Данные налогового учета это ""

Данные налогового учета это

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Налоговый учет. Сущность и принципы налогового учета

Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 313 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.

С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учёта должны отражать:

1) порядок формирования сумм доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;

3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;

4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).

Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются:

– первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;

– аналитическими регистрами налогового учёта;

– расчётом налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах. Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Принципы налогового учета

В главе. 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учёта:

• принцип денежного измерения;

• принцип имущественной обособленности;

• принцип непрерывности деятельности организации;

• принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности;

• принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта;

• принцип равномерности признания доходов и расходов.

Принцип денежного измерения сформирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежных и/или натуральных формах. Как следует из ст. 252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, в налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении. Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Доходы, выраженные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБРФ. В соответствии с принципом имущественной обособленности, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества.

Амортизируемым признаётся имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.

Согласно принципу непрерывности деятельности организации, учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации. Этот принцип используется при определении порядка начисления амортизации имущества. Амортизация имущества начисляется только в период функционирования организации и прекращается при её ликвидации или реорганизации.

Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Согласно ст. 271 НК РФ, доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). В соответствии со ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.

Ст. 313 НК РФ установлен принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта, согласно которому нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта.

Принцип равномерности признания доходов и расходов отражён в ст. 271 и 272 НК РФ. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Организация налогового учета на предприятии

В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком к учётной политике для целей налогообложения.

Налоговый учёт следует организовать так, чтобы данные бухгалтерского учёта обеспечивали возможность:

  • непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
  • систематизации указанных фактов (учёт доходов и расходов);
  • формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

В отличие от бухгалтерского учёта, где правила ведения учёта регламентированы ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учёта, для ведения налогового учёта не установлены жёсткие стандарты. Поэтому система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учёта.

Возможны два варианта ведения налогового учёта:

1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.

2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

Данная статья устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта. Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

Читать еще:  Что входит в реквизиты ИП

4) Определить объекты раздельно налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Источник – Налоговый учёт: учебное пособие / М.Н. Смагина. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.

Налоговый учет

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах – налоговых регистрах.

Организации – налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.
  • Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    фЕНБ 2.2 пТЗБОЙЪБГЙС ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ Ч ВБОЛЕ

    оБМПЗПЧЩК ХЮЕФ – ЬФП УЙУФЕНБ ПВПВЭЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ ДМС ПРТЕДЕМЕОЙС ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РП ОБМПЗХ ОБ РТЙВЩМШ ОБ ПУОПЧЕ ДБООЩИ РЕТЧЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, УЗТХРРЙТПЧБООЩИ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РПТСДЛПН, ХУФБОПЧМЕООЩН ЗМБЧПК 25 ол тж. оБМПЗПЧЩК ХЮЕФ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч ГЕМСИ ЖПТНЙТПЧБОЙС РПМОПК Й ДПУФПЧЕТОПК ЙОЖПТНБГЙЙ П РПТСДЛЕ ХЮЕФБ ДМС ГЕМЕК ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ВБОЛПЧУЛЙИ ПРЕТБГЙК.

    пВЯЕЛФЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ – ЙНХЭЕУФЧП, ПВСЪБФЕМШУФЧБ, ВБОЛПЧУЛЙЕ Й ИПЪСКУФЧЕООЩЕ ПРЕТБГЙЙ, ПРЕТБГЙЙ У ГЕООЩНЙ ВХНБЗБНЙ, УФПЙНПУФОБС ПГЕОЛБ ЛПФПТЩИ ЙЪНЕОСЕФ ТБЪНЕТ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ ФЕЛХЭЕЗП ПФЮЕФОПЗП РЕТЙПДБ ЙМЙ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РПУМЕДХАЭЙИ РЕТЙПДПЧ.

    дБООЩЕ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ – ЙОЖПТНБГЙС П ЧЕМЙЮЙОЕ ЙМЙ ЙОПК ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЕ РПЛБЪБФЕМЕК, ПРТЕДЕМСАЭЙИ ПВЯЕЛФ ХЮЕФБ, ПФТБЦБЕНБС Ч ТЕЗЙУФТБИ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ, УРТБЧЛБИ Й ЙОЩИ ДПЛХНЕОФБИ, ЗТХРРЙТХАЭЙИ ЙОЖПТНБГЙА ПВ ПВЯЕЛФБИ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС.

    оБМПЗПЧЩК ХЮЕФ Ч ВБОЛЕ ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ:

    ДБООЩИ РЕТЧЙЮОЩИ ХЮЕФОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ;

    ДБООЩИ БОБМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕЗЙУФТПЧ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ;

    ДБООЩИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ;

    тЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ – УПЧПЛХРОПУФШ РПЛБЪБФЕМЕК (УЧПДОЩЕ ЖПТНЩ) ТЕЗЙУФТПЧ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ДМС УЙУФЕНБФЙЪБГЙЙ ДБООЩИ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ЪБ ПФЮЕФОЩК (ОБМПЗПЧЩК) РЕТЙПД, УЗТХРРЙТПЧБООЩИ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РТЙОГЙРБНЙ ЧЕДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ, Ч ФПН ЮЙУМЕ ВЕЪ ПФТБЦЕОЙС ОБ УЮЕФБИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ.

    тЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ

    УЙОФЕФЙЮЕУЛЙЕ ОБМПЗПЧЩЕ ТЕЗЙУФТЩ (уот);

    БОБМЙФЙЮЕУЛЙЕ ОБМПЗПЧЩЕ ТЕЗЙУФТЩ (бот);

    ТЕЗЙУФТЩ ХЮЕФБ УПУФПСОЙС ПВЯЕЛФБ (тхуп);

    УРТБЧЛЙ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ ЙУРПМОЙФЕМЕК (упй).

    уЙОФЕФЙЮЕУЛЙЕ ОБМПЗПЧЩЕ ТЕЗЙУФТЩ ЖПТНЙТХАФУС РХФЕН ЗТХРРЙТПЧЛЙ ДБООЩИ БОБМЙФЙЮЕУЛЙИ ОБМПЗПЧЩИ ТЕЗЙУФТПЧ Й ДБООЩИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ ЧФПТПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ ЬФЙИ ДБООЩИ ДПУФБФПЮОП ДМС ТБУЮЕФБ ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ.

    бОБМЙФЙЮЕУЛЙЕ ОБМПЗПЧЩЕ ТЕЗЙУФТЩ ЖПТНЙТХАФУС ОБ ПУОПЧБОЙЙ ДБООЩИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ, УРТБЧПЛ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ ЙУРПМОЙФЕМЕК, Б ФБЛЦЕ ТЕЗЙУФТПЧ ХЮЕФБ УПУФПСОЙС ПВЯЕЛФБ. ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЕУМЙ ДБООЩЕ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ УПДЕТЦБФ ОЕПВИПДЙНЩЕ ДБООЩЕ ДМС ТБУЮЕФБ ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ, БОБМЙФЙЮЕУЛЙЕ ТЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ОЕ ЧЕДХФУС.

    тЕЗЙУФТЩ ХЮЕФБ УПУФПСОЙС ПВЯЕЛФБ ЖПТНЙТХАФУС ОБ ПУОПЧБОЙЙ ДБООЩИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ, РЕТЧЙЮОЩИ ХЮЕФОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ Й УРТБЧПЛ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ МЙГ.

    оБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЙ – ВБОЛЙ ЧЕДХФ ОБМПЗПЧЩК ХЮЕФ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ, РПМХЮЕООЩИ ПФ (РПОЕУЕООЩИ РТЙ) ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ВБОЛПЧУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. ОБ ПУОПЧБОЙЙ ПФТБЦЕОЙС ПРЕТБГЙК Й УДЕМПЛ Ч БОБМЙФЙЮЕУЛПН ХЮЕФЕ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ХУФБОПЧМЕООЩН РПТСДЛПН РТЙЪОБОЙС ДПИПДБ Й ТБУИПДБ (ЛБУУПЧЩК ЙМЙ ОБЮЙУМЕОЙС).

    бОБМЙФЙЮЕУЛЙК ХЮЕФ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ, РПМХЮЕООЩИ (РПОЕУЕООЩИ) Ч ЧЙДЕ РТПГЕОФПЧ РП ДПМЗПЧЩН ПВСЪБФЕМШУФЧБН, ЧЕДЕФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РПТСДЛПН, РТЕДХУНПФТЕООЩН УФБФШЕК 328 ОБУФПСЭЕЗП лПДЕЛУБ.

    оБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЙ – ВБОЛЙ ЧЕДХФ ОБМПЗПЧЩК ХЮЕФ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ, РПМХЮЕООЩИ ПФ (РПОЕУЕООЩИ РТЙ) ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ВБОЛПЧУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ОБ ПУОПЧБОЙЙ ПФТБЦЕОЙС ПРЕТБГЙК Й УДЕМПЛ Ч БОБМЙФЙЮЕУЛПН ХЮЕФЕ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ХУФБОПЧМЕООЩН РПТСДЛПН РТЙЪОБОЙС ДПИПДБ Й ТБУИПДБ.

    дПИПДЩ Й ТБУИПДЩ РП ИПЪСКУФЧЕООЩН Й ДТХЗЙН ПРЕТБГЙСН, ПФОПУСЭЙНУС Л ВХДХЭЙН ПФЮЕФОЩН РЕТЙПДБН, РП ЛПФПТЩН ВЩМЙ РТПЙЪЧЕДЕОЩ Ч ФЕЛХЭЕН ПФЮЕФОПН РЕТЙПДЕ БЧБОУПЧЩЕ РМБФЕЦЙ, ХЮЙФЩЧБАФУС Ч УХННЕ УТЕДУФЧ, РПДМЕЦБЭЙИ ПФОЕУЕОЙА ОБ ТБУИПДЩ РТЙ ОБУФХРМЕОЙЙ ФПЗП ПФЮЕФОПЗП РЕТЙПДБ, Л ЛПФПТПНХ ПОЙ ПФОПУСФУС. бОБМЙФЙЮЕУЛЙК ХЮЕФ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ РП ИПЪСКУФЧЕООЩН ПРЕТБГЙСН ЧЕДЕФУС Ч ТБЪТЕЪЕ ЛБЦДПЗП ДПЗПЧПТБ У ПФТБЦЕОЙЕН ДБФЩ Й УХННЩ РПМХЮЕООПЗП (ЧЩРМБЮЕООПЗП) БЧБОУБ Ч РЕТЙПД, Ч ФЕЮЕОЙЕ ЛПФПТПЗП ХЛБЪБООБС УХННБ ПФОПУЙФУС ОБ ДПИПДЩ Й ТБУИПДЩ.

    лПНЙУУЙПООЩЕ УВПТЩ ЪБ ХУМХЗЙ РП ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙН ПФОПЫЕОЙСН, ХРМБЮЕООЩЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН, ТБУИПДЩ РП ТБУЮЕФОП-ЛБУУПЧПНХ ПВУМХЦЙЧБОЙА, ПФЛТЩФЙА УЮЕФПЧ Ч ДТХЗЙИ ВБОЛБИ Й ДТХЗЙН БОБМПЗЙЮОЩН ПРЕТБГЙСН ПФОПУСФУС ОБ ТБУИПДЩ ОБ ДБФХ УПЧЕТЫЕОЙС ПРЕТБГЙЙ, ЕУМЙ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ДПЗПЧПТПН РТЕДХУНПФТЕОЩ ТБУЮЕФЩ РП ЛБЦДПК ЛПОЛТЕФОПК ПРЕТБГЙЙ, МЙВП ОБ РПУМЕДОЙК ДЕОШ ПФЮЕФОПЗП (ОБМПЗПЧПЗП) РЕТЙПДБ. ч БОБМПЗЙЮОПН РПТСДЛЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ЧЕДЕФУС ХЮЕФ РП ДПИПДБН, УЧСЪБООЩН У ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕН ПРЕТБГЙК РП ТБУЮЕФОП-ЛБУУПЧПНХ ПВУМХЦЙЧБОЙА ЛМЙЕОФПЧ.

    уХННБ РПМПЦЙФЕМШОЩИ (ПФТЙГБФЕМШОЩИ) ТБЪОЙГ, ЧПЪОЙЛБАЭЙИ ПФ РЕТЕПГЕОЛЙ ХЮЕФОПК УФПЙНПУФЙ ДТБЗПГЕООЩИ НЕФБММПЧ РТЙ ЕЕ ЙЪНЕОЕОЙЙ, ЧЛМАЮБЕФУС Ч УПУФБЧ ДПИПДПЧ Ч ЧЙДЕ УХННЩ УБМШДП РТЕЧЩЫЕОЙС РПМПЦЙФЕМШОПК РЕТЕПГЕОЛЙ ОБД ПФТЙГБФЕМШОПК, Б Ч УПУФБЧ ТБУИПДПЧ – Ч ЧЙДЕ УХННЩ УБМШДП РТЕЧЩЫЕОЙС ПФТЙГБФЕМШОПК РЕТЕПГЕОЛЙ ОБД РПМПЦЙФЕМШОПК ОБ РПУМЕДОЙК ДЕОШ ПФЮЕФОПЗП (ОБМПЗПЧПЗП) РЕТЙПДБ. рТЙ ТЕБМЙЪБГЙЙ ДТБЗПГЕООЩИ НЕФБММПЧ ДПИПДПН РТЙЪОБЕФУС РПМПЦЙФЕМШОБС ТБЪОЙГБ НЕЦДХ ГЕОПК ТЕБМЙЪБГЙЙ Й ХЮЕФОПК УФПЙНПУФША ФБЛЙИ ДТБЗПГЕООЩИ НЕФБММПЧ ОБ ДБФХ ЙИ ТЕБМЙЪБГЙЙ, Б ТБУИПДПН – ПФТЙГБФЕМШОБС ТБЪОЙГБ. рПД ХЮЕФОПК УФПЙНПУФША ДТБЗПГЕООЩИ НЕФБММПЧ РПОЙНБЕФУС ЙИ РПЛХРОБС УФПЙНПУФШ У ХЮЕФПН РЕТЕПГЕОЛЙ, РТПЧПДЙНПК Ч ФЕЮЕОЙЕ УТПЛБ ОБИПЦДЕОЙС ФБЛЙИ НЕФБММПЧ Х ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ФТЕВПЧБОЙЕН гЕОФТБМШОПЗП ВБОЛБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ.

    рТЙ ХЮЕФЕ ПРЕТБГЙК У ЖЙОБОУПЧЩНЙ ЙОУФТХНЕОФБНЙ УТПЮОЩИ УДЕМПЛ, ВБЪЙУОЩН БЛФЙЧПН ЛПФПТЩИ СЧМСАФУС ЙОПУФТБООБС ЧБМАФБ Й ДТБЗПГЕООЩЕ НЕФБММЩ, ФТЕВПЧБОЙС Й ПВСЪБФЕМШУФЧБ ПРТЕДЕМСАФУС У ХЮЕФПН РЕТЕПГЕОЛЙ УФПЙНПУФЙ ВБЪЙУОПЗП БЛФЙЧБ Ч УЧСЪЙ У ТПУФПН (РБДЕОЙЕН) ЛХТУБ ЙОПУФТБООЩИ ЧБМАФ Л ТПУУЙКУЛПНХ ТХВМА Й ГЕО ОБ ДТБЗПГЕООЩЕ НЕФБММЩ, ХУФБОБЧМЙЧБЕНЩИ гЕОФТБМШОЩН ВБОЛПН тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ.

    рП УДЕМЛБН, УЧСЪБООЩН У ПРЕТБГЙЕК ЛХРМЙ-РТПДБЦЙ ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК, ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ ПФТБЦБЕФ Ч ОБМПЗПЧПН ХЮЕФЕ ЛПМЙЮЕУФЧЕООХА Й УФПЙНПУФОХА (НБУУБ Й ГЕОБ) ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ РТЙПВТЕФЕООЩИ Й ТЕБМЙЪПЧБООЩИ ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК. рЕТЕПГЕОЛБ РПЛХРОПК УФПЙНПУФЙ ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК ОБ РТЕКУЛХТБОФОЩЕ ГЕОЩ ОЕ РТЙЪОБЕФУС ДПИПДПН (ТБУИПДПН) ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ. рТЙ ЧЩВЩФЙЙ ТЕБМЙЪПЧБООЩИ ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК ДПИПД (ХВЩФПЛ) ПРТЕДЕМСЕФУС Ч ЧЙДЕ ТБЪОЙГЩ НЕЦДХ ГЕОПК ТЕБМЙЪБГЙЙ Й ХЮЕФОПК УФПЙНПУФША. рПД ХЮЕФОПК УФПЙНПУФША РПОЙНБЕФУС ГЕОБ РТЙПВТЕФЕОЙС ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК.

    Ст. 313 НК РФ (2018): вопросы и ответы

    Статья 313 НК РФ: официальный текст

    Ст. 313 НК РФ: вопросы и ответы

    Ст. 313 НК РФ посвящена общим вопросам ведения налогового учета. Из статьи вы сможете узнать, для чего нужен налоговый учет, кто его ведет и в чем его отличия от бухучета. Найдете вы в нашей статье и ответ на вопрос о том, можно ли не вести налоговые регистры.

    Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?

    Налоговый учет — это отдельный вид учета, призванный систематизировать информацию из первичных документов для определения суммы того или иного налога. Осуществляют налоговый учет в основном работники бухгалтерии, хотя в крупных компаниях для этого предусмотрены специальные отделы, службы и даже департаменты — все зависит от масштаба компании, видов уплачиваемых налогов и ряда других факторов (количества и разнообразия объектов налогообложения, их географического расположения и др.).

    Объем информации, содержащийся в регистрах налогового учета и необходимый для расчета налогов, зависит от многих факторов. К примеру, для расчета транспортного налога недостаточно иметь перечень транспортных средств, которые зарегистрированы компанией в органах ГИБДД или Ростехнадзоре. Правильный расчет невозможно произвести без данных о мощности двигателя, дате постановки на учет или снятия с него. Кроме того, не обойтись без знания Налогового кодекса (в части порядка расчета налога) и регионального законодательства (по вопросам налоговых ставок, льгот, сроков отчетности и др.).

    В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?

    Ст. 313 НК РФ дает определение налоговому учету как системе обобщения информации, с помощью которой можно понять, как рассчитан тот или иной налог. Бухгалтерский же учет — это формирование документированной систематизированной информации об имуществе компании, ее обязательствах и их движении (п. 2 ст. 1 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Оба этих учета во многом схожи: они призваны собирать, накапливать и предоставлять информацию для дальнейшей обработки (составления отчетности, расчета налогов и т.д.). Однако различия у этих видов учета все-таки есть: на основе данных только налогового учета невозможно составить достоверную бухотчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.), потому что правила налогового учета, основанные на положениях Налогового кодекса, отличаются от правил бухучета.

    Например, в отчете о финансовых результатах для формирования показателя чистой прибыли отчетного периода требуется полная информация о расходах и доходах, сформированная по правилам бухучета. Налоговый учет даст нам информацию о прибыли, сформированной в соответствии с требованиями НК РФ (с учетом нормирования, особого порядка формирования резервов и др.).

    Подробнее о том, как заполнить бухгалтерский баланс, читайте в материале «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».

    С другой стороны, данных бухучета не всегда достаточно для расчета налогов. К примеру, в целях исчисления НДФЛ недостаточно знать, кто и сколько заработал, — нужна информация по каждому сотруднику о количестве и возрасте детей (для получения стандартных вычетов), количестве календарных дней, в течение которых работник находился на территории нашей страны (для применения ставки НДФЛ в зависимости от статуса резидента), данные о гражданстве работников (для правильного расчета страховых взносов) и многое другое.

    Можно ли не вести налоговые регистры?

    Налоговый учет по нормам ст. 313 НК РФ можно организовать на основе информации, отраженной в регистрах бухучета, дополняя их недостающими данными. Можно вести отдельные налоговые регистры, закрепив их форму в учетной политике. Совсем не вести налоговые регистры опасно — за это предусмотрено наказание по ст. 120 НК ФР.

    Отсутствие налоговых регистров может быть чревато для организации и другими негативными последствиями. Например, если при налоговой проверке компания не сможет представить необходимые сведения для правильного расчета налогов, контролеры могут определить суммы налогов расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) — а это может грозить компании огромными доначислениями, пенями и штрафами.

    О нюансах оформления копий документов для налоговиков читайте в материале «Как представить документы по требованию налоговой инспекции».

    Итоги

    Ст. 313 НК РФ определяет, что расчет налогов производится по данным налогового учета. Его организуют сами налогоплательщики и ведут в специальных регистрах на основе информации из первичных документов и иных необходимых документов.

    Регистры налогового учета могут разрабатываться на основе регистров бухучета с добавлением в них недостающих реквизитов и информации.

    Если компания не ведет обязательные налоговые регистры, она может быть оштрафована.

    Понятие и виды налогового учета

    Глава 1. Общая характеристика налогового учета

    В Налоговом кодексе РФ впервые урегулированы в систематизированном виде общие положения налогового учета. Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности.

    В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет – это система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе. Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. В целях исчисления налога на прибыль параллельно бухгалтерскому учету ведется налоговый учет, т. е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.

    Таким образом, осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и др.

    Налоговый учет — это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

    Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.

    Филиалы и обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они также не подлежат постановке на налоговый учет. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в состав которых входят данные филиалы и обособленные подразделения.

    Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатков расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.

    Общими характеристиками осуществления налогового учета являются:

    1) налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);

    2) налоговый учет осуществляется налоговыми органами;

    3) налоговый учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т.е. налоговый учет носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;

    4) налоговый учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;

    5) НК РФ установлены основные элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);

    6) налоговый учет является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика — ИНН);

    7) за нарушение порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому законодательству.

    Налоговая база— стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно по итогам каждого налогового периода. Основаниями для исчисления налоговой базы служат регистры бухгалтерского учета и (или) другие документы, подтверждающие данные об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением. Если обнаружены ошибки в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, то следует произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога в текущем периоде за тот период, в котором были обнаружены неточности.

    Налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.

    Днем создания организации признается день ее государственной регистрации. Если организация создана в день, попадающий в период времени с 1 октября по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Если организация ликвидируется (реорганизуется) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее выступает период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

    Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации. Если налоговым периодом признается месяц или квартал, то при создании, ликвидации, реорганизации изменение отдельных налоговых периодов для конкретной организации производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

    Налоговая ставка— величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам, а также размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    Порядок исчисления налога определяется статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщик должен самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Если обязанность исчисления налога лежит на налоговом органе, то налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. Налоговое уведомление должно содержать сумму налога, подлежащую уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

    Порядок уплаты налога предусмотрен статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренным законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик может уплачивать авансовые платежи, т.е. предварительные платежи по налогу, если такая форма уплаты предусмотрена налоговым законодательством. Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому обязательному платежу.

    Сроки уплаты налога в соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются применительно к каждому налогу, и их изменение допускается только в предусмотренном порядке. При нарушениях сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени. Сроки уплаты налога определяются календарной датой или окончанием периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

    Налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и являются предусмотренными налоговым законодательством преимуществами по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Основания, порядок и условия применения льгот по налогам не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Источником уплаты налога признается источник финансовых средств, за счет которых будет производиться уплата исчисленного налога. Налоговым кодексом Российской Федерации предусматриваются такие источники уплаты налога, как доход, издержки и затраты и прибыль организации.

    .Налоговые вычеты— законодательно определенные суммы, на которые налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога. Вычеты распространяются на суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в отношении товаров (работ, услуг).

    Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:

    — налоговый учет организаций;

    — налоговый учет физических лиц.

    Налоговый учет можно также разделить на виды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц – по месту жительства, для предпринимателей без образования юридического лица – по месту нахождения, или по месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

    Данные налогового учета представляют собой коммерческую тайну, поэтому лица, виновные в ее разглашении, несут ответственность в соответствии с законом, т. е. обязаны возместить ущерб, причиненный таким разглашением. Если лица, виновные в разглашении тайны, – сотрудники налоговых органов, то к ним дополнительно будет применена дисциплинарная ответственность.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×
    Adblock
    detector