Организации бюджетной сферы это

Организации бюджетной сферы это

Энциклопедия решений. Организации бюджетной сферы

Организации государственного сектора

Впервые понятие организации государственного сектора дано в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ).

– государственные (муниципальные) учреждения;

– органы местного самоуправления;

– органы управления государственных внебюджетных фондов;

– органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Такое обособление сделано, по-видимому, в целях выделения группы субъектов бюджетной сферы, в отношении которых применяются специальные правила.

Например, для организаций государственного сектора в соответствии с бюджетным законодательством РФ устанавливаются:

– формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ);

– регистры бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ);

– состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 4 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).

В определение “организации государственного сектора” не включены такие субъекты, как государственные корпорации, коммерческие организации (унитарные предприятия), созданные на базе государственного (муниципального) имущества, некоммерческие организации, учредителями которых являются публично-правовые образования (в частности, автономные некоммерческие организации), частные некоммерческие организации, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, хозяйственные общества с долей участия РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в уставном капитале, государственные компании.

Рассмотрим подробнее субъектов, подпадающих под понятие “организации государственного сектора”.

1. Государственные (муниципальные) учреждения – унитарные некоммерческие организации, созданные РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п.п. 1, 2 ст. 123.21 ГК РФ).

Государственные и муниципальные учреждения могут быть следующих типов (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ):

Правовое положение государственных учреждений определяется нормами:

– Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;

– Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”;

2. Государственными академиями наук являются :

Российская академия наук (РАН);

Российская академия образования;

Российская академия архитектуры и строительных наук;

Российская академия художеств.

Это некоммерческие организации, созданные в форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени РФ осуществляются Правительством РФ. Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника имущества могут быть переданы уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (п.п. 1 и 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”).

Внимание

Со дня вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ к государственным академиям наук применяются нормы о государственных учреждениях – ст.ст. 123.21 и 123.22 ГК РФ (пп. 8 п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Особенности правового статуса РАН определяются специальным Федеральным законом от 27.09.2013 N 253-ФЗ “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 253-ФЗ).

В структуру РАН входят региональные отделения РАН, региональные научные центры РАН и представительства РАН. Региональные отделения являются федеральными государственными бюджетными учреждениями. Региональные научные центры РАН создаются в порядке, установленном Правительством РФ (ч.ч. 1 и 2 ст. 14 Закона N 253-ФЗ).

РАН является главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для финансового обеспечения деятельности ее региональных отделений, и осуществляет от имени РФ в порядке и в объеме, которые устанавливаются Правительством РФ, полномочия учредителя и собственника имущества, находящегося в оперативном управлении региональных отделений РАН и региональных научных центров РАН (ч. 2. ст. 4, ч. 3 ст. 14 Закона N 253-ФЗ).

3. Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства в установленном законом порядке.

Высшими государственными органами, осуществляющими государственную власть в РФ, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11 Конституции РФ).

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).

4. Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, далее – Закон N 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ч. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ).

5. Органы управления государственных внебюджетных фондов и органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС, ФСС) являются юридическими лицами, создаваемыми в форме государственных учреждений, и имеют статус самостоятельных финансово-кредитных учреждений (п. 1, 15 Положения о ПФР, п. 2, 4 Положения о ФСС, п. 1 Указа Президента РФ от 07.08.1992 N 822, ч. 2 ст. 12 Закона N 326-ФЗ, п. 3, 4 Устава ФФОМС).

Деятельность фондов регулируется:

– Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее – Закон N 167-ФЗ);

– Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” (далее – Закон N 326-ФЗ);

– Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” (далее – Закон N 255-ФЗ);

– Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”;

– Положением о Пенсионном фонде России (утв. постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1);

– Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101;

– Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 857).

Фонды (ПФР и ФСС) и их территориальные органы составляют единые централизованные системы органов управления, соответственно, средствами обязательного пенсионного страхования в РФ и средствами государственного социального страхования РФ (ст. 5 Закона N 167-ФЗ, ч. 2 ст. 2.2. Закона N 255-ФЗ, п. 1 Положения о ФСС). Территориальные органы ПФР и региональные и центральные отраслевые отделения ФСС являются юридическими лицами (ст. 5 Закона N 167-ФЗ, п.п. 3 и 4 Положения о ФСС).

Территориальные фонды ОМС (ТФОМС) создаются субъектами РФ для управления средствами ОМС на территории субъекта РФ, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта РФ, осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ ОМС, подотчетны высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ и Федеральному фонду (ч.ч. 1, 2 ст. 13, ч. 6 ст. 34 Закона N 326-ФЗ).

Деятельность ТФОМС регулируется положениями о территориальных фондах обязательного медицинского страхования, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Работники бюджетной сферы – кто это такие?

Как ни парадоксально, но в законодательстве до сих пор не существует четкой формулировки, кто относится к категории работников бюджетной сферы. Почему это не прописано в законе, остается загадкой, но в правовых актах, регулирующих трудовые отношения, сам термин присутствует, хоть и не в прямой форме.

Как понять, кто относится к работникам бюджетной сферы?

Самым главным критерием, по которому можно понять, что вы или ваши знакомые - работники данной сферы, является оплата труда, точнее, источник поступления денежных средств для ее погашения. Если перечисление производится из бюджета, то значит вы относитесь к работникам, финансируемым государством, то есть бюджетникам.

Деньги могут выделяться из бюджетов трех уровней:

  • муниципального;
  • регионального;
  • государственного.

Но вне зависимости от того, из какого уровня ведется финансирование, это никак не влияет на правовой статус рабочего. Он в любом случае остается работником бюджетной сферы. Кто это - подробно разберем далее.

Типичные представители бюджетной сферы

Основная масса людей, отнесящихся к данной категории, является обслуживающим и руководящим персоналом в государственных учреждениях. Ниже представлен ориентировочный перечень тех, кто считается работником бюджетной сферы в России.

  • Сотрудники налоговой инспекции, выполняющие важную функцию в государстве пополнения регионального и государственного бюджета.
  • Таможенная служба и казначейство.
  • Работники сферы здравохранения, за исключением частных клиник.
  • Работники сферы образования, также за исключением преподавателей, работающих в частных школах и гимназиях.
  • Социальные службы.
  • Военнослужащие, за исключением срочников.
  • Сотрудники полиции, ученые т. д.

Теперь мы видим, кто это работники бюджетной сферы, и понимаем значимость для государства поддержки и финансирования граждан этой категории. Отметим, что помимо выделения из бюджета средств на оплату труда, также предоставляются различные льготы, в том числе и на улучшение жилищных условий. Хотя справедливости ради стоит признать, что и здесь сегодня не все гладко.

Численность бюджетников

На сегодня общая численность граждан, занятых в бюджетной сфере, превышает цифру в 14 млн. Из них 3,7 млн работают в государственных учреждениях федерального уровня, остальные - в учреждениях регионального и муниципального уровня.

Как видим, общая численность работников составляет значительную цифру, а значит ложится большой нагрузкой на бюджет.

Также заметим, что все расходы по финансированию лиц, относящихся к работникам бюджетной сферы, всегда закладываются в расходную часть бюджета. Поэтому в случаях, когда происходят задержки выплаты заработной платы или другие перебои с финансированием, вина ложится непосредственно на лиц, отвечающих за это.

Читать еще:  Ст 143 УК РФ комментарий

Из чего складывается оплата труда

Для всех работников устанавливается тарифная ставка и размер оклада, который они получают. Суммы заработной платы могут сильно разниться, в зависимости от занимаемой должности, стажа, места проживания и т. д. Оклады работников бюджетной сферы во многом зависят от места работы.

Не секрет, что в столице и больших городах учителя, врачи и рабочие других специальностей, отнесенных к категории бюджетников, получают больше, чем их коллеги в регионах. И это одна из проблем, которую до сих пор не в силах решить государство.

Но оплата труда работников бюджетной сферы может зависеть и от других факторов. Так, надбавки положены за совмещение должностей, перевыполнение месячного объема работ, квалификацию. Также может применяться поощрительное стимулирование работников со стороны руководства путем денежных премий.

В некоторых регионах положены более значительные денежные надбавки, так как там заведомо условия жизни тяжелее и требуют больших затрат. В качестве примера можно привести Норильск, относящийся к северным регионам. Там заработные платы выше, но и затраты на оплату услуг ЖКХ также значительно превышают средне-российские.

Регулярно проводится и индексирование заработных плат с учетом инфляции и установленного прожиточного минимума. Но как показывает практика, зачастую оплата во многих категориях работников бюджетной сферы является недостаточной для приемлемого уровня жизни сегодня.

Средняя заработная плата по стране

По статистике, работники бюджетной сферы, кто этого не знает, зарабатывают в среднем меньше всех остальных граждан, занятых в коммерческой и частной сферах деятельности. Да и интерес со стороны потенциальных соискателей к вакансиям в данной сфере тоже ниже. За прошлый год число запросов по данным специальностям составило 3,6 % от общего числа. Это ясно показывает, что в среде трудоспособного населения вакансии в бюджетной сфере не стоят на первых местах при поиске работы.

Уровень средней заработной платы за 2017 год составил 29 тысяч рублей, что также ниже средней зарплаты в целом по стране.

Наглядно разницу в уровне дохода показывает статистика средней зарплаты по городам: в Москве этот показатель наиболее высок (41 тысяча), а самый низкий зафиксирован в Омске (16 тысяч). Как говорится комментарии излишни, стоит лишь добавить, что обычно в сельской местности и районных центрах уровни зарплат меньше, чем в областных центрах.

Проблемы бюджетной сферы

Теперь зная, кто это - работники бюджетной сферы, и из чего складывается их заработок, нужно упомянуть и о других проблемах, назревших в данной области.

Одним из самых острых вопросов является устаревание оборудования и техники в школах, больницах и других учреждениях. Особенно актуальна данная проблема в малонаселенных пунктах, хотя и в больших городах тоже не все гладко.

Еще одним вопросом является нехватка профессиональных кадров, это также более ощутимо в небольших городах. Причина проста, тут уровень зарплат ниже, чем в городах-мегаполисах, а перспектив практически нет. Все, кто и заканчивает университеты и другие образовательные учреждения, стремятся закрепиться по своей специальности в больших городах. Впрочем, эта проблема характерна и для не бюджетной сферы занятости.

Ну и напоследок скажем, что такой показатель как “средняя заработная плата” весьма условен, ведь он складывается из наименьшей и самой большой оплаты, исходя из чего и выводится среднее значение.

Понятие бюджетной организации

Содержание финансов непроизводственной сферы

Тема3. Финансы непроизводственной сферы

Сфера материально производства включает все виды деятельности, создающие материальные блага. Остальные виды деятельности образуют в своей совокупности непроизводственную сферу (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).

Критерием разграничения отраслей экономики на 2 сферы является их отношение к процессу создания материальных благ и результат труда.

Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сферы, вытекают из специфики этих отраслей и характера общественного труда.

В отраслях непроизводственной сферы труд не является непосредственно производительным и чаще всего носит характер услуг. В этом основное отличие продукта труда в непроизводственной сфере.

Под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей, в том числе и объемом государственного финансирования.

Размер средств, направляемых в эти отрасли, определяется:

1. потребностями общества в их услугах;

2. объемом произведённого общественного продукта и состоянием государственного бюджета;

Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть для потребителей бесплатными либо платными (полностью либо частично).

Бесплатные оплачиваются государством и финансируются из государственного бюджета.

В последнее время большое развитие получили платные услуги. Это связано с бюджетным дефицитом и ограниченностью государственных средств.

Предприятия и организации, входящие в непроизводственную сферу, можно классифицировать на 3 группы:

  1. предприятия и организации, которые близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источник покрытия затрат – выручка от реализации услуг (средства потребителей).
  2. организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатны.
  3. организации и учреждения, которые содержатся только за счет средств бюджета. Их услуги бесплатны для потребителя, а источник финансирования – государственный бюджет.

Организация финансовых отношений в каждой из групп имеет свою специфику и зависит от методов хозяйствования, управления и финансирования.

Данные отношения содержат формирование, распределение и использование денежных фондов непроизводственной сферы, денежных потоков из государственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

В связи с тем что в состав непроизводственной сферы входят в основном бюджетные организации, то в соответствии с Бюджетным кодексом РБ можно дать им следующее определение:

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РБ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета, государственного бюджетного или внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.

Из данного определения следует, что статус бюджетной организации имеет только та организация, которая обладает одновременно следующими признаками:

  1. в качестве учредителей могут выступать органы государственной власти РБ или органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы или другие хозяйственные организации не могу создать бюджетную организацию;
  2. в качестве цели создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера, но в то же время это ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы. Большинство бюджетных организаций осуществляют те или иные виды платных услуг и получают таким образом средства для своего развития. Однако получение прибыли не является целью. Все самостоятельно заработанные средства должны направляться на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых создана организация.
  3. бюджетная организация должна финансироваться из государственного бюджета, местного бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов. Этот признак имеет следующую особенность: само по себе финансирование из бюджета еще не говорит о том, что это бюджетная организация, т.к. бюджетные средства могут выделяться и коммерческим организациям.
  4. основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация составляет этот документ, а по истечении отчетного периода составляет баланс исполнения сметы.

Сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию. Каждый в отдельности признак не означает сам по себе, что это бюджетная организация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9628 – | 7393 – или читать все.

Характеристика бюджетной сферы

К бюджетной сфере относятся отрасли, финансирование организаций и учреждений которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней – федерального, бюджетов субъектов и муниципальных образований.

Специалисты бюджетной сферы – работники окружных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания (социальной защиты), культуры и искусства, физической культуры и спорта, ветеринарии, занимающие должности руководителей и специалистов в соответствии с тарифным квалификационным справочником по соответствующей отрасли (за исключением работников, выполняющих функции по обеспечению деятельности указанных учреждений), проживающие и работающие в автономном округе в сельской местности и поселках городского типа.

В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть занятых около 90 % приходится на основные отрасли этой сферы: в организациях образования занято 5,8 млн. человек, здравоохранения – 4,0 млн. человек, науки – 0,5 млн. человек, культуры и искусства – 0,57 млн. человек, социальной защиты населения – 0,5 млн. человек. Организации и учреждения, финансирование которых осуществляется из бюджетов всех уровней, имеются практически во всех отраслях экономики [23]

Важная особенность бюджетной сферы состоит в том, что основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов и муниципальных образований. В целом по бюджетной сфере в 2013 году она составила более трех четвертей (до 80%) всех затрат по оплате труда. Доля расходов федерального бюджета составила около четверти расходов на оплату труда. Это соотношение различно по отраслям бюджетной сферы и определяется социальным назначением и характером услуг, которые организации и учреждения этих отраслей предоставляют населению. В здравоохранении численность работников, занятых в организациях федерального уровня, составляет – 0,3 млн. человек, в образовании – 1,3 млн. человек, в культуре – 0,053 млн. человек, в науке – 0,25 млн. человек. Труд работников этих отраслей один из наиболее сложных видов деятельности, а большинство профессий требуют высокого уровня подготовки и наличия специального образования. Отрасли бюджетной сферы отличает высокая потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием. Сферой прямого и непосредственного воздействия государства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления является регулирование оплаты труд работников бюджетных организаций [23].

Читать еще:  Какая организация признается юридическим лицом

Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков:

1. В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.

По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации [24, c. 50]:

· государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;

· судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;

· международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.

2. В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы [24, c. 50]:

· финансируемые за счет средств федерального бюджета;

· финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;

· финансируемые за счет средств местных бюджетов.

3. По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы [24, c. 51]:

· бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;

· бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств.

В состав учреждений бюджетной сферы входят:

· культура и искусство, кинематография;

· физической культуры и спорта;

· средства массовой информации;

· жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство.

Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации система образования – весьма сложный объект, описание которого приводится в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. Ее составляющие включают: сеть образовательных учреждений, образовательные стандарты и программы, ресурсное, кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое обеспечение, организация сотрудничества с другими образовательными системами, управление [19].

Неотъемлемым элементом российской системы образования выступает сеть образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс. Она имеет весьма сложную структуру, состоящую из следующих типов учреждений:

· общеобразовательные, состоящие из трех ступеней: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

1. для детей с отклонениями в развитии;

2. для детей-сирот;

3. дополнительного образования взрослых;

4. дополнительного образования детей;

5. специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников, детей, остающихся без попечения родителей (законных представителей);

6. другие учреждения, проводящие образовательный процесс.

Трудовые договора с педагогическими работниками согласно Постановлению Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (ред. от 14.01.2014 г.) должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как:

· размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

· размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ, в условиях, отклоняющихся от нормальных);

· размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья [18, c. 8].

Учреждения здравоохранения подразделяются на три типа:

1. Лечебно-профилактические учреждения:

· учреждения здравоохранения особого типа (патологоанатомическое бюро; центры медицины катастроф и др.);

· учреждения скорой медицинской помощи и др.;

· учреждения охраны материнства и детства;

2. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы: а) санитарно-эпидемиологические учреждения (дезинфекционные станции, противочумные центры (станции), центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах и районах, административных округах и районах в городе и др.); б) учреждения профилактической медицины, например, Центр гигиенического образования в г. Москве [18, c. 55].

3. Аптечные учреждения — аптеки лечебно-профилактических учреждений, медицинские склады, контрольно-аналитическая лаборатория, центр контроля качества и сертификации лекарственных средств [18, c. 55].

Учреждения здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии выдаются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами.

Рекомендуемые минимальные размеры окладов медицинских работников учреждения устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526 “Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников” (зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2007 г. № 10190). (см. рис. 1.1)

Рис. 1.1 – Минимальные размеры оплаты труда

Оклады заместителей руководителей структурных подразделений рекомендуется устанавливать на 5-10 процентов ниже окладов соответствующих руководителей [5].

К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:

· физкультурно-спортивные организации, спортивные клубы;

· детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры спортивной подготовки, центры олимпийской подготовки;

· образовательные учреждения, физкультурно-спортивные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта;

· Олимпийский, Параолимпийский, Сурдоолимпийский комитеты;

· федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, муниципальные органы в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации;

· профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;

· граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены, спортивные судьи, а также тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта [11, c. 150].

Государственное бюджетное учреждение: виды, финансирование

Бюджетное учреждение – это понятие, с которым представители населения любой страны сталкиваются почти каждый день. Что это за организации? Какие особенности деятельности характерны для них? Рассмотрим все это далее более детально.

Общее понятие

Бюджетными учреждениями называются такие организации, которые создаются на государственном уровне или отдельным субъектом, входящим в состав РФ. Такая организация не имеет коммерческого характера, то есть ее деятельность не преследует цели, связанной с получением выгоды. Создаются такие типы для того, чтобы реализовать какие-либо программы, а также совершать некий вид деятельности, который, как правило, связан с предоставлением услуг населению.

На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют учреждения, создание которых было произведено с целью оказания услуг населению в сфере науки, образования, культуры, медицины, спорта, социальной защиты, занятости, а также в некоторых других отраслях, которые важны для организации нормальной жизни российского населения в отдельных регионах и во всей стране в целом.

Более детальное определение бюджетного учреждения дается в актах нормативного характера, действующих в Российской Федерации. Так, в Бюджетном кодексе сказано, что к числу таковых заведений относятся структуры, созданные государственными органами для совершения научно-технических, управленческих, а также социально-культурных функций, имеющих некоммерческий характер, спонсирование деятельности которых осуществляется через государственные фонды на основании предварительно составленной сметы расходов и доходов.

Нормативное регулирование деятельности

В современном законодательстве имеется ряд актов нормативного характера, содержанием которых регулируется деятельность бюджетных организаций, функционирующих в государстве. К их числу, прежде всего, относится Конституция страны, которая своим содержанием закрепляет наличие таковых структур в общем числе предприятий, а также определяет основной источник финансирования их деятельности.

Особенное значение также имеет российский закон “О некоммерческих организациях”, который своим содержанием закрепляет перечень возможных видов таких структур, их особенности, а также порядок создания, функционирования и последующей ликвидации юридических лиц данного вида. Частично аналогичные понятия раскрываются и в содержании ФЗ о госрегистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Что касается основных характеристик, свойственных организациям некоммерческого типа, то они предусмотрены содержанием Гражданского кодекса РФ. Более того, данный акт предписывает особенности отношения этих организаций к имуществу, а также ответственность по возможным долгам и цели функционирования.

Отдельное внимание следует уделить бюджетному законодательству, представленному кодексом, а также Инструкцией по учету. Эти акты нормативного характера включают в свое содержание особенности финансирования рассматриваемых организаций.

Подобные вопросы также регулируются различными приказами, изданными Министерством финансов.

Образование

Отдельное внимание следует уделить процессу образования бюджетных учреждений. При образовании такого учреждения создается устав, содержание которого предусматривает основы его деятельности, а также порядок расходования выделенных средств и реорганизации структуры.

Читать еще:  Что является объектом налогообложения НДС

На основании решения указанных выше органов также осуществляется изменение типа ранее созданного учреждения. Решение о создании федерального государственного бюджетного учреждения, а также о его реорганизации или изменении типа принимается Правительством, а те же вопросы относительно учреждений отдельных субъектов РФ решаются высшим органом исполнительной власти того же самого субъекта. Аналогичные решения относительно муниципальных учреждений принимаются органами самоуправления на местах.

Рассматривая понятие государственных бюджетных учреждений, следует определить возможные виды данного типа организаций. На сегодняшний день по всей территории России функционируют не только бюджетные, но также автономные и муниципальные учреждения. В качестве таковых выступают образовательные учреждения разного типа и уровня, в которых процесс предоставления услуг исключительно или преимущественно производится за счет бюджетных средств. К перечню бюджетных учреждений относятся государственные больницы, орган исполнительной власти, представленные в виду служб и фондов и т. п.

В последнее время довольно распространенной формой учреждений рассматриваемого типа стали автономные организации, которые отличаются тем, что на деле обладают более широкими возможностями в сфере хозяйственной и финансовой деятельности. Кроме них также функционируют казенные учреждения. Рассмотрим далее более детально особенности каждого из перечисленных видов организаций.

Казенный вид

Государственное бюджетное учреждение казенного типа – это организация, работа которой направлена на исполнение функций государства, а также совершение действий, основная цель которых – обеспечение функций, предусмотренных законодательством страны для реализации прав ее граждан, а также соблюдения правопорядка. Более того, их основная функция – способствование реализации полномочий исполнительной власти, а также органов самоуправления на местах.

Финансирование деятельности казенных учреждений производится за счет средств обособленного бюджета. Что касается ответственности организаций рассматриваемого типа, то они несут ее за исполнение своего бюджета. В том случае, если обнаруживается недостаточность заявленного ранее объема средств, то ответственность приобретает субсидиарный характер и полностью возлагается на собственника имущества.

Если данное обстоятельство предусмотрено учредительными документами организации, то она имеет право на осуществление деятельности, приносящей материальный доход. Все средства, полученные в рамках ведения доходной деятельности, поступают в специализированный фонд, из которого впоследствии производится дальнейшее финансирование деятельности организации. Для приема средств организация должна открыть единый расчетный счет, что производится через Федеральное казначейство.

Что касается процедуры заключения договоров и контрактов, то казенные учреждения в них отмечаются как публично-правовые образования. Если данные структуры имеют необходимость размещения заказа, то процедура совершается в порядке, установленном законом для муниципальных бюджетных учреждений.

Автономные учреждения

На сегодняшний день довольно часто стало встречаться понятие автономного учреждения. Оно представляет собой некоммерческую организацию, которая создается, чтобы совершать работы и оказывать услуги, необходимые для того, чтобы органы исполнительной власти и самоуправления на местах могли реализовывать свои полномочия в разных жизненно важных сферах: спорта, медицины, образования, социальной защиты, культуры, науки, занятости населения и т. п.

Что касается ответственности автономных учреждений, то она распространяется в полной мере на все имущество, которое находится у него на праве оперативного управления. Исключением является то имущество, которое относится к категории недвижимого, а также движимого, обладающего особенной ценностью. Собственник учреждения рассматриваемого типа не несет какой-либо ответственности по обязательствам организации. Все договоры такая организация имеет право заключать исключительно от собственного имени.

Что касается процедуры размещения заказов, то она совершается не на основании порядка, установленного для муниципальных и бюджетных учреждений- подобный порядок прописывается для них индивидуально.

Учреждения автономного типа имеют право открывать специализированные счета – данная процедура производится на основании порядка, прописанного актами Федерального казначейства. Счет для автономных организаций государственного типа может быть открыт в территориальных органах казначейства или в кредитных организациях.

Муниципальные учреждения

Рассматривая перечень организаций, отдельное внимание следует обратить на муниципальные бюджетные учреждения в районах. Они могут быть организованы исключительно на основании решений, принятых органами самоуправления на местах. Основная их задача – это предоставление услуг представителям местного населения в различных сферах: образовательной, культурной, медицинской, социальной и т. п.

От федеральных государственных бюджетных учреждений муниципальные отличаются тем, что они подчиняются органам, стоящим выше, а также имеют определенную дисциплину, режим работы и смету, установленную вышестоящим органом. Финансовая деятельность таковых учреждений регулируется на основании постановлений Министерства финансов. Что касается имущественной деятельности, то она полностью регулируется муниципалитетом.

Бюджетные организации

Федеральные бюджетные учреждения – это организации некоммерческого типа, которые создаются субъектами Российской Федерации или муниципальных образований для того, чтобы совершать работы и оказывать услуги, направленные на реализацию полномочий органов власти в государстве в различных сферах.

По всем своим обязательствам данная организация отвечает всем тем имуществом, которое находится у него в собственности, а также тем, которое было приобретено им за счет средств из собственных фондов. Что касается собственника учреждения, то он не может нести ответственность по каким-либо обязательствам организации.

Государственное бюджетное учреждение города имеет право на ведение деятельности, приносящей прибыль, но только в том случае, если это предусмотрено учредительным документом. Доходы, полученные в результате ведения деятельности организации бюджетного типа, могут быть направлены на приобретение ею имущества.

Все контракты, а также разные типы соглашений организация рассматриваемого типа может совершать только от своего имени. Что касается открытия счетов, то это производится только в Федеральном казначействе.

Образовательные учреждения

При рассмотрении перечня организаций следует обратить свое внимание на государственные бюджетные образовательные учреждения. Деятельность данного типа организации направлена на предоставление услуг населению в сфере образования и науки. В соответствии с действующими нормативными актами, в настоящее время на территории РФ активно функционируют дошкольные учреждения. К их числу относятся детские садики и ясли, а также общеобразовательные, в ряду которых находятся те, которые предоставляют начальные знания, основное и полное общее образование. Если говорить о наивысшей ступени рассматриваемых учреждений, то к их числу относятся те, которые проводят обучения в рамках получения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также предоставляют знания, необходимые для послевузовского обучения.

Дополнительно в бюджетных и муниципальных образовательных учреждениях могут получить знания те лица, которые имеют некие отклонения в своем развитии и нуждаются в особенном подходе в процессе преподнесения информации, а также дети-сироты, которые остались без попечения законных представителей и родителей (дома-интернаты). Практика показывает, что наряду с перечисленными бюджетными учреждениями, могут функционировать дополнительные их виды, к которым можно отнести лицеи, гимназии, вечерние и специализированные школы, в которых обучение производится с учетом определенного уклона.

Особенность бюджетного образовательного учреждения состоит в том, что финансирование его деятельности осуществляется из местных фондов, специально предназначенных для этого. Расчет средств производится на каждого обучающегося по любому типу учреждения. При планировании финансирования учреждения особенное внимание надо уделить специфике его работы, а также учесть все расходы, связанные с обслуживанием его зданий, штатного оборудования учреждений и прочие факторы.

В каких направлениях муниципальные бюджетные образовательные учреждения могут расходовать выделяемые им средства? В число таких расходов могут входить растраты, связанные с оплатой труда наемных работников, а также переводы в счет страховых фондов и трансферты. Расходы также могут быть направлены на оплаты услуг и товаров по заключенным муниципальным контрактам, а также работу других лиц, учтенную в предварительно составленную смету. Различные компенсации работникам, в том числе и командировочные, также выплачиваются за счет специально созданных фондов. Законодатель категорически запрещает использовать выделенные средства не по назначению, а также сверх отведенной суммы.

Учреждения здравоохранения

Если рассматривать особенности функционирования государственных бюджетных учреждений здравоохранения, то непременно следует выделить особенности их финансирования. Практика показывает, что такая деятельность осуществляется не только из специально созданного государственного фонда и других аналогичных, к числу которых относятся средства федерального и добровольного медицинского страхования. Более того, на финансирование государственных бюджетных учреждений здравоохранения направлены средства, выделяемые из отчислений предприятий, благотворительные взносы, а также деньги, уплаченные населением за оказание услуг медицинского характера. Что касается порядка распределения средств, имеющихся в специализированных фондах, то данный процесс осуществляется органами самоуправления на местах, а также субъектами, осуществляющими исполнительную власть.

К системе муниципальных и бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере предоставления медицинских услуг населению, относятся не только больницы, но также и лечебно-профилактические организации, аптеки и санитарно-эпидемиологические службы, созданные на государственных началах. Структура заведений данного рода является довольно разветвленной, так как каждый указанный тип заведений может быть представлен несколькими видами.

Процесс финансирования современных бюджетных учреждений здравоохранения может осуществляться в двух формах: в виде субсидий на возмещение затрат, предписанных планом, а также других расходов и бюджетных инвестиций. Если конкретная организация здравоохранения принимает участие в государственной программе по обязательному страхованию в сфере медицины, то финансирование ее деятельности может быть осуществлено третьим путем – перечислением денежных средств в форме трансфертов из основного бюджета в территориальный фонд, выделенный на расходы по медицинскому страхованию. Учет всех средств, затраченных на работу учреждений здравоохранения, ведется на основании контроля за лицевыми счетами организации, открытыми в установленном порядке через Федеральное казначейство.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector