав.

Аналогично обстоит дело и с имуществом благотворительных и иных общественных фондов, являющихся юридическими лицами. Они рассматриваются в качестве единых собственников своего имущества, а созданные ими отделения, предприятия и организации с правами юридических лиц становятся субъектами ограниченных вещных прав на имущество

• К сожалению, в большинстве уставов общественных организаций не содержится прямых указаний по этому поводу, хотя из их анализа можно сделать бесспорный вывод о том, что именно общественная организация в целом считается субъектом права собственности. Лишь в некоторых уставах имеется прямое указание на это (п. 47 Устава Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов; п. 75 Устава Всероссийского общества глухих (Уставы добровольных обществ. Сборник нормативных актов. Ч. 1. М., 1986. С. 45; Ч. 2. М., 1986. С. 57).

фондов. Следует отметить, что имущественное положение религиозных организаций и фондов принципиально не отличается от соответствующего статуса общественных организаций.

Неоднократно предпринимались законодательные попытки объявить собственниками некоторые государственные учебные, научные и тому подобные учреждения, например Московский университет им. М.В. Ломоносова или Академию наук, сохранив, однако, их бюджетное финансирование. Некоммерческая организация (учреждение), превращенная в собственника, регулярно финансируемого государством,- весьма своеобразная правовая конструкция. Ведь такая организация заведомо не в состоянии покрывать все свои расходы из собственных доходов, т.е. функционировать как обычный собственник. Поэтому речь должна была бы идти о создании соответствующих фондов как особых юридических лиц, аккумулирующих бюджетные средства и все иные источники доходов этих некоммерческих организаций (добровольные пожертвования, доходы от разрешенной хозяйственной деятельности и др.). Такие фонды и следует рассматривать как собственников соответствующего имущества.

Объекты права собственности общественных организаций. В соответствии с действующим законодательством объектами права собственности общественных организаций являются здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами (положениями). В собственности общественных организаций могут находиться и предприятия, создаваемые в соответствии с целями, указанными в их уставах (положениях) , за счет средств этих организаций.

Законодательством об общественных объединениях предусмотрена возможность установления видов имущества, не могущего находиться в собственности общественных организаций*. Этим вновь подчеркнут целевой характер как самого права собственности общественных организаций, так и его объектов.

К объектам права собственности религиозных организаций закон относит здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Право собственности религиозных организаций возникает на имущество, приобретенное и созданное ими за счет собственных средств, пожертвований граждан и организаций или переданное государством, а также полученное по иным основаниям, предусмотренным законом.

Имущество общественных организаций в зависимости от его назначения подразделяется на фонды, состав, количество, источники образования и направления использования которых определяются уставами этих

* Так, в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. “О банках и банковской деятельности в РСФСР” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 357) учредителями и участниками (акционерами) коммерческих банков не могут быть политические организации и специализированные общественные фонды, в том числе благотворительные, поскольку это не соответствует целям их деятельности. Следовательно, они не могут быть ни собственниками таких банков, ни владельцами их акций.

организаций. В их уставах обычно выделяются основные фонды производственного и непроизводственного назначения, оборотные и специальные фонды. Имущество и средства общественных организаций являются неделимым фондом и не подлежат разделу между членами этих организаций, в том числе при их выбытии из общественной организации или при прекращении ее деятельности в случае ликвидации.

Крупные общественные организации, как правило, имеют развитую сеть производственных и иных предприятий, имущество которых принадлежит данным организациям на праве собственности.

Осуществление права собственности общественных организаций. Осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения общественными организациями своим имуществом определяется целями их деятельности, установленными уставами этих организаций.

Так, ст. 28 Закона о свободе вероисповеданий допускает создание религиозными организациями различного рода издательских, полиграфических, реставрационно-строительных и других производственных предприятий и благотворительных учреждений, обладающих правами юридических лиц. Кроме того, религиозные организации вправе производить и распространять предметы культа, религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания. При этом данные организации пользуются исключительным правом создания предприятий по производству богослужебной литературы и предметов религиозного назначения.

Создаваемые или приобретаемыеобщественными организациями предприятия наделяются ими правом паяного хозяйственного ведения, а учреждения – правом оперативного управления на переданное имущество (ст. ст. 17-19 Закона о собственности в РСФСР).

Предприятия общественных организаций могут передаваться в аренду их коллективам этими организациями как собственниками (ст. 24 Основ законодательства об аренде).

В целях установления общественного контроля за соблюдением границ уставной деятельности в имущественном обороте закон обязывает некоторые общественные организации вести свои дела публично. Так, политические партии ежегодно публикуют для всеобщего сведения свои бюд-жеты (ст. 18 Закона об общественных объединениях), а благотворительные и иные общественные фонды — отчеты об использовании имущества, находящегося в их собственности (п. 1 ст. 18 Закона о собственности в РСФСР).

По общему правилу, общественные организации отвечают по долгам всем (любым) имуществом, принадлежащим им на праве собственности (ст. 15 Основ гражданского законодательства), в том числе и относящимся к основным фондам. Однако для отдельных видов такого имущества законодательство устанавливает привилегированный статус. Например, на имущество культового назначения, принадлежащее религиозным организациям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Имущество, остающееся при ликвидации общественных организаций после удовлетворения претензий кредиторов, направляется на цели, предусмотренные в их уставах (положениях.) (п. 3 ст. 17 Закона о собственности в РСФСР). П,.и прекращении деятельности религиозной организации распоряжение находящимся в ее собственности имуществом осуще-

Собственность общественных объединений

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе [3].

В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности общественного объединения.

Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления. Собственность общественного объединения охраняется законом.

Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других, не запрещенных законом поступлений [5].

Политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации [7].

В общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.

В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.

От имени общественных движений права собственника имущества, поступающего в общественные движения, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных движений [1].

От имени общественных фондов права собственника имущества, поступающего в общественные фонды, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных фондов.

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления указанным имуществом.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества.

Общественные учреждения получают имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении указанного имущества общественные учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с их уставными целями [3].

Учредитель (учредители) – собственник (собственники) имущества, переданного общественным учреждениям, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

При переходе права собственности на имущество, закрепленное за общественными учреждениями, к другому лицу данные учреждения сохраняют право оперативного управления указанным имуществом. Общественные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете, без письменного разрешения собственника [3].

Если в соответствии с учредительными документами общественным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.

Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидированную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Субъектами права собственности в органах общественной самодеятельности являются сами органы общественной самодеятельности, за которыми после их государственной регистрации закрепляются права юридического лица. Органы общественной самодеятельности могут быть собственниками имущества, созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” и другими законодательными актами Российской Федерации.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации [2].

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах [2].

Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector