Руководитель образовательной организации это

Руководитель образовательной организации это

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Статья 51 . Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 51 настоящего Федерального закона

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 июля 2020 г. – Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ

5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

7. Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

11. В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования.

12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.

14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

Руководитель в сфере образования

Специалист, координирующий деятельность по руководству и управлению образовательным учреждением.

Должность руководителя в сфере образования может называться по-разному в зависимости от типа учреждения, в котором он работает: ректор, проректор, директор филиала, подразделения, руководитель управления, отдела, декан, заместитель декана, заведующий кафедрой, директор школы, завуч, заведующий детским садом. Он несет ответственность за все, что есть и кто есть в организации. Талантливый руководитель обязан сочетать в себе способности, опыт, знания и умение их применять. Руководитель образовательной организации – это менеджер, который обязан обладать умениями и навыками менеджмента и маркетинга в сфере образования. Этот специалист должен быть готов к работе в новой обстановке, на него возлагаются ответственные задачи – воспитывать, обучать и готовить к жизни поколение детей, труд и творчество которых будут определять прогресс будущего общества.

Области знания: Правоведение. Экономика. Обществознание. Педагогика. Психология. Менеджмент. Политология

Компетенции

  • Определение стратегии, целей и задач развития образовательного учреждения
  • Планирование работы образовательного учреждения
  • Организация учебного процесса образовательного учреждения
  • Контроль деятельности педагогических работников и развитие их профессионального потенциала
  • Создание положительного климата в коллективе, разработка системы мотивирования сотрудников
  • Участие в различных программах и проектах в образовательной сфере
  • Создание имиджа образовательного учреждения

Важные качества

Личные качества: ораторские способности, ответственность, трудолюбие, презентабельный внешний вид, уравновешенность, твердость, логичность поступков, эрудированность, тактичность, справедливость, терпимость, добросовестность

Soft skills: аналитическое и системное мышление, коммуникабельность, управление персоналом, креативность, потребность в самообразовании, тайм-менеджмент, работа в команде

Профессиональные навыки: необходимо знать направления развития образовательной системы Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, педагогику, основы физиологии, гигиены, теорию и методы управления образовательными системами, современные педагогические технологии, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями, технологии диагностики причин возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, основы экономики, социологии, способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, основы менеджмента, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности

Где работает

  • Министерства, департаменты, управления образования
  • Образовательные организации: школы, лицеи, детские сады, вузы, колледжи, учреждения дополнительного образования
  • Частные образовательные организации

Потенциальные работодатели

  • Министерство Просвещения РФ
  • Частный детский сад «Мини Домини» (г. Москва)
  • Центр развития ИТ-образования МФТИ (г. Долгопрудный)
  • Северо-Западный институт Российской Академии народного хозяйства (г. Санкт-Петербург)
  • “Студия звезд” (г. Калининград)
  • Детский сад «Согласие» (г. Екатеринбург)
  • Новосибирский государственный университет (г. Новосибирск)
  • Napoleon IT (г. Челябинск)

Вузы, в которых готовят специалистов по профессии “Руководитель в сфере образования”

  • Московский городской педагогический университет
  • Государственный университет управления
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры
  • Волгоградский государственный институт искусств и культуры
  • Вятский государственный университет
  • Кемеровский государственный институт культуры
  • Новосибирский государственный педагогический университет
  • Оренбургский государственный университет
  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Более подробно познакомиться с вузами, осуществляющими подготовку по этой профессии, Вы можете на сайтах:

ЕКСД – Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Читать еще:  Имущественные налоговые вычеты это

Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения

Должностные обязанности. Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательном учреждении. Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательном учреждении. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением. Принимает локальные нормативные акты образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами. Представляет образовательное учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательного учреждения в целом. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики, психологию, основы физиологии, гигиены, теорию и методы управления образовательными системами, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, основы экономики, социологии, способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней, основы менеджмента, управления персоналом, основы управления проектами, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки “Государственное и муниципальное управление”, “Менеджмент”, “Управление персоналом” и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Вакансии для должности Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения по общероссийской базе вакансий -> Найти

Руководитель образовательной организации это

Законодательство РФ устанавливает особенности правового положения руководителя образовательной организации.

Нормативное определение руководителя организации дается в статье 273 Трудового кодекса РФ:

руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами:

осуществляет руководство этой организацией,

в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Регулирование правового положения руководителя образовательной организации Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ

Общее регулирование правового положения руководителя любой организации содержится в Трудовом кодексе РФ.

В Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ:

предусматриваются лишь специфические правила, определяющие особенности правового положения руководителей образовательных организаций,

их права и обязанности в дополнение к общим нормам;

в частности, данному вопросу посвящается статья 51 «Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Часть первая данной статьи Федерального закона об образовании предусматривает несколько вариантов, как конкретное лицо может стать руководителем образовательной организации:

руководитель образовательной организации может быть:

избран общим собранием, конференцией педагогических работников и обучающихся образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

Читать еще:  Изменение доли в уставном капитале ООО

назначен учредителем образовательной организации;

иные варианты, не актуальные для профессиональных образовательных организаций.

Конкретный способ избрания (назначения) руководителя образовательной организации устанавливается:

уставом образовательной организации.

В связи с необходимостью руководствоваться и общими и специальными правилами при заключении трудового договора с руководителем образовательной организации следует отметить:

что в соответствии с принципами права в случае расхождения между нормами закона, имеющими общий характер, и специальными нормами Закона об образовании

приоритетом обладают и подлежат применению именно специальные нормы, т.е. законодательство об образовании.

Так, например, Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено:

общее правило о назначении руководителя автономного учреждения учредителем;

однако, если данное автономное учреждение является образовательным, то руководитель должен назначаться по правилам, установленным для назначения руководителей образовательных организаций.

По данным правилам устанавливаются дополнительные требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации:

такие лица должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам:

тем лицам, которые не допущены к педагогической деятельности, запрещается в том числе и занимать должность руководителя образовательной организации.

Кандидаты на должность руководителя и руководитель государственной или муниципальной образовательной организации проходят обязательную аттестацию:

  • порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются учредителем образовательной организации.

Руководителям образовательных организаций предоставляются следующие права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников:

право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;

право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;

право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Вместе с тем, руководитель образовательной организации не является педагогическим работником:

  • и те или иные нормы, регламентирующие статус педагогических работников, распространяются на руководителя образовательной организации в силу прямого указания о том в нормативном правовом акте.

Руководителю государственной или муниципальной образовательной организации (а также руководителю её филиала) Федеральным законом № 273-ФЗ запрещается:

  • занимать свою должность в порядке совместительства.

Поскольку руководитель образовательной организации считается единоличным исполнительным органом образовательной организации, органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью образовательной организации:

  • полномочия (права и обязанности) руководителя, его компетенция в области управления образовательной организацией подробно прописываются в уставе образовательной организации.

ч. 3 статьи 26 «Управление образовательной организацией» Федерального закона № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Регулирование правового положения руководителя образовательной организации Трудовым кодексом РФ

В области трудовых правоотношений на руководителей образовательных организаций распространяются также общие правила заключения трудовых договоров и оплаты труда, которые установлены Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовое законодательство также учитывает особое положение руководителя в организации (учреждении) и предусматривает специальное регулирование в виде исключений из общих правил или дополнений к ним. Так, например, Трудовой кодекс РФ содержит специальную главу 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», посвященную особенностям регулирования труда руководителей всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Предусматривается, в частности:

  • дополнительное основание для расторжения трудового договора в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора, которое может быть не мотивировано;

Статья 278 «Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации» Трудового кодекса РФ

  • есть и иные особенности статуса руководителя организации (работа по совместительству с учетом специальных ограничений и т.п.).

Одной из существенных особенностей трудового договора с руководителем организации является:

возможность заключения с ним срочного трудового договора на срок до 5 лет несмотря на то, что работа носит постоянный характер и, по общему правилу, для такого рода работ срочные трудовые договоры не допускаются;

при этом, если учредительными документами образовательной организации предусмотрено заключение срочного трудового договора, то трудовой договор в таком случае не может быть бессрочным.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность установления испытания при приеме на работу:

по общему правилу срок испытания не может превышать 3-х месяцев;

к особенностям заключения трудового договора с руководителем организации можно отнести то, что для них может быть установлен более длительный испытательный срок – до 6 месяцев.

Статья 70 «Испытание при приеме на работу» Трудового кодекса РФ

Таким образом, руководитель образовательной организации обладает большой спецификой своего статуса в качестве работника организации:

устанавливается такая специфика как трудовым законодательством применительно к руководителю любой организации,

так и Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ применительно к руководителю образовательной организации.

Данная специфика в полной мере обоснована тем особым положением, которое занимает руководитель образовательной организации:

с одной стороны, это работник организации,

с другой стороны, это единоличный исполнительный орган организации.

Влияние руководителя на деятельность образовательной организации существенно выше, чем любого другого работника. Возможностей, также, больше. Поэтому ряд гарантий, предоставляемых остальным работникам, не предоставляется руководителям образовательной организации с целью обеспечить достаточную степень влияния учредителей образовательной организации на созданное ими юридическое лицо.

3. Правовой статус руководителя образовательной организации

Избрание или назначение на должность руководителя образовательной организации в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательной организации осуществляется:

1) назначением Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов);

2) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

3) назначается учредителем образовательной организации;

4) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации.

Требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации:

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам;

отсутствие запретов к допуску к педагогической деятельности в соответствии со ст. 331, 351.1 Трудового кодекса РФ.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель избранные общим собранием и назначенные учредителем образовательной организации проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

Трудовые права и социальные гарантии руководителя образовательной организации такие же, как у педагогического работника.

ФЗ «Об образовании» предусмотрены особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации, которые определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством, а также особенности руководства образовательной организации высшего образования. В организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования, но совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

Читать еще:  Ст 169 ЖК РФ с комментариями

В соответствии с законодательством РФ ответственность возлагается на руководителя образовательной организации за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

4. Правовой статус научно-педагогических работников.

Непосредственное участие в осуществлении образовательного процесса принимают научно-педагогические и иные работники организации, осуществляющие образовательную деятельность, которые вступают в трудовые правоотношения с образовательной организацией.

ФЗ «Об образовании» разграничивает понятия педагогических и научных работников, а также вводит понятие иных работников образовательной организации. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Педагогические работники высшего образования относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций. . В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности научных работников.

В соответствии со ст. 46 ФЗ «Об образовании» устанавливается определенные требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью:

1. образовательный ценз, т.е. наличие среднего профессионального или высшего образования (бакалавриат, магистратура, подготовка научно-педагогических работников);

2. соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. №761Н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

3. К педагогической деятельности в соответствии со ст. 331 и ст. 351.1 Трудового кодекса РФ не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Анализ академических прав и свобод педагогических работников, которые в ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлены в виде закрытого перечня, показывает, что под академическим правами и свободами понимаются несколько групп прав и свобод:

1) конституционно закрепленные свободы и права (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации),

2) права, производные от них и конкретизирующие свободу преподавания свободы и права (например: свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в определенных пределах; право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания и др.);

3) права, представляющую собой конкретизацию общих прав на бесплатный доступ к информационным ресурсам;

4) права, связанные с доступом к управлению образовательной организацией;

5) права в области защиты личных и иных прав.

Наряду с академическими правами и свободами педагогическим работникам в соответствии со ч.5 ФЗ «Об образовании» предоставляются трудовые права и социальные гарантии, предусмотренные федеральным законодательством:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Данный список прав и свобод является открытым.

Наряду с перечисленными правами и свобода педагогического работника ФЗ «Об образовании» регулируются его обязанности:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности;

9) проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на педагогических работников обязанностей установлена дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая и материальная ответственность.

Необходимо отметить, что в Трудовом кодексе РФ, наряду с основаниями расторжения трудового договора, предусмотренными для всех работников, имеются дополнительные основания прекращения трудовым отношений с педагогическими работниками, такие как: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Таким образом, возлагая на педагогических работников ответственность за обучение и воспитание обучающихся, действующее законодательство более жесткие требования при регулировании с ними трудовых отношений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector