Какое определение капитального ремонта дает налоговое законодательство

Какое определение капитального ремонта дает налоговое законодательство

Капремонт вместо реконструкции: учесть расходы стало проще

Теперь понятие «капитальный ремонт» закреплено законодательно. Кроме того, более подробно прописан перечень работ, которые относятся к реконструкции. Это поможет компаниям избежать ошибок при разграничении расходов на такие виды работ в учете.

Недавно в законодательство были внесены поправки 1 , благодаря которым станет легче отличить строительные работы, которые относятся к капитальному ремонту, от реконструкции. Кроме того, некоторые виды работ, традиционно относимые налоговиками к реконструкции, компаниям станет проще учесть в качестве расходов на ремонт.
Это имеет важное значение, так как учет расходов на эти виды работ ведется по-разному, а тема классификации строительных работ в учете до сих пор остается одной из самых спорных.

Почему невыгодна реконструкция?

Расходы на ремонтные работы в налоговом учете компания имеет право списать единовременно в размере фактических затрат (при условии, что она не создает резерв по этому виду расходов). Причем это касается как текущего, так и капитального ремонта 2 .
С расходами на реконструкцию другая ситуация. Эти расходы увеличивают первоначальную стоимость имущества и впоследствии могут быть списаны только через амортизацию 3 .
В результате очень часто списание таких расходов растягивается на долгие годы, особенно если речь идет о реконструкции здания. Дополнительные сложности вызывает еще и то, что в бухгалтерском и налоговом учете амортизация объекта после реконструкции рассчитывается по-разному, в результате чего фирме приходится вести еще и учет временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Кроме того, если реконст­рукция длится более 12 месяцев, то на весь период проведения этих работ приостанавливается начисление амортизации по объекту 4 .

Пример
Компания произвела строительно-монтажные работы (СМР) в здании на сумму 900 000 руб. (без НДС), которые были завершены в сентябре (срок проведения работ не превысил 12 месяцев). Первоначальная стоимость здания — 3 000 000 руб., оно входит в 8-ю амортизационную группу со сроком полезного использования 21 год (252 месяца) Компания использует линейный метод начисления амортизации и не применяет амортизационную премию. Рассмотрим отражение расходов на СМР в налоговом учете.
Вариант 1: расходы учтены как ремонт.
Всю сумму расходов (900 000 руб.) компания может списать единовременно в периоде завершения работ, т. е. в сентябре, на дату подписания акта приемки (при условии, что фирма не создает резерв по расходам на ремонт).
Соответственно, вся сумма расходов на ремонт будет полностью учтена в декларации по налогу на прибыль за сентябрь (9 месяцев).
Вариант 2: расходы учтены как реконструкция.
Фирма обязана на всю сумму расходов по СМР увеличить перво­начальную стоимость здания.
При этом ежемесячная сумма амортизации по нему до реконструкции была рассчитана так:
1 : 252 мес. x 100% x x 3 000 000 руб. = 11 905 руб.
Допустим, до реконструкции здание эксплуатировалось 60 месяцев, поэтому сумма амортизации, начисленная за этот период в налоговом учете, составила:
11 905 руб. x 60 мес. = = 714 300 руб.
Предположим, что после реконструкции срок службы здания фирма увеличивать не стала, в связи с этим новая сумма ежемесячной амортизации была рассчитана так (см. письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, от 12.02.2009 № 03-03-06/1/57):
1 : 252 мес. x 100% x x (3 000 000 руб. + 900 000 руб.) = = 15 476 руб.
То есть срок, в течение которого будет начисляться новая амортизация, составит:
(3 900 000 руб. – 714 300 руб.) : : 15 476 руб. = 206 мес.
В отличие от первого варианта, когда компания имеет право полностью списать расходы уже в сентябре, при классификации СМР в качестве реконструкции расходы будут полностью списаны только через 17 лет.

Итак, вполне очевидно стремление большинства компаний списать, как правило, немалые расходы на строительно-монтажные работы в качестве ремонтных. В свою очередь, налоговики при каждом удобном случае пытаются признать подобные работы реконструкцией, а значит, исключить их стоимость из состава расходов.
Самое большое количество споров возникает по поводу капитального ремонта, ведь это довольно дорогостоящее мероприятие, которое иногда можно легко принять за реконструкцию.

Капремонт или реконструкция: есть ли четкие критерии?

До недавнего времени определение понятия «ремонт» можно было встретить только в строительных нормативах времен СССР.
Что касается определения термина «реконструкция», то оно хотя и содержится в Нало­говом кодексе, но носит слишком общий характер и указывает лишь на целевую направленность работ, поэтому компаниям часто бывает сложно применить его на практике, чтобы классифицировать конкретные виды строительно-монтажных работ.
Поэтому для отделения работ по реконструкции от ремонтных Минфин России рекомендовал компаниям использовать советские строительные нормативы 5 (см. таблицу на с. 19).
Несмотря на то что работы по капремонту и реконструкции описаны в этих документах достаточно подробно, вопросы все равно остаются.
Ведь грань, отделяющую экономически целесообразную модернизацию, которая проводится в рамках капремонта, от реконструкции, порой увидеть крайне сложно. Об этом свидетельствует и обширная судебная практика 6 .
В частности, интересно недавнее постановление ВАС РФ 7 , в котором судьи сделали вывод, что одни и те же работы могут являться и капитальным ремонтом, и реконструкцией. Все зависит от обстоятельств, при которых они проводились.
Так, компания, занимающаяся добычей нефти, провела работы «по вырезанию части эксплуатационной колонны, предназначенной для подъема нефти от забоя к устью скважины, и забуриванию с этого места бокового ствола». Налоговики часть этих затрат признали реконструкцией, поскольку в результате забуривания некоторых скважин добыча нефти увеличилась.
Но в Президиуме ВАС РФ посчитали, что увеличение объема добычи нефти еще ни о чем не говорит, поскольку зависит от нескольких факторов, а значит, на основании только этого показателя нельзя квалифицировать строительные работы как реконструкцию.
В данном случае определять работы нужно было в зависимости от состояния скважины: если она была технически неисправна и работы проводились с целью устранения неисправностей, это капитальный ремонт (именно при таких обстоятельствах эти работы указывались в качестве ремонтных и в отраслевых нормативных документах). Но если те же работы проводились в исправных, но бездействующих скважинах, это уже реконструкция.

Капремонт «узаконили»

Теперь в связи с принятием Закона № 215-ФЗ разграничить капитальный ремонт и работы по реконструкции станет намного легче. Наиболее существенные изменения внесены в положения Градостроительного кодекса.
Обратите внимание: этот документ является одним из важнейших в регулировании вопросов строительства, реконструкции, ремонта 8 .
Обновленная редакция Градостроительного кодекса действует с 22 июля 2011 года.
Теперь в нем содержится официальное определение ка­питального ремонта, а также более подробно описан перечень работ, относящихся к реконструкции.
До внесения поправок понятие «реконструкция» в Градостроительном кодексе было слишком общим, но теперь отдельные определения терминов «реконструкция» и «капитальный ремонт» даны для объектов капитального строительства (т. е. зданий, сооружений и др.) и для линейных объектов (линий связи или электропередачи, дорог, трубопроводов и др.) 9 .
Так, теперь к реконструкции капитальных объектов, кроме изменения параметров объекта (высоты, этажности, площади, объема), относятся еще и следующие виды работ:
надстройка, перестройка или расширение объекта;
замена или восстановление его несущих строительных конструкций (за исключением отдельных элементов этих конструкций).
Капитальный ремонт зданий, сооружений — это замена или восстановление:
строительных конструкций объекта (кроме несущих);
систем инженерно-техни­ческого обеспечения и их сетей;
отдельных элементов несущих строительных конструкций.
Что касается ремонта и реконструкции линейных объектов, то здесь главный критерий отличия — это изменение класса, категории, изначальных показателей функционирования или границ полос отвода, а также охранных зон объекта.
Иными словами, если хотя бы один из этих признаков изменился, значит, проведена реконструкция, если нет — капитальный ремонт.
Кроме того, незначительные изменения затронули и положения Налогового и Земельного кодексов. Но эти поправки, по сути, носят лишь уточня­ющий характер (в частности, из некоторых положений НК РФ с 2012 г. исключено отдельное упоминание работ по «расширению» объекта).
При этом в основных положениях Налогового кодекса, которые регулируют учет расходов на ремонт и реконструкцию, никаких изменений не произошло.

Подведем итоги

Несмотря на то что советские строительные нормативы не прекратили действовать, все-таки при разграничении видов строительных работ в учете компаниям имеет смысл в первую очередь руководствоваться нормами Градостроительного кодекса.
Например, при ремонте зданий расходы, связанные с внутренней перепланировкой помещений в них, станет проще признать капитальным ремонтом (при условии, что несущие конструкции в здании полностью не менялись).
Но обратите внимание: если строительные работы направлены на увеличение производственных мощностей компании, то независимо от их вида они все равно будут считаться реконструкцией с точки зрения налогового учета. То есть целевая направленность работ в данном случае имеет решающее значение.
Ведь при отражении расходов в налоговом учете фирмы в первую очередь должны руководствоваться Налоговым кодексом. Такой вывод, в частности, сделали судьи в уже упоминавшемся Постановлении ВАС РФ № 11495/10.

Пример:

Компания имеет в собственности офисное здание. На одном из этажей произведена перепланировка (вместо 10 кабинетов сделано 12). При этом несущие конструкции здания не менялись, увеличения его площади не произошло, а назначение осталось прежним.
Ситуация 1: перепланировка произведена в связи с расширением штата работников.
С учетом положений ст. 257 НК РФ расходы на перепланировку помещения в связи с увеличением числа сотрудников, скорее всего, будут признаны реконструкцией. Особенно, если от этого напрямую зависит увеличение объемов производства или сбыта продукции (например, если компания дополнительно приняла на работу менеджеров по продажам).
Ситуация 2: перепланировка произведена для увеличения числа помещений архива.
В данном случае у фирмы гораздо больше шансов учесть расходы на перепланировку в качестве ремонтных, так как эти затраты не связаны с расширением деятельности компании.

Читать еще:  Субботник на работе законно ли это

1.4.8. Определение понятий “капитальный ремонт” и “реконструкция”

Поэтому очень важно правильно разграничивать эти понятия.

Минфин России в Письме от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794 обозначил свою позицию по данной проблеме.

Расходы по объектам основных средств, изменяющие их первоначальную стоимость, учитываются в целях налогообложения через амортизационные отчисления (конечно, при соответствии требованиям ст. 252 НК РФ). А расходы на ремонт основных средств списываются в уменьшение налоговой базы единовременно в размере фактических затрат (ст. 260 НК РФ) либо за счет резерва предстоящих расходов на ремонт (ст. 324 НК РФ), если организация предусмотрела в учетной политике для целей налогообложения формирование такого резерва.

Налоговое законодательство дает определение только тому, что является реконструкцией, техническим перевооружением, модернизацией, т.е. тем расходам, которые учитываются через амортизацию. Определения понятия “ремонт” действующее налоговое законодательство не содержит. Наиболее тонкий “водораздел” находится между капитальным ремонтом и капитальными вложениями в объект основных средств. Поэтому бухгалтеру важно правильно классифицировать произведенные расходы. А для этого необходимо не только иметь все документы, подтверждающие понесенные расходы, но и на их основании сделать правильный вывод о характере расходов.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях гл. 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико- экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико- экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

При определении терминов “капитальный ремонт” и “реконструкция” Минфин России советует руководствоваться следующими документами:

– Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее – Положение N 279);

– Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) “Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения”, утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее – Приказ N 312).

– Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 “Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий”.

В частности, Положение N 279 предусматривает, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций. А в Приказе N 312 достаточно подробно раскрываются виды работ, которые относятся, например, к реконструкции.

При этом в Положении N 279 определены понятия текущего и капитального ремонта (п. п. 3.4 и 3.11 соответственно).

К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

А капитальный ремонт – это работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Кроме этого, Положение N 279 четко разделяет понятия текущего и капитального ремонтов по функциональным частям зданий, сооружений, видам внутренних работ и т.д.

Например, согласно Положению N 279 (Приложение N 8) полная смена ветхих оконных и дверных блоков является капитальным ремонтом. Поэтому затраты на проведение таких работ следует квалифицировать как затраты на капитальный ремонт и учитывать в целях налогообложения в составе текущих расходов, а не через амортизацию как расходы на капитальные вложения.

Согласно п. 5.1 Приказа N 312 капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Из приведенных норм можно сделать вывод о том, что капитальный ремонт, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение по существу подразумевают комплекс мероприятий, направленный на повышение технико-экономических, эксплуатационных показателей объекта основных средств, а также повышение долговечности и экономичности, приобретение объектом основных средств новых качеств.

Как видим, основываясь на приведенных выше определениях, на практике очень сложно разделить понятия “капитальный ремонт” и “реконструкция, модернизация”.

Именно поэтому арбитражная практика по рассматриваемому вопросу неоднозначна. Решения судов зависят от конкретных ситуаций. При этом зачастую суды для квалификации произведенных работ привлекают экспертов.

Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 26.02.2007 N А33-5384/06- Ф02-610/07 указал, что налоговый орган должен был воспользоваться предусмотренными ст. 31 НК РФ правами на осмотр спорного помещения, привлечение для проведения налогового контроля специалистов, поскольку спорный вопрос о фактически произведенных на объекте работах требует специальных познаний.

ФАС Московского округа в Постановлении от 04.03.2008 N КА-А40/14837-07 указал, что в соответствии с п. 3.8 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (МДС 81-35.2004) к капитальному ремонту относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

Таким образом, в целях снижения налоговых рисков при отнесении понесенных затрат к расходам на капитальный ремонт или на техническое перевооружение (реконструкцию, дооборудование), организации следует позаботиться о документальном подтверждении характера проведенных работ. Необходимы документы можно получить, например, в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

1.4.8. Определение понятий “капитальный ремонт” и “реконструкция”

расходы на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение – к капитальным

затратам. То есть для целей налогообложения прибыли порядок учета расходов на ремонт

основных средств отличается от порядка учета расходов на достройку, дооборудование,

реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, которые

увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для

целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со ст. ст. 256 – 259 НК РФ.

Поэтому очень важно правильно разграничивать эти понятия.

Минфин России в Письме от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794 обозначил свою позицию по данной

Расходы по объектам основных средств, изменяющие их первоначальную стоимость,

учитываются в целях налогообложения через амортизационные отчисления (конечно, при

соответствии требованиям ст. 252 НК РФ). А расходы на ремонт основных средств списываются в

уменьшение налоговой базы единовременно в размере фактических затрат (ст. 260 НК РФ) либо

за счет резерва предстоящих расходов на ремонт (ст. 324 НК РФ), если организация

предусмотрела в учетной политике для целей налогообложения формирование такого резерва.

Налоговое законодательство дает определение только тому, что является реконструкцией,

техническим перевооружением, модернизацией, т.е. тем расходам, которые учитываются через

амортизацию. Определения понятия “ремонт” действующее налоговое законодательство не

содержит. Наиболее тонкий “водораздел” находится между капитальным ремонтом и

капитальными вложениями в объект основных средств. Поэтому бухгалтеру важно правильно

классифицировать произведенные расходы. А для этого необходимо не только иметь все

документы, подтверждающие понесенные расходы, но и на их основании сделать правильный

вывод о характере расходов.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные

изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или

иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими

В целях гл. 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов

основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-

экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в

целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-

экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения

передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и

замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более

При определении терминов “капитальный ремонт” и “реконструкция” Минфин России

советует руководствоваться следующими документами: 63

– Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных

зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от

29.12.1973 N 279 (далее – Положение N 279);

– Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) “Положение об

организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов

коммунального и социально-культурного назначения”, утвержденными Приказом

Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее – Приказ N 312).

– Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 “Об определении понятий нового

строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих

В частности, Положение N 279 предусматривает, что ремонт производственных зданий и

сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на

поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и

сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.

раскрываются виды работ, которые относятся, например, к реконструкции.

При этом в Положении N 279 определены понятия текущего и капитального ремонта (п. п. 3.4

Читать еще:  Как заполнить приказ о приеме на работу

и 3.11 соответственно).

К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по

систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного

оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и

устранения мелких повреждений и неисправностей.

А капитальный ремонт – это работы, в процессе которых производится смена изношенных

конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные,

улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной

смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является

наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все

виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Кроме этого, Положение N 279 четко разделяет понятия текущего и капитального ремонтов

по функциональным частям зданий, сооружений, видам внутренних работ и т.д.

Например, согласно Положению N 279 (Приложение N 8) полная смена ветхих оконных и

дверных блоков является капитальным ремонтом. Поэтому затраты на проведение таких работ

следует квалифицировать как затраты на капитальный ремонт и учитывать в целях

налогообложения в составе текущих расходов, а не через амортизацию как расходы на

Согласно п. 5.1 Приказа N 312 капитальный ремонт должен включать устранение

неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены

каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и

экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом

может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта:

улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими

видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Из приведенных норм можно сделать вывод о том, что капитальный ремонт, достройка,

дооборудование, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение по существу

подразумевают комплекс мероприятий, направленный на повышение технико-экономических,

эксплуатационных показателей объекта основных средств, а также повышение долговечности и

экономичности, приобретение объектом основных средств новых качеств.

Как видим, основываясь на приведенных выше определениях, на практике очень сложно

разделить понятия “капитальный ремонт” и “реконструкция, модернизация”.

Именно поэтому арбитражная практика по рассматриваемому вопросу неоднозначна.

Решения судов зависят от конкретных ситуаций. При этом зачастую суды для квалификации

произведенных работ привлекают экспертов.

Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 26.02.2007 N А33-5384/06-

Ф02-610/07 указал, что налоговый орган должен был воспользоваться предусмотренными ст. 31

НК РФ правами на осмотр спорного помещения, привлечение для проведения налогового контроля

специалистов, поскольку спорный вопрос о фактически произведенных на объекте работах

требует специальных познаний.

ФАС Московского округа в Постановлении от 04.03.2008 N КА-А40/14837-07 указал, что в

соответствии с п. 3.8 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (МДС 81-35.2004) к

капитальному ремонту относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий

(сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с

их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их

эксплуатационные показатели. 64

Таким образом, в целях снижения налоговых рисков при отнесении понесенных затрат к

расходам на капитальный ремонт или на техническое перевооружение (реконструкцию,

дооборудование), организации следует позаботиться о документальном подтверждении характера

проведенных работ. Необходимы документы можно получить, например, в Федеральном агентстве

по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Реконструкция и ремонт: особенности налогообложения

Каширина М. В., доцент кафедры «Налоги и налогообложение»
Финансового университета при Правительстве РФ

Определить грань между ремонтом и реконструкцией на практике бывает достаточно трудно. Поэтому вопрос о классификации расходов нередко становится предметом спора с налоговыми органами. Последние разъяснения чиновников и арбитражная практика помогут принять правильное решение по учету затрат.

От квалификации работ зависит порядок налогообложения

При проверках налоговики проявляют повышенный интерес к расходам организации, связанным с проведением ремонтных работ.

Особое внимание к таким расходам объясняется следующим: согласно пункту 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ, затраты на текущий или капитальный ремонт единовременно в полной сумме учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль.

В свою очередь затраты на реконструкцию увеличивают стоимость основного средства и списываются на расходы посредством начисления амортизации (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Таким образом, правильная квалификация работ позволит избежать проблем с учетом указанных расходов в целях налогообложения прибыли.

Какие определения использовать

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ институты понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Понятие реконструкции определено кодексом

Поэтому организации при квалификации работ для целей налогообложения должны руководствоваться определением, приведенным в Налоговом кодексе РФ. Причем даже в том случае, когда в Градостроительном кодексе РФ дается более точное определение, например, в отношении реконструкции линейных объектов.

Именно такой позиции придерживаются чиновники Минфина России (см. письмо от 15 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/87).

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Таким образом, целью проведения реконструкции является улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, например увеличение срока полезного использования, мощности и др.

Данный вывод подтверждают и решения арбитражных судов. Так, в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2010 г. по делу № А65-33483/2009 отмечено, что на объекте недвижимости был выполнен комплекс строительно-монтажных работ, в результате которых изменились его основные технические показатели, произведена перепланировка помещений и увеличилось их количество, изменилось качество инженерно-технического обеспечения объекта недвижимости, увеличилась энергетическая нагрузка на помещения с 1,5 кВА на 2 кВА, изменилось назначение объекта недвижимости.

В результате арбитры констатировали, что материалами дела доказан факт осуществления реконструкции здания.

Кроме того, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2011 г. по делу № А56-1315/2011 судьи отметили, что, согласно требованиям статьи 257 Налогового кодекса РФ, квалификация произведенных работ в качестве реконструкции в целях исчисления налога на прибыль может быть осуществлена только при наличии проекта реконструкции.

Какие работы относить к ремонтным

Понятие «ремонт» в действующем налоговом и бухгалтерском законодательстве отсутствует. В то же время с недавних пор в Градостроительном кодексе РФ появились определения капитального ремонта. Изменения в статью 1 Градостроительного кодекса РФ внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 215-ФЗ . В частности, к капитальному ремонту объектов относится:

– замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций (исключением являются несущие строительные конструкции);

– замена и (или) восстановление систем (сетей) инженерно-технического обеспечения объектов недвижимости или их элементов;

– замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Кроме того, отдельно приведено определение капитального ремонта линейных объектов.

Это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов недвижимости и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон указанных объектов.

Учет расходов на реконструкцию

При проведении реконструкции налогоплательщик за все время проведения работ должен обеспечить накопительный учет данных о затратах в разрезе всех элементов расходов (материалы, оплата труда, начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и др.). По окончании работ по реконструкции производится оценка первоначальной стоимости реконструированного объекта с учетом расходов на реконструкцию, включающих в том числе затраты на оплату услуг сторонних организаций. Следовательно, расходы по реконструкции до момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию квалифицируются в качестве формирующих первоначальную стоимость амортизируемого имущества – основного средства.

Указанные затраты после получения разрешения на ввод в эксплуатацию включаются в состав расходов посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта недвижимости.

Таким образом, расходы по строительству объекта недвижимости учитываются в целях налогообложения прибыли с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено документальное подтверждение факта подачи документов на государственную регистрацию прав на объект (письмо Минфина России от 14 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/96).

Обоснование расходов на ремонт

Для того чтобы избежать претензии со стороны налоговой инспекции при проведении ремонта, необходимо иметь в наличии документы, обосновывающие проведение ремонта и подтверждающие затраты на его проведение.

К таким документам относятся: дефектная ведомость, приказ руководителя организации о проведении ремонта, договор на выполнение ремонтных работ (если ремонт осуществляет фирма самостоятельно, необходимы планы (графики) ремонта, сметы расходов на ремонт, накладные на внутреннее перемещение объектов основных средств и на отпуск материалов для ремонта, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты работникам, производящим ремонт), акт о приеме-сдаче отремонтированных объектов, технические характеристики объектов после ремонта, экспертные заключения.

Данный подход разделяют и судьи. Например, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2011 г. по делу № А05-5601/2010 к документам, подтверждающим необходимость проведения капитального ремонта, а следовательно, и оправданность расходов, отнесены план ремонтных работ и дефектные ведомости.

Судьи квалифицировали проведение работ в качестве ремонтно-строительных, поскольку в результате их выполнения не увеличились технико-экономические показатели объекта, необходимость работ вызвана износом конструкций здания и оборудования, которые требовали восстановления или замены в соответствии с установленными сроками капитального ремонта для продолжения дальнейшей эксплуатации объекта. При этом был устранен моральный износ имеющегося оборудования.

Читать еще:  Может ли суд принять решение без ответчика

Судьи Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (постановление от 14 сентября 2011 г. по делу № А56-1315/2011) проанализировали представленные договоры, дефектные ведомости, акты выполненных работ и счета-фактуры, а также заключения специалистов, полученные как в ходе выездной налоговой проверки, так и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и решили, что в рассматриваемом случае был произведен ремонт здания.

При этом материалами дела было установлено, что технико-экономические показатели объекта не изменились и, следовательно, проведенные организацией работы относятся к категории ремонтных, а их стоимость правомерно отнесена в состав расходов, связанных с поддержанием основного средства в рабочем состоянии.На основании судебных решений можно сделать вывод о том, что к ремонтным относятся такие виды работ, которые не приводят к улучшению характеристик объекта основных средств. Причем при ремонте можно использовать новые, более долговечные и экономичные запчасти и материалы (детали) вместо изношенных.

Реконструкция и капитальный ремонт: правовые основы, учет, налогообложение

Бухгалтерский учет

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, содержит понятие «восстановление основных средств» и не раскрывает понятия «реконструкция» и «капитальный ремонт».

Согласно 26 ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

При этом затраты на реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (п. 27 ПБУ 6/01).

Основанием для увеличения первоначальной стоимости объекта основных средств на сумму затрат на его реконструкцию может являться увеличение оставшегося срока полезного использования объекта при неизменности всех других показателей функционирования (мощности, качества применения и т.п.) (письмо Минфина РФ от 29.01.2014 № 07-04-18/01).

В период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев, начисление амортизации по такому объекту приостанавливается (п. 23 ПБУ 6/01).

Объект основных средств, по которому начисление амортизации приостанавливается, в бухгалтерском учете переводится на специальный субсчет:

Дебет 01, субсчет «Основные средства на реконструкции сроком более 12 месяцев» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации» – на сумму первоначальной (восстановительной стоимости).

Порядок учета затрат на восстановление основных средств регулируется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее – указания № 91н).

Затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п. 67 указаний № 91н).

Учет затрат, связанных с реконструкцией объекта основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений (п. 70 указаний № 91н).

Бухгалтерская отчетность

В бухгалтерском балансе в разделе I “Внеоборотные активы” как показатель, детализирующий данные группы статей “Основные средства”, отражаются:

1) регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение его ремонта и на иные аналогичные мероприятия (например, проверку технического состояния). Такие затраты погашаются в течение срока указанного временного интервала (письмо Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01);

2) сырье, материалы и т.п. активы, используемые для создания внеоборотных активов (прим. «НВ» – в том числе для реконструкции объекта, если в результате реконструкции увеличивается первоначальная/восстановительная стоимость объекта), отражаются в бухгалтерском балансе в составе внеоборотных активов (письмо Минфина РФ от 29.01.2014 № 07-04-18/01);

3) в случае выдачи авансов и предварительной оплаты работ, услуг и пр., связанных, например, со строительством объектов основных средств (прим. «НВ» – реконструкцией объектов, если в результате реконструкции увеличивается первоначальная/восстановительная стоимость объекта), суммы выданных авансов и предварительной оплаты отражаются в бухгалтерском балансе в разделе I “Внеоборотные активы” (письмо Минфина РФ от 24.01.2011 № 07-02-18/01).

В пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности должна раскрываться информация о затратах на реконструкцию объектов основных средств в порядке, установленном Минфином в информации № ПЗ-8/2011 “О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства” (письмо Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

Налоговый учет

Понятия «реконструкция» и «достройка» содержатся в п. 2 ст. 257 НК РФ.

К работам по достройке относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения здания, сооружения, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В случаях достройки, реконструкции изменяется первоначальная стоимость основных средств.

Основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции продолжительностью свыше 12 месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периодане более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки,реконструкции основных средств.К 3 – 7 амортизационным группам относятся основные средства со сроком полезного использования свыше 3 до 20 лет включительно. Чтобы воспользоваться таким правом, налогоплательщик должен закрепить его в учетной политике для целей налогообложения.

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 Налогового кодекса (п. 3 ст. 260 НК РФ).

Градостроительный кодекс

При квалификации расходов в качестве текущих затрат на капитальный ремонт или капитальных затрат на реконструкцию объектов основных средств для целей и бухгалтерского учета, и налогового учета следует руководствоваться в первую очередь Градостроительным кодексом от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Понятие «реконструкции» приведено в п.п. 14 и 14.1 статьи 1, понятие «капитального ремонта» – в п.п. 14.2 и 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса.

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это:

а) изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе:

– расширение объекта капитального строительства;

б) замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это:

– замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;

– замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;

– замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Капитальный ремонт линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Юридическое лицо (застройщик) обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке или участке иного правообладателя реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их реконструкции, капитального ремонта (п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса).

Документальное оформление

Порядок документального оформления операций по восстановлению основных средств регулируется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее – указания № 91н).

Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов (п. 67 указаний № 91н).

В целях организации контроля за своевременным получением объектов основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу “Основные средства в ремонте”. При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки (п. 68 указаний № 91н).

Приемка законченных работ по реконструкции объекта основных средств оформляется соответствующим актом (п. 71 указаний № 91н).

Порядок документального оформления передачи объекта основных средств на капитальный ремонт, реконструкцию и возврата из ремонта, после реконструкции определяется организацией самостоятельно в учетной политике или ином локальном стандарте.

Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 утверждена унифицированная форма № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных основных средств».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector