Имеет ли право ресурсоснабжающая организация начислять одн ""

Имеет ли право ресурсоснабжающая организация начислять одн

ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую

bitpics / Depositphotos.com

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать “общедомовые” коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).

УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае – в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать “общедомовую” холодную воду не обязана.

Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.

Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2017 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ ВПРАВЕ НАЧИСЛЯТЬ ПЛАТУ ЗА ОДН НЕПОСРЕДСТВЕННО ЖИЛЬЦАМ

В редакцию пришло письмо от нашего постоянного читателя Юрия Алексеевича Филатова.

Тема – беспредел в ЖКХ. Юрий Алексеевич возмущён наглым обиранием населения – только так, по его мнению, и можно определить начисление ОДН за электроэнергию. Филатов пишет:

За себя и за того парня?

«Раньше, кроме квартирных приборов учёта – электросчётчиков, устанавливались (обычно в подвалах многоэтажек) приборы учёта, фиксирующие расход электроэнергии, потребляемой на освещение подъездов, подвалов и т.д. Население расплачивалось за эту «внеквартирную» электроэнергию по графе «техобслуживание».

Куда подевались эти счётчики при воцарении нашего коммунального беспредела – неизвестно. Зато хорошо известно, что поставлены общедомовые приборы учёта, которые фиксируют количество электроэнергии, поступившей на тот или иной дом. Разницу между поступившей и оплаченной электроэнергией оплачивают жильцы.

То есть, добросовестные плательщики вынуждены оплачивать все хищения электроэнергии и должников. Зачем работать управляйке и энергетикам, когда можно просто содрать деньги за все эти «издержки производства» с тех, кто честно платит? И большую часть добросовестных плательщиков составляют как раз пенсионеры, которые вынуждены рассчитываться с энергетиками за то, что не потребляли, за чужое воровство и безалаберность!

Есть ли совесть у монополиста? Почему ДЭК не установит счётчики по учёту электроэнергии, расходуемой в нежилых помещениях? Почему я должен со своей пенсии платить за себя и «за того парня»? Призываю свободненцев – не оплачивайте ОДН за электроэнергию, потому что эта плата взимается незаконно!».

Вот такое эмоциональное послание мы получили от Юрия Филатова, который, напомним, является специалистом в области ЖКХ и не один десяток лет проработал в коммунальных предприятиях города. Юрий Алексеевич предлагает радикальное решение вопроса – не оплачивать ОДН.

Прав ли он, или это просто эмоции, которые не имеют никакого отношения к Закону и Порядку? Попробуем разобраться.

Как известно, энергоснабжающая организация — ДЭК, являясь монополистом в сфере оказания услуг энергоснабжения, в принудительном порядке выставляет счета на оплату за пользование электроэнергией в виде общедомовых нужд (ОДН). Юрий Филатов (и не только он) считает это очередным грубейшим нарушением прав граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Действительно, в квитанциях за оплату электроэнергии, направляемых жильцам, появились дополнительные суммы — ОДН. Специалисты поставщика электроэнергии объясняют, что этот платёж обусловлен необходимостью восполнения затрат в виде разницы между показаниями общедомового счётчика и суммарного объёма потреблённой электроэнергии по показаниям всех квартирных счётчиков многоквартирного дома. То есть, оставшийся объём электроэнергии, который не входит в оплату жильцами, но учитывается по показаниям общедомового счётчика, распределяется между собственниками квартир.

Но есть ли вообще правовые основания для начисления затрат на ОДН? И если есть, когда они появились и каким документом регламентированы?

ДЭК – не исполнитель!

В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307, коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов на основании п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса и п. 3, 6 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг.

В п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг, а исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем может быть управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно письму Минрегионразвития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 «О применении п. 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307», когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом. Ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Не надо обирать население!

Таким образом, управляющие организации, осуществляющие управление МКД, являясь исполнителями, обязаны заключать договоры на поставку электрической энергии, необходимой для предоставления коммунальной услуги — электроснабжения, с ресурсоснабжающей организацией. И бремя расходов за пользование электроэнергией на ОДН с поставщиком электроэнергии, прежде всего, должна нести управляющая компания. Раньше так и было. Но позднее управляйки стали отказываться от заключения (пролонгации) договоров на возмещение затрат на ОДН. И ДЭК стал выставлять счета жильцам МКД.

Мы уже писали, и ещё раз отметим, что энергоснабжающая компания, как ресурсоснабжающая организация, не имеет никакого отношения к содержанию общедомового имущества, в состав которого, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, входит электрическое оборудование. Не отвечая за качество и не поддерживая электрические сети МКД, ресурсоснабжающая организация не сможет обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Читать еще:  Как узнать есть ли лицензия у организации

Соответственно, и начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жильцам энергоснабжающая организация не вправе. Возмещение этих затрат должно осуществляться через управляющие организации.

При нежелании управляйки идти на заключение договоров на возмещение затрат на ОДН, такие вопросы энергоснабжающая компания должна решать в суде, без обременения граждан дополнительными расходами. Однако с населения эти средства собрать куда проще, не так ли?

Заметим также, что квартирные приборы учёта электроэнергии не могут учитывать долю потреблённой или расчётной электроэнергии ОДН каждой отдельной квартиры. На сегодняшний день нет нормативно-правовых актов и договоров, заключённых с энергоснабжающей организацией, на основании которых жильцы имели бы обязанность вносить незаконно начисленные монополистом денежные поборы за ОДН.

Методы расчёта с нарушением правил

Итак, исходя из вышеизложенного делаем вывод: энергоснабжающая организация не вправе начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жильцам, а должна получать плату за эти расходы от управляющей организации. Управляющая организация должна самостоятельно нести бремя расходов на ОДН либо распределять эти расходы жильцам в соответствии с действующими нормативами либо иным образом по решению собственников жилья.

А теперь посмотрим судебную практику. Жильцы не обязаны оплачивать электроэнергию на освещение мест общего пользования и общедомовые нужды в тех объёмах, которые навязывают сбытовые компании – таков главный вывод из результатов судебного разбирательства в Орле. Жительница этого города Галина М. не платила за электроэнергию в местах общего пользования с апреля 2010 по март 2013 года, и суд подтвердил её правоту, оценив применяемые методы расчёта электроэнергии для мест общего пользования как не вполне законные.

В мае 2013 г. Орловский энергосбыт обратился в суд, предъявив Галине претензию на 2 522,04 руб. И, казалось бы, абсолютно выигрышное дело было им проиграно – сообщают СМИ города Орёл. При этом суд Советского района в своём апелляционном определении подчеркнул: «Очевидно, что применяемые истцом методы расчёта… производились с нарушением правил».

Галина М. доказала, что счета выставлялись «среднепотолочные», основанные не только на показаниях приборов, но и на так называемой «замещающей» информации, каковой является либо норматив, либо среднемесячное потребление. Как пояснил суду Орловский энергосбыт, он был вынужден так делать, поскольку не все жильцы сообщают о потреблённых ресурсах (то есть вовремя платят). При этом доказать, что заявленные (оплаченные) показания всегда соответствовали измеренным, истцы не смогли. Хотя именно это – основа основ правильного расчёта платы!

Апелляционная инстанция не стала входить в положение монополиста и оставила решение без изменения: «Довод об отсутствии у „ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт“ объективной возможности получить измеренные показания индивидуальных приборов учёта… не влияет на вывод суда, так как оправдывает расчёт платы за коммунальную услугу, производимый в нарушение действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Применяемые истцом методы расчёта…приводили к несправедливому распределению неоплаченной электроэнергии между добросовестными плательщиками».

Сначала – порядок, потом – плата!

Интересный совет мы нашли на просторах Интернета. Если не платить за ОДН, энергетики начисляют на сумму задолженности пеню. Чтобы лишить их такой возможности, необходимо принести в энергосбыт заявление, в котором и сообщить ретивым монополистам, что до решения суда оплачивать неправомочно рассчитанный ОДН вы отказываетесь.

Ведь, как сейчас говорят, фишка в том, что, устанавливая счётчики на ОДН, по Закону энергосбыт обязан был письменно обратиться ко всем собственникам квартир и получить у них письменное согласие на установку такого счётчика. Как показывает практика, счётчики энергосбыт устанавливает самовольно, то есть, незаконно. Расчёт электроэнергии по незаконным счётчикам недействителен.

Пусть сначала «сборщики дани» наведут порядок в электрохозяйстве дома, и лишь потом – с вашего согласия, введут счётчик на ОДН в законную эксплуатацию!

И самое главное – мы не обязаны платить за всех злостных неплательщиков и воришек. То есть – за себя и за того парня, как пишет Юрий Филатов! И судебная практика это подтверждает.

Алексей Дыма (Вахтённый) # 26 сентября 2014 в 23:49 +1

alexxxxxs:

А-а-а-атлично. За свет уже платим давно по счетчикам, мало стало, ввели ОДН (общедомовые нужды). На днях квиток пришел: 700р. за себя и 300 ОДН. Не многовато ли?
Теперь еще на воду счетчики, чтобы еще ОДН ввести? Тариф наверно отличаться тоже будет с прибором учета, или без.

СМИ: У не поставивших счетчики до Нового года вырастут счета за “коммуналку”

МОСКВА, 26 сентября. Для тех собственников квартир, кто не поставил счетчики на воду до конца 2014 года, возрастут коммунальные платежи. Об этом пишет “Российская газета”.

Правительство рассмотрит вопрос повышения счетов на 30% ежеквартально, пока россияне не установят счетчики.

“С инициативой увеличения платы для уклонистов на 30% в квартал вышли сами жильцы. Это те люди, которые уже давно установили приборы учета и которые вынуждены сегодня оплачивать фактическое потребление своих недобросовестных соседей”, — сказал замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

“У людей есть право обратиться в свою управляющую компанию, а та обязана помочь им установить счетчик в рассрочку на пять лет”, — добавил замминистра.

Имеет ли право начислять одн ресурсоснабжающая организация

Про начисление ОДН ресурсоснабжающей организацией

— определение РСО, как исполнителем коммунальных услуг, размера платы потребителей за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды за период до 1 июля 2020 года, в порядке, предусмотренном пунктом 44 Правил N 354 в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 603, исходя из объема коммунальной услуги, рассчитанного как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме;

Если в соответствии с частью 17, частью 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, а также в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354, подпунктом «а» пункта 30 Правил N 124 РСО осуществляет либо в определенный период осуществляла предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, не могут рассматриваться нарушениями жилищного законодательства и установленных лицензионных требований:

Имеет ли право начислять одн ресурсоснабжающая организация

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации)».

Но президиум Ярославского областного суда отменил решения нижестоящих инстанций, поддержав энергосбытовую компанию, после чего дело и поступило в Верховный суд России – под номером 8 – КГПР15-2. 23 июня 2020 года высшая судебная инстанция страны вынесла Определение, которым отменен вердикт президиума Ярославского облсуда и удовлетворены исковые требования прокурора города Рыбинска.

Кто должен платить ОДН: жильцы или управляющая компания

Тот факт, что без оплаты за квартиру и ЖК услуг не обойтись, понимает каждый. Кроме того, неоплата может привести к судебным тяжбам, заведению исполнительного производства и, в итоге, к выселению из жилья. Это связано с тем, что положения ГК РФ и ЖК РФ гласят о том, что каждый владелец обязан надлежащим образом содержать личное имущество и платить за содержание жилья.

Рассматривая понятие общих домовых нужд как одной из статей обязательных платежей, предъявляемых владельцам в структуре счета, можно сказать, что это некое недоразумение. Статья расходов по общим домовым нуждам предусматривается ЖК РФ, и оплата за них должна быть распределена между владельцами, согласно условиям основного соглашения.

Как расчитать ОДН за воду

Для собственников, состоящих в ТСЖ или ЖКС, характерен вариант принятия на общем собрании решения о самостоятельном погашении такой разницы. Однако при исполнении коммунальных услуг не управляющей компанией, а ресурсоснабжающей организацией, независимо от решения, принятого на собрании, оплата образовавшейся разницы должна производиться собственниками.

  1. Пункт 56 Постановления № 354 указывает, что при временном проживании непрописанных жильцов (от 5 дней подряд), норматив устанавливается и рассчитывается сообразно фактическому числу проживающих потребителей. Сам факт фиксируется Актом о фактическом проживании, составить который имеет право и полномочия Совет дома.
  2. Пункт 19 (б) Постановления № 307 позволяет считать дату начала (и период) временного проживания с момента, указанного потребителем в уведомлении. Уведомление пишется в свободной форме с указанием ФИО, паспортных данных, периода пребывания и передаётся исполнителю.
  3. Если потребитель отказывается подавать уведомления и скрывает свои данные для фиксирования их в Акте, следует обратиться с письменным заявлением в УВД. В этом случае в присутствии участкового и свидетельствующих соседей составляется Акт, на основании которого начисляется плата на незарегистрированного жителя.

И вновь это непонятное «ОДН»

В соответствии с п. 2.3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ: «При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме . за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома», а, следовательно, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг в силу закона. Именно этой нормы придерживались и придерживаются Высший арбитражный суд России и Арбитражный суд Ивановской области.

Кроме того, ч.7.1 ЖК РФ содержит оговорку, цитирую: «. за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме». Что это означает? А это означает то, что даже если собственники приняли решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, то плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды (далее ОДН) собственники и наниматели помещений в доме должны платить только управляющей организации.

Имеет ли право начислять одн ресурсоснабжающая организация

Разница поставленного и оплаченного ресурса при этом является убытком УО. В нашей области, как и в других регионах, пошли «своим путем», продолжали «разбрасывать» эту разницу на потребителей. И это происходит при полном бездействии уполномоченного (п.161 Правил) органа ГЖИ по ВО, муниципального контроля, Роспотребнадзора, занимающихся отписками.

Переплата населения области составляет сотни миллионов рублей. Причины: Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены « Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов « далее Правила. Правила предусматривают с 01.06.2013 г. ограничение начислений КУ на ОДН нормативами, установленными в регионах, если иной порядок не установлен общим собранием собственников помещений МКД (ОСС). Средний объем КУ на ОДН, посчитанный по нормативам, не может превышать 0.5 м.куб на водоснабжение (горячее, холодное), 30квт.час на электроснабжение.

Имеет ли право начислять одн ресурсоснабжающая организация

К сожалению, с момента обсуждения введения платы за общедомовые нужды в различных источниках – от федеральных до местных — звучало очень примитивное трактование ОДН. К примеру, за ОДН на электроэнергию принято принимать плату за лампочку в подъезде, а за ОДН на воду – то количество воды, которое дом тратит на мытье окон, лестничных пролетов, полив клумб. Но с момента введения платы ОДН на электроэнергию, которая появилась в квитанциях раньше других, стало ясно: «лампочка в подъезде» не может потратить столько электроэнергии, сколько предъявляется жильцам. То же самое и с водой. Ведь во многих домах лестничные клетки моют редко, а клумб вокруг дома и вовсе нет. Означает ли это, что ресурсоснабжающая организация не имеет права начислять ОДН? Нет. Потому что ОДН – это плата за ту воду, что поступила в дом, но не была продана жильцам или собственникам нежилых помещений в доме.

Часть этой воды можно «пощупать». Это и те несколько ведер, что все же расходуются на уборку подъезда, полив газонов и цветников. Это и видимые утечки в подвале дома или в квартирах, которые при этом не имеют приборов учета, а их жильцы из-за нерационального расходования и неисправности сантехники тратят воду сверх норматива. Это и незаконные подключения, когда от вашего дома «питается» мелкий киоск.

Кто должен оплачивать сверхнормативный ОДН

При действии договора управления МКД, заключенного между УО и конечными потребителями коммунальных услуг, а также договора поставки коммунального ресурса, заключенного между УО и РСО, исполнителем коммунальных услуг признается УО. Но только с даты фактического отпуска энергоресурса по договору поставки.

С 1 июля 2020 года введены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН), которые определяет уполномоченный орган субъекта Федерации по состоянию на 01 ноября 2020 года. При этом, сверхнормативное потребление станут оплачивать не жильцы многоквартирного дома (МКД), а поставщик коммунальных услуг – управляющая или ресурсоснабжающая организация.

Начисление ОДН ресурсоснабжающей — организацией

С 1-го июля 2013 года начал действовать ряд изменений в 44-м пункте правил по предоставлению коммунальных услуг в МКД, где указано на необходимость получить утвержденный норматив для всех расчетов, а при его отсутствии УК может делать начисления только при наличии решения от собрания жильцов. Если этого нет, то можно идти в суд и оспаривать сделанные начисления.

Отметим, что в 344-м правительственном постановлении отменяется начисление отрицательного ОДН за стоки (пункт 47) и есть отмена норматива ОДН по стокам в 306-м постановлении. Но в 44-м пункте есть указание на возможные исключения из правил, а потому может иметь место обязательство по оплате данного платежа. На данный момент судебной практике по данному вопросу практически нет.

ОДН: начислять выше норматива запрещено законом

Выявив факт незаконного взимания ПАО «Т Плюс» платы с граждан за горячее водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды в отсутствие заключенного договора, прокуратура Заволжского района г. Ульяновска направила в суд исковое заявление с требованиями о прекращении данных неправомерных действий и возложении обязанности произвести перерасчет платы за ранее поставленные коммунальные услуги, которое на сегодняшний день в полном объеме удовлетворено».

С этой целью ООО «УО Жилстройсервис» направило для согласования проект подписанного договора теплоснабжения в ПАО «Т Плюс» вместе с приложенным к нему протоколом разногласий. Однако ресурсоснабжающая организация, так и не оформив надлежащим образом правоотношения, стала оказывать коммунальные услуги жителям дома №43 по пр-ту Ленинского Комсомола.

Должна ли УО оплачивать сверхнормативный ОДН

Допустим, за свет жители дома платят напрямую РСО, между ними заключён договор ресурсоснабжения. Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ признал такие отношения законными и сказал, что работают они до истечения срока их действия или до того, как одна из сторон откажется исполнять договор.

Ресурсоснабжающая организация выставляет плату за сверхнормативный ОДН управляющей организации. Сегодня мы расскажем, имеет ли она право так делать и должна ли УО оплачивать сверхнорматив.

Не должна, если она не исполнитель КУ

В подобной ситуации договор между УО и РСО не заключён, это законно. Так разрешил делать Минстрой РФ. Он указал, что прямые договоры, которые потребители КУ заключили с РСО до 30 июня 2015 года, продолжают действовать, а отсутствие между РСО и управляющей организацией не считается лицензионным требованием.

Сперва нужно разобраться, кто в этом случае будет исполнителем коммунальных услуг.

Согласно п. 8 ПП РФ от 06.05.2011 N 354 исполнителем коммунальных услуг в МКД может выступать управляющая организация или ресурсоснабжающая организация.

Управляющая организация становится исполнителем КУ с даты:

  • указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе УО,
  • заключения договора управления МКД,

но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, который УО заключила с РСО (п. 14 Правил N 354).

До этой даты РСО в качестве исполнителя начинает предоставлять коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД (пп. «б» п. 17 Правил N 354). Эту позицию подтверждает Верховный суд РФ в решении от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в Обзоре судебной практики от 24.12.2014.

Верховный суд говорит: управляющая организация не может предоставлять потребителям коммунальные услуги, пока не заключит договор с РОС. Функции исполнителя в таком случае выполняет РСО.

Мнение Верховного суда поддерживает Минстрой РФ. Ведомство отмечает, что без договоров ресурсоснабжения, заключённых с РСО, УО, ТСЖ или кооператив не могут быть исполнителями коммунальных услуг.

Поэтому в примере, который мы привели в начале статьи, исполнитель коммунальных услуг – ресурсоснабжающая организация. Вот как это будет выглядеть на схеме:

Должна, если есть договор с РСО

Чтобы начать выставлять в адрес УО сверхнормативный объём ОДН РСО должна заключить договор с УО. Для этого либо потребители, либо РСО должны отказаться от действующих прямых договоров.

Например, РСО сперва должна расторгнуть договоры с потребителями. Односторонний отказ от исполнения договора одобряет Гражданский кодекс РФ – нужно просто уведомить другую сторону (ст. 450.1 ГК РФ).

Отказ от исполнения договора должен быть точным, недвусмысленным и не предполагающим различных толкований. Другая сторона должна понять, что РСО не намерена далее исполнять принятые на себя обязательства и желает их прекратить.

Отказом от договора ресурсоснабжения между потребителями и РСО можно считать следующие ситуации:

  • собственники выбрали новый способ управления и возложили на новую УО/ТСЖ полномочия по предоставлению коммунальных услуг,
  • РСО и УО подписали договор ресурсоснабжения на покупку всего объёма коммунального ресурса.

Порядок заключения договора между УО и РСО

Чтобы так и было, нужно внимательно прочитать требования к порядку и форме заключения договора ресурсоснабжения между УО и РСО, и к существенным условиям заключения подобных договоров. Они определяются в соответствии с ГК РФ, положениями Правил N 124.

РСО, владеющая коммунальным ресурсом, который подаётся в МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, может направить УО оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к оферте проекта договора (п. 10 Правил N 124). РСО заранее подписывает проект договора

Договор считается заключённым с момента, когда РСО получит от управляющей организации подписанную оферту (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Это же подтверждает п. 15 Правил N 124: договор ресурсоснабжения вступает в силу в день, когда его подпишет вторая сторона.

Договор можно считать заключённым, если стороны достигли согласия по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными считаются условия:

  • о предмете договора;
  • которые названы в законе или других правовых актах как существенные;
  • условия, соглашения по которым хочет достичь одна из сторон договора.

Перечень существенных условий для договора ресурсоснабжения определяют п. п. 17–18 Правил N 124. Это следующие условия:

  • вид коммунального ресурса,
  • дата начала поставки,
  • показатели качества,
  • порядок определения объёмов коммунального ресурса,
  • порядок определения цены договора на коммунальный ресурс,
  • порядок определения стоимости коммунального ресурса,
  • порядок оплаты,
  • условие о разграничении ответственности сторон,
  • порядок взаимодействия сторон.

Для чего нужны требования к существенным условиям договоров? Чтобы не допустить неопределенность в правоотношениях сторон и предупредить разногласия по поводу исполнения обязательств по договору (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 12444/12 по делу N А32-24023/2011).

Такой же вывод сделал Арбитражный судом Северо-Кавказского округа от 26.01.2015 по делу N А32-22372/2014. Суд отказал РСО во взыскании с управляющей организации платы за период до заключения договора ресурсоснабжения.

Хотя у РСО есть все возможности заключить договор ресурсоснабжения с УО, на практике многие забывают это сделать и сразу начинают выставлять счета на оплату сверхнормативного ОДН. Такая ситуация неправомочна.

Выводы

  1. РСО может требовать с управляющей организации оплату сверхнормативного ОДН только когда между ними заключён договор.
  2. Чтобы начать выставлять в адрес УО сверхнормативный ОДН, потребители или РСО должны отказаться от действующих прямых договоров.
  3. Положения Правил N 124 дают ресурсоснабжающей организации все возможности заключить договор с управляющей организацией и даже принудить УО к подписанию такого договора.
  4. Если РСО не предпринимала попыток заключить договор ресурсоснабжения с управляющей организацией, требовать оплату она не имеет права.

Автор – Елена Шерешовец, директор СРО управляющих недвижимостью «КИТ», заведующая кафедрой «РосКапСтрой» при Минстрое РФ, член Экспертного совета при Комитете по энергетике Государственной Думы РФ, сотрудник Экспертной группы Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством для информационно-аналитического сопровождения реформирования и модернизации отрасли ЖКХ в России в РАНХиГС при Президенте РФ.

ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ ВПРАВЕ НАЧИСЛЯТЬ ПЛАТУ ЗА ОДН НЕПОСРЕДСТВЕННО ЖИЛЬЦАМ

В редакцию пришло письмо от нашего постоянного читателя Юрия Алексеевича Филатова.

Тема – беспредел в ЖКХ. Юрий Алексеевич возмущён наглым обиранием населения – только так, по его мнению, и можно определить начисление ОДН за электроэнергию. Филатов пишет:

За себя и за того парня?

«Раньше, кроме квартирных приборов учёта – электросчётчиков, устанавливались (обычно в подвалах многоэтажек) приборы учёта, фиксирующие расход электроэнергии, потребляемой на освещение подъездов, подвалов и т.д. Население расплачивалось за эту «внеквартирную» электроэнергию по графе «техобслуживание».

Куда подевались эти счётчики при воцарении нашего коммунального беспредела – неизвестно. Зато хорошо известно, что поставлены общедомовые приборы учёта, которые фиксируют количество электроэнергии, поступившей на тот или иной дом. Разницу между поступившей и оплаченной электроэнергией оплачивают жильцы.

То есть, добросовестные плательщики вынуждены оплачивать все хищения электроэнергии и должников. Зачем работать управляйке и энергетикам, когда можно просто содрать деньги за все эти «издержки производства» с тех, кто честно платит? И большую часть добросовестных плательщиков составляют как раз пенсионеры, которые вынуждены рассчитываться с энергетиками за то, что не потребляли, за чужое воровство и безалаберность!

Есть ли совесть у монополиста? Почему ДЭК не установит счётчики по учёту электроэнергии, расходуемой в нежилых помещениях? Почему я должен со своей пенсии платить за себя и «за того парня»? Призываю свободненцев – не оплачивайте ОДН за электроэнергию, потому что эта плата взимается незаконно!».

Вот такое эмоциональное послание мы получили от Юрия Филатова, который, напомним, является специалистом в области ЖКХ и не один десяток лет проработал в коммунальных предприятиях города. Юрий Алексеевич предлагает радикальное решение вопроса – не оплачивать ОДН.

Прав ли он, или это просто эмоции, которые не имеют никакого отношения к Закону и Порядку? Попробуем разобраться.

Как известно, энергоснабжающая организация — ДЭК, являясь монополистом в сфере оказания услуг энергоснабжения, в принудительном порядке выставляет счета на оплату за пользование электроэнергией в виде общедомовых нужд (ОДН). Юрий Филатов (и не только он) считает это очередным грубейшим нарушением прав граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Действительно, в квитанциях за оплату электроэнергии, направляемых жильцам, появились дополнительные суммы — ОДН. Специалисты поставщика электроэнергии объясняют, что этот платёж обусловлен необходимостью восполнения затрат в виде разницы между показаниями общедомового счётчика и суммарного объёма потреблённой электроэнергии по показаниям всех квартирных счётчиков многоквартирного дома. То есть, оставшийся объём электроэнергии, который не входит в оплату жильцами, но учитывается по показаниям общедомового счётчика, распределяется между собственниками квартир.

Но есть ли вообще правовые основания для начисления затрат на ОДН? И если есть, когда они появились и каким документом регламентированы?

ДЭК – не исполнитель!

В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307, коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов на основании п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса и п. 3, 6 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг.

В п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг, а исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем может быть управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно письму Минрегионразвития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 «О применении п. 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307», когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом. Р есурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Не надо обирать население!

Таким образом, управляющие организации, осуществляющие управление МКД, являясь исполнителями, обязаны заключать договоры на поставку электрической энергии, необходимой для предоставления коммунальной услуги — электроснабжения, с ресурсоснабжающей организацией. И бремя расходов за пользование электроэнергией на ОДН с поставщиком электроэнергии, прежде всего, должна нести управляющая компания. Раньше так и было. Но позднее управляйки стали отказываться от заключения (пролонгации) договоров на возмещение затрат на ОДН. И ДЭК стал выставлять счета жильцам МКД.

Мы уже писали, и ещё раз отметим, что энергоснабжающая компания, как ресурсоснабжающая организация, не имеет никакого отношения к содержанию общедомового имущества, в состав которого, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, входит электрическое оборудование. Не отвечая за качество и не поддерживая электрические сети МКД, ресурсоснабжающая организация не сможет обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Соответственно, и начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жильцам энергоснабжающая организация не вправе. Возмещение этих затрат должно осуществляться через управляющие организации.

При нежелании управляйки идти на заключение договоров на возмещение затрат на ОДН, такие вопросы энергоснабжающая компания должна решать в суде, без обременения граждан дополнительными расходами. Однако с населения эти средства собрать куда проще, не так ли?

Заметим также, что квартирные приборы учёта электроэнергии не могут учитывать долю потреблённой или расчётной электроэнергии ОДН каждой отдельной квартиры. На сегодняшний день нет нормативно-правовых актов и договоров, заключённых с энергоснабжающей организацией, на основании которых жильцы имели бы обязанность вносить незаконно начисленные монополистом денежные поборы за ОДН.

Методы расчёта с нарушением правил

Итак, исходя из вышеизложенного делаем вывод: энергоснабжающая организация не вправе начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жильцам, а должна получать плату за эти расходы от управляющей организации . Управляющая организация должна самостоятельно нести бремя расходов на ОДН либо распределять эти расходы жильцам в соответствии с действующими нормативами либо иным образом по решению собственников жилья .

А теперь посмотрим судебную практику. Жильцы не обязаны оплачивать электроэнергию на освещение мест общего пользования и общедомовые нужды в тех объёмах, которые навязывают сбытовые компании – таков главный вывод из результатов судебного разбирательства в Орле. Жительница этого города Галина М. не платила за электроэнергию в местах общего пользования с апреля 2010 по март 2013 года, и суд подтвердил её правоту, оценив применяемые методы расчёта электроэнергии для мест общего пользования как не вполне законные.

В мае 2013 г. Орловский энергосбыт обратился в суд, предъявив Галине претензию на 2 522,04 руб. И, казалось бы, абсолютно выигрышное дело было им проиграно – сообщают СМИ города Орёл. При этом суд Советского района в своём апелляционном определении подчеркнул: «Очевидно, что применяемые истцом методы расчёта… производились с нарушением правил» .

Галина М. доказала, что счета выставлялись «среднепотолочные», основанные не только на показаниях приборов, но и на так называемой «замещающей» информации, каковой является либо норматив, либо среднемесячное потребление. Как пояснил суду Орловский энергосбыт, он был вынужден так делать, поскольку не все жильцы сообщают о потреблённых ресурсах (то есть вовремя платят). При этом доказать, что заявленные (оплаченные) показания всегда соответствовали измеренным, истцы не смогли. Хотя именно это – основа основ правильного расчёта платы!

Апелляционная инстанция не стала входить в положение монополиста и оставила решение без изменения: «Довод об отсутствии у „ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт“ объективной возможности получить измеренные показания индивидуальных приборов учёта… не влияет на вывод суда, так как оправдывает расчёт платы за коммунальную услугу, производимый в нарушение действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Применяемые истцом методы расчёта…приводили к несправедливому распределению неоплаченной электроэнергии между добросовестными плательщиками» .

Сначала – порядок, потом – плата!

Интересный совет мы нашли на просторах Интернета. Если не платить за ОДН, энергетики начисляют на сумму задолженности пеню. Чтобы лишить их такой возможности, необходимо принести в энергосбыт заявление, в котором и сообщить ретивым монополистам, что до решения суда оплачивать неправомочно рассчитанный ОДН вы отказываетесь.

Ведь, как сейчас говорят, фишка в том, что, устанавливая счётчики на ОДН, по Закону энергосбыт обязан был письменно обратиться ко всем собственникам квартир и получить у них письменное согласие на установку такого счётчика. Как показывает практика, счётчики энергосбыт устанавливает самовольно, то есть, незаконно. Расчёт электроэнергии по незаконным счётчикам недействителен.

Пусть сначала «сборщики дани» наведут порядок в электрохозяйстве дома, и лишь потом – с вашего согласия, введут счётчик на ОДН в законную эксплуатацию!

И самое главное – мы не обязаны платить за всех злостных неплательщиков и воришек. То есть – за себя и за того парня, как пишет Юрий Филатов! И судебная практика это подтверждает.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector