Что проверяет военкомат при проверке организации ""

Что проверяет военкомат при проверке организации

Воинский учет: что проверяет военкомат?

Обязаны ли организации вести воинский учет? Как часто кадровик должен сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках работников, со сведениями об этих работниках в документах воинского учета военкоматов? Подлежат ли воинскому учету женщины?

Проверить, кто из ваших работников подлежит воинскому учету, помогут пункты 14 и 16 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее – Положение о воинском учете).

Что проверяет военкомат?

Проведение проверок за осуществлением воинского учета в компании регулируется приказом Минобороны России от 19 ноября 2007 г. № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719».

www.kdelo.ru

При проведении контроля за ведением воинского учета в компании проверяют*:

  1. полноту охвата граждан воинским учетом;
  2. качество ведения воинского учета в компании;
  3. достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан;
  4. организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
  5. выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете.

  1. в организациях с численностью работающих свыше 500 человек – ежегодно;
  2. в остальных – не реже одного раза в три года.

Результаты проверок отражают в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил (ведутся в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях) и доводят до руководителей компаний.

Документы в тему

Поможет вам

Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 Узнать порядок проведения воинского учета Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ Ознакомиться с рекомендациями по ведению воинского учета Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Уточнить требования к ведению воинского учета

Как правильно вести воинский учет в компании

Руководитель организации своим приказом назначает работников, ответственных за ведение воинского учета в компании, в том числе бронированию граждан. При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы**.

При приеме на работу нового сотрудника специалисту службы кадров необходимо***:

  • убедиться, что в его паспорте есть отметка об отношении к воинской обязанности, а в документе воинского учета – отметка о постановке гражданина на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;
  • заполнить личную карточку в соответствии с документами воинского учета;
  • разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

www.kdelo.ru

Воинский учет работников ведется в разделе втором личной карточки формы № Т-2****, утвержденной Госкомстатом России*****.

Направляем информацию о работниках в военкомат

Ответственность за неисполнение обязанностей по ведению воинского учета для кадровика приведена в таблице на стр. 73. Ответственность за неисполнение иных обязанностей закон не устанавливает. Например, работники, ответственные за ведение воинского учета в организации, также должны не реже раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления******.

Какие обязательные сведения и в какой срок необходимо представлять в военкомат

Срок

Две недели

– Сведения о принятых на работу/уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете;

– сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, внесенные в личные карточки

Административный штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ) Ежегодно до 1 ноября Списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет Административный штраф от 300 до 1000 руб.

(ст. 21.1 КоАП РФ) Ежегодно

в сентябре Списки мужчин 15 и 16 лет Административный штраф от 300 до 1000 руб.

(ст. 21.1 КоАП РФ)

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Галина МЕРЕЖКИНА,

бухгалтер с совмещением обязанностей инспектора отдела кадров МУП «Красноярское ЖКХ» (пгт «Красный Яр» Волгоградской области):

– За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

Евгений ТИТОВ,

начальник отдела кадров ОАО «Канашский автоагрегатный завод» (г. Канаш, Чувашская Республика):

– Нередко работодатели отказывают работнику в приеме на работу из-за отсутствия у него документов воинского учета либо отсутствия в них отметки о постановке на воинский учет. Однако трудовое законодательство не содержит оснований для отказа в приеме на работу в этих ситуациях. Такому работнику следует:

  1. во-первых, разъяснить его обязанность по постановке на воинский учет и рассказать об ответственности за ее неисполнение;
  2. во-вторых, проинформировать военкомат об отсутствии у работника документов воинского учета либо отсутствии в них отметки;
  3. в-третьих, принять все необходимые меры для постановки на воинский учет такого работника.

Елена МОСКВИНА,

менеджер по персоналу ООО «Морон» (г. Нижний Новгород):

– За нарушения в области воинского учета предусмотрены административные штрафы. Так, непредставление в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, может стоить работнику, ответственному за ведение воинского учета, штрафа в размере 300–1000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ). А если руководство компании не сочло нужным отпустить работника в военкомат по повестке, то за это ему грозит штраф в размере 500–1000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).

* Подробно о системе оценки проверок ведения воинского учета можно прочитать в электронной версии статьи на сайте www.kdelo.ru.

** Пункт 22 Методических рекомендаций.

*** Пункт 30 Положения о воинском учете.

**** Утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г.

№ 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

***** Пункт 27 Положения о воинском учете.

****** Подпункт «д» п. 32 Положения о воинском учете.

Воинский учет в организации

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Количество работников, состоящих на воинском учете Необходимое для ведения воинского учета количество работников
до 499 граждан (включительно) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству
от 500 до 1999 граждан (включительно) 1 освобожденный работник
от 2000 до 3999 граждан (включительно) 2 освобожденных работника
на каждые последующие полные 3000 граждан 1 освобожденный работник

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2020 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • призывники;
  • военнообязанные.
Призывники Военнообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Граждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Лица, подлежащие воинскому учету Необходимые документы воинского учета
Призывники Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу
Военнообязанные Военный билет (справка взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета)

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2 );
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностей Виды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — направлять в 2-недель ный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недель ный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-лет него возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недель ный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Проверка военкоматом: готовим документы

Работодатели обязаны вести воинский учет. Это значит проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности; заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета; информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации. Причем все это регулярно проверяется военкоматами. Посмотрим, как подготовиться к проверке и на что обратить внимание.

Любая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет. Об этом говорит п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако на практике компании либо не ведут воинский учет, либо соблюдают формальный учет, проверяя соответствующие документы лишь при приеме на работу. При этом не каждая компания знает о том, что военкоматом может быть проведена проверка правильности ведения воинского учета, а также начислены штрафные санкции. Подробнее об этом – в статье.

Какие документы проверяет военкомат

Перечень проверяемых документов установлен п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее – Методические рекомендации).

К документам, подлежащим проверке, относятся:

  • приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
  • план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Первым из названных документов является приказ об организации воинского учета (см. Пример 1). Многие компании не имеют подобного приказа. Отметим, что несмотря на то, что в Методических рекомендациях установлены требования к данному документу – как к его форме, так и к содержанию, компания может разработать собственную форму приказа.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Однако четких санкций за несогласование данного документа в законодательстве не установлено. Отметим, что отсутствие приказа может расцениваться как неведение воинского учета.

Еще одним требованием ведения воинского учета является заполнение карточки по форме № Т-2, куда заносятся соответствующие сведения. Форма № Т-2 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Однако в связи с изменениями с 2013 г. компания может разработать собственную форму.

С 01.01.2013 применение унифицированных форм Госкомстата РФ стало необязательным. Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Негосударственные организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов (в том числе формой № Т-2), разработанными ими самостоятельно (письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1).

Кроме того, необходимо составить план ведения воинского учета в организации (его форма есть в Методических рекомендациях, см. Пример 2).

Отметим, что проверке подлежит не только воинский учет, но и его организация в компании.

Фрагмент плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования

Проверка организации воинского учета

Ответственный сотрудник, осуществляющий воинский учет, должен выполнять следующие обязанности:

  • а) проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний;
  • б) заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
  • в) разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации; осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  • г) информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

При проверке воинской обязанности необходимо обращать внимание на то, кто подлежит учету (см. Таблицу 1).

Лица, подлежащие воинскому учету

После того как вы определились, что работник подлежит воинскому учету, нужно понять, о чем организация обязана информировать военные комиссариаты.

Компания должна подавать:

  1. сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих либо обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  2. списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре – списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).

Включите в обязанности работника кадровой службы обязанности по ведению воинского учета. Данные обязанности целесообразно прописать в должностной инструкции и/или трудовом договоре.

Как оценивают качество ведения воинского учета

Проверка качества ведения учета осуществляется на основании приказа Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719» (далее – Приказ № 500).

Так, проверяющие оценивают:

  • организацию осуществления воинского учета в компаниях;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма № Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.

Организацию ведения учета могут оценить как «удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами требования, или как «неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Отдельно проводится оценка заполнения личных карточек работников (см. Таблицу 2).

Оценка заполнения личных карточек

Штрафные санкции

Рассмотрим штрафные санкции, которые могут налагаться на компанию и / или отдельных должностных лиц, если не ведется воинский учет (Таблица 3).

Штрафные санкции за неведение воинского учета

Конечно, данные штрафы не столь значительны для больших компаний, однако наложение штрафа и судебные споры всегда негативно отражаются на деятельности организации. Поэтому лучше подготовиться к проверке военкомата заранее.

В заключение следует отметить, что проверки военкомата происходят не так часто. Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных – не реже одного раза в три года (п. 3 приложения № 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом № 500). Однако подготовиться к такой проверке все-таки стоит заранее.

Шестакова Екатерина, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к.ю.н.
Источник: Объединённая редакция деловых журналов

Как проходят проверки военкоматом

Если предприниматель пользуется трудом наемных работников, на него накладываются непременные социальные обязательства. К ним относятся медицинское и пенсионное страхование, а также воинский учет. Проанализируем обязанности работодателя по обеспечению данного вида учета, которые могут являться объектом военкоматовской проверки, что принять во внимание при проведении аудита и как всегда быть к нему готовым.

Правовая база воинского учета

Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:

  • военнообязанных лиц;
  • потенциальных и актуальных призывников.

Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:

  • при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
  • вносить актуальную информацию в личные карточки;
  • обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
  • изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.

ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).

Воинского учета не избежать, если в штате наличествует хотя бы один военнообязанный работник.

Кто ведает воинским учетом в фирме

Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.

Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.

Кто и как часто осуществляет проверки

Закон говорит о возможных проверках военкоматом корректности и полноты ведения воинского учета примерно 1 раз в три года. Крупные фирмы, где трудится более 500 сотрудников, проверяют ежегодно.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В 2016-2018 годах у военкоматов нет права проводить этот аудит на малых предприятиях.

Эта функция возложена на военные комиссариаты. Если в данном территориальном подразделении нет такого учреждения, проверку должны производить органы местного самоуправления.

Контролирующие органы ведут специальные журналы, где отражают результаты контроля и бронирование граждан – военнообязанных запаса Вооруженных сил.

Внеплановая проверка военкомата

Она осуществляется редко, как правило, в чрезвычайных ситуациях. Законодательство гласит, что внеплановые проверки воинского учета назначаются исключительно после согласования с прокуратурой. Основанием для нее может быть поступившая информация или жалобы на нарушения предпринимателем закона в этой области.

Явившиеся на внеплановую проверку непременно предъявляют копию приказа военного комиссара.

Плановая военкомовская проверка

Проверка воинского учета, внесенная в план, не станет неожиданностью для компании. Военкомат или комиссариат уполномочены сообщить о грядущем аудите не менее чем за три рабочих дня. Для этого руководству направляется копия распоряжения (приказа) военного комиссара.

В этой бумаге проставляются:

  • цель и задачи проверки;
  • сроки визита проверяющих;
  • юридическое обоснование;
  • требования, исполнение которых будут контролироваться (общезаконодательные и установленные внутренними нормативными актами).

Данный документ представитель руководства получает лично и расписывается в получении.

На что направлена проверка

Военные комиссариаты или другие уполномоченные органы в результате проверки стремятся установить:

  • насколько полно охвачены сотрудники воинским учетом;
  • насколько корректно выполняется учет;
  • насколько достоверно отражены сведения в карточках учета военнообязанных и призывников;
  • как должностные лица обеспечивают требования закона по ведению воинского учета.

Документы, интересующие военкомат

П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.

    Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.

ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.

  • Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
  • План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
  • Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.
  • Какую информацию предприниматели должны военкоматам

    Если работодатель оформляет трудовой договор с военнообязанным, о чем можно убедиться, проверив паспорт гражданина, в военкомат от него поступят следующие сведения:

    • списки поступивших на работу или увольняемых сотрудников, которые состоят или обязаны состоять на военной службе – для этого есть две недели после даты приказа о принятии на работу или увольнении;
    • списки лиц, которые в наступающем году достигнут призывного возраста (17 лет) – раз в год до ноября;
    • списки трудоустраиваемых юношей, которым исполняется 15 и 16 лет, – эти данные требуется подавать раз в год до начала осеннего призыва, в сентябре.

    Оценка ведения учета

    Результатом планового военкомовского аудита будет оценка двух ключевых пунктов:

    • организации ведения учета;
    • записей в личных карточках.

    По первому пункту проверяющие вынесут вердикт «удовлетворительно», если выполнены требования федерального законодательства, либо «неудовлетворительно».

    Заполнение личных карточек оценивается по 4-балльной шкале:

    • «отлично» – все требуемые личные карточки имеются в наличии, заполнены правильно, не содержат неточностей, нарушений правил и расхождений в данных с материалами контрольной сверки;
    • «хорошо» – проверяющие выявили некоторое число карточек с упомянутыми нарушениями, но их немного, до 5% от общего массива;
    • «удовлетворительно» – допускается до 10% «некондиционных» карточек;
    • «неудовлетворительно» – испорчено более 10% личных карточек.

    Ответственность за недостатки воинского учета

    Руководители, как ответственные за данный учет, получат штрафные санкции, если аудит покажет неудовлетворительные результаты. КоАП РФ в ст. 21.1 – 21.7 регламентирует размер штрафов за отклонение от законодательных требований военного учета:

    • от 300 до 1000 руб. – за неинформирование комиссариатов или непредоставление информации вовремя;
    • от 500 до 1000 руб. – за несодействие мобилизации или мобилизационной подготовке (не вручили сотруднику повестку, не отпустили по повестке и т.п.);
    • от 100 до 500 руб. (или предупреждение) – за порчу, уничтожение, небрежность в хранении документов военнообязанных.

    Сроки, в продолжение которых можно привлечь к ответственности за приведенные нарушения, – не более 2 месяцев с того дня, как они были совершены.

    Готовимся к проверке военкомата

    Кто уполномочен контролировать ведение воинского учета в организации?

    – Органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и органы местного самоуправления.

    Нужно ли указывать полное кодовое обозначение ВУС в личной карточке сотрудника-призывника?

    Можно ли обжаловать результаты проверки военкомата?

    – Да, можно, но только в случае, если организация или ее руководитель были привлечены к административной ответственности.

    Ведение воинского учета является прямой обязанностью работодателя. На практике эта работа часто перекладывается на плечи кадровиков. Иногда перед ними ставится задача организовать учет с нуля. Однако больше всего вопросов возникает в преддверии проверки военкомата.

    Статьи в тему:

    Она может проводиться каждый год или один раз в три года – в зависимости от численности компании. Какие документы может запросить представитель военкомата и как проверить его полномочия? Каким образом оценивается качество работы по воинскому учету? Как могут наказать компанию за нарушения по ведению учета? Как ознакомиться с результатами проверки и можно ли их обжаловать?

    Шаг 1. Выясняем, что будет проверять военкомат

    Как правило, проверяющие требуют у лиц, ответственных за ведение воинского учета, представить следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций):

    – приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
    – план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
    – картотеку личных карточек работников, которые подлежат воинскому учету;
    – журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
    – расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
    – служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
    – другие документы, например, карточку учета организации.

    Шаг 2. Приводим в порядок основные документы, подлежащие проверке

    Чтобы проверка не застала врасплох, лучше заранее подготовить документы, на которые обратит внимание сотрудник военкомата.

    Совет

    Чтобы избежать споров с военкоматом по поводу направляемых ему сведений, заведите журнал регистрации документов по военно-учетной работе, в котором фиксируйте переписку с ним

    Приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе. В документе должны быть определены обязанности работников по ведению учета и бронированию граждан. Проект приказа нужно согласовать с военным комиссаром муниципального образования либо с органом местного самоуправления , который ведет первичный воинский учет на территориях, где нет военкоматов (п. 22 Методических рекомендаций).

    На период временного отсутствия работника, ответственного за воинский учет, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого сотрудника (образец ниже).

    При этом вновь назначенному лицу передаются по акту все необходимые документы (абз. 5 п. 22 Методических рекомендаций).

    План работы по ведению воинского учета. Этот документ должен быть согласован с военным комиссариатом по месту нахождения компании (п. 37 Методических рекомендаций). План разрабатывается на один календарный год. Важно, чтобы он охватывал все мероприятия с указанием точных сроков их проведения .

    Внимание!

    Раздел «Сведения о воинском учете» личной карточки не должен содержать помарок и неустановленных сокращений, он должен быть заполнен четким и разборчивым почерком с использованием чернил, шариковой, гелевой и других ручек черного или синего цвета (п. 7 Приложения № 7 к Методическим рекомендациям)

    Личные карточки. При выездной проверке военкомата проверяющий особое внимание уделит правильности оформления раздела II личных карточек . Заполняя этот раздел на военнообязанных граждан, состоящих в запасе, нужно указать воинское звание, состав (профиль), полное кодовое обозначение ВУС, категорию годности к военной службе, наименование военного комиссариата по месту жительства и т. д. (п. 8, 9 Приложения № 7 к Методическим рекомендациям).

    При заполнении раздела II личной карточки на сотрудника-призывника необходимо в пункте 2 «Воинское звание» записать «подлежит призыву», пункт 5 «Категория годности к военной службе» заполнить на основании записи решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, а также указать наименование военного комиссариата по месту жительства. Пункты 1 («Категория запаса»), 3 («Состав (профиль)»), 4 («Полное кодовое обозначение ВУС»), 7 («Состоит на воинском учете») заполнять не нужно (п. 10 Приложения № 7 к Методическим рекомендациям).

    Шаг 3. Уточняем критерии оценки качества работы по воинскому учету

    При проведении контроля за ведением воинского учета в организации военкомат обычно проверяет:

    – полноту охвата граждан воинским учетом;
    – качество ведения воинского учета;
    – достоверность данных, содержащихся в личных карточках работников, подлежащих воинскому учету;
    – организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами учреждений требований Закона № 53-ФЗ и Положения о воинском учете (п. 3 Приложения № 2 к Инструкции).

    Внимание!

    Обычно сотрудник военкомата проверяет не менее одного процента от общего количества личных карточек работников организации из каждого состава: призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса (п. 6 Приложения № 1 к Методическим рекомендациям)

    Полнота охвата граждан воинским учетом предполагает, что сведения о количестве военнообязанных постоянно пополняются и обновляются.

    Качество осуществления воинского учета оценивается по следующим показателям:

    – организация ведения воинского учета;
    – полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (п. 4 Приложения № 2 к Инструкции).

    Показатель «организация ведения воинского учета» может оцениваться на «удовлетворительно» либо «неудовлетворительно» (п. 5 Приложения № 2 к Инструкции) (таблица выше). Показатель «полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан» может быть оценен на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» (п. 6 Приложения № 2 к Инструкции) (таблица ниже).

    Критерии оценки организации воинского учета
    Оценка Критерии оценки
    «Удовлетворительно» – Выполнены установленные федеральными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами и служебными документами обязанности по организации воинского учета;
    – документы разработаны в полном объеме и качественно;
    – спланированные на день проверки мероприятия выполнены не менее чем на 70 процентов;
    – проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета военных комиссариатов или органов местного самоуправления
    «Неудовлетворительно» – Не выполнены требования на оценку «удовлетворительно»
    Критерии оценки за полноту и достоверность сведений
    Оценка Критерии оценки
    «Отлично» – Нет нарушений в порядке и правилах заполнения личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету;
    – нет расхождений в сведениях, содержащихся в личных карточках с фактическими данными граждан или при сверке с военными комиссариатами, органами местного самоуправления;
    – хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с Методическими рекомендациями
    «Хорошо» – Количество личных карточек, в которых содержатся нарушения либо расхождения сведений с фактическими данными граждан, не превышает 5 процентов;
    – хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с Методическими рекомендациями
    «Удовлетворительно» – Количество личных карточек, в которых содержатся нарушения либо расхождения сведений с фактическими данными граждан, составляет от 5 до 10 процентов;
    – хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с Методическими рекомендациями
    «Неудовлетворительно» – Не выполнены требования на оценку «удовлетворительно»

    Шаг 4. Проверяем полномочия сотрудника военкомата

    Контроль за ведением в организации воинского учета осуществляют военные комиссариаты или органы местного самоуправления (п. 33 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 719). Эти органы проводят документарные или выездные проверки , которые в свою очередь могут быть плановыми и внеплановыми (ст. 11, 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, далее – Закон № 294-ФЗ).

    Внимание!

    Если вы приняли или уволили сотрудника, подлежащего воинскому учету, направьте в свой военкомат или орган местного самоуправления сведения об этом в течение двух недель (подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 719)

    О плановых проверках военкомат уведомляет организацию не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем направления копии распоряжения или приказа военного комиссара соответствующего военкомата заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

    Чтобы подтвердить свои полномочия при выездной проверке, должностное лицо военкомата должно предъявить следующие документы (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ):
    – распоряжение или приказ военного комиссара;
    – служебное удостоверение.

    В распоряжении (приказе) должны быть указаны обязательные реквизиты (схема ниже). Проверяющий вручает это распоряжение руководителю организации под роспись (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

    Шаг 5. Знакомимся с результатами проверки

    Результаты проверки передаются руководителю организации и заносятся в специальный журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ . Форма журнала представлена в Приложении к Порядку, приведенному в Методических рекомендациях). Этот журнал должен вестись в каждой компании. Его следует зарегистрировать, пронумеровать, прошить, опечатать и заверить подписью руководителя организации.

    Внимание!

    Если у работника изменилось семейное положение, место жительства, образование, структурное подразделение или должность, информацию об этом нужно внести в его личную карточку (подп. «е» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 719)

    При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета военные комиссары сообщают об этом в военкоматы субъектов Российской Федерации и в вышестоящий орган, которому подведомственно проверяемое учреждение (п. 9 Приложения № 1 к Методическим рекомендациям).

    Если организация была привлечена к административной ответственности за нарушение правил ведения воинского учета и не согласна с этим, она вправе обжаловать действия (бездействие) проверяющего военкомата в административном или судебном порядке (п. 4 ст. 21 Закона № 294-ФЗ). Для этого в суд или вышестоящий военкомат нужно представить документы или иные доказательства, подтверждающие, например, нарушение порядка проведения проверки.

    Запомните главное

    Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

    – К числу основных документов, подлежащих проверке военкоматом, относятся приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, план работы по ведению воинского учета, личные карточки. Особое внимание проверяющий уделит правильности заполнения раздела II личных карточек, в который вносятся сведения о воинском учете

    – Качество работы по воинскому учету определяется по двум показателям: организация его ведения, а также полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках сотрудников. За первый показатель проверяющий может выставить оценку «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», за второй – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»

    – При проведении выездной проверки военкомата проверяющий должен предъявить документы, которые подтверждают его полномочия. К ним относятся распоряжение (приказ) военного комиссариата и служебное удостоверение лица, уполномоченного проводить мероприятия по контролю.

    – Если за нарушения правил ведения воинского учета на компанию был наложен административный штраф, организация может обжаловать действия (бездействие) проверяющих в административном или судебном порядке. Для этого потребуются доказательства, подтверждающие нарушение ее прав при проведении проверки.

    Читать еще:  Законны ли штрафы на работе
    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×
    Adblock
    detector