Фонд как некоммерческая организация

Фонд как некоммерческая организация

Пошаговая инструкция регистрации фонда на 2019 год

Под фондом принято понимать систему идей и ресурсов, используемую для достижения определенных целей некоммерческого характера. В РФ фондом принято считать некоммерческую организацию, которая учреждена силами граждан и юридических лиц на базе имущественных взносов. Она обычно преследует общественно-полезные, социально-культурные, образовательные, благотворительные цели.

В статье будут рассмотрены виды фондов, существующих в настоящее время, их характеристики, а также пошаговая инструкция создания и регистрации.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Фонд представляет распространенную организационно-правовую форму некоммерческих организаций, которая учреждена посредством объединения имущественных взносов. В сравнении с другими формами НКО фонд имеет большое количество особенностей:

  1. Основание происходит на членстве, так что за участниками не закрепляется обязательство по принятию участия в деятельности фонда, но право на управление его делами также отсутствует.
  2. Данная организация выступает в качестве полноправного собственника входящего в состав имущества, а учредители не несут ответственность по долговым обязательствам.
  3. Если фонд будет ликвидирован, имущество, сохранившееся вследствие погашения долгов, не подлежит распределению между учредителями и членами.
  4. Данная НКО имеет ограниченную правоспособность. В связи с этим имеется право на осуществление только той деятельности, которая соответствует целям ее формирования. Они прописываются в уставе.
  5. За фондом не закреплено право на принятие участия в товариществах, а его создатели не могут быть органами государственной власти и местного самоуправления.
  6. Имущественная работа фонда должна производиться публично. Чтобы обеспечить надзор за соответствием нормам и положениям, формируется соответствующий попечительский совет, а также контрольно-ревизионный отдел.
  7. Члены организации занимаются исполнением своих непосредственных обязанностей на общественных началах, добровольно и не получают за это вознаграждение.

Виды и особенности

На практике существует несколько разновидностей фондов. Стоит рассмотреть их особенности и характеристики по отдельности.

Благотворительный

Благотворительный фонд – это НКО. Он учрежден за счет объединения нескольких взносов имущественного характера. Цель его создания и существования – ведение благотворительной деятельности.

В качестве регламента по порядку регистрации и ведения деятельности выступает устав. Существует два варианта получения средств на деятельности организации:

  • поиск спонсора в лице мецената (государства или организации);
  • самостоятельный заработок.

Нельзя принимать участие в благотворительных фондах структурам государственной власти, местного самоуправления, предприятиям государственного и муниципального значения. Благотворительные фонды не вправе принимать участие в хозяйственных обществах наряду с иными юридическими лицами.

В качестве регламента в отношении деятельности этой организации выступает ФЗ №135 от 11 августа 1995 года. Обязательным является формирование попечительского совета в лице контролирующей структуры.

Цель ее формирования – надзор за деятельностью организации и использованием ее средств. Попечительский совет, созданный в рамках фонда, имеет право на обращение в судебные инстанции, заявив о необходимости ликвидации предприятия.

Как устроен типичный благотворительный фонд? Ответ на вопрос — ниже на видео.

Общественный

Это одна из разновидностей НКО, не предусматривающих членство. Цель создания состоит в формировании имущества и его последующего применения для общественных целей.

  1. Обеспечение социальной поддержки граждан и их защиты, а также совершенствование имеющегося материального положения малообеспеченных слоев населения.
  2. Проведение социальной реабилитации безработных лиц и граждан с инвалидностью, которые в силу обстоятельств не в состоянии действовать самостоятельно.
  3. Подготовка граждан к преодолению результатов бедствий стихийного характера, катастроф экологического, промышленного типа.
  4. Оказание всесторонней помощи и поддержки лицам, пострадавшим по причине репрессий, терактов, природных факторов.
  5. Содействие совершенствованию мира и дружбе между различными народностями.
  6. Трактовка понятия института семьи и его укрепление в обществе.
  7. Содействие в ходе получения образования и просвещения граждан в научной, культурной, социальной сфере.
  8. Поддержание стандартов и принципов здравоохранения, агитация по здоровому образу жизни.
  9. Пропаганда спорта.
  10. Защита окружающей среды и исторических объектов.

Некоммерческая организация

Это НКО, и она не предполагает членства и учреждается физическими, юридическими лицами на базе взносов, совершенных в добровольном порядке. Создание может производиться в целях оказания всесторонних услуг, связанных с образованием, культурой, здравоохранением, наукой, спортом.

В качестве регламента в данном направлении выступает ФЗ №7 от 12 января 1996 года. В соответствии с ним некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность и достигать целей, для которых она формировалась. Однако распределение прибыли между учредителями не происходит.

Право на имущество у учредителей не сохраняется, как и ответственность по обязательствам. Организаторы не имеют никаких привилегий по сравнению с участниками НКО и могут применять ее услуги равноправно с другими лицами на аналогичных условиях.

Надзор и контроль деятельности осуществляется в порядке, который прописан в учредительной документации. В качестве высшего коллегиального управленческого органа выступает общее учредительское собрание, совет или правление.

Учреждение

Под учреждением принято понимать НКО, которая была сформирована собственниками в целях решения управленческих и социальных задач. Она может спонсироваться организатором полностью или частично.

Собственником может быть юридическое или физическое лицо, а также образование муниципального значения, государственное учреждение. Есть вероятность участия нескольких собственников. В качестве базового учредительного документа выступает устав, утверждением которого занимается собственник.

Учреждение несет прямую и непосредственную ответственность по обязательствам, которые пребывают в его распоряжении. Если денежных средств в наличии для решения задач недостаточно, и погасить ими долги невозможно, они взыскиваются с участием собственника организации.

Наряду с этим учредитель имеет право наделить учреждение правом осуществления коммерческой деятельности. Полученные от нее доходы подлежат обязательному учету на балансе и являются средствами хозяйственной деятельности.

Нежилой

Нежилой фонд представляет комплекс помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное понятие приведено в ст. 7.24 КоАП РФ.

В законе сказано, что нежилой фонд включает здания, постройки, сооружения и отдельные помещения, включая встроено-пристроенные территории, которые не признаны жилыми и не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому фонду.

К учету нежилого фонда принято относить первичную техническую инвентаризацию, которая проводится силами органа технического учета и БТИ.

Пошаговая инструкция регистрации

Пошаговая инструкция прохождения регистрационной процедуры включает следующее:

  1. Подготовка требуемого набора документов.
  2. Уплата государственной пошлины.
  3. Нотариальное подтверждение заявления.
  4. Подача документации в Министерство юстиции по месту жительства и регистрации.
  5. Ожидание принятия решения регистрирующим органом.
  6. Выдача бумаг, выступающих в качестве официального подтверждения прохождения процедуры официального оформления.

Средняя продолжительность регистрации составляет месяц. Размер пошлины, которая взимается за его прохождение, равен 4000 руб. Документы, обязательные к подаче, следующие:

  • заявление, составленное в соответствии с формой РН0001, включающее сведения о ФИО, адресе, коде деятельности, составленное в двух экземплярах;
  • учредительные документы (устав), подаваемые в количестве трех штук, с наименованием фонда, целями его организации и деятельности, адресе, сведениями об управляющих структурах;
  • протокол о создании организации, он необходим в случае, если количество учредителей – два и более, если учредитель один, оформляется единоличное решение;
  • копия свидетельства о праве собственности / гарантийного письма;
  • сведения о лицах, являющихся учредителями фирмы, в частности, об ИНН, ОГРН, названиях, адресах, контактных данных;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в оригинальном и отксерокопированном варианте.

Все документы должны быть тщательно прошиты и пронумерованы, а также подписаны лицом, выступающим в качестве заявителя. Документы может подавать, в том числе, доверенное лицо. Общая длительность процедуры регистрации равна 30 дням.

Сложности и возможные риски

Регистрация фонда представляет длительный и кропотливый процесс. В связи с этим не каждый учредитель сможет выполнить эту задачу грамотно. Дело в том, что регистрация проводится в Министерстве Юстиции, которое на регулярной основе меняет регламент.

Если в документации допущены ошибки, и она не соответствует нормативу, Минюст может отказать. Немаловажную роль играет завышение требований к юридическому адресу фонда.

Таким образом, фонды представлены в нескольких видах. Регистрация предполагает строгое соблюдение пошагового алгоритма действий, соблюдая который можно избежать ошибок и недочетов.

О регистрации некоммерческой организации в виде фонда — ниже на видео.

Особенности правового статуса некоммерческих фондов

Законодательством Российской Федерации определено, что фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (статья 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О коммерческих организациях», статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и другими специальными законами.

Среди разновидности фондов следует выделить общественные фонды. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица – граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.

Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.

Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды).Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.

Читать еще:  Как писать ходатайство в суд образец

Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

К некоммерческим фондам вполне можно отнести и негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово “фонд”, сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.

Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет. НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.

Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

По состоянию на 29.08.2012 общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов составляет 112, из которых 43 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляет 20, из которых 9 являются благотворительными фондами. Для сравнения: общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов по состоянию на 29.08.2011 составляло 101, из которых 37 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляло 19, из которых 9 являются благотворительными фондами.

Необходимо выделить также обязанность фондов представлять ежегодную информацию в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе в Управление.

Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает обязанность некоммерческих фондов представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы (ОН 0001 и ОН 0002) и сроки (до 15 апреля года, следующего за отчетным) представления указанных документов установлены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (далее – Приказ) и подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Кроме того, фонды соответствующие вышеуказанному пункту, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.

Если учредителями (участниками, членами) фонда не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также фонд не имел в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств такого фонда в течение года составили до трех миллионов рублей, то пунктами 3.1 и 3.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определена обязанность представлять в Управление заявление, подтверждающее соответствие фонда указанному пункту и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Общественные фонды представляют информацию в Управление согласно требованиям абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» по форме ОН0003, утвержденной Приказом, в аналогичные с некоммерческими фондами сроки. Кроме того, общественные фонды ежегодно информируют Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного фонда в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Если в соответствии с учредительными документами фонд осуществляет благотворительную деятельность, тогда соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.09.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», фонд обязан представлять отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

– финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительного фонда;

– персональном составе высшего органа управления благотворительным фондом;

– составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ);

– содержании и результатах деятельности благотворительного фонда;

– нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Отчет представляется в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности (в течение 90 дней по окончании года, следующего за отчетным), представляемый в налоговые органы.

Еще одна ежегодная обязанность фондов установлена абзацем 2 пункта 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Общие аспекты фонда как некоммерческой организации

Понятие, признаки и источники формирования фондов

Фондом признается некоммерческая организация, в которой нет членства. Фонд учреждается гражданами и /или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Данная форма организации создается для достижения социальных, культурных, образовательных и других общественно-полезных целей. Выйти из числа учредителей Фонда невозможно. Это связано с тем, что понятие учредитель в данном случае – это лицо, создавшее организацию. Учредители Фонда не несут ответственность по обязательствам созданного ими фонда. Фонд так же не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Но предпринимательством можно заниматься только в факультативном порядке и в двух формах:

  • 1) Непосредственной – деятельность осуществляется в пределах видов деятельности, обозначенных в Уставе Фонда;
  • 2) Принятие участия в хозяйственных обществах. В этом случае вся прибыль, полученная в данном случае должна быть направлена на цели, которые перечислены в Уставе Фонда.

Гражданский кодекс впервые в качестве юридических лиц выделяет фонды, дает определение фонда, закрепляет их правовой и имущественный статус.

Исходя из определения, можно выделить следующие характерные признаки фондов:

  • а) фонды относятся к некоммерческим организациям;
  • б) фонды не являются членскими организациями;
  • в) фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами;
  • г) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов;
  • д) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели.

В то же время, основным признаком фонда следует считать обязательное формирование имущества для реализации уставных целей.

Читать еще:  Как вернуть права за пьянку

Поскольку фонды являются некоммерческими организациями, на них распространяется Закон о некоммерческих организациях, а на благотворительные фонды – Закон о благотворительной деятельности.

В соответствии с абз. 2 п. 1 статьи 118 ГК имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

Статья 118 ГК не раскрывает всех возможных источников формирования имущества фондов. Только указано, что фонд учреждается на основе «добровольных имущественных взносов». Под добровольными имущественными взносами следует, прежде всего, иметь в виду имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем). В этом случае переданное имущество перестает быть собственностью учредителей и становится собственностью фонда. Фонд может иметь и другие источники формирования обособленного у него имущества, а именно: различного рода пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом мероприятий, например лекций, выставок, лотерей и т.д.; доходы, получаемые от соответствующей уставу предпринимательской деятельности; другие, не запрещенные законом поступления. [12, С.164]

Особенность реализации имущества фонда состоит в том, что оно должно использоваться не на реализацию внутренних интересов фонда, а на общественно полезные цели. Поэтому учредители и лица, осуществляющие управленческие функции в фонде, не вправе использовать имущество в своих интересах.

В определении, данном в статье 118 ГК, указано, что фонд учреждается как некоммерческая не имеющая членства организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Эти цели должны быть закреплены в уставе фонда. Учитывая общественно полезную направленность целевых задач фондов, многие из них являются благотворительными. Понятие благотворительной деятельности и статус благотворительной организации, в том числе благотворительных фондов, разработаны в Законе о благотворительной деятельности. Под благотворительной деятельностью фондов следует понимать деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Пункт 2 статьи 118 ГК предоставляет фондам право заниматься предпринимательской деятельностью при наличии двух условий:

  • а) эта деятельность должна быть необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд;
  • б) она должна соответствовать этим целям.

Первое условие означает, что доходы от предпринимательской деятельности должны служить источником формирования имущества, которое используется только на реализацию уставных целей. Второе условие предполагает, что предпринимательская деятельность фондов по своей направленности должна ограничиваться сферой уставных целей фонда. Согласно п. 2 статьи 118 ГК для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать только хозяйственные общества или участвовать в них. Таким образом, создание различного рода товариществ для фондов полностью исключается. Между тем в соответствии со ст. 37 Закона об общественных объединениях общественным фондам предоставляется возможность создавать не только хозяйственные общества, но и хозяйственные товарищества.

Фонды приобретают права юридического лица после их государственной регистрации со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Являясь юридическим лицом, фонды обладают специальной правоспособностью, определяемой целями и задачами, указанными в уставе. В качестве юридического лица фонд отвечает по своим обязательствам созданным и обособленным у него имуществом. Учредители (участники) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда. В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников). На основании ст. 48 ГК фонд как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

От имени фонда права юридического лица осуществляет его постоянно действующий орган управления согласно компетенции, закрепленной в уставе. В фондах создаются попечительские советы, которые являются не органами управления, а органами надзора. Попечительский совет осуществляет надзор за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу, за правильностью принятия другими органами фонда решений и за обеспечением их исполнения, а также за использованием средств фонда и др. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом фонда. Уставом фонда может быть предусмотрено также создание контрольно-ревизионного органа, к компетенции которого относится проверка финансово-хозяйственной деятельности фонда. [14, С. 40-41]

Регистрация фонда

Что такое фонд в России?

Главные отличительные особенности фонда?

Регистрация фонда. Что для этого необходимо?

Инструкция по регистрации некоммерческого фонда.

  • один учредитель
  • три человека для органов управления
  • кто будет руководителем (директором, президентом, председателем)
  • юридический адрес (гарантийное письмо от собственника офиса или квартира в собственности одного из учредителей)
  • Устав – 3 экземпляра;
  • Протокол -2 экземпляра;
  • Заявление – 1 экземпляр заверенное у нотариуса
  • Заявление – 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального заверения)
  • Гарантийное письмо – 1 экземпляр (в зависимости от адреса)
  • Копия свидетельства о праве на собственности – 1 экземпляр
  • Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины
  • Копия нотариальной доверенности.
  • Свидетельство о государственной регистрации Фонда;
  • Свидетельство Министерства юстиции о регистрации Фонда;
  • Лист записи о внесении записи в ЕГРЮЛ Фонда;
  • Выписку из ЕГРЮЛ Фонда;
  • Устав Фонда с отметками Министерства юстиции.

Как функционирует некоммерческий фонд? Особенности его деятельности.

Получение финансирования на реализацию целей фонда.

Перечислю основные источники финансирования фонда начиная с самых популярных:

  • Благотворительные пожертвования физических лиц
  • Благотворительные пожертвования юридических лиц
  • Гранты и целевое финансирование по договорам
  • Доход от деятельности приносящей доход
  • Пополнение имущества учредителями или участниками фонда

Это основные источники финансирования фонда. Сразу необходимо сказать, что на этапе получения фондом денежных средств, необходимо определить их принадлежность. Определяется она согласно основанию платежа, и соответственно может поступать на определенную программу (целевые средства) или на уставные цели фонда. Поступление на уставные цели фонда, распределяются самим фондом, программа или цели, могут быть выбраны после поступления. Целевые средства поступают изначально на сформированные и часто опубликованные на сайте или сми цели, и потрачены должны быть именно на эти цели.

В случае с Грантами и целевым финансированием по договорам, описывается не только куда должны быть потрачены денежные средства, но и как. Вплоть до указания контрагентов и конкретных получателей.

Далее фонд разрабатывает мероприятия, которые должны были бы привлечь это самое финансирование. На первом этапе фонд финансируют учредители, за счет этих денежных средств уже формируются следующие мероприятия:

  1. Создание сайта Благотворительного фонда, с описанием деятельности и целей. В доступной форме стараемся донести, что фонд уже сделал и что хочет сделать.
  2. На созданном сайте создается страничка с платежными реквизитами фонда и блок для моментальных благотворительных платежей (начиная от пластиковых карт и заканчивая всеми видами электронных валют)
  3. Проводятся мероприятия, которые привлекают внимание к фонду, к проблеме, которую он старается решить.
  4. Размещение благотворительных ящиков, например возле касс магазинов или в торговых центрах.
  5. Привлекаются волонтеры и лица, готовые оказать содействие фонду делом.
  6. После года успешной деятельности фонд готовится к участию в грантах.
  7. Проводятся переговоры с крупными коммерческими и некоммерческими организациями по вопросам целевого финансирования фонда или совместной реализации общих задач.

Не обязательно прям сразу решать все эти задачи, определяются на взгляд учредителей самые интересные и перспективные, после чего с них и начинают.

Распределение собранных средств фондом.

Сразу стоит сказать, что благотворительные фонды подчиняются закону о благотворительной деятельности. Не менее 80% полученных пожертвований они обязаны перечислить согласно уставным целям, например на помощь. До 20% разрешается потратить на административно-хозяйственные расходы:

  • Зарплата директора и персонала
  • Страховые взносы с зарплаты
  • Аренда офиса и расходы связанные с его содержанием
  • Бухгалтерские и юридические расходы
  • Комисиии банка, связанные с обслуживанием расчетного счета
  • прочие административно хозяйственные расходы

В случае, если административно-хозяйственные расходы составляют более 20%, учредителям рекомендуется пополнить имущество организации. Учредители вносят собственный денежные средства с основанием “Взнос учредителя на пополнение имущества организации”. Это внесение не является благотворительным взносом, и может быть полностью потрачено на административно-хозяйственные расходы. Важно помнить, что сделать его могут только учредители фонда.

Прочие фонды, такие как фонды развития или фонды защиты, не подчиняются закону о благотворительной деятельности. Для них важно, чтобы средства были полностью потрачены в рамках уставной деятельности фонда, на целевые расходы.

Отслеживание целевого использования полученных средств.

Главная роль фонда в реализации программ, сбор и распределение денежных средств. Непосредственно программу реализуют другие формы НКО или коммерческие организации, чаще всего АНО.

С коммерческими организациями фонд заключает классический договор на оказание услуг или поставку товара, после чего фонд контролирует выполнение договорных обязательств и получение актов и товарных накладных. Стоит заметить, что для коммерческой организации, полученные денежные средства будут являться выручкой. С выручки коммерческая организация заплатит налоги, что косвенно может понизить эффективность программы.

С НКО чаще заключаются некоммерческие договора:

  • договор целевого финансирования
  • договор о совместной некоммерческой деятельности
  • договор содействия

Суть данных договор заключается в том, что денежные средства передаются другой НКО, которая, в рамках своей уставной деятельности, помогает фонду реализовать программу.

В таких договорах часто присутствует график платежей, смета и по итогу предоставляется акт о целевом использовании полученных средств. Фонд на всем протяжении договора контролирует использование денежных средств, путем проверки финансовой документации НКО:

  • платежных поручений
  • актов выполненных услуг
  • товарных накладных
  • зарплатных ведомостей
  • расчетных листов по налогам
  • кассовые чеки
  • любую другую документацию, подтверждающую расходы

Денежные средства фонда, которые получила НКО, не признаются выручкой и не облагаются налогами. Это позволяет без лишних потерь реализовать программу.

Отчетность фонда и аудит.

Фонд сдает отчеты как и прочие НКО, ежеквартально! Важнейшим отчетом, является отчетность в Минюст. Без нее фонд могут ликвидировать. Не забудьте про форму №6 О целевом финансировании.

Важным отличием является то, что фонды подлежат обязательному ежегодному аудиту. Стоимость обязательного аудита высокая, более 20000 рублей, а штраф за его непрохождение составляет от 5000 до 10000 рублей. В связи с этим, большинство маленьких фондов принимают решение не проходить обязательный аудит.

Особенности регистрации Благотворительного Фонда.

Остался вопрос? Звоните!

8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-8783899 (по России).

Или пишите ниже публичные комментарии, всем ответим.

помогите кто сможет открыть фонд

Ответ: Добрый день, Сергей! Да, конечно можем Вам помочь. Регистрация и бух.сопровождение НКО наша профессия, Вы можете позвонить по номеру 84950034571

В ст. 16 “Права объединения” Закона Украины “Об объединении совладельцев многоквартирного дома”, на основании законодательства которого (до изменений в 2015 г.) исполняется правосудие в ДНР, сказано: Объединение имеет право в соответствии с законодательством и уставом объединения устанавливать порядок оплаты, перечень и размеры взносов и платежей совладельцев, в том числе отчислений в резервный и ремонтный фонд.

Читать еще:  Приставы сняли детское пособие как вернуть

Прошу ответить, на Ваш взгляд, хотя бы применительно к России:

1. Обязательно ли юридическое учреждение этих фондов или решение может быть принято на общем собрании, или даже только правлением ОСМД? В уставе ОСМД о фондах не упоминается.

2. Обязаны ли жители (члены) ОСМД “напрямую”, т.е., по графе в общей квитанции, где уже присутствуют графы платежей за “содержание домохозяйства” и за другие коммунальные услуги, оплачивать деньги в эти фонды? В Законе сказано об “отчислениях”. Не может ли это являться нарушением или злоупотреблением? Насколько на эти фонды распространяется понятие “добровольности”?

Спасибо.
Ответ: Добрый день, Виктор! Порядок совместного владения и пользования жилыми помещениями в РФ определяется ст. 123 ГК РФ и Жилищным кодексом РФ. Ваш вопрос регулируется ст. 44 Жилищного кодекса РФ и относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

доброе утро. подскажите, пожалуйста, планируем оказывать помощь в виде оборудования (которое будем покупать на благотворительные средства), обучать специалистов (не сотрудников), вкладывать средства в научные исследования и пр. все мероприятия по профилю – медицина. подскажите, какую форму НКО зарегистрировать. Спасибо

Ответ: Благотворительные средства получают Благотворительные фонды, потом они перераспределяют средства и сами обучением и организацией мероприятий не занимаются. Действуя через содействие, финансирование и совместную деятельность. Плюс этой формы, фонды могут принимать обезличенные платежи в коробку или любым способом.
Обучением, исследованием и мероприятиями занимается больше АНО, оно может принимать добровольные взносы на уставную деятельность, но с основанием, что это именно они. Неформализированные поступления будут признаны в АНО выручкой.
Советую Вам начать с БФ, и после формирования капитала открыть еще АНО или привлечь для реализации проектов дополнительного участника.

Спасибо за ответ!
Еще уточнения.
1. Создание Попечительского совета обязательно? Или достаточно Совета Фонда, органа управления?
2.Один из источников финансирования может быть грант. Кто из членов правления имеет право быть руководителем проектов и участником команды, реализующей проект?

Ответ: Добрый день, Наталья!
1. Создание Попечительского совета в Фонде обязательно.
2. Любой из членов Правления имеет право быть руководителем проекта.

Добрый вечер!
Скажите пожалуйста
при создании фонда обязателен ли контрольно-ревизионный орган еще кроме попечительского совета?

Ответ: Добрый день, Олеся. В Фонде обязателен контрольно -ревизионный орган – Ревизор или Ревизионная комиссия.

Доброго времени суток!
Может ли учредитель быть штатной единицей фонда и получать зарплату?
Может ли учредитель быть руководителем – директором фонда?
Директор(руководитель) фонда получать зарплату или на добровольных основах руководит фондом?

Ответ: Добрый день, Наталья.
1. Да, учредитель может быть штатной единицей фонда и получать зарплату.
2. Да, учредитель может быть руководителем Фонда.
3. Руководитель может как получать зарплату так и работать на добровольных началах.

Добрый день. Правильно ли я поняла, что для того чтобы зарегистрировать благотворительный фонд обязательно наличие собственности? у нас, например, только муниципальное жилье. Я как волонтер имею право пользоваться помещением в храме, но не арендую его. Как нам быть? Возможно ли при храме открыть благотворительный фонд?

Ответ: Добрый день, Елена!
Вы имеете ввиду адрес – помещение для регистрации Фонда? Если да, то зарегистрировать на домашний адрес можно только в том случае, если он принадлежит учредителю на праве собственности, если собственности нет, Вам могут предоставить нежилое помещение для аренды и для регистрации.

Добрый день! хотим принят в совет (высший орган управления) благотворительного фонда новых участников. Нужно ли их регистрировать или достаточно просто протокол составить, не подавая в минюст и фнс?

Ответ: Добрый день, нет, регистрировать не требуется. Вы формируете состав совета в соответствии с положениями устава Фонда.

Добрый день. А если уже есть фонд. Но в Уставе не прописано что это благотворительны й фонд, и про социальную благотворительную помощь не указано.
Вы можете заняться внесением поправок в Устав? Если да, то сколько это стоит и сколько займет времени.
Совет и Попечительский совет можно создавать и потом?
Заранее благодарю!

Ответ: Добрый день. Стоимость внесения изменений составляет 23500 рублей. Срок регистрации нового устава в МИНЮСТе – 1,5 месяца. Одновременно можно изменить состав Совета и Попечительского совета. Можете оставить Ваш номер для более подробной консультации?

1.Фонд собирает деньги для своих целей , он может получать субсидии из бюджета и это будет называться целевые доходы и с них не берут НДФЛ или мы не правы.
2.Фонд может подписать договор о субидии или это может сделать руководитель проекта , для которого и пополучается субсидия.Ольга

Ответ:
Добрый день, да, добровольные взносы и пожертвования не облагаются налогами, данный договор подписывает Руководитель, либо лицо по доверенности, выданной руководителем.

Здравствуйте! Могли бы вы уточнить, чем отличаются просто Фонд от Благотворительного фонда? Спасибо!

Ответ:
Добрый лень, отличий много, основные отличия заключаются в том, что в благотворительном фонде 80% идут на благотворительность, а 20% на административные расходы.

при получении субсидии из областного бюджета фондом, где должен быть открыт лицевой счет? если можно, то с обоснованием и ссылками на правовые акты. спасибо!

Ответ:
Здравствуйте. Законом строго установленного порядка не предусмотрено. Как правило достаточно уже имеющегося расчетного счета. Подробно прописывается в субсидии форма отчетности по целевому финансированию. Президентские гранты предоставляются на спец-счета в Сбербанке.

Добрый день,
хотим создать фонд, который будет финансировать научные исследования в области лечения детской онкологии, проводить обучение врачей больниц из регионов, устраивать научные конференции в предметной области. А также иметь возможность помогать адресно детям, лечащимся от онкологии как в самом лечении, так и в закупке лекарств и оборудования.
Можем ли мы создать благотворительный фонд с такими целями, или благотворительный фонд не может финансировать исследования?
Спасибо!

Ответ:
Добрый день! Лучше Вам будет создать Фонд (не благотворительный)

Может ли фонд под имеющиеся активы брать займы в банке для реализации уставные цели

Характеристика фонда как организационно-правовой формы юридического лица

Лекция 4. Фонд как форма некоммерческой организации.

Реорганизация и ликвидация некоммерческого партнерства

Процедуры реорганизации и ликвидации некоммерческого партнерства по ФЗ «О некоммерческих организациях» полно­стью соответствуют Гражданскому кодексу РФ.

Однако необходимо отметить одно противоречие ФЗ «О не­коммерческих организациях», которое касается оснований лик­видации некоммерческих организаций. Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано только по осно­ваниям, предусмотренным самим Гражданским кодексом, а ФЗ «О некоммерческих организациях» говорит, что некоммерче­ские организация может быть ликвидирована также и по основаниям предусмотренным иными федеральными законами (п. I ст. 18). Представляется, что основаниями для ликвидации не­коммерческих организаций, так же как и для всех юридических лиц, должны быть только основания, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» ограничен перечень возможных организационно-правовых форм, в которые может преобразоваться некоммерческое партнерство. Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в обще­ственную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию.

1. Характеристика фонда как организационно-правовой формы юридического лица

2. Учредительные документы фонда

3. Управление фондом: система органов управления фондом, общая характеристика

4. Высший орган. Компетенция. Порядок принятия решений

5. Исполнительный орган

6. Попечительский совет

Фонд как организационно-правовая форма юридического ли­ца был легализован еще Основами гражданского законодатель­ства Союза ССР и республик, введенными в действие на терри­тории России с 03.08.92 г. (п. 2 ст. 11 и.п. 3 ст. 18 Основ). Однако законодатель в то время не дал определения этой орга­низационно-правовой формы и ограничился указанием лишь на два признака фонда, сохраненные и о настоящее время. Первый признак указывал, что фонд это — некоммерческая ор­ганизация, второй говорил, что учредители фонда не сохраняют имущественных прав на имущество фонда.

Пункт 1 ст. 118 ГК РФ впервые вводит легальное определе­ние фонда, как организационно-правовой формы, а ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» дослов­но дублирует это понятие: «Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная граждана­ми и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благо­творительные, культурные, образовательные или иные общест­венно-полезные цели».

Фонд является некоммерческой организацией, которая не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей дея­тельности и не распределяет полученную прибыль между участ­никами (п. 1 ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 2 Закона).

Целями деятельности фонда могут быть социальные, бла­готворительные, культурные, образовательные или иные обще­ственно-полезные цели, например, охрана здоровья, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных

Как и все некоммерческие организации, фонд обладает спе­циальной правоспособностью, то есть, фонд может иметь граж­данские права, соответствующие целям деятельности, предусмот­ренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью соответствующей целям фонда и необходимой для достижения общественно-полезных целей, ради которых фонд создан (п. 3 ст. 50; п. 2 ст. 118 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона).

Из анализа вышеуказанных норм права, а также п. п. 1 и 2 ст. 24 Закона следует, что фонд вправе осуществлять предпри­нимательскую деятельность в двух формах.

— фонд осуществляет предпринимательскую деятельность непосредственно (в пределах видов деятельности, пе­речисленных в уставе). При этом в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона, предпринимательская деятельность может осуществлять­ся лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых создан фонд. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также при­обретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность не коммерческих организаций отдельных видов.

Во-вторых, фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Следует обратить внимание, что п. 2 ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Закона дают возможность фонду участвовать только в хозяйственных обществах. Дозволение, указанное в п. 2 ст. 24 Закона на участие в товариществах на вере в качестве вкладчика, видимо, может относиться только к иным видам не коммерческих организаций. Поскольку, исходя из принципа общей правоспособности, хозяйственные общества вправе осуществлять любые, не запрещенные законом виды деятельности (п. I ст. 49 ГК РФ), то такие общества, создаваемые фондом, так ас будут иметь общую правоспособность. У таких обществ не может быть каких-либо ограничений по видам деятельности (если иное не установлено законом или уставом) в силу п. 1 ст. 49 ГК РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9220 – | 7340 – или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector