Сколько учредителей должно быть в некоммерческой организации

Сколько учредителей должно быть в некоммерческой организации

Права и обязанности учредителей некоммерческой организации

Деятельность учредителей НКО регулируется ФЗ «Об НКО» №7 от 12 января 1996 года в редакции от 2018 года.

Права и обязанности учредителей

Учредители некоммерческих организаций наделены следующими правами:

  • Установление целей и условий работы НКО.
  • Утверждение Устава организации и его редакций.
  • Назначение руководителя и его отстранение от должности.
  • Контроль над деятельностью НКО.
  • Приостановка работы субъекта.
  • Создание, реорганизация и ликвидация НКО.
  • Самостоятельная творческая, управленческая и хозяйственная деятельность в рамках закона.
  • Формирование филиалов и представительств.
  • Вхождение в различные союзы и ассоциации.
  • Законное ведение международной деятельности.

У учредителей есть обязанности:

  • Внесение имущества и денежных средств.
  • Забота о юридической и правовой защите.
  • Информационная поддержка.
  • Составление методических указаний.
  • Обеспечение условий для обучения сотрудников.
  • Ведение деятельности, прописанной в учредительной документации.
  • Действия по обеспечению первоначального состояния имущества.
  • Обеспечение эффективной эксплуатации имеющейся собственности.
  • Предоставление сотрудникам социального и медицинского страхования.
  • Предоставление работником МРОТ, а также социальных гарантий.
  • Гарантирование безопасности сотрудников.
  • Выплата компенсаций в том случае, если работнику был причинен ущерб.
  • Ведение отчетности, бухучета и статистического учета.

В ФЗ «Об НКО» указано, что некоммерческий субъект может быть создан как ЮЛ, так и ФЛ. Права и обязанности учредителей остаются актуальными до государственной регистрации НКО. Практически все полномочия касаются момента создания организации. После регистрации учредители наделяются правами в качестве уже членов объединения. Именно на правах участников они ведут деятельность НКО. Информация об учредителях фиксируется в ЕГРЮЛ.

Рассмотрим основные права и обязанности учредителей, оговоренные статьей 8 ФЗ «Об НКО». В статье 1239 ГК РФ также указано, что полномочия и обязанности могут устанавливаться уставом организации. Рассмотрим их:

  • Реализация прав и обязанностей, оговоренных в уставе НКО.
  • Безвозмездное использование услуг организации.
  • Выход из НКО в любое время по своему усмотрению.
  • Своевременное внесение членских взносов.
  • Если на то есть решение суда, внесение в организацию дополнительного имущества.
  • Получение при выходе из НКО части имущества, если иное не оговорено законом.

ВАЖНО! Фактически права и обязанности учредителя прекращаются после создания НКО. Однако в этот же момент полномочия возникают у тех же лиц, но уже на правах членов организации.

Кто может стать учредителем НКО

Учредителем может стать только дееспособное и совершеннолетнее лицо. Им может являться и резидент, и нерезидент, и ФЛ, и ЮЛ. Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание НКО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:

  • Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
  • Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
  • Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
  • Лицо, действия которого признаны экстремистскими.

Во всех других случаях ФЛ или ЮЛ могут стать учредителями.

Вступление в состав учредителей НКО

Для того чтобы вступить в состав учредителей и участников, нужно действовать по этой схеме:

  1. Составляется протокол, подтверждающий согласие участников на появление нового учредителя.
  2. Исполнительным органом НКО заполняется заявление в соответствии с формой Р14001.
  3. Заявление и протокол направляется в Управлении Минюста.

Вступление в НКО не предполагает уплаты пошлины. Рассмотрим основные особенности этой процедуры:

  • Если в НКО входят только учредители, протокол о согласии может быть заменен на решение высшего органа управления организацией.
  • Вступление в НКО регламентируется частью 4 статьи 15 ФЗ №7 от 12 января 1996 года. Однако в этом законе не дано точного указания на то, что для вступления нужно согласие всех участников. Пояснение дано только в абзаце 2 пункте 6 статьи 123.24 ГК РФ. Если это автономная НКО, нужно единогласное одобрение всех учредителей. Касательно других организаций порядок составления протокола о согласии следует оговорить в уставе.
  • Все бумаги, сопровождающие вступление в НКО, нужно направить в территориальное управление Минюста. Соответствующее указание дано в Приказе Минюста №455 от 30 декабря 2011 года.

Если в организации состоит один учредитель, он должен передать свои полномочия другому участнику.

Смена учредителей НКО

Менять состав учредителей было позволено НКО совсем недавно. Рассмотрим порядок смены на примере АНО:

  1. Лицо подает заявление в НКО о вхождении в состав учредителей.
  2. В Министерство юстиции подается заявление по форме Р13001, устав АНО, решение учредителя, бумага об уплате пошлины.

Если в каком-либо документе содержится более одной страницы, нужно прошить его.

Выход из состава учредителей организации

Выход из НКО выполняется в соответствии с этой схемой:

  1. Заполнение заявления по форме Р14001.
  2. Подача заполненной заявки в Управление ФНС.
  3. В день подачи заявления в Управление нужно отправить уведомление о выходе в саму НКО. Документ этот оформляется в свободной форме.

То есть для выхода из организации нужно составить два документа: заявление и уведомление. Рассмотрим основные особенности выхода из НКО:

  • Заявление нужно подавать не в Управление Минюста, а именно в налоговую структуру. Соответствующее правило оговорено в части 2.2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ». Разъяснения по вопросу есть в Письме Минюста №11/32870 от 24 марта 2016 года.
  • Выход производится на добровольной основе. Получать согласие от прочих учредителей не нужно.
  • Права и обязанности лица упраздняются с момента внесения сведений о выходе в ЕГРЮЛ.

Процедура выхода учредителя из организации достаточно проста. Она не предполагает составления множества документов.

Ответственность учредителя НКО

В статье 123 ГК РФ указано, что учредители не несут ответственности по обязательствам ЮЛ. Действие этой статьи распространяется на некоммерческие организации. Отсутствие ответственности учредителей НКО часто критикуется. Отсутствие обязательств у создателей ЮЛ связано с тем, что коммерческие фирмы стимулируют экономику страны. Однако НКО создается с благотворительными и социальными целями, а потому безответственность участников обоснованной не является.

Нужно сказать, что рассматриваемые положения имеют ограничения. В частности, ответственность несут учредители двух видов НКО. Это учреждения и союзы. К примеру, создатели потребительского кооператива на основании статьи 123.3 ГК РФ несут субсидиарную ответственность по долгам организации в пределах размера своего взноса.

Также ответственность будут нести создатели казенных и частных учреждений. Однако они должны отвечать по долгам только в том случае, если наличие ответственности доказано в исковом порядке. Соответствующую позицию заняла Судебная коллегия по экономическим спорам от 22 апреля 2015 года.

К СВЕДЕНИЮ! На основании судебных решений можно сказать, что учредители достаточно часто привлекаются к ответственности.

Ответственность учредителей при ликвидации организации

При этих типах НКО учредители не будут нести никакой ответственности при ликвидации:

  • Общественные и религиозные.
  • Фонды.
  • Партнерства.
  • Автономные НКО.
  • Товарищество собственников недвижимости.

Ответственность будут нести учредители частных учреждений, ассоциаций, потребительских кооперативов.

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

Ст. 15 Закон об НКО в последней действующей редакции от 13 декабря 2019 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

1. Учредителями некоммерческой организации в зависимости от её организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

1.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

1.2. Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

  • 1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • 2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”);
  • 3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности” (далее – Федеральный закон “О противодействии экстремистской деятельности”);
  • 4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • 5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов;
  • 6) организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьёй 7.4 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, до отмены такого решения.
Читать еще:  Как передать основные средства другой организации

1.2-1. Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О противодействии экстремистской деятельности” либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ “О противодействии терроризму”, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

2. Учредителем бюджетного или казённого учреждения является:

  • 1) Российская Федерация – в отношении федерального бюджетного или казённого учреждения;
  • 2) субъект Российской Федерации – в отношении бюджетного или казённого учреждения субъекта Российской Федерации;
  • 3) муниципальное образование – в отношении муниципального бюджетного или казённого учреждения.

3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.

Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.

4. Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.

Сколько учредителей должно быть в некоммерческой организации

Более 20 лет наша компания занимается регистрацией некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На этой странице обобщен опыт наших специалистов, работающий в данной сфере, и даны ответы типичные вопросы, задаваемые клиентами, желающими создать НКО.

Хотим зарегистрировать НКО — с чего начать?

Разумеется, с выбора организационно-правовой формы будущей организации! Для того, чтобы сделать этот выбор, не углубляясь в юридические тонкости, учредителям ООО в большинстве случаев достаточно ответить на вопрос: хотят они, чтобы в некоммерческой организации было членство, или же возможность вступления в организацию новых членов и выхода старых им не требуется.
НКО, в которых предусмотрено членство, относятся к корпоративным некоммерческим организациям, а те, в которых членство не предусмотрено — к унитарным.
При этом нужно учитывать, что члены организации имеют право участвовать в общих собраниях и обладают правом голоса на них — т.е. участвуют в управлении НКО.

Чаше всего учредители НКО хотят руководить организацией сами, “без посторонних” — для такого случая идеально подходит АНО (автоновная некоммерческая организация).
Второй по популярности формой НКО, не имеющей членства, является частное учреждение.

Если же предполагается, что у создаваемой организации будут члены, рекомендуем регистрировать ассоциацию (союз) или общественную организацию (последнюю зарегистрировать сложнее).

Куда обращаться для регистрации некоммерческой организации?

Регистрировать НКО уполномочены Министерство юстиции Российской Федерации и его Управления в субъектах РФ. В СПб регистрирующим органом является Главное управление Минюста по Санкт-Петербургу, в Ленобласти — Управление Минюста по Ленинградской области.

Какие документы нужны для регистрации НКО?

Необходим следующий комплект документов:

  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма Р11001, 2 экземпляра);
  • Протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя (2 экземпляра);
  • Устав некоммерческой организации (3 экземпляра);
  • Документ об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица (4000 рублей);
  • Документ(-ы), подтверждающий будущее местонахождение (юридический адрес) постоянно действующего органа некоммерческой организации;
    Подробнее о юридическом адресе читайте ниже.
  • При использовании в наименовании НКО имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие право на их использование;
  • При наличии среди учредителей НКО иностранных юридических лиц — выписки из торгового реестра соответствующих стран или их аналоги, легализованные апостилем, либо имеющие отметку о легализации в консульстве РФ за рубежом, с нотариально удостоверенным переводом на русский язык, выполненным в России;
  • Заявление о включении НКО в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (только если создаваемая организация будет им являться).
Пожалуйста, учитывайте, что подготовка документов для регистрации НКО, и сам процесс ее регистрации в Минюсте значительно сложнее, чем регистрация “обычного ООО”.
Непрофессиональный подход почти наверняка приведет к отказу в регистрации (с потерей уже уплаченной государственной пошлины).
Бесплатно проконсультироваться по вопросам о создании некоммерческой организации, а также заказать услуги по регистрации, Вы можете у нашей компании.
Подробности — на этой странице.

Кто может быть учредителем НКО?

Учредителями некоммерческой организации могут быть российские и иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица.
По практике, регистрация НКО с иностранными учредителями проходит сложнее, нежели без них.

Может ли НКО иметь только одного учредителя?

Может, но не любой организационно-правовой формы.
Из перечисленных выше форм НКО единственный учредитель может быть у АНО (автономной некоммерческой организации) и у частного учреждения. У ассоциации (союза) и у общественной организации должно быть несколько учредителей.
Сведения о количестве учредителей других, менее популярных форм НКО, Вы можете узнать из закона “О некоммерческих организациях” и из части 1 Гражданского кодекса РФ.

Хотелось бы зарегистрировать фонд. Какие подводные камни?

Фонд — это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
В настоящее время примерная позиция регистрирующего органа в отношении фондов такова: фонд может создаваться только для аккумулирования средств с целью последующего финансирования какие-либо общественно-полезных программ.
Структура органов управления фондом достаточно громоздка: в нее входят высший коллегиальный орган фонда, избирающий единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и имеющий право назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление). Также в обязательном порядке в фонде создается Попечительский совет.
Фонд обязан ежегодно проводить аудит в специализированной аудиторской компании и публиковать в СМИ отчеты об использовании своего имущества.
Существенный минус фонда — невозможность его добровольной ликвидации по решению учредителей. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц.
В случае создания благотворительного фонда наряду с общими положениями законодательства фонд также должен руководствоваться законом “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”.

Почему АНО — наиболее популярная форма некоммерческой организации?

Цитируем Гражданский кодекс: “Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).”
Поскольку многие НКО создаются именно для оказания общественно-полезных, социально значимых услуг, данная форма некоммерческой организации лучше всего подходит для решения этой задачи. Немаловажно, что АНО может иметь очень простую структуру органов управления: единственного учредителя, который вправе также быть ее единоличным исполнительным органом (директором).

Имеет ли значение “прописка” учредителей или директора (граждан РФ) при регистрации НКО?

Регистрация НКО осуществляется по месту нахождения его будущего органа управления (по юридическому адресу), “прописка” учредителей и директора при этом значения не имеет.

Какие требования предъявляются к юридическому адресу НКО?

Юридическим адресом НКО может быть жилое или нежилое помещение, находящееся на территории субъекта РФ, в котором будет осуществляться регистрация организации.

Как создать благотворительный фонд

Мы открываем новую рубрику «Право общественных объединений», в ней будем освещать вопросы создания и деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций. При этом планируется затрагивать не только чисто юридические моменты, но и практическую сторону деятельности НКО с точки зрения экспертов, постоянно задействованных в некоммерческих проектах.

Читать еще:  Какие налоги и взносы платит ИП

Начнем мы с ответа на вопрос, поступившего в нашу редакцию: «как школе создать благотворительный фонд, на который поступают средства родителей учеников, а затем они расходуются на нужды школы?»

Создание некоммерческой организации (НКО) – дело непростое. Мало кому удавалось с первого раза и без устранения замечаний зарегистрировать НКО. Дело в том, что при создании коммерческой организации, например, общества с ограниченной ответственностью, налоговый орган не проверяет учредительные документы на соответствие закону, а в случае с регистрации НКО, к которым относится фонд, регистрирующий орган проводит серьезную экспертизу всех представленных документов, в особенности устава. В данной статье мы расскажем вам как создать фонд и самое главное как составить документы на регистрацию с наибольшей вероятностью их принятия регистрирующим органом.

Кто регистрирует некоммерческие организации?

Большинство некоммерческих организаций, в том числе фонды, регистрирует территориальный орган Министерства юстиции РФ (по субъекту Федерации).

Сколько требуется учредителей для регистрации?

По закону для регистрации фонда достаточно одного человека. Понятно, что чем меньше учредителей, тем меньше больше мороки с заполнением форм документов, проведением учредительных собраний и т.д. Сам статус учредителя ни на что не влияет, статус учредителя в фонде утрачивает какое-либо правовое значение сразу после регистрации (в отличие от учреждения). Однако с точки зрения организационной для будущей деятельности фонда очень важно, чтобы фонд создавал не один человек, а несколько. Причем, лучше всего, чтобы это были статусные люди, не из администрации школы (не директор школы, не завуч), а кто-то из родителей, занимающий высокий пост (директор крупного предприятия, известный художник, депутат и т.д.). Конечно, существуют случаи учреждения фондом одним человеком, например, Фонд Алены Поповой (был создан матерью больной девочки для сбора средств на ее лечение), но в случае инициативы создания фондом от организации (в нашем случае школой), а не частного лица, лучше, конечно, собрать несколько человек (например, пять, а затем количество может увеличится, но уже в составе органов управления).

Какие документы необходимо предоставить?

Согласно ст. 13.1. ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») для регистрации фонда потребуются документы:

1) Заявление по форме РН0001 (утв. Постановлением Правительства от 15.04.2006 № 212). Заявление подписывается заявителем, это может быть будущий руководитель фонда или один из его учредителей. Заявление распечатайте с распиской. Лучше сделать два экземпляра. Один из них заверить у нотариуса, другой просто подписать. К нотариусу заявитель должен явиться лично к нотариусу. Заявителем может выступать один из учредителей или будущий руководитель фонда;

2) Устав в трех экземплярах;

3) Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) Сведения об учредителях в двух экземплярах (составляется в свободной форме, в данном документе указываются ФИО, паспортные данные, место регистрации, контактные данные учредителей, желательно подписать всеми учредителями);

5) Квитанция об уплате государственной пошлины (также желательно сделать ее копию);

6) Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (также документ, составляемый в свободной форме, в нем необходимо указать адрес, по которому можно связаться с руководителем фонда, скорее всего, он будет совпадать с юридическим адресом). Важно заметить, что зарегистрировать благотворительную организацию можно по адресу места жительства гражданина (учредителя, председателя), об этом прямо сказано в ст. 9 ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – ФЗ «О благотворительной деятельности»);

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица.

Как написать устав, чтобы его принял Минюст?

А вот это самое сложное в регистрации НКО. Минюст проверяет устав на соответствие закону, следовательно, даже взятые из закона, но перефразированные его положения, этот орган может заставить переделывать. Но больше всего придирок бывает к целям и видам деятельности, регистрационный орган очень любит решать что может делать организация, а что нет.

Не рекомендуем брать непроверенные формы из Интернета или других источников. Лучше попробовать написать устав самим (или хотя бы проверить взятую форму с учетом данных рекомендаций).

Итак, что должно быть в уставе:

1. Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму. Указывается полное и сокращенное наименование. Организационно-правовая форма в данном случае – благотворительный фонд.

2. Место нахождения некоммерческой организации. Указывается юридический адрес.

3. Сведения о филиалах и представительствах (если таковые планируется учреждать при регистрации).

4. Предмет и цели деятельности. Обычно сначала указываются цели деятельности (2-3 цели общего характера, больше не нужно, чтобы было поменьше к чему придраться), затем указываются виды деятельности, которыми организация вправе заниматься для достижения целей. Поскольку мы создаем благотворительный фонд, то как раз в этом разделе должно быть указание на это в целях и видах деятельности (согласно ФЗ «О благотворительной деятельности»). Лучше выбрать как можно больше различных видов деятельности, которыми в дальнейшем будет заниматься организация (и на безвозмездной основе, и платно), т.к. иначе потом придется вносить изменения в устав, если чего-то будет не хватать. Фразу «и иные виды деятельности, не противоречащие закону» Минюст пропускает в устав очень редко.

5. Порядок управления деятельностью. В ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» указано, что порядок управления фондом определяется его уставом. Но в законе все же есть одно обязательное требование к составу органов фонда. У фонда обязательно должен быть попечительский совет. Он является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Обязательно нужно указать порядок формирования попечительского совета (в законе ничего на этот счет не указано, поэтому тут можно избрать наиболее удобный порядок, например, формирование попечительского совета высшим органом по представлению председателя). Полномочия попечительского совета указаны в п. 3 ст. 7: осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства

На практике как правило формируются следующие органы управления:

1. Высший орган управления – правление фонда с председателем правления (орган оперативного управления),

2. Исполнительный орган (например, исполнительный директор или президент фонда),

3. Попечительский совет (надзорный орган, формируется правлением).

4. Ревизор (ревизионная комиссия)

Полномочия высшего органа указанны в п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»:

– изменение устава некоммерческой организации;

– определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

– образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

– утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

– утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

– создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

– участие в других организациях;

В этой же статье можно взять и порядок принятия решений.

Также в ст. 10 ФЗ «О благотворительной деятельности» содержаться дополнительные полномочия:

– утверждение благотворительных программ;

– утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным, назначается правлением. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. Для удобства обычно используют модель с единоличным органом, но может быть и коллегиальный – исполнительная дирекция. В уставе необходимо указать срок его полномочий и порядок избрания (это должно быть в полномочиях высшего органа управления).

Также следует предусмотреть должность ревизора (ревизионной комиссии), который будет осуществлять контроль над финансово-хозяйственной деятельностью фонда.

6. Источники формирования имущества некоммерческой организации. Устав НКО не место для творчества, поэтому лучше опять же взять все дословно из закона. Источники формирования имущества перечислены в п. 1 ст. 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 15 ФЗ «О благотворительной деятельности»:

– взносы учредителей благотворительной организации;

– членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

– благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

Читать еще:  Ст 264 ГПК РФ с комментариями

– доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

– поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

– доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

– иные не запрещенные законом источники.

Членских взносов быть не должно, т.к. фонд – это организация без членства.

7. Порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации. Эту функцию нужно отнести к полномочиям высшего органа управления. Если не предусмотреть возможность изменения устава фонда, то он может быть изменен только в судебном порядке (п. 4 ст. 14).

8. Порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации. Опять же, порядок лучше всего взять из закона и сформулировать следующим образом: при ликвидации фонда оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется в соответствии с уставом фонда на цели, в интересах которых он был создан, и (или) на благотворительные цели (п. 1 ст. 20).

Надо сказать, что весь изложенный порядок в равной степени подходит не только для создания фонда школы, но и любого фонда (в т.ч. благотворительного как его подвида).

И в заключение стоит отметить, что в Государственной думе в первом чтении принят проект Федерального закона № 47538-6, вносящий существенные изменения в Гражданский кодекс РФ. В том числе затрагиваются и некоммерческие организации. Устанавливается закрытый перечень таких организаций, существенно сужается количество организационно-правовых форм. Фонд остается в качестве отдельной организационно-правовой формы НКО, но тоже претерпевает некоторые изменения. Так, из состава органов управления исчезает попечительский совет. Остается только высший коллегиальный орган управления, единоличный руководитель и (по желанию) правление. Ориентировочно новая редакция Гражданского кодекса РФ будет принята к концу 2012 г.

Комментарий эксперта

Создание благотворительной организации в целях поддержки образовательного учреждения – дело совершенно необходимое и важное. Однако, на мой взгляд, когда касается наших общеобразовательных школ, то ни в коем случае нельзя замыкаться только и именно на «родительских» взносах. Безусловно, пожертвования родителей будут составлять определенную часть бюджета Фонда. Но изначально, с момента своего создания Фонд должен быть нацелен на работу с сообществом в целом – родители, выпускники, бизнес, просто заинтересованные в поддержке и развитии нашего образования люди. Родители, в первую очередь, должны рассматриваться не как основной источник средств, а как послы этой школы и каналы распространения информации о ее деятельности.

Фонд как инструмент решения задач, на которые не хватает бюджетных средств, может быть очень эффективным. И тут неважно, большая школа или маленькая, – важны цели и задачи этого Фонда. Большая школа требует больших усилий, для маленькой школы потребуется меньший объем пожертвований. Главное – убежденность в необходимости программ, на которые собираются пожертвования, и высокие цели, ради которых осуществляется деятельность школы, а значит, и Фонда. Такая убежденность не сможет не воодушевить сообщество, так или иначе связанное с данной школой. И тогда даже взносы родителей потеряют весь тот негативный окрас, который характерен для них сейчас («насильственные поборы»!!), а наоборот, приобретут характер осознанного действия во благо школы, в которой обучается ребенок.

Фонд поддержки школы – это показатель профессионализма педагогического коллектива школы и отношения к данной школе местного сообщества.

Заместитель директора по развитию Свердловской государственной филармонии,
Исполнительный директор благотворительного фонда поддержки
Уральского академического филармонического оркестра,
Доцент кафедры социальной безопасности УрФУ, Кандидат социологических наук

Автор: Юлия Вербицкая – Главный редактор Правовой газеты «Статус», магистр частного права

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 6 (16) 2012 С. 14-15

Права учредителей некоммерческой организации

Опубликовано вс 01.09.2019 – 13:13 пользователем advokat1

В 2008г. рядом граждан было создано Некоммерческое партнерство, куда они вошли в качестве учредителей. Учредительного договора не было, только Устав. В процессе деятельности организации часть лиц, которые были учредителями, либо вышла добровольно из состава партнерства либо были исключены на основании решения общего собрания членов, что подтверждено протоколами общих собраний. Вопрос: нужно ли было регистрировать в ЕГРЮЛ выход таких учредителей из некоммерческого партнерства (в выписке присутствуют все первоначальные учредители), и должно ли партнерство представлять такому исключенному из состава учредителю сведения о его финансово-хозяйственной деятельности после исключения

Здравствуйте Елена!
Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, предполагает особенности такой регистрации.
Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.
Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом – статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.
Учредители некоммерческих организаций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется.
Указанные разъяснения содержатся в Письме Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16 «О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации».
Таким образом, содержащаяся в выписке из ЕГРЮЛ информация об учредителях, представляет собой информацию о лицах, принявших участие в создании партнерства. Указанная информация в дальнейшем изменению не подлежит, даже в случае выхода лица из членов некоммерческой организации. После государственной регистрации некоммерческого партнерства его учредители реализуют свои права и исполняют свои обязанности в качестве членов партнерства.
В соответствии с Уставами некоммерческих организаций правом знакомиться с документами, относящимися к финансово-хозяйственной деятельности наделены только члены некоммерческого партнерства.
Из ваших объяснений следует, что часть учредителей (членов) Протоколом общего собрания была исключена из членов партнерства и, следовательно, утратила все права, основанные на членстве, в том числе и право получать информацию о его финансово-хозяйственной деятельности.

Понравился ответ адвоката? Оставьте свой отзыв или Задайте дополнительный вопрос

Дополнительный вопрос

Задать свой вопрос адвокату

Уважаемые посетители сайта! Бесплатная юридическая консультация онлайн работает на нашем сайте с 2004 года. Бесплатная юридическая консультация предоставляется только практикующими юристами и адвокатами Москвы, имеющими опыт работы в различных отраслях права более 20 лет. Получить юридическую консультацию бесплатно можно на нашем сайте без регистрации. Если вам нужна консультация юриста (адвоката) в Москве бесплатно в интернете в режиме online, предоставленная на высоком профессиональном уровне, наш сайт для вас. Ответ на вопрос будет направлен вам на почту в кратчайшие сроки и опубликован на сайте. Для удобства пользования разработан рубрикатор вопросов и ответов.

Стоимость услуг Вашего адвоката

По гражданским делам

Консультация адвоката Составление искового заявления Ведение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 1500 руб. от 5 тыс. руб. от 35 тыс. руб./
от 15 тыс. руб.
Консультация адвоката Защита на стадии следствия в Москве Защита в суде первой инстанции в Москве
от 1500 руб. от 25 тыс. руб./
мес.
от 25 тыс. руб./
мес.
Консультация адвоката Составление искового заявления/претензии Ведение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 2000 руб. от 10 тыс. руб. от 40 тыс. руб./
от 25 тыс. руб.
Консультация адвоката Составление заявления/жалобы Ведение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 1500 руб. от 5 тыс. руб. от 15 тыс. руб./
от 15 тыс. руб.

Стоимость услуг адвоката определяется в каждом случае индивидуально в зависимости от сложности дела, места производства, квалификации адвоката, и может отличаться от заявленной как в меньшую, так и в большую сторону.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector