Может ли госслужащий быть ИП

Может ли госслужащий быть ИП

Можно ли оформить ИП если официально трудоустроен

Нередки ситуации, когда официально работающие граждане начинают задумываться об открытии собственного дела. Оправданно опасаясь рисков «прогореть » не все могут позволить себе прервать трудовые отношения. В таких случаях возникает вопрос: может ли человек, работающий по трудовому договору зарегистрировать ИП.

Ограничения при регистрации ИП

При принятии решения начать свое дело и зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя нужно определить свое соответствие требованиям, установленным для открытия ИП.

  1. Гражданин, желающий открыть ИП должен быть совершеннолетним.
  2. Он должен иметь российское гражданство.
  3. Немаловажное условие – полная дееспособность. Ее ограничение устанавливается судом и может быть наложено на лиц, имеющих расстройства психики или страдающих от алкогольной, наркотической и игровой зависимости.
  4. Будущий предприниматель не должен иметь запретов на осуществление подобной деятельности.

Ограничение на возраст и дееспособность наложено потому, что предпринимательская деятельность связана с риском и бизнесмен должен хорошо это понимать.

Можно ли работающему оформить ИП

Достаточно часто возникает вопрос: можно ли открыть ИП если работаешь официально. В требованиях, выдвигаемых для регистрации предпринимателей, нет условия, по которому бизнесмен должен являться безработным.

ИП, в отличие от ООО или ОАО, это не правовая форма организации, а особый статус физического лица. Гражданин, получивший статус ИП, может осуществлять коммерческую деятельность на законных основаниях. Помимо этого права, статус ИП накладывает на своего обладателя ряд обязанностей. К ним относятся:

  • уплата обязательных отчислений в ПФР и ФНС;
  • ведение отчетности для предоставления в госорганы;
  • несение ответственности по возложенным на себя обязательствам.

После регистрации в качестве ИП предприниматель по-прежнему остается физическим лицом и не теряет прав и обязанностей рядового гражданина РФ. За ним сохраняется право на осуществление трудовой деятельности.

Работающий является сотрудником бюджетного или государственного учреждения

Иногда оформить ИП работающему человеку действительно невозможно. Такая ситуация возникает если человек официально трудоустроен в государственных или муниципальных учреждениях и является государственным служащим.

Необходимо понимать, что сам факт работы в подобных организациях не делает гражданина госслужащим по умолчанию.

Перечень должностей, относящихся к государственной службе, составляется и подписывается президентом РФ. При необходимости расширить круг лиц, не имеющих права заниматься предпринимательством, в определенном субъекте РФ, составляется дополнительный акт на уровне регионального законодательства. Если при устройстве на работу сотрудник получает статус государственного служащего, то этот факт отражается в трудовом договоре.

Общий перечень должностей, которые не могут получить статус ИП:

  • депутаты государственного и федерального уровня;
  • чиновники;
  • представили Вооруженных Сил и МВД;
  • адвокаты, судьи и нотариусы;
  • главы муниципальных структур.

Бухгалтер, работающий в детском саду, не является госслужащим, и запрет на ведение ИП на него не распространяется. Педагог бюджетной организации также может зарегистрировать себя в качестве ИП. Главный врач муниципальной больницы является представителем здравоохранения России и считается государственным служащим. Он не имеет права на получение статуса индивидуального предпринимателя.

Представителей государственной власти ограничили в праве на ведение предпринимательской деятельности для осуществления продуктивной работы. Ведение ИП может отнимать много времени, а человек, представляющий государство, должен все силы отдавать службе.

Может ли ИП работать по трудовому договору

Законом не запрещено совмещение трудовой и предпринимательской деятельности. Права ИП, как физического лица, охраняются Конституцией РФ. Статья 37 дает подробное объяснение, что каждый человек имеет право свободно распоряжаться своим трудом. Отталкиваясь от этого документа, физлицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, имеет право на заключение трудового договора со сторонней организацией.

ИП, в отличие от ООО даже с одним учредителем, не может оформить трудовые отношения между собой и своей фирмой.

Влияние индивидуального предпринимательства на трудовые отношения

Часто работающего человека волнует вопрос: как отразится открытие ИП на уже оформленные трудовые отношения. Ведение ИП регулируется нормами Гражданского Кодекса РФ, а трудовых взаимодействий – ТК РФ. Эти законодательные направления никак не пересекаются между собой. Следовательно, индивидуальное предпринимательство не влияет на выполнение работы, оформленной по ТК РФ.

За работника по-прежнему будут вноситься обязательные страховые выплаты и налоговые перечисления. Ему также полагается оплачиваемый ежегодный отпуск и больничный лист. Все эти условия соблюдаются при оформлении трудового договора с физическим лицом. Если владелец собственного дела желает устроиться на работу именно как ИП, то между ним и работодателем заключается договор гражданско-правового подряда (ГПД ). В таком случае соц. пакет, а также налоговые и пенсионные отчисления за работником не сохраняются. Такой схемой часто пользуются работодатели, желающие сэкономить на уплате налогов.

Если предприниматель работает по трудовому договору, в качестве физлица, то он не освобождается от выплаты страховых и налоговых взносов. Он должен производить выплаты даже в том случае, если у ИП нулевой доход.

Сообщать или нет нанимателю о регистрации ИП – решать самому предпринимателю. Факт открытия и ведения предпринимательской деятельности не отражается в трудовой книжке.Отчеты по своему предприятию, никак не пересекаются с теми, которые сдаются за наемных работников. Сведения о предпринимателях содержатся в ЕГРИП и свободный доступ к ним не предоставляется. Если ИП не будет использовать рекламу в СМИ, то наниматель может не узнать об особом статусе работника.

Как оформить ИП работающему

Процедура оформления ИП для трудоустроенных и безработных граждан идентична. Для получения законного разрешения на ведение собственного бизнеса надо собрать комплект документов.

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. ИНН заявителя.
  3. Заполненная форма Р21001.
  4. Квитанция об оплате госпошлины. В 2018 году для открытия ИП ее размер составляет 800 рублей. Потребуется оригинал и копия платежного документа.
  5. Заявления о переходе на УСН в 2-х экземплярах. 1 из них вернется обратно после регистрации ИП с пометкой ФНС.

Бумаги необходимо предоставить в отделение ФНС или МФЦ по месту регистрации. По истечении 3-х рабочих дней необходимо явиться в отделение для получения документов. В качестве подтверждения существования ИП выдается свидетельство о регистрации и выписка из ЕГРИП.

Как можно совмещать ИП с официальной работой

Совмещать ИП и основную работу можно, но довольно проблематично. Бизнес, особенно на стадии развития, требует постоянного контроля над происходящим. Если ИП ведет свое дело и имеет трудовые отношения одновременно, то нужно планировать свое время так, чтобы не страдала производительность на основной работе. В противном случае могут возникнуть трудности с начальством.

Удобно совмещать ИП и основную работу тем, кто имеет свободный или посменный график труда. Если предприниматель в официальных трудовых отношениях занят полный рабочий день, то ему целесообразно трудоустроить у себя человека, который будет вести отчетность. Альтернатива этому варианту – поиск удаленного бухгалтера.

Когда оформление ИП необходимо

В некоторых случаях можно заниматься своим делом с целью получения дополнительного заработка без оформления ИП. К таким ситуациям можно отнести частный извоз, пошив одежды или оказание косметологических услуг на дому. Не целесообразно регистрировать ИП при малом доходе, потому что отчисления в ПФР и ФОМС являются обязательными и не зависят от размера доходов. В 2018 году минимальный размер этих выплат составляет 32385 рублей. При доходе свыше 300000 рублей эта сумма увеличивается.

После регистрации ИП можно не оформлять работников, а самостоятельно выполнять всю работу. Если принять человека на работу по трудовому договору, то ИП должен совершать страховые перечисления не только за себя, но и за рабочего. Дополнительные взносы составляют порядка 30% от оклада работника.

Регистрация ИП необходима если:

  • для осуществления деятельности требуется получение лицензии;
  • имеется необходимость в рекламе;
  • нужно открыть расчетный счет.

Закон разрешает совмещать предпринимательскую и трудовую деятельность. При решении получить статус ИП без последующего увольнения с основного места работы нужно оценить возможные риски. Если времени для ведения собственного дела достаточно, то можно смело собирать документы и отправляться в ФНС. В случае отсутствия достаточного внимания новому бизнесу он рискует принести владельцу убытки вместо ожидаемой прибыли.

Можно ли устроиться на госслужбу при наличии ИП или нужно закрывать ИП?

Открыл на себя ип 3 года назад, теперь желаю устроится на гос. Службу, нужно ли закрывать ИП ?? Ответ приблизительно знаю, но лучше чтоб ответим юристы а нк гугл. За ранее спасибо!!

Ответы юристов ( 2 )

Фискальная и коммерческая составляющая в деятельности полиции должны быть полностью исключены, а основные усилия полиции сосредоточены, как уже отмечалось, на деле обеспечения прав и свобод граждан.

Специфичность запретов, прописанных законодательством о гражданской службе, определяется, в частности, тем, что полицейский на протяжении двух лет после своего увольнения не может работать в тех организациях, в которых функции государственного управления входили в его служебные обязанности. Законом допускается такое трудоустройство, но на него должно быть получено согласие соответствующей комиссии.
Кроме того, сотруднику полиции запрещено:
1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
2) замещать должность в полиции в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в т.ч. в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе внутренних дел, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено федеральными законами;
6) получать в связи с исполнением служебных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
7) выезжать в связи с исполнением служебных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
8) использовать в целях, не связанных с исполнением служебных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных со службой в полиции, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо органа внутренних дел, в котором сотрудник полиции замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности;
11) принимать без письменного разрешения руководителя органа внутренних дел награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его служебные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
12) использовать преимущества служебного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве сотрудника полиции, если это не входит в его служебные обязанности;
14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
17) заниматься без письменного разрешения руководителя органа внутренних дел оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также устанавливаются требования к служебному поведению государственного служащего, распространяемые и на сотрудника полиции, а также к представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц. Названные требования детализированы в иных нормативных правовых актах

Читать еще:  Как ликвидировать ИП пошаговая инструкция

Можно ли открыть ИП, если официально трудоустроен: зависимость между открытием и видом трудоустройства

Часто бывает, что несмотря на наличие постоянной работы, появляются мысли о дополнительном доходе. Источником такого дохода может стать собственное дело, но, чтобы не нарушать закон, любую предпринимательскую деятельность необходимо регистрировать. Одним из способов является оформление ИП.

Ограничения в регистрации

У людей, которые официально трудоустроены, возникает вопрос, возможно ли продолжать работать по найму и заниматься индивидуальным предпринимательством одновременно.

Чтобы ответить на этот вопрос, важно определить: ИП, в отличие от ООО или ОАО — это не организационно-правовая форма, это особый статус физического лица.

А физические лица по российскому законодательству обладают одинаковыми правами на трудоустройство вне зависимости от того, занимаются они бизнесом или нет.

К лицам, планирующим регистрацию ИП, есть ряд требований:

  1. Возраст от 18 лет.
  2. Отсутствие признанного судом факта недееспособности по причине психических заболеваний или наркологической, алкогольной зависимости.
  3. Российское гражданство.
  4. Отсутствие ограничения на частный бизнес.

И всё же для работающих граждан есть ограничения в возможности ведения предпринимательской деятельности. Связанны они с особенностями профессии или должности. Так, заниматься бизнесом запрещено тем, кто состоит на службе у государства. К ним относятся:

  1. Военнослужащие.
  2. Сотрудники МВД, прокуратуры и прочих государственных силовых структур.
  3. Чиновники.
  4. Депутаты Государственной думы и Федерального собрания.
  5. Руководители муниципальных учреждений.

Также быть ИП не имеют права адвокаты и нотариусы.

Ограничения связаны с желанием оградить сотрудников от ненужной занятости. Люди, наделенные определенными полномочиями, находящиеся на обеспечении государства и представляющие его интересы, не должны отвлекаться на предпринимательство. Иначе есть риск недостаточно качественного исполнения своих обязанностей.

Ограничения действуют и в случае, когда работающее лицо собирается стать предпринимателем, а также и в обратной ситуации: до снятия с учета ИП невозможно устроиться на определенные должности.

Может ли стать ИП работник бюджетного или государственного учреждения

Не всегда факт трудоустройства в муниципальном образовании или госпредприятии предполагает статус госслужащего. В таких организациях есть разделение на собственно госслужащих, имеющих чин, проходящих соответствующую аттестацию, и наемных рабочих. Отнесение к той или иной категории фиксируется в трудовом договоре.

Список должностей, которые по умолчанию имеют особый статус, издается Указом президента, и некоторые частные случаи могут быть прописаны в региональных нормативных документах. Поэтому, чтобы точно понять, имеет ли занимая должность отношение к госслужбе, необходимо напрямую выяснить это у работодателя во избежание дальнейших проблем.

Так, к примеру, учитель вправе вести частную деятельность в виде репетиторства, а главный врач не частной клиники ограничен в возможности какого-либо предпринимательства, так как в своем лице представляет государство по вопросам здравоохранения на уровне конкретного учреждения.

Влияние индивидуального предпринимательства на трудовые отношения

С точки зрения законодательства никаких сложностей в ведении частного бизнеса при официальном трудоустройстве возникнуть не должно. Но как сложатся отношения конкретного работника и его работодателя зависит только от них самих.

Прежде чем оформить ИП, необходимо трезво оценивать свои силы и возможности. Ведение своего дела требует много времени, ведь это и сама деятельность, и отчетность перед государственными органами контроля. За несвоевременное предоставление нужных документов в налоговую инспекцию, статистику, пенсионный и страховой фонды полагаются штрафы.

К тому же нельзя быть предпринимателем время от времени. Обязательства, возложенные на ИП, действуют весь период его существования, вплоть до снятия с регистрационного учета. Дополнительная занятость не должна отразиться на эффективности сотрудника на его основном месте работы.

Если работодатель начинает предъявлять повышенные требования к сотруднику, узнав об открытии ИП, работник вправе обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Но только если эти требования действительно необоснованы, и объективно единственная их причина — новый статус сотрудника.

Так же параллельное ведение собственного бизнеса не меняет обязательства работодателя в отношении работника. Организация продолжает делать отчисления налогов и взносов за сотрудника, обеспечивать оплачиваемые отпуск и больничный. В свою очередь сотрудника это не освобождает от уплаты налога, предусмотренного действующей системой налогообложения для ИП, и выплат в ПФР и ФСС за себя.

Необходимости сообщать руководству о начале предпринимательской деятельности нет, нигде не прописано такое условие, если речь не идет о госслужбе. Узнать о том, зарегистрировано ли ИП на ком-либо без ведома этого человека, возможно только после письменного платного запроса на выписку из ЕГРИП в органы ФНС или благодаря активной рекламе начинающего предпринимателя.

Дополнительно про официальное трудоустройство можно узнать из данного видео.

Трудовой договор

Лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, как и любое другое физическое лицо может устраиваться на работу и заключать трудовой договор. В трудовой книжке информация о предпринимательстве не отражается, поэтому работодатель при официальном трудоустройстве вносит запись о приеме на работу в общем порядке.

Бывают случаи, когда между ИП и организацией возникают отношения не как начальника и подчиненного, а как заказчика и исполнителя. Тогда трудовой договор не составляется, а заключается договор о гражданско-правовой ответственности, и оплата производится на основании акта выполненных работ. Такая схема возможно только при обоюдном согласии.

С одной стороны, это не очень комфортно для работника, так как он лишается социального обеспечения, которое полагается работающим гражданам РФ в соответствие с ТК (отпуск, больничный, компенсации при простое и потере рабочего места по вине работодателя и т.д.). С другой стороны, с заработной платы налог составляет 13%, а ИП с дохода платит 6%.

Поэтому в большинстве случаев предпочтительнее всё же трудовой договор, тем более его наличие и действующее ИП документально никак не пересекаются и не мешают друг другу. Главное, сохранять одинаковую производительность и в своем деле, и в компании работодателя, иначе придется выбрать что-то одно.

Совмещение с официальной работой

Если решение о регистрации индивидуального предпринимательства принято, нужно заняться оформлением. Отличий между тем, кто собирается стать ИП — работающий или безработный гражданин — нет.

Процедура оформления и дальнейшие обязательства одинаковые.

Чтобы зарегистрировать ИП, необходимо выбрать сферу деятельности, определиться с системой налогообложения и собрать следующие документы:

  1. Документ удостоверяющий личность — паспорт РФ.
  2. ИНН.
  3. Заявление о внесении в Единый реестр — форма P21001.
  4. Квитанция об оплате госпошлины на 800 рублей.
  5. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в 2-х экземплярах, иначе автоматически фиксируется применение общих правил.

Выбранные сферы деятельности определяют коды ОКВЭД, которые нужно указать в заявлении. Так же не при любой деятельности можно работать по «упрощенке», тогда придется использовать ЕНВД. А некоторые виды вообще недопустимы без открытия юридического лица (например, продажа алкогольной продукции).

Определившись со всеми составляющими и заполнив заявление, необходимые документы предоставляются в органы ФНС по месту регистрации. Через три рабочих дня налоговая инспекция выдает свидетельство о регистрации ИП и выписку из ЕГРИП, подтверждающие официальное начало деятельности. Данные передаются в фонды, где присваивается индивидуальный регистрационный номер.

С этого момента помимо права законно заниматься своим делом, ИП принимает ряд обязательств и становится ответственным субъектом предпринимательства. ИП, вне зависимости от того, трудоустроен или нет, должен:

  • вести книгу доходов и расходов;
  • платить налоги соответственно выбранной системе налогообложения;
  • делать взносы в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования за себя и за нанятых сотрудников, если таковые имеются;
  • финансово и юридически отвечать за свою деятельность перед заказчиками и контролирующими органами.
Читать еще:  Как оформить простой в организации

Если на работе невелика загрузка, и есть возможность уделять достаточно времени предпринимательству без ущерба исполнению обязанностей наемного работника, совмещать свое дело и официальную работу возможно.

В каких случаях оформление необходимо

Нередко дополнительный заработок остается незарегистрированным и продолжает быть просто увлечением с периодическим доходом. Официальное оформление целесообразно, только если оправданы затраты материальных средств, времени и сил. Но есть случаи, когда без регистрации работать не представляется возможным:

  1. Для осуществления деятельности обязательно наличие патента или лицензии (только юридические лица имеют право на получение).
  2. Для проведения платежей с помощью банковских переводов через расчетный счет, по терминалу, с предоставлением чека.
  3. Для привлечения клиентов невозможно обойтись без активной рекламы, в том числе в СМИ.

В любом случае ведение бизнеса в рамках законодательства Российской Федерации подлежит обязательной регистрации. А стоит ли оформлять ИП лицу, имеющему официальную работу, зависит в первую очередь от того, принесет ли это реальный доход в итоге.

Особенности работы по совместительству есть в данном видео.

Может ли муниципальный служащий быть индивидуальным предпринимателем

Муниципальные служащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ

(ред. от 26.07.2017)

“О муниципальной службе в Российской Федерации”

(с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2018)

Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой

1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления;

Подскажите, можно ли открыть ИП если официально трудоустроен в бюджетной организации? Слышала, что запрет на ведение предпринимательской деятельности распространяется на всех, кто работает государственных учреждениях, так ли это?

Решение вопроса

Запрет на ведение предпринимательской деятельности установлен пп.3 п. 1 ст. 17 закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации и распространяется только на государственных служащих.

Запрет также действует на регистрацию организации и участие в ее деятельности в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиальных органов управления.

Муниципальным служащим в соответствии с пп.3 п. 1 ст. 14 закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” также запрещено открывать собственное дело и регистрироваться в качестве ИП.

Необходимо отметить, что не все кто работает в государственных и муниципальных учреждениях, стоят на государственной службе. Граждане, трудящиеся в указанных учреждениях по найму и не имеющие статуса государственного или муниципального служащего, могут открывать ИП и вести предпринимательскую деятельность. На них данные запреты не распространяются. Также встать на учет в качестве ИП может и бывший госслужащий.

При этом, несмотря на запрет осуществления предпринимательской деятельности, государственные и муниципальные служащие могут осуществлять иную оплачиваемую деятельность (кроме предпринимательской) с согласия нанимателя и при условии того, что это не вызовет конфликта интересов (пп.2 п.1 ст. 11 закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ и пп.2 п.1 ст. 14 закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

Часто бывает, что несмотря на наличие постоянной работы, появляются мысли о дополнительном доходе. Источником такого дохода может стать собственное дело, но, чтобы не нарушать закон, любую предпринимательскую деятельность необходимо регистрировать. Одним из способов является оформление ИП.

Ограничения в регистрации

У людей, которые официально трудоустроены, возникает вопрос, возможно ли продолжать работать по найму и заниматься индивидуальным предпринимательством одновременно.

Чтобы ответить на этот вопрос, важно определить: ИП, в отличие от ООО или ОАО — это не организационно-правовая форма, это особый статус физического лица.

А физические лица по российскому законодательству обладают одинаковыми правами на трудоустройство вне зависимости от того, занимаются они бизнесом или нет.

К лицам, планирующим регистрацию ИП, есть ряд требований:

  1. Возраст от 18 лет.
  2. Отсутствие признанного судом факта недееспособности по причине психических заболеваний или наркологической, алкогольной зависимости.
  3. Российское гражданство.
  4. Отсутствие ограничения на частный бизнес.

И всё же для работающих граждан есть ограничения в возможности ведения предпринимательской деятельности. Связанны они с особенностями профессии или должности. Так, заниматься бизнесом запрещено тем, кто состоит на службе у государства. К ним относятся:

  1. Военнослужащие.
  2. Сотрудники МВД, прокуратуры и прочих государственных силовых структур.
  3. Чиновники.
  4. Депутаты Государственной думы и Федерального собрания.
  5. Руководители муниципальных учреждений.

Также быть ИП не имеют права адвокаты и нотариусы.

Ограничения связаны с желанием оградить сотрудников от ненужной занятости. Люди, наделенные определенными полномочиями, находящиеся на обеспечении государства и представляющие его интересы, не должны отвлекаться на предпринимательство. Иначе есть риск недостаточно качественного исполнения своих обязанностей.

Ограничения действуют и в случае, когда работающее лицо собирается стать предпринимателем, а также и в обратной ситуации: до снятия с учета ИП невозможно устроиться на определенные должности.

Может ли стать ИП работник бюджетного или государственного учреждения

Не всегда факт трудоустройства в муниципальном образовании или госпредприятии предполагает статус госслужащего. В таких организациях есть разделение на собственно госслужащих, имеющих чин, проходящих соответствующую аттестацию, и наемных рабочих. Отнесение к той или иной категории фиксируется в трудовом договоре.

Список должностей, которые по умолчанию имеют особый статус, издается Указом президента, и некоторые частные случаи могут быть прописаны в региональных нормативных документах. Поэтому, чтобы точно понять, имеет ли занимая должность отношение к госслужбе, необходимо напрямую выяснить это у работодателя во избежание дальнейших проблем.

Так, к примеру, учитель вправе вести частную деятельность в виде репетиторства, а главный врач не частной клиники ограничен в возможности какого-либо предпринимательства, так как в своем лице представляет государство по вопросам здравоохранения на уровне конкретного учреждения.

Влияние индивидуального предпринимательства на трудовые отношения

С точки зрения законодательства никаких сложностей в ведении частного бизнеса при официальном трудоустройстве возникнуть не должно. Но как сложатся отношения конкретного работника и его работодателя зависит только от них самих.

Прежде чем оформить ИП, необходимо трезво оценивать свои силы и возможности. Ведение своего дела требует много времени, ведь это и сама деятельность, и отчетность перед государственными органами контроля. За несвоевременное предоставление нужных документов в налоговую инспекцию, статистику, пенсионный и страховой фонды полагаются штрафы.

К тому же нельзя быть предпринимателем время от времени. Обязательства, возложенные на ИП, действуют весь период его существования, вплоть до снятия с регистрационного учета. Дополнительная занятость не должна отразиться на эффективности сотрудника на его основном месте работы.

Если работодатель начинает предъявлять повышенные требования к сотруднику, узнав об открытии ИП, работник вправе обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Но только если эти требования действительно необоснованы, и объективно единственная их причина — новый статус сотрудника.

Так же параллельное ведение собственного бизнеса не меняет обязательства работодателя в отношении работника. Организация продолжает делать отчисления налогов и взносов за сотрудника, обеспечивать оплачиваемые отпуск и больничный. В свою очередь сотрудника это не освобождает от уплаты налога, предусмотренного действующей системой налогообложения для ИП, и выплат в ПФР и ФСС за себя.

Необходимости сообщать руководству о начале предпринимательской деятельности нет, нигде не прописано такое условие, если речь не идет о госслужбе. Узнать о том, зарегистрировано ли ИП на ком-либо без ведома этого человека, возможно только после письменного платного запроса на выписку из ЕГРИП в органы ФНС или благодаря активной рекламе начинающего предпринимателя.

Дополнительно про официальное трудоустройство можно узнать из данного видео.

Трудовой договор

Лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, как и любое другое физическое лицо может устраиваться на работу и заключать трудовой договор. В трудовой книжке информация о предпринимательстве не отражается, поэтому работодатель при официальном трудоустройстве вносит запись о приеме на работу в общем порядке.

Бывают случаи, когда между ИП и организацией возникают отношения не как начальника и подчиненного, а как заказчика и исполнителя. Тогда трудовой договор не составляется, а заключается договор о гражданско-правовой ответственности, и оплата производится на основании акта выполненных работ. Такая схема возможно только при обоюдном согласии.

С одной стороны, это не очень комфортно для работника, так как он лишается социального обеспечения, которое полагается работающим гражданам РФ в соответствие с ТК (отпуск, больничный, компенсации при простое и потере рабочего места по вине работодателя и т.д.). С другой стороны, с заработной платы налог составляет 13%, а ИП с дохода платит 6%.

Поэтому в большинстве случаев предпочтительнее всё же трудовой договор, тем более его наличие и действующее ИП документально никак не пересекаются и не мешают друг другу. Главное, сохранять одинаковую производительность и в своем деле, и в компании работодателя, иначе придется выбрать что-то одно.

Совмещение с официальной работой

Если решение о регистрации индивидуального предпринимательства принято, нужно заняться оформлением. Отличий между тем, кто собирается стать ИП — работающий или безработный гражданин — нет.

Процедура оформления и дальнейшие обязательства одинаковые.

Чтобы зарегистрировать ИП, необходимо выбрать сферу деятельности, определиться с системой налогообложения и собрать следующие документы:

  1. Документ удостоверяющий личность — паспорт РФ.
  2. ИНН.
  3. Заявление о внесении в Единый реестр — форма P21001.
  4. Квитанция об оплате госпошлины на 800 рублей.
  5. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в 2-х экземплярах, иначе автоматически фиксируется применение общих правил.
Читать еще:  Как передать имущество от одной организации другой

Выбранные сферы деятельности определяют коды ОКВЭД, которые нужно указать в заявлении. Так же не при любой деятельности можно работать по «упрощенке», тогда придется использовать ЕНВД. А некоторые виды вообще недопустимы без открытия юридического лица (например, продажа алкогольной продукции).

Определившись со всеми составляющими и заполнив заявление, необходимые документы предоставляются в органы ФНС по месту регистрации. Через три рабочих дня налоговая инспекция выдает свидетельство о регистрации ИП и выписку из ЕГРИП, подтверждающие официальное начало деятельности. Данные передаются в фонды, где присваивается индивидуальный регистрационный номер.

С этого момента помимо права законно заниматься своим делом, ИП принимает ряд обязательств и становится ответственным субъектом предпринимательства. ИП, вне зависимости от того, трудоустроен или нет, должен:

  • вести книгу доходов и расходов;
  • платить налоги соответственно выбранной системе налогообложения;
  • делать взносы в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования за себя и за нанятых сотрудников, если таковые имеются;
  • финансово и юридически отвечать за свою деятельность перед заказчиками и контролирующими органами.

Если на работе невелика загрузка, и есть возможность уделять достаточно времени предпринимательству без ущерба исполнению обязанностей наемного работника, совмещать свое дело и официальную работу возможно.

В каких случаях оформление необходимо

Нередко дополнительный заработок остается незарегистрированным и продолжает быть просто увлечением с периодическим доходом. Официальное оформление целесообразно, только если оправданы затраты материальных средств, времени и сил. Но есть случаи, когда без регистрации работать не представляется возможным:

  1. Для осуществления деятельности обязательно наличие патента или лицензии (только юридические лица имеют право на получение).
  2. Для проведения платежей с помощью банковских переводов через расчетный счет, по терминалу, с предоставлением чека.
  3. Для привлечения клиентов невозможно обойтись без активной рекламы, в том числе в СМИ.

В любом случае ведение бизнеса в рамках законодательства Российской Федерации подлежит обязательной регистрации. А стоит ли оформлять ИП лицу, имеющему официальную работу, зависит в первую очередь от того, принесет ли это реальный доход в итоге.

Особенности работы по совместительству есть в данном видео.

Бывший госслужащий: трудности при приеме на работу

Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

Указанные списки достаточно объемны и трудны для восприятия. Поэтому советуем узнать у сотрудника, в каком госоргане он работал, зайти на официальный сайт этого органа и в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, можно узнать, относилась ли замещаемая должность к той, которая требует соблюдение особого порядка при приеме сотрудника на работу.

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Уведомление

Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.

В случае заключения трудового договора указываются:

  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.

В случае заключения гражданско-правового договора указываются:

  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.

Уведомление направляется в адрес государственного (муниципального) органа, бывшего места работы сотрудника, в течение 10 дней с момента заключения договора.

Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

  • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом и является обязательным для коммерческих структур.

Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник – уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.

Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

  • если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
  • обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
  • если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
  • предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
  • не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.

Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector