Какие суды есть в России

Какие суды есть в России

Судебная система Российской Федерации

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предложен ещё в XVII.

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Они осуществляют уголовное, гражданское, административное. В 2017 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу http://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

В системе арбитражных судов существуют электронные ресурсы, такие как – Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом дела и знакомиться с текстами судебных актов, а также сервис «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru), который, в том числе позволяет подавать документы в электронном виде.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

При подготовке использовались материалы свободной энциклопедии.

Виды судов в России. Построение судебной системы

Судебная система России представлена широким спектром и многоуровневой структурой органов соответствующей ветви власти, которая, как предполагается, должна быть независимой от законодательной и исполнительной. Какие типы судов функционируют в РФ? Каковы механизмы взаимодействия между ними? Каковы критерии классификации соответствующих органов власти?

О судебной системе РФ

Какие виды судов представлены в системе соответствующей ветви власти? Согласно текущим законам, их классификация такова. Есть федеральные суды. Они представлены широким спектром органов. Это суды общей юрисдикции, арбитражи, а также КС РФ. Есть, в свою очередь, органы, функционирующие на уровне субъектов федерации. Прежде всего в числе таковых следует отметить региональные конституционные суды: их функции схожи с теми, что характерны для КС РФ, однако юрисдикция уровнем ниже. В регионах есть также мировые суды.

Рассмотрим специфику работы органов отмеченных типов подробнее. Начнем с федеральных структур.

Органы общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции рассматривают дела в рамках гражданских и уголовных процессов, а также проводят слушания, связанные с административными правонарушениями. Какие конкретно органы относятся к этой категории? Прежде всего, это Верховный Суд РФ, а также ВС национальных республик, входящих в состав России. Это краевые, а также областные органы. Это суды, работающие в автономных областях и округах. Это органы, функционирующие в городах федерального значения, в районах.

Таким образом, фактически на уровне регионов есть и федеральные органы. Однако не стоит путать их статус КС в субъектах с РФ и мировыми судами, которые, в свою очередь, действуют только локально. Военные суды также относятся к категории общей юрисдикции. Рассмотрим, что это за органы, более подробно.

Суды военного профиля

Военные суды РФ образуют систему, в которую входят органы, привязанные к округам, а также к гарнизонам. Рассматриваются в них разные дела – уголовные, гражданские, административные. Но только те, что имеют отношение к армии, к конкретному округу или войсковой части. Относительно подобных дел спектр полномочий у военных судов, в принципе, тот же, что и у других органов общей юрисдикции. Фактическое расположение рассматриваемых органов зависит от дислокации военных объектов, входящих в систему Вооруженных Сил России.

О Верховном Суде

Высший орган общей юрисдикции – Верховный Суд РФ. Может выполнять функции первой, второй инстанции, а также осуществлять надзор (специфику этих процедур мы изучим чуть позже). Верховный суд – вышестоящий относительно ВС национальных республик и других субъектов РФ, органов в городах федерального значения, а также военного профиля учреждений. В компетенции ВС РФ – разъяснения, касающиеся судебной практики. Деятельность ВС РФ регулируется на уровне федеральных конституционных законов.

Суды по специализации

Можно отметить тот факт, что законами РФ предусмотрен институт так называемых специализированных судов. Они могут заниматься рассмотрением дел административного характера, осуществлять правосудие в рамках ювенальных дел, миграционных вопросов. Правда, сейчас в России специализированные суды на практике не функционируют, но они в законном порядке могут формироваться. Нужно отметить, что данного рода органы не имеют ничего общего с так называемыми чрезвычайными судами, работа в которых по закону не разрешена.

КС РФ

Конституционный Суд России – важнейший с точки зрения организации суверенной модели политического управления орган соответствующей ветви государственной власти. Относится КС РФ, как мы уже отметили выше, к категории федеральных. Каковы особенности его статуса? Юристы склонны считать, что КС РФ занимает совершенно уникальное место в национальной судебной системе. Его главная функция – защита конституционных принципов, на базе которых существует российская государственность. КС РФ независим от других органов судебной ветви власти и других госструктур.

Арбитражи

Арбитражный суд – институт власти, также относящийся к категории федеральных. В его компетенции – решение споров, как правило, с участием юридических лиц. Это могут быть проблемные ситуации, связанные с расчетами, поставками, тарифами и прочими аспектами бизнеса.

Рассмотрев основные виды судов на федеральном уровне, мы можем перейти к исследованию особенностей работы типично региональных органов. Это КС или, как в некоторых регионах, уставные органы, а также те, в которых ведут работу мировые судьи.

Читать еще:  Налоги

Региональные КС

Конституционные, или же уставные суды, как мы уже отметили выше, локальны. Они создаются самими регионами, так же, как и финансируются. В их компетенции – вопросы, касающиеся соответствия источников права в субъектах РФ основным законам соответствующих регионов – Конституциям, если речь идет о национальных республиках, или же Уставам. Также региональные КС занимаются толкованием норм локальных Конституций. То, в каком порядке КС субъектов РФ рассматривают дела, также определяется органами власти в конкретной республике, области, крае. При этом решения, принятые региональным КС в пределах соответствующих полномочий, не подлежат пересмотру другими судами.

Мировые судьи

Рассмотрим специфику функционирования института мировых судей в РФ. В их компетенции – дела, касающиеся некоторых споров имущественного характера, семейного права, трудовых взаимоотношений, административных правонарушений, уголовных деяний, относимых к категории менее опасных, чем при рассмотрении федеральными органами общей юрисдикции.

Виды судов, рассмотренные нами, могут активно взаимодействовать между собой. Каким образом? Рассмотрим этот аспект подробнее.

Взаимодействие судов

В российской судебной системе работают, таким образом, суды, отличающиеся по компетенции. Вместе с тем, во многих случаях разные органы могут выполнять сходные задачи, связанные с правоохранительной функцией. Отдельные юристы предпочитают говорить о некотором единстве судебных органов России. В чем оно может выражаться, по мнению экспертов?

Прежде всего, это обязательные для всех органов правила и нормы, касающиеся судопроизводства. Соблюдать их должны все федеральные и мировые суды. Это обязательность применения всеми органами соответствующей ветви власти российских ФЗ, конституционных законов, норм, изложенных в международных договорах России, а также региональных правовых актов.

Индикаторами единства российской судебной системы, как считают эксперты, являются два типа связей – организационные, а также функциональные. К первым относятся те, что регулируются законами, касающимися аспектов, отражающих принципы создания и соподчинения органов утверждения судей, комплектования штата специалистов иных профилей, механизмов взаимодействия между двумя самостоятельными органами. Ко вторым – правовые акты, регулирующие процессуальный аспект по различным отраслям права – гражданскому, уголовному, арбитражному, или же административному.

Структура судебной системы

Судебная система РФ, как мы определили выше, представлена судами на двух базовых уровнях – федеральном и региональном. Но это не единственный механизм классификации органов соответствующей ветви власти. В российской правовой практике закрепилось деление судов на звенья. Что это значит? Под отдельным звеном, являющимся структурной частью судебной системы, понимаются органы с одной и той же компетенцией. Таковых в российской системе юристы выделяют три – основное, среднее, а также высшее. В свою очередь деление на звенья может осуществляться как на уровне всей системы, так и в аспекте отдельных категорий органов. Рассмотрим примеры.

Если речь идет об уровне всей системы, то основным звеном можно считать районные суды, средним – ВС субъектов и городов федерального значения, высшим – ВС РФ. Если рассматривать уровень, скажем, военных органов, то основным звеном будут, вероятно, гарнизонные суды, средним – окружные, высшим, в свою очередь, уже ВС РФ. Относительно арбитражей система такая: основное звено – это арбитражи субъектов, среднее – апелляционные органы соответствующей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд – на верхней ступени. Данная схема, как полагают эксперты, позволяет наладить между органами эффективное взаимодействие в обоих аспектах – организационном и функциональном.

Отметим, что в российской правовой практике для обозначения положения одного звена суда относительно другого принято использовать термин “инстанция” – в значении, обозначающем тот или иной уровень осуществления соответствующим органом функций правосудия. Что это значит? Как правило, то, что уровень основного звена именуется “первой инстанцией”, среднего – кассационной или апелляционной, либо надзорной. Но это не всегда так. Рассмотрим особенности реализации соответствующего взаимодействия между судами.

Суды по инстанциям

В органах первой инстанции, часто – на уровне основного звена, дела рассматриваются с целью вынесения решения, предусматривающего обвинение или оправдание, если процесс уголовный, удовлетворение или же отказ в иске – если дело гражданское или арбитражное. Следует отметить: совсем не обязательно, что первой инстанцией будет орган, расположенный на уровне основного звена. Это может быть совершенно любой суд. Но с наибольшей частотой подобные функции выполняют именно те органы, которые располагаются в рамках основного звена. Реже – среднего. В ряде случаев – высшего. Пример органа, функционирующего на данном уровне – Верховный Суд РФ.

Кассационный суд – это вторая инстанция, как правило, орган среднего звена. В рамках соответствующих слушаний проверяются приговоры и решения, вынесенные предыдущими судьями. Основание – кассационная жалоба или же представление прокурора по установленной форме. По итогам соответствующей проверки кассационный суд выносит особое определение, в соответствии с которым предыдущий приговор или решение оцениваются на предмет законности. Как результат, они могут быть оставлены в силе или же будет инициировано рассмотрение судебного дела снова.

Дело также может быть направлено в апелляционный суд. Это также вторая инстанция. Как правило – среднего звена, иногда – высшего. Особенность рассмотрения дел здесь в том, что соответствующее дело может сопровождаться не только отменой решения предыдущего суда, но также может быть пересмотрено в рамках полноценного слушания, в результате которого апелляционный орган вынесет новое решение.

В некоторых случаях дела могут быть рассмотрены в порядке процедуры, именуемой надзором. Это возможно, если приговор или решение предыдущего суда уже вступили в силу и прошли проверку на уровне кассационной инстанции. Цель надзора – изучить дела на предмет возможных нарушений или же пересмотреть их в силу новых обстоятельств, которые ранее были не известны судьям. Надзор проводится на уровне органов среднего или высшего звена.

Третейские суды

К какой категории можно отнести третейский суд? Дело в том, что данные организации не относятся к системе государственной власти. Другое их наименование – коммерческие арбитражи. Создаются они фактически на добровольных началах различными организациями, имеющими, как правило, отношение к бизнесу. Призваны третейские суды содействовать разрешению споров, главным образом, хозяйствующих субъектов. Но нередко к их помощи прибегают также и граждане.

Особенности работы российских судов

Какова специфика деятельности, которую рассмотренные нами виды судов осуществляют в России? Прежде всего, можно отметить тот факт, что, как и во многих других странах, в отношении соответствующей ветви власти гарантируются условия для стабильной работы и воспроизводства функций с течением времени. Изменения, касающиеся судебной системы России, могут осуществляться посредством единственного допустимого механизма – внесения поправок в основной закон страны, Конституцию. Упразднить какой-либо работающий суд нельзя, пока его функции не были переведены в юрисдикцию иных инстанций.

Система органов судебной власти РФ функционирует в рамках в достаточной мере корректного, как считают многие эксперты, распределения полномочий между отдельными инстанциями, и одновременно при наличии механизмов контроля деятельности нижестоящих органов вышестоящими.

Судебная система Российской Федерации

Судебная власть в России осуществляется через специально созданную систему судов. В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Конституционные положения конкретизированы Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”.

Суд, реализующий судебную власть в Российской Федерации, может быть только государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово “суд” (например, третейские суды), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции РФ и соответствующих законах, не обладают и государственными органами не являются.

Судебная система РФ представляет собой установленную Конституцией РФ и федеральным конституционным законом совокупность судов всех видов и уровней, построенных в целях осуществления судебной власти в соответствии с федеративным и административно-территориальным устройством России.

Учитывая федеративную природу государства, судебную систему РФ рассматривают как двухуровневую (федеральный и региональный уровни).

Федеральные суды создаются на основе Конституции РФ и федерального законодательства. Юрисдикция этих судов распространяется на всю территорию РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение федеральных судов осуществляется только за счет федерального бюджета.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

  • – Верховный Суд РФ;
  • – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • – арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ создаются на основе Конституции РФ и федерального законодательства законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Данные суды имеют свою особенность: юрисдикция мировых судей распространяется на всю территорию Российской Федерации, а юрисдикция конституционных (уставных) судов распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта РФ.

Организационное, правовое, материально-техническое, финансовое обеспечение конституционных (уставных) судов, финансирование их судей и аппарата осуществляется за счет средств соответствующего субъекта РФ, а финансирование мировых судей – из средств федерального бюджета.

Рассматривая судебную систему по горизонтали, следует отметить три высших суда (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) и Дисциплинарное судебное присутствие.

По характеру выполняемых процессуальных функций суды общей юрисдикции и арбитражные суды подразделяются на суды первой инстанции, суды апелляционной или кассационной инстанции. Верховный Суд РФ согласно ст. 126 Конституции РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью данных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судебная инстанцияэто суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, президиум), выполняющее строго определенные полномочия.

Судебную систему по вертикали условно можно разграничить на суды конституционной юрисдикции, суды общей юрисдикции и суды арбитражной юрисдикции. При этом единство судебной системы РФ обеспечивается наличием самостоятельных по своей специализации судов замыкающихся на едином высшем судебном органе. При этом судебная система выстраивается с учетом сочетания внутренней и внешней специализации.

К судам конституционной юрисдикции относятся Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, являются обособленными по отношению друг к другу; решения, принимаемые конституционными (уставными) судами субъектов, не могут быть пересмотрены в Конституционном Суде РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ осуществляют судебную власть посредством конституционного (уставного) судопроизводства, устанавливаемого законами соответствующих субъектов и регламентами данных судов.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства, и подразделяются на четыре звена, замыкающиеся на Верховном Суде РФ как высшем судебном органе.

Первое звено – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего района и рассматривающие судебные дела только по существу. Мировые судьи вправе рассматривать, в частности, уголовные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; издавать судебные приказы; расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских нрав, об усыновлении (удочерении) ребенка; рассматривать имущественные споры, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, если цена иска не превышает установленную законом сумму. Мировые судьи также вправе рассматривать дела об определении порядка пользования имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу [1] .

Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ на основании федерального законодательства, предусматривающего общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ [2] .

Второе звено – районные и приравненные к ним городские суды – рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Читать еще:  Ст 54 конституции РФ комментарии

Третье звено – верховные суды республик, краевые, областные суды и суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов – рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Четвертое звено – Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом, в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, а также дает разъяснения но вопросам судебной практики.

Порядок организации и деятельности судов общей юрисдикции регулируется Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации”.

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают присяжные заседатели. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах [3] .

Военные суды – окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды – как суды общей юрисдикции создаются но территориальному принципу по месту дисклокации войск и флотов. Данные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Порядок образования и деятельности военных судов регулируется Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации” и Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 345-ФЗ “О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов”.

Военные суды организационно отделены от других судов общей юрисдикции и создаются в гарнизонах (соединениях), округах (видах Вооруженных Сил РФ, группах войск, флотах), представляя собой определенную подсистему, которая замыкается на Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Арбитражные суды являются взаимосвязанными между собой звеньями, осуществляющими правосудие в сфере предпринимательской деятельности путем разрешения споров, возникающих из гражданских и административных правоотношений. Сторонами таких споров, как правило, выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в отдельных, определенных законом случаях, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные органы и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды подразделяются на три звена.

Первое звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ; пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Второе звено – арбитражные апелляционные суды, создаваемые на определенной экономико-географической территории. В соответствии с законодательством об арбитражных судах учреждено 20 таких судов. Наименования данных судов даны с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.).

Основными полномочиями данных судов являются проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу в первой инстанции, повторное рассмотрение дел и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Третье звено – федеральные арбитражные суды округов, которые создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ. В Российской Федерации учреждено 10 федеральных арбитражных окружных судов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный. Основным полномочием данных судов является проверка законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, а в ряде случаев – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

В Российской Федерации законодательно предусматривается возможность создания специализированных судов. В 2011 г. был создан Суд по интеллектуальным правам для профессионального и качественного рассмотрения споров, связанных с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав, а также для повышения эффективности защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в этой области и для укрепления привлекательности российской экономики. Подобные специализированные суды существуют в ряде стран. В Германии это, например, Федеральный патентный суд, в Японии – Суд по защите интеллектуальной собственности.

Замыкаются суды арбитражной юрисдикции на Верховном Суде РФ, в котором действует Судебная коллегия по экономическим спорам.

В арбитражных судах предусмотрены арбитражные заседатели, которыми согласно Федеральному закону от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации” могут быть лица, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, имеющие профессиональное, экономическое, финансовое, юридическое образование и стаж работы по этой специальности или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

К компетенции арбитражных судов отнесены споры с участием юридических лиц (организаций), а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Эти споры возникают, как правило, в предпринимательской сфере и тесно связаны с экономикой. Специфика таких споров, обусловленная субъектным составом участников арбитражного судопроизводства и характером правоотношений, из которых возникают споры, порождает потребность в существовании наряду с судами общей юрисдикции арбитражных судов, определяет особенности арбитражного судопроизводства.

Арбитражные суды рассматривают разные категории споров: экономические (имущественные) споры из гражданских правоотношений; споры в сфере управления, т.е. вытекающие из административных и иных правоотношений; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан – индивидуальных предпринимателей; о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.

Суд как орган государственной власти имеет определенные законодательством органы управления (председатель суда и его заместители, президиум суда и т.д.).

Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ создание чрезвычайных судов не допускается. Суд является единственной властной структурой, которая приводится в действие по волеизъявлению уполномоченного на то субъекта права. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются органы судейского сообщества.

Среди общих полномочий судов следует отметить закрепленное в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. Кроме того, суды общей юрисдикции и арбитражные суды изучают и обобщает судебную практику; подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.

Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ согласно ст. 104 Конституции РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.

По вопросам внутренней деятельности судов Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ принимают регламенты.

1. Судебная система рф.

Судебная система РФ – совокупность государственных органов – судов, осуществляющие судебную власть на территории РФ. Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системе РФ».

1. Конституционные суды в РФ:

– Конституционный суд РФ.

– Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

– Верховный суд РФ

– Суды субъектов РФ

– Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

– Военная коллегия Верховного суда РФ.

– Военные (флотские) окружные суды РФ.

– Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

– Высший Арбитражный Суд РФ.

– Федеральные арбитражные суды округов

– Арбитражный апелляционный суд

– Арбитражные суды субъектов РФ

Суды в РФ также делятся на федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

– Конституционный суд РФ

– Верховный суд РФ

– Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

– Военные и специализированные суды.

– Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов

– Арбитражные апелляционные суды.

– Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

– Конституционные суды субъектов РФ.

Судебная инстанция в РФ – суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебных инстанции:

Суд первой инстанции – рассматривает дело по существу

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции – проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции – проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Арбитражный суд – правосудие в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Высший арбитражный суд – до упразднения являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров рассматриваемых арбитражными судами, осуществлял судебный надзор за их деятельностью. 6 августа 2014 года суд был упразднен.

Федеральный арбитражный суд округа – осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, входящими в данный округ.

Арбитражный апелляционный суд – проверяет законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

Арбитражный суд субъектов РФ – рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических правоотношений в качестве суда первой инстанции.

Суды общей юрисдикции – осуществляют уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный суд РФ.

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган Российской Федерации, высшая (надзорная) инстанция. Осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов – рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд – является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

Мировой суд – функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению малозначительные уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях. Проводит предварительное разбирательство более значительных уголовных дел.

Военные суды – преступления совершенные военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба.

Конституционный (уставной) суд субъектов РФ – рассмотрение вопросов соответствия законов, нормативных правовых актов и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу).

Какие суды есть в России

1) Чтобы оценить главный прежний опыт работы судьи, «Проект» выборочно изучил 1000 судейских биографий.

Они отобраны пропорционально доле областных, районных и мировых судей в общем числе, то есть в соотношении 19-55-26 (*, исходя из данных Судебного департамента за 2018 год, посчитал «Проект»*).

Биографии областных и районных федеральных судей общей юрисдикции брались с официальных сайтов судов, где они работают. При этом соблюдалось условие, что биографии всех или почти всех судей конкретного суда представлены на его сайте.

Данные о мировых судьях (низовых звеньях) брались по квотам в алфавитном порядке среди тех регионов России, где биографии представлены более чем на 50%. Например, в Севастополе 21 мировой судья, известны биографии 11 лиц (52%), регион попадает в выборку. Квота региона составляет 7 судей, поэтому взяты первые 7 биографий из списка. В выборку попали 15 из 63 исследованных регионов: Иркутская, Калужская, Курганская, Ленинградская, Липецкая, Новгородская и Сахалинская области, Красноярский и Пермский края, республики Калмыкия, Мордовия и Якутия, Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также город Севастополь. Число биографий для исследования бралось пропорционально количеству мировых судей региона в общем числе. Источники данных: ВККС (vkks.ru) и сайт судьироссии.рф.

Читать еще:  Как сдать отчетность в налоговую через интернет

Главный прежний опыт судьи — это та структура, где он дольше всего проработал, начиная с получения высшего образования (или, если указано, ранее) и до занятия должности судьи. Если их было несколько и они примерно совпадали по продолжительности, главным признавался последний опыт.

2) Главный опыт работы руководителей судов оценивался на основе анализа доступных биографий председателей районных судов, председателей и зампредов областных, апелляционных, кассационных судов и ВС РФ. Среди всех 2255 судов общей юрисдикции хоть какую-то информацию о руководителях удалось собрать по 896 лицам.

3) Специализацию судей «Проект» оценивал по данным ГАС «Правосудие» и сайтов судов. Гражданская специализация означает, что все или почти все рассматриваемые судьей дела — гражданские или административные. Уголовная специализация: судья разбирает в основном уголовные дела или административные правонарушения.

4) Данные по уголовным делам за 2015-2018 года собраны из форм ф.1 и s.03 по 601 суду. По 294 из них оказались доступны хоть какие-то данные биографий председателей. Их сопоставление показало, как опыт работы глав судов влияет на уровень оправданий и гуманности в суде.

Уровень оправданий — сколько признано невиновными (оправдательный приговор + дело прекращено по реабилитирующим основаниям) среди судимых в общем порядке (без тех, кто признал вину и взял особый порядок). То есть сколько шансов доказать невиновность у того, кто полностью или частично отрицает вину.

Уровень гуманности — это насколько чаще или реже, чем в среднем по России, судьи назначают наказание в виде реального лишения свободы, а не альтернативные виды наказаний. В среднем по России судьи отправляют за решетку 96% осужденных по особо тяжким статьям, 48% осужденных по тяжким статьям, 31% осужденных по статьям средней тяжести и 18% осужденных по статьям небольшой тяжести.

Независимость от народа и неформальный контроль

30 лет назад в России отменили выборность судей. Они стали независимы от граждан, но в итоге зависимы от судейской корпорации и исполнительной власти.

Идеей судебной реформы начала 90-х годов провозглашали желание отодвинуть партийную бюрократию от отбора судей, дать последним свободу самим выбирать кадры. Действующие судьи создают квалификационные коллегии, те экзаменуют и отбирают толковых юристов и глава государства формально утверждает их. Считалось, что вкупе с пожизненным назначением, неприкосновенностью и достойным содержанием это сделает судей независимыми.

Добившись независимости судей от партии, реформаторы вольно или невольно создали не меньшую проблему. Сложилась модель, где судья — это профессиональный бюрократ государственной корпорации, а не публичная фигура (* — см. «Российские судьи: социологическое исследование профессии / В. Волков, А. Дмитриева, М. Поздняков, К. Титаев. — 2018» — с. 72-75, 203, 210, 229*). 9 из 10 судей убеждены, что не обязаны даже комментировать свои решения. Мнение общества мало кого волнует (всего 33%) (* — см. «Российские судьи: социологическое исследование профессии / В. Волков, А. Дмитриева, М. Поздняков, К. Титаев. — 2018» — с. 168, 202*). Главное — воля начальства.

Часть вторая. Исследование о том, кто в России судьи

Как российских судей сделали независимыми от народа

Отменили прямые выборы и возможность отзыва гражданами районных судей. Их стали назначать советы народных депутатов (законодательная власть).

Верховный Совет РСФСР утвердил Концепцию судебной реформы, по которой ликвидировали выборность судей, однако должны были ввести суды присяжных для всех, кому грозит более года лишения свободы.

Ввели принцип избрания гражданами мировых судей.

По новой Конституции отменили назначение судей советами народных депутатов и передали полномочия президенту. Люстрируют советских судей.

Появилась кадровая комиссия при президенте для отбора судей.

Судей фактически начинает назначать президент при согласовании с парламентом.

Начали работать мировые судьи. Их имеют право избирать граждане, но в итоге назначают региональные парламенты.

Ввели дисциплинарную ответственность судей.

Президент назначает судей без учета мнения регионального парламента.

Окончательно упразднили народных заседателей.

Президент назначает судей пожизненно, но как и раньше, их в случае необходимости легко отстраняют от должности.

В Следственном комитете и позже в Генпрокуратуре и ФСБ приказали не регистрировать заявления граждан о преступлениях судей против правосудия.

Судей запретили наказывать по ст. 305 УК РФ за заведомо неправосудные решения, если они не отменены.

К этому времени полномочия судов присяжных сильно урезали (*: лишили права рассматривать дела о терроризме, вооруженном мятеже, половых преступлениях и др.*).

Суды присяжных начали работу в районных судах. Но по-прежнему им достается менее 0,1% дел.

Россия достигла исторического минимума оправдательных приговоров (*, показало исследование «Проекта»*). Лишь 24–38% граждан довольны работой судей (*, следует из официальных опросов*).

Даже некоторые критики прежней судебной системы сегодня признают, что выборные советские судьи были на голову порядочнее и независимее нынешних (*: например, заслуженный юрист Семен Ария, экс-судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина, экс-судья Любовь Благушина, председатель Нижегородского облсуда Борис Каневский*).

Как выстроена судебная иерархия

Примечания и источники (!

Примечания:
1) 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции создали в июле 2018, они начнут работу к октябрю 2019.
2) Областные и равные им суды включают верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
3) Данные о числе мировых судей — по ФЗ о мировых судьях — от апреля 2018.

Источники:
отчет Судебного департамента за 2018 год, справка Консультант+, ФКЗ о Верховном суде РФ, ФЗ о мировых судьях, сайт Конституционного суда

В России около 34 тыс. судей в составе 10 тыс. судов (*, следует из отчета Судебного департамента за 2018 год*).

У судьи обычно есть секретарь судебного заседания (ведет протокол) и помощник (готовит проекты решений). Также в суде работают консультанты, специалисты и другие служащие — всего около 86 тыс. клерков (*, следует из оценки Проекта по данным Судебного департамента и Росстата*).

Вместе с обслуживающим персоналом зданий в судебной системе занято более 165 тыс. человек (*, следует из оценки «Проекта» по данным Росстата за 2017 год*).

Большинство дел рассматривают областные, районные и мировые суды общей юрисдикции (*, следует из оценки «Проекта» по данным Судебного департамента*).

Граждане обжалуют решения мировых судей в районном суде, а решения районных — в областном.

Во главе судебной вертикали — Верховный суд (ВС) (*, который обобщает правоприменительную практику, рассматривает конечные жалобы, принимает ключевые кадровые решения, командует ответственным за финансы судебным департаментом и т.д.*). Ему подчиняются суды регионов, а тем — районные суды. В 2014 г. ВС подчинил себе арбитражные суды. Чтобы легче все было контролировать, в 2018 году создали 6 кассационных и 10 апелляционных судов (* — как дополнительные звенья между региональной и верховной инстанциями*).

Кто поддерживает иерархию и помогает контролировать суды? Это в первую очередь руководство суда, вышестоящие кураторы и силовики.

Руководители в лице председателя суда и его замов отвечают за работу нижестоящих судей. Они подбирают кадры, распределяют нагрузку, утверждают отпуска и графики дежурств, выдают поощрения, рекомендуют к присвоению классов, привлекают к дисциплинарной ответственности и т.п. (*, следует из ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей», ст. 22 ФЗ «Об органах судейского сообщества», а также см. «Российские судьи: социологическое исследование профессии / В. Волков, А. Дмитриева, М. Поздняков, К. Титаев. — 2018» — с. 21, интервью судьи Новикова и статью экс-судьи ВС РФ Никиты Колоколова*). «Все это порождает характер крепостничества», — уверен бывший сочинский судья Дмитрий Новиков. Более 90% экспертов считают зависимость судей от председателей серьезной проблемой.

Руководство определяет, кому что рассматривать. Даже без прямых указаний сам факт распределения может решать исход дела (*, считают авторы доклада «Диагностика работы судебной системы в сфере уголовного судопроизводства и предложения по ее реформированию», 2016, с. 56*). Системы случайного распределения дел до сих пор нет, ее только планируют ввести с сентября 2019 года (*, но на практике и она может быть уязвима для манипуляций*).

Прямое вмешательство в принятие решений тоже норма: лишь 17% судей считают, что председатель суда не должен помогать разбираться в сложных вопросах (* — см. «Российские судьи: социологическое исследование профессии / В. Волков, А. Дмитриева, М. Поздняков, К. Титаев. — 2018», с. 168*).

Если внешние стороны давят на суд, то обычно через председателей (*, считает эксперт Института проблем правоприменения (ИПП) Тимур Бочаров и подтверждает бывшая судья Ольга Кудешкина*). Председательская должность временная, поэтому они уязвимее для давления.

Кураторы — это дополнительные контролеры. Для мировых судей ими назначают районного судью, каждый районный суд курируют в областном, а тот — в Верховном (*, отмечают эксперты ИПП и подтверждает адвокат Игорь Бушманов*). Эти судебные смотрители не предусмотрены законом, но их деятельность описана во внутренних регламентах (*, например, в планах работы судов есть «оказание методической помощи судьям». На сайте Тюменского районного суда даже размещено специальное «Положение об организации кураторства», где его целью указано «оказание помощи и формирование единства судебной практики»*).

Кураторы неформально влияют на судебные решения (*, говорится в докладе Института проблем правоприменения (ИПП) «Диагностика работы судебной системы в сфере уголовного судопроизводства и предложения по ее реформированию», с. 57*). Когда приговор или иное решение судьи обжалуют выше, жалоба попадает именно контролеру этого судьи (*, следует из «Положения об организации кураторства Тюменского районного суда»*). Самым важным стражи правосудия считают мнение куратора (86%), а также коллег-судей (83%) и председателя (78%) (* — см. «Российские судьи: социологическое исследование профессии / В. Волков, А. Дмитриева, М. Поздняков, К. Титаев. — 2018» — с. 202*).

При рассмотрении важных дел судьи ездят к кураторам на совещания, звонят докладывать и согласовывать детали решений или даже получают сверху готовый текст. Вероятно, это происходило, когда судья Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин рассматривал дело ЮКОСа (*, утверждала бывшая помощница судьи Наталья Васильева, хотя сам Данилкин это опровергал*).

Силовикам в лице полицейских, следователей, прокуроров от судей нужны решения в свою пользу. Иначе начальство накажет их самих за брак в работе (*, рассказывает бывший прокурор*). Поэтому у них большой соблазн влиять на судей, для чего есть немало возможностей.

В первую очередь, это неформальное общение. Силовики легко заходят в судейские кабинеты: 69% следователей несколько раз в неделю или каждый день общаются с работниками суда, 14% в течение дежурных суток звонят самим судьям (*, показало исследование экспертов ИПП о российских следователях*). Почти треть прокуроров до начала рассмотрения дела обсуждают с судьями его перспективы (*, следует из опроса А. Кухта в трех регионах России в 2008 г.*).

В результате специализации и совпадения подведомственных территорий одни и те же работники прокуратуры и судьи постоянно пересекаются. Складываются «большие тройки» «следователь-прокурор-судья», которые взаимно обслуживают друг друга (*, подметил адвокат Владимир Хроменко*). Например, в 2012 году «Открытая Уфа» писала, как прокурор Башкирии Сергей Хуртин звонил председателю Кировского районного суда Уфы Муниру Валееву и поручил «правильно решить» жалобы своих подчиненных (*. Подлинность разговора подтвердил изданию «Открытая Уфа» источник в суде*). Вскоре после этого сыновей Валеева продвинули в республиканскую прокуратуру.

Централизованно судей курирует Управление «М» ФСБ (*, писали СМИ, жаловался экс-замглавы ГСУ СК РФ по Москве Денис Никандров и подтвердили «Проекту» несколько московских адвокатов*). Спецслужба активно влияет на назначение судей (*, отмечает экс-судья Мосгорсуда Сергей Пашин и подтвердил «Проекту» социолог Кирилл Титаев*), ведет прослушку, ходит на заседания, чтобы следить, как судья ведет процесс. Но этот контроль не монопольный. «Свои» судьи есть не только у спецслужб, но и МВД, СК и отдельных группировок внутри ведомств (*, считает источник The New Times).

Самым важным судьи считают мнение кураторов (86%), мнение народа мало кого волнует — всего 33%

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector