Лесной участок это

Лесной участок это

Лесные участки

Что такое лесной участок установлено в одноименной Статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) от 04.12.2006 № 200-ФЗ. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями: 67 («Общие положения о проведении лесоустройства»), 69 («Проектирование лесных участков») и 92 («Государственный кадастровый учет лесных участков») ЛК РФ.

Лесной участок ─ это не только участок лесного фонда. Лесоустройство проводится как на его землях, так и на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) к землям лесного фонда наряду с лесными относятся нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. К лесным принадлежат земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, ─ вырубки, гари, редины, прогалины и др. К числу нелесных земель ─ просеки, дороги, болота и др.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяют на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Лесной участок можно рассматривать как земельный участок, на котором проводится лесоустройство. На земельных участках, где леса не произрастают, лесоустройство не проводится. По отношению к лесным участкам предусмотрена деятельность по их проектированию, в процессе которой выполняется проект лесного участка, содержащий информацию о границах, площади, местоположении и иных качественных и количественных параметрах.

Лесные участки ─ это самостоятельные природные объекты, имеющие специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством. Кроме того, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулирует земельное законодательство.

Правовой режим земельных участков из состава земель лесного фонда и лесных участков из состава иных категорий земель не является тождественным, поскольку, например, по-разному происходит их налогообложение земельным налогом.

Что такое лес

Следует отметить, что, несмотря на свою кажущуюся очевидность, понятие «лес» не является таким однозначным. Наряду с его научным толкованием необходимо четко сформулировать юридическое. А даже научное толкование служит поводом для дискуссий. Если рассматривать лес как совокупность лесной растительности, возникает вопрос количественных параметров, позволяющих определить, когда эта совокупность может называться лесом, а когда до этого названия «не дотягивает». Разграничить лесную и нелесную растительность, например, участок с лесными деревьями и участок с «не лесными» кустарниками или редко стоящими деревьями, кроны которых не смыкаются, ─ не так-то просто.

В лесном законодательстве понятие леса определено как через экологическую систему, так и природный ресурс. Некоторые специалисты считают, что разделение понятия «лес» на две части ─ землю и древесную растительность приводит к тому, что лесные отношения подменяются земельными. С другой стороны, если лес отделить от земли, на которой он растет, лес перестанет быть лесом, превратившись в древесину.

Лесные участки в зеркале статистики

Как известно, в соответствии с ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Это:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) земли лесного фонда занимают 1 121 928 га (65,6% всех земельных ресурсов). Т. е. существенно больше, чем земли всех остальных категорий вместе взятые. А их доля в составе земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, еще выше ─ 71,1%.

Помимо этого, в составе земель населенных пунктов 13,7% приходится на покрытые лесом земельные участки ─ лесные площади (10,4%) и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд (3,3%). В составе земель особо охраняемых территорий и объектов лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимают свыше 40%.

Земли, покрытые лесом, составляют значительную часть (почти 1/6) земель сельскохозяйственного назначения.

Что касается земель лесного фонда, то их распределение по угодьям выглядит следующим образом:

  • лесные площади ─ 72,6%;
  • лесные насаждения, не входящие в лесной фонд ─ 0,01%;
  • участки, находящиеся под водой ─ 1,7%;
  • земли застройки ─ 0,01%;
  • участки под дорогами ─ 0,1%;
  • болота ─ 9,9%;
  • нарушенные земли ─ 0,02%;
  • прочие земли ─ 15,3%;
  • сельскохозяйственные угодья ─ 0,4%;
  • участки в стадии мелиоративного строительства ─ 0,00004%.

Пользование лесными участками

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

К числу видов использования лесов относятся: заготовка древесины; заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов (пищевых, лекарственных); ведение охотничьего и сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; рекреационная деятельность. На лесных участках могут выполняться работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений (морских и речных портов, морских терминалов, речных причалов); строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

Очевидно, что всякий, использующий лесные участки, будь то произрастающая на них растительность или земля, должен обладать правом пользования лесными участками.

Права на лесные участки

Право пользования участками лесного фонда может быть различным. Согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» ЛК РФ, право собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежит государству. Федеральная собственность на леса призвана служить гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ЗК РФ).

Постоянно поднимается вопрос установления частной собственности на леса. Этот вопрос актуален не только для тех, кто построил дом на лесном участке, он имеет значительный общественный резонанс. Обсуждая его, нельзя не принимать во внимание естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта. Прежде всего, очень длительные сроки лесовосстановления. Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, принесет прибыль лишь спустя многие десятилетия, поэтому для собственника, заинтересованного в получении прибыли, выгодной будет исключительно рубка леса, а не лесное хозяйство.

Статья 9 ЛК РФ предусматривает постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, аренду лесного участка, безвозмездное срочное пользование лесным участком, а также ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут).

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются, если иное не предусмотрено ЛК РФ, по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

Самовольное занятие лесного участка преследуется по закону. В соответствии со Статьей 7.9. «Самовольное занятие лесных участков» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наказание. На граждан накладывается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей. На должностных лиц ─ от одной тысячи до двух тысяч рублей. На юридических лиц ─ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Читать еще:  Отчуждение доли в уставном капитале ООО

Статья 7. Лесной участок

Статья 7. Лесной участок

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Судебная практика и законодательство — Лесной кодекс. Статья 7. Лесной участок

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного кодекса.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 9, 10, 25, 43 – 46, 70.1, 71, 74, 81 – 84, 102 – 109 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что действовавшим на момент отказа законодательством предусмотрено исключительное право собственника объектов недвижимости, расположенных на участке лесного фонда, на аренду данного участка лесного фонда, без проведения аукциона, установив, что ОАО “Московская областная лесная промышленность” является собственником объектов недвижимости, расположенных на участке лесного фонда, пришли к выводу о наличии у него права на приобретение указанного участка в аренду без проведения аукциона.

Согласно статье 7 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) лесным участком являлся земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 72 Лесного кодекса. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 Лесного кодекса, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.

Согласно статье 7 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 72 Лесного кодекса.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь положениями Закона СССР от 17.06.1977 “Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик”, Основами лесного законодательства Российской Федерации, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, статьями 7, 8, 36, 130 Лесного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отнесении спорных земельных участков к участкам лесного фонда, являющимся в силу закона федеральной собственностью.

Согласно статье 7 ЛК РФ (здесь и далее – в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана МО СП “Сухинское”) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”, статьями 6, 7, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам: между сторонами имеется спор о границах земельных участков; оспаривая результаты лесоустройства по включению в 2006-2007 годах в земли лесного фонда части земельных участков, находящихся у заявителей на праве постоянного (бессрочного) пользования, Завод и Институт фактически оспаривают право собственности Российской Федерации как собственника земель лесного фонда; заявителями избран ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав; Завод и Институт вправе требовать защиты своих прав и законных интересов путем предъявления материально-правового требования, а не путем оспаривания результатов лесоустройства, которое может и должно оцениваться судом в качестве одного из доказательств в рамках спора о праве.

3. Согласно статье 7, части 2 статьи 69 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 – 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Кодекса (статья 7 Кодекса).

Лесные участки могут быть отнесены как к категории земель лесного фонда, так и к землям иных категорий (статья 6 Кодекса).

Понятие лесного участка

Понятие лесного участка определяется в ст. 7 ЛК РФ, в соответствии с которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяется в соответствии со ст. 67, 69, 92 ЛК РФ. Лесное законодательство связывает понятие лесного участка с проведением на нем лесоустройства (ст. 67 ЛК РФ). Данное обстоятельство обусловливает специфику лесного участка по сравнению с земельным участком. Статья 67 ЛК РФ определяет общие начала проведения лесоустройства. Согласно ей, а также ч. 3 ст. 23 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, при условии, что на них расположены леса. Следовательно, можно сделать вывод, что лесные участки признаются в качестве таковых только на перечисленных категориях земель.

В науке существует мнение, что понятие “лесной участок” полностью тождественно понятию “земельный участок”. Земельный участок представляют собой индивидуализированную часть земли как объекта природы, т.е. конкретный земельный участок.

Можно отметить, что данные понятия тождественны не в полной мере, поскольку лесной участок обладает характерными особенностями.

Формально лесной участок можно рассматривать как земельный участок. Однако здесь необходимо обратить внимание на специфику лесного участка. Земельный участок делает лесным определенная совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающая на нем. Лесной участок обладает особыми свойствами в полной мере благодаря специальным свойствам древесно-кустарниковой растительности. Именно наличие лесов позволило выделить лесные участки в составе земель лесного фонда. Иными словами, понятие лесного участка неразрывно связано с природными свойствами лесов. Поэтому необходимо признать наличие особенностей у лесного участка по сравнению с земельным участком.

Читать еще:  Комментарий к ст 285

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Иное определение земельного участка содержалось в ст. 1 в утратившем силу Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре”: часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. В соответствии с ним в состав земельного участка входят произрастающие на нем леса, поскольку они находятся над поверхностью земельного участка.

Для того чтобы земельный участок мог выступать полноценным объектом правоотношений, законодательство устанавливает ряд существенных требований. Земельный участок должен быть индивидуально определен (индивидуализирован). В результате индивидуализации каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Индивидуализация необходима для отграничения конкретного земельного участка от других земельных участков. Земельный участок характеризуют следующие основные сведения: кадастровый номер; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. При этом земельный участок индивидуализируется с помощью таких его характеристик, как местоположение, площадь и его границы.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивает ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, орган кадастрового учета. Местоположением участка является его фактический адрес.

Как уже отмечалось, лесной участок обладает особенностями по сравнению с земельным участком. Законодатель понятие лесного участка связывает с проведением лесоустройства. Лесоустройство не проводится на земельных участках, на которых не произрастают леса.

Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов и др. (п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ). В данном случае местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ч. 3 ст. 68 Л К РФ).

В отличие от обычного земельного участка в отношении лесных участков осуществляется деятельность по их проектированию. При проектировании лесных участков производится подготовка проектной документации о границах, площади, местоположении и об иных качественных и количественных характеристиках лесных участков. При проектировании обычных земельных участков в состав документации не входит информация о качественных и количественных показателей лесов. Местоположение, площадь и границы лесных участков определяются по границам и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

Специфика определения лесных участков по сравнению с земельными участками признана Верховным Судом РФ. Он установил, что “правовая природа этих участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом”. Кроме того, лесное законодательство базируется на других основных принципах, чем земельное законодательство (ст. 1 ЗК РФ, ст. 1 ЛК РФ)1.

Лесной участок: понятие и специфика определения

Понятие лесных участков

Понятие лесного участка определяет статья 7 Лесного Кодекса РФ (ЛК РФ). Она гласит, что лесным участком может являться земельный участок, границы которого определяется в соответствии со ст. 67, 69, 92 ЛК РФ.

Законодательство относит термин лесной участок к проведению на нем лесоустройства по статье 67 ЛК РФ, что характеризует специфику лесных участков в сравнении с земельными участками. Статья 67 также содержит общую основу проведения лесоустройства, определяя, что лесоустройство может осуществляться на землях лесного фонда, включая земли безопасности и обороны, особо охраняемой природной территорий, населенного пункта с условием, что там располагается лес. По этой причине лесной участок признается таковым лишь на рассмотренных категориях земель.

Наука содержит позицию, что категория «лесной участок» в полной мере отождествляет понятие «земельный участок». Тем не менее, земельные участки — это индивидуализированная часть земли в качестве природного объекта, то есть конкретные земельные участки. Эти понятия не в полной мере тождественны, так как для лесного участка характерны свои особенности.

Особенности лесных участков

Формально лесной участок — это участок земли, но здесь важна специфика лесного участка. Земельный участок становится лесным участком по причине наличия определенной совокупности древесной и кустарниковой растительности, которая на нем растет. Лесные участки обладают особенными свойствами только благодаря специальным особенностям древесной и кустарниковой растительности. Именно наличие леса позволяет выделять лесные участки в составе земли лесного фонда.

Можно сказать, что категория «лесной участок» напрямую связана с природными свойствами леса. По этой причине важно признание существования особенностей у лесных участков в сравнении с земельными участками.

Часть 2 статья 7 ЗК РФ обозначает земельный участок в качестве объекта земельных отношений. Он состоит из части поверхности земли (включая слой почвы), границы которой в установленном порядке описаны и удостоверены. Другое определение понятия «земельный участок» содержала статья 1 утратившего силу ФЗ № 28 «О государственном земельном кадастре». Она включала в его состав поверхность земли (поверхностный слой почвы), границы которой прошли описание и удостоверение в установленном порядке с помощью уполномоченного государственного органа. Также в его состав включалось все то, что находится под и над поверхностью земли, если другое не предусматривали федеральные законы о недрах, законы об использовании воздушного пространства и прочие ФЗ.

По этому определению в состав земельных участков входили и растущие на нем леса, так как они произрастают над их поверхностью.

Для того чтобы земельные участки могли выступать в качестве полноценных объектов отношений в области права, законодательством был установлен ряд существенных требований. Так, участки земли должны быть индивидуально определены (индивидуализированы), в результате чего каждый из них получает соответствующие характеристики, позволяющие однозначно выделять определенный участок из числа других, проводя его качественную и экономическую оценку.

Читать еще:  Как вернуть мебель сделанную на заказ

Индивидуализация используется и для того, чтобы отграничить конкретный земельный участок от других.

Для информации по земельным участкам характерны следующие данные:

  • кадастровый номер;
  • адрес или местоположение;
  • занимаемая площадь;
  • категория земли и разрешение на использование земельных участков;
  • описание границ участка, его отдельных частей;
  • зарегистрированные в устанавливаемом порядке вещные права и ограничения (обременение);
  • экономическая составляющая, включая сумму платы за землю;
  • качественная составляющая, включая плодородие и состояние земель для отдельных категорий;
  • наличие объектов недвижимости, которые прочно связаны с участком земли.

Индивидуализация земельных участков происходит за счет его характеристик, представленных местоположением, площадью и границами.

Статья 12 ФЗ 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок идентифицируется в Едином государственном реестре прав в соответствии со своим кадастровым номером. Он присваивается по Фз 221 «О государственном кадастре недвижимости», органами кадастрового учета. Фактический адрес участка — это его местоположение.

Отличие земельного и лесного участка

Для лесного участка, в сравнении с земельным, характерны особенности. Законодательно категория лесного участка связана с проведением лесоустройства, которое не проводят на тех участках земли, где не растет лес.

Лесоустройство заключается в проектировании лесничества и лесопарков, участков леса, закреплении на местности местоположений леснических границ и др. (пункт 1, 3, 4 часть 1 статья 68 ЛК РФ). В этой ситуации местоположение границ закрепляется на местности посредством лесоустроительного, лесохозяйственного знака и (или) указывается на карте леса (часть 3 статья 68 ЛК РФ).

Еще одно отличие лесных участков от земельных состоит в том, что на первых ведется работа по их проектированию, в результате чего подготавливается проектная документация о границе, площади, местоположении и прочих количественных и качественных характеристиках лесного участка. В процессе проектирования обычного земельного участка в состав документации не включают сведения о качественных и количественных показателях леса. Показатели местоположения, площади и границ лесных участков могут быть определены в соответствии с границами и площадью лесного квартала и (или) лесотаксационного выдела.

Специфика определения лесного участка в сравнении с земельным участком признается Верховным Судом РФ, который устанавливает, что их «правовую природу нельзя считать тождественной.

Лесной участок является самостоятельным природным объектом, который обладает специальным правовым режимом, определенным лесным законодательством, по причине жизненно важного многофункционального значения лесов и их роли для общества в целом». Помимо этого, законодательство о лесе основано на других базовых принципах, в отличие от земельного законодательства (статья 1 ЗК РФ, статья 1 ЛК РФ).

Земли лесного фонда и их использование

Земельные ресурсы Российской Федерации по видам использования делятся на семь категорий. Преобладают леса, которые составляют 65% от площади территории государства.

Определение

Земли лесного фонда – природный хозяйственный объект собственности федерального значения. Это леса и участки, предназначенные для лесной промышленности. Исключение составляют массивы городских поселений и территории, которыми распоряжается Министерство обороны РФ.

К землям лесного фонда (ЛФ) не относятся:

  • наделы сельскохозяйственного назначения;
  • насаждения кустарниковой растительности;
  • участки водного фонда.

Подробный список массивов ЛФ регламентирован положениями статьи №23 Лесного кодекса РФ.

Какие земли относятся к лесному фонду

Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:

  • берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
  • участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
  • природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
  • находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
  • площади для восстановления лесов;
  • территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.

Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.

Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:

ВАЖНО! Границы земель ЛФ определяются по специальным межевым знакам или по картографическим материалам. Их исключение или присоединение происходит в соответствии с действующими законами Лесного и Земельного кодексов.

Виды разрешенного использования

Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.

Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:

  • рационально, непрерывно пользоваться арендуемым объектом;
  • обеспечивать сохранность участка, следить за экологией окружающей среды;
  • соблюдать правила, нормы лесопользования;
  • поддерживать биологическое многообразие видов;
  • сохранять и защищать объекты природного, культурного наследия, расположенные на арендуемом участке.

Лесной кодекс регламентирует следующие виды использования участков (ресурсов) фонда:

  • заготовка древесины;
  • елей к Новому году;
  • древесных продуктов (коры, бересты, листьев);
  • сенокос;
  • создание пасек;
  • выпас скота;
  • устройство различных мероприятий, не противоречащих действующим законам.

ВАЖНО! Арендаторам государственных зон разрешается по согласованию строить на объектах вспомогательные здания и сооружения.

Можно ли оформить в собственность

По общим правилам зарегистрировать земли лесного фонда в собственность нельзя. Однако физические и юридические лица могут ходатайствовать о смене категории территории и тем самым получить право на ее приобретение.

Разрешение на изменение ВРИ (вид разрешенного использования) выдается на трех уровнях:

ВАЖНО! Процедура изменения ВРИ участка, принадлежащего лесному фонду, длится долго. Поэтому, чтобы пользоваться, заключают арендное соглашение по интересующему объекту.

Как перевести землю лесного фонда в другую категорию

Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:

  • изменение назначения участка в устроительной документации;
  • увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
  • по решению экологической экспертной группы;
  • невозможность использования территории по основному назначению;
  • прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
  1. Получить сведения из ЕГРН.
  2. Составить заявление.
  3. Собрать документы.
  4. Получить решение.

Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:

  • правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
  • отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.
  • паспорт (для физических лиц);
  • заявление;
  • выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
  • решение экологической экспертной группы (если требуется);
  • выписка о характеристиках территории из Росреестра;
  • расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.

Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:

  • наименование учреждения, в которое подается обращение;
  • персональные данные заявителя;
  • выписка из кадастрового реестра;
  • текущая категория надела;
  • в какой ВРИ переоформляется;
  • подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.

Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector