Что подразумевает понятие учетная политика организации ""

Что подразумевает понятие учетная политика организации

Тест к лекции 10 «Бухгалтерская отчетность. Учетная политика»

1 Бухгалтерская отчетность представляет:

а) набор данных организации о ее месте на рынке продукции (работ, услуг);

б) перечень соответствующих форм об имущественном положении организации;

в) единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и резуль-

татах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по уста-

2 Какие принципы при составлении отчетности должна соблюдать организация?

а) двойственности экономических событий, существенности;

б) периодичности обобщения экономических событий, достоверности;

в) нейтральности, существенности и достоверности.

3 Кто подписывает бухгалтерскую отчетность?

а) руководитель организации;

б) главный бухгалтер организации;

в) руководитель и главный бухгалтер организации.

4 Какие формы бухгалтерской отчетности не включаются в состав годовой бухгалтерской отчетно-

а) бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

б) бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложения к ним,

пояснительная записка, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчет-

ности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

в) специализированные формы по перечню, установленному соответствующими министерствами и

ведомствами РФ по согласованию с Минфином России.

5 Какие формы отчетности в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вправе не

представлять из-за отсутствия соответствующих данных субъекты малого предпринимательства, обя-

занные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской (финансовой) от-

а) отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4),

приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

б) отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма

в) отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4),

приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

6 Допускается ли изменение в принятой форме – бухгалтерском балансе (форма № I)?

в) только в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности.

7 Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается:

а) период с даты регистрации по 31 декабря следующего года;

б) период с даты первого представления текущей бухгалтерской отчетности по 31 декабря текущего

в) период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для органи-

заций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года.

8 Что признается отчетным годом при составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год?

а) календарный год с 1 января по 31 декабря включительно;

б) период времени с 1 января календарного года по 1 января следующего за ним года;

в) период времени с даты государственной регистрации по 31 декабря отчетного года включи-

9 Что признается отчетным периодом в бухгалтерском учете?

а) любой период времени, который принимает в учетной политике организация;

б) период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

в) период, признаваемый налоговым законодательством.

10 Признанием в качестве первого отчетного года для вновь созданных организаций считается:

а) период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года;

б) период с даты утверждения учредителями учредительных документов;

в) период с даты постановки организации на учет в налоговой инспекции.

11 Вправе ли организация представлять в промежуточной бухгалтерской отчетности (кроме преду-

смотренных нормативными документами форм отчетности) иные отчетные показатели, в том числе по-

б) да, если организация имеет неустойчивое финансовое положение;

12 Имеют ли право субъекты малого предпринимательства не представлять в составе годовой бух-

галтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств

(форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку?

в) да, если субъекты малого предпринимательства не проводят независимую аудиторскую проверку

бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством.

13 Определите состав годовой бухгалтерской отчетности:

а) бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

б) бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложения к ним,

в) бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменени-

ях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтер-

скому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) (для не-

коммерческих организаций при условии, что организация в отчетном году получала средства целевого

характера из бюджета или других источников), пояснительная записка, а также аудиторское заключение

(если согласно законодательству она подлежит обязательному аудиту или самостоятельно приняла ре-

шение о его проведении).

14 Назовите состав периодической финансовой отчетности организации.

а) бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменени-

ях капитала (форма № 3);

б) бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движе-

нии денежных средств (форма № 4);

в) бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

15 Что подразумевает понятие «учетная политика организации»:

а) жесткая конструкция правил (положений), регулирующих порядок бухгалтерского учета эконо-

мического субъекта, не подлежащих изменению и дополнению в отчетном году;

б) набор определенных правил постановки отдельных объектов учета, носящих рекомендательный

характер для менеджеров;

в) разработанный организацией перечень правил ведения учета на различных участках финансово-

хозяйственной деятельности в пределах действующего законодательства.

16 Составляющими учетной политики являются:

а) методологическое обеспечение бухгалтерского учета;

б) техническое обеспечение бухгалтерского учета;

в) методологическое, техническое и организационное обеспечение бухгалтерского учета.

17 Является ли способ текущей группировки экономических событий составной частью совокупно-

сти способов ведения бухгалтерского учета, определяющих сущность учетной политики организации?

б) да, если иное не оговорено действующим законодательством или иными нормативными актами

ведения бухгалтерского учета;

18 Кем формируется учетная политика организации?

а) главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе бизнес-плана и утверждается ее ру-

б) главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе требований и рекомендаций ПБУ

1/98 «Учетная политика организации» и утверждается ее руководителем;

в) главным экономистом организации и утверждается ее руководителем.

19 Какие требования бухгалтерского учета в учетной политике организации положены в основу ее

рабочего плана счетов, содержащего синтетические и аналитические счета для отражения текущей дея-

а) непрерывность деятельности;

б) имущественная обособленность;

в) своевременность, полнота учета и отчетности.

20 Исходя из перечня организационно-правовых форм, определенных ГК РФ, на какие организации

распространяется действие ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» в части формирования учетной

а) на все организации независимо от их организационно-правовой формы.

б) только на коммерческие организации;

в) на коммерческие организации, кроме организаций малого бизнеса, перешедших на упрощенную

систему учета и налогообложения.

21 С какого периода применяется учетная политика, разработанная вновь созданной организацией?

а) с даты представления первой бухгалтерской отчетности;

б) с даты постановки на учет в налоговой инспекции;

в) с даты приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

22 Должен ли быть утвержденным в приказе по учетной политике рабочий план счетов организа-

б) да, если организация не пользуется типовым планом счетов бухгалтерского учета;

в) нет, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации или

иными нормативными актами.

23 Должна ли организация при формировании учетной политики придерживаться соблюдения

принципа ведения бухгалтерского учета – непрерывности деятельности?

а) такой принцип не предусмотрен законодательством Российской Федерации;

б) нет, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации;

24 Сколько способов предоставлено организации при формировании учетной политики по конкрет-

ному направлению ведения и организации бухгалтерского учета?

в) один из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому

учету; при его отсутствии организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя

из требований ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и иных положений по бухгалтерскому учету.

25 Считается ли изменением учетной политики организации разработка новых способов ведения

б) да, если применение нового способа ведения бухгалтерскою учета предполагает более достовер-

ное представление фактов экономических событий в учете и отчетности или наименьшие издержки по

подготовке такой информации;

в) нет; изменение учетной политики организации допускается, только если такой вариант обуслов-

лен изменением законодательства Российской Федерации.

26 С какого периода должны вводиться в действие изменения в учетной политике организации?

а) с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения в соответствии

с организационно-распорядительными документами;

б) с даты ввода в действие новых законодательных актов, определивших необходимость изменения

учетной политики организации;

в) с даты утверждения руководителем новых способов ведения бухгалтерского учета, разработан-

27 В каком документе объявляются изменения учетной политики на год, следующий за отчетным?

а) в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации;

б) в учредительных документах организации;

в) в приложении к бухгалтерской отчетности организации.

28 Применяются ли филиалами, представительствами и иными подразделениями способы ведения

бухгалтерского учета, избранные головной организацией?

в) в зависимости от финансовой устойчивости структурных подразделений.

прос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Ответ в в в в в в в а б а а в в в

прос 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения

Понятие и значение учетной политики

В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано как в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», так и во вступающем в силу в 2009 году ПБУ 1/2008.

Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Читать еще:  Как вернуть деньги за бракованный товар

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве «классического» примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.

В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.
Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Наконец, в-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

Разработка и принятие учетной политики

Учетная политика – это комплексный документ, касающийся, однако, только одного аспекта организации учетного процесса – методологии учета. Следует помнить, что пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) и статьей 314 НК РФ определены перечни документов, утверждаемых либо одновременно с учетной политикой, либо как приложения к ней. Он включает в себя:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
  • формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

Исходя из сложившейся практики, рабочий план счетов, как правило, утверждается в качестве приложения к учетной политике. Приложением к ней в силу требования закона выступают и формы регистров налогового учета. Остальные же названные документы чаще утверждаются в качестве самостоятельных локальных нормативных актов. Это связано с тем, что по традиции учетная политика вместе с рабочим планом счетов, обеспечивающим ее реализацию, утверждается на каждый финансовый год перед его началом. В то же время график документооборота, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и иные аналогичные «системные» документы, применяемые из года в год, не меняются, а лишь при необходимости корректируются.

Лицом, ответственным за разработку учетной политики организации, является ее главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Закона) или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).
Утверждается учетная политика внутренним распорядительным документом организации (п. 3 ст. 6 Закона, п. 12 ст. 167 НК РФ) – это, как правило, приказ или распоряжение ее руководителя. Аналогичными документами вводятся в действие и иные документы, утверждаемые вместе с ней.

Не секрет, что на практике сотрудники налоговых органов требуют представления им учетной политики на следующий год одновременно с представлением годовой отчетности за предыдущий год. Однако следует помнить, что в законодательстве такое требование не содержится, поэтому выполнять его налогоплательщик не обязан – представить в налоговый орган без его специального требования налогоплательщик может только в виде своей доброй воли.

Изменения учетной политики 2009 года

Ежегодно при утверждении учетной политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики.

Напомним, что и Закон, и Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливают принцип последовательности учетной политики. Однако изменение законодательства является достаточным и, более того, наиболее распространенным основанием для связанной с ним корректировки учетной политики.

Рассмотрим кратко основные изменения, произошедшие к настоящему времени, которые следует учесть при разработке учетной политики организации – как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения – на 2009 год.

Новое ПБУ об учетной политике.

Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое вступает в силу с 1 января 2009 года. В целом данное положение аналогично прежнему, действующему в настоящее время ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.

Во-первых, в отличие от ранее действовавшего порядка учетная политика организации может изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. Напомним, что еще в 2006 году, когда вступил в силу приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Минфина РФ от 20.06.2006 № 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.

Во-вторых, добавлено положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.

В-третьих, более подробно регламентирован, оставшись по сути аналогичным, порядок раскрытия последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об изменении оценочных значений.

Тем же приказом Минфин России утвердил новое, 21-е ПБУ – ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», также вступающее в силу с начала 2009 года. Положение вводит новое для российских стандартов бухгалтерского учета понятие «оценочные значения» и определяет их примерный состав. В частности, оценочными значениями признаются величины резервов (по сомнительным долгам и др.), сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов и др.

При формировании учетной политики на 2009 год, таким образом, организации нужно будет определить, в какие сроки и в каком порядке будет осуществляется тестирование каждого из отраженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности оценочных значений на необходимость их изменения.

Новые правила устанавливают, что результат изменения оценочного значения отражается в составе доходов или расходов организации в текущем (а при необходимости – и в будущих) периоде, кроме изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации. В последнем случае такое изменение непосредственно корректирует соответствующую статью (статьи) капитала. Естественно, что любое изменение оценочных значений (и его последствия) организации необходимо раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об учете расходов по кредитам и займам.

ПБУ 15/2008, вступающее в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года, в отличие от ранее утвержденного ПБУ 15/01 регулирует только порядок учета расходов по займам и кредитам, но не порядок учета самих кредитов и займов. В частности, в нем отсутствует положение, позволяющее учитывать задолженность по долгосрочному займу или кредиту, до погашения которой остается менее года, в составе долгосрочной до момента ее погашения (при этом обязанность разделения задолженности на долгосрочную и краткосрочную, отраженная в утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н образцах форм бухгалтерской отчетности, по-прежнему сохраняется).

Новшеством ПБУ 15/2008 является возможность учитывать начисленные проценты или дисконт по заемным обязательствам (в том числе ценным бумагам) как по мере их начисления в соответствии с условиями договора, так и равномерно в течение срока действия договора займа или выплаты денежных средств по векселю. Свой выбор организации необходимо закрепить в учетной политике. При этом следует учитывать, что применение второго (равномерного) способа признания процентов позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, так как п. 8 ст. 272 НК РФ для целей налогообложения прибыли предусмотрен аналогичный порядок.

Читать еще:  Угроза убийством ст 119 УК РФ комментарий

По-прежнему включаются в стоимость инвестиционного актива проценты по займам и кредитам, привлеченным для его создания и/или приобретения. Поэтому организации в учетной политике, как и ранее, следует определить критерии признания актива инвестиционным. В то же время новшеством ПБУ 15/2008 является установленная им обязанность организации включать в стоимость инвестиционного актива в том числе и проценты по займам (кредитам), полученным на общие цели, если они фактически использованы в связи с приобретением (сооружением) инвестиционного актива.

Новое ПБУ о раскрытии информации о связанных сторонах.

Новое ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» появилось в середине 2008 года и должно применяться уже при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год, тем не менее многие организации учтут его требования при формировании учетной политики только на 2009 год. Главное изменение коснулось состава лиц, обязанных применять ПБУ: если ранее ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» распространялось только на акционерные общества, то ПБУ 11/2008 обязаны применять все коммерческие организации, кроме кредитных (по-прежнему его могут не применять малые предприятия).
При формировании учетной политики организация, применяющая ПБУ 11/2008, должна, как минимум, определить:

  • перечень лиц, являющихся связанными сторонами организации, и/или принципы включения в этот перечень юридических и физических лиц;
  • конкретный состав и форму раскрытия (в том числе порядок представления) информации, подлежащей раскрытию в соответствии с ПБУ 11/2008;
  • порядок построения аналитического учета, обеспечивающего получение информации о связанных сторонах, которая подлежит раскрытию организацией.

Новый порядок применения нелинейного метода начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ были внесены изменения в ст. 257–259, а также введены новые ст. 259.1–259.3 НК РФ, которые установили, в том числе, новый порядок начисления амортизации с использованием нелинейного метода.

С 1 января 2009 года амортизация нелинейным методом будет начисляться не по каждому основному средству, а суммарно по каждой амортизационной группе (подгруппе). Для расчета месячной суммы амортизации суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) умножается на норму амортизации, определенную Кодексом для соответствующей группы, и делится на 100. При этом ежемесячно сумма начисленной амортизации уменьшает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

В связи с этим изменением при разработке учетной политики для целей налогообложения на 2009 год налогоплательщики, которые собираются применять нелинейный метод начисления амортизации, должны предусмотреть отражение в аналитических регистрах налогового учета всей информации, предусмотренной частью третьей ст. 323 НК РФ, в частности:

  • о принятых организацией сроках полезного использования основных средств и нематериальных активов;
  • о сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам и нематериальным активам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло), – для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;
  • о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и каждой амортизационной подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);
  • об остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), при выбытии объектов амортизируемого имущества.

В заключение хотелось бы напомнить, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, согласно п. 23 ПБУ 1/98 и п. 25 ПБУ 1/2008 объявляются в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности организации.

Учетная политика организации

Понятие и характеристика учетной политики

Основной документ, регламентирующий порядок бухгалтерского и налогового учета на предприятии – это учетная политика. Формирование учетной политики определяется в Положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

Учетная политика по бухгалтерскому учету – это принятая компанией совокупность способов ведения бухучета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение всех фактов хозяйственной деятельности организации. Учетная политика формируется преимущественно главным бухгалтером предприятия.

Принятая на предприятии учетная политика утверждается приказом или распоряжением сотрудника, ответственного за организацию и ведение бухгалтерского учета. При принятии учетной политики утверждаются:

  • рабочий план счетов, включающий синтетические и аналитические счета, обеспечивающие своевременность и полноту учета и отчетности;
  • формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не требуется обязательное использование типовых форм первичных учетных документов, а также формы для внутренней отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации, методы оценки имущества и обязательств;
  • правила документооборота и обработки учетной информации;
  • порядок контроллинга.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Принятая компанией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства, разработки компанией новых способов ведения бухгалтерского учета, а также существенного изменения условий деятельности. Для обеспечения сопоставимости данных бухучета, изменения в учетную политику должны вноситься с начала финансового года.

Форма учетной политики не регламентирована нормативно. Сформированная учетная политика может быть изложена даже непосредственно в приказе в текстовом формате с выделением отдельных пунктов. Более удобна и визуально информативна табличная форма. В таком случае, утвержденная приказом учетная политика – это самостоятельный документ, имеющий индивидуальную логическую структуру и форму, которая соответствует целям ее создания. В данном случае учетная политика будет являться приложением к соответствующему приказу.

Формирование учетной политики в табличной форме придает ей структурированность, с ссылками на нормативные документы. Табличная форма позволяет выделить в большом объемном документе разделы по конкретным объектам и направлениям учета. Это значительно облегчает дальнейшее использование учетной политики сотрудниками компании в ежедневной работе. Особенно важно это при сложной иерархической структуре бухгалтерской службы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Разделы учетной политики

В учетной политике предприятия целесообразно сформировать два раздела:

В организационно-техническом разделе определяется:

  • организация ведения бухучета;
  • форма бухучета;
  • технология обработки учетных данных;
  • порядок проведения инвентаризаций;
  • организация внутреннего контроля;
  • порядок документооборота;
  • рабочий план счетов бухучета.

В методическом разделе учетной политики определяются:

  • методика оценки активов, обязательств компании;
  • методика признания доходов, расходов компании;
  • методика формирования себестоимости.

Методический раздел определяет правила учета на предприятии.

Процесс непосредственного формирования учетной политики предшествует анализ актуального законодательства. Выделяются направления, разделы, объекты учета, связанные с деятельностью предприятия. При формировании политики учета следует принимать во внимание все изменения в законодательстве на предстоящий год.

В учетной политике не следует прописывать однозначные и установленные на законодательном уровне правила, но при возможности выбора правил учета, следует указать способ выбранный организацией из представленных вариантов.

Результатом подготовительной работы должен стать полный перечень вопросов, связанных с деятельностью компании и требующий отражения в учетной политике.

Проводить подготовительную работу – обязанность главного бухгалтера. Тем более что он отвечает за ее формирование по законодательству. При этом главный бухгалтер может официально делегировать, не снимая с себя ответственности, подготовительную работу по формированию учетной политики заместителю или группе сотрудников бухгалтерии.

Для принятия решения по обозначенным вопросам необходима проработка всех возможных вариантов. При выборе способа учета следует учитывать мнение специалистов бухгалтерской, производственной, планово-экономической, финансовой и других служб. Выбранная предприятием учетная политика должна быть сопоставима со стратегическими целями развития компании и учитывать текущую стадию развития бизнеса.

Выбор способа оценки активов в момент выбытия требует предварительного расчета экономических последствий использования разных способов, так как могут быть выгодны организации разные способы такой оценки.

При формировании учетной политики следует придерживаться рациональности ведения бухучета, в частности:

  • затраты на сбор и обработку информации не должны превышать ценность самой информации;
  • реальный срок сбора и обработки информации не должен превышать период, в течение которого эта информация будет релевантной для принятия решения заинтересованными пользователями;
  • соблюдение баланса между потребностями производственных подразделений и возможностями бухгалтерии;
  • учитывать значительную роль автоматизации учетных процессов и оснащенность компании техникой и программными средствами.

Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:

  • изменения законодательства России;
  • изменения нормативных актов регулирующих бухгалтерский учет;
  • разработки компанией новых способов ведения бухучета;
  • существенного изменения условий хозяйственной деятельности предприятия.

Для сопоставимости данных бухгалтерского учета все изменения учетной политики вводятся с начала финансового года. Принятая на предприятии учетная политика применяется последовательно из года в год. Обычно перед новым финансовым годом в компании должен быть выпущен приказ о внесении изменений в учетную политику, но для того, чтобы не вносить множество поправок, изменений формулировок, нумерации пунктов, компании ежегодно просто утверждают новую учетную политику. Часть положений в ней полностью повторяют аналогичные положения предыдущей учетной политики, а другие пункты обновляются частично или полностью. Такой порядок работы девальвировал принцип последовательности применения учетной политики.

Применение нового способа ведения учета предполагает представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности в более достоверном виде или снижение трудоемкости учетного процесса без снижения уровня достоверности информации.

Не является изменением учетной политики, утверждение способа ведения учета фактов деятельности, отличных от фактов, имевшихся ранее, или возникших впервые в деятельности компании.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Принципы учетной политики

Что такое учетная политика

Положение по бухгалтерскому учету объясняет: в учетной политике бухгалтер и директор фиксируют способы ведения бухучета в своей организации. Вопрос требует серьезного подхода, ведь от элементов учетной политики зависит порядок формирования объектов налогообложения, и все это влияет на финансы компании. Утвердите документ не позднее 90 дней после регистрации фирмы.

Читать еще:  Взаимозависимые организации это

Для формирования учетной политики (УП) организация выбирает способы ведения бухгалтерского и налогового учета из нескольких стандартных вариантов или сама разрабатывает процедуры учета на основе требований законов и нормативных актов.

Если деятельность компании не меняется годами, можно не менять и учетную политику. Но при открытии новых видов деятельности, при смене налогового режима или при обновлениях в законах придется корректировать УП.

Принципы учетной политики

Для построения УП руководствуйтесь основными принципами бухучета. Часть из них содержится во втором разделе ПБУ 1/98, другие закреплены разными документами в сфере бухучета — они выводятся из теории и практики учета.

1. Принцип целостности: учетные данные должны формировать единую систему, которая помогает управлять деятельностью компании.

2. Принцип имущественной обособленности: средства организации, обязательства и активы должны учитываться отдельно от средств ее учредителей и средств других компаний, если они переданы в пользование вашей фирме.

3. Принцип непрерывности: бухучет должен вестись непрерывно — от регистрации компании до ее ликвидации или реорганизации. Компания должна в своих действиях исходить из намерений продолжать деятельность, а значит, планировать погашение обязательств перед физическими и юридическими лицами.

4. Принцип полноты, или сплошной реᴦᴎстрации: операции и итоги инвентаризации требуется регистрировать в бухгалтерии вовремя и без пропусков или изъятий.

5. Принцип документирования: факты хозяйствования должны подтверждаться первичными документами, только на основании первички операции принимаются в учет.

6. Принцип начисления: хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерии в том же самом налоговом периоде, когда они произошли, даже если операция была оплачена раньше или позже.

7. Принцип количественного измерения: все хозяйственные операции нужно измерять в деньгах, штуках и других единицах.

8. Принцип контроля информации: должна быть возможность проверки всех хозяйственных операций.

9. Принцип непротиворечивости: должны совпадать сведения в аналитическом учете и сведения по остаткам и оборотам в синтетическом учете на последний день каждого месяца.

10. Принцип разделения текущих и капитальных затрат: учитывайте раздельно текущие расходы на производство или услуги и капитальные вложения.

11. Принцип интерпретируемости: сведения в учете должны быть ясными, чтобы третьи лица также могли их толковать и анализировать.

12. Принцип осмотрительности: организация должна быть готова признать в бухучете обязательства и расходы, активы и доходы без формирования скрытых резервов.

13. Принцип приоритета содержания перед формой: организация должна признавать факты хоздеятельности, исходя прежде всего из их экономического содержания, а не правовой формы.

14. Принцип рациональности: бухучет следует вести рационально, сообразно масштабам и условиям хоздеятельности и размерам организации.

15. Принцип последовательности применения: если организация приняла учетную политику, ее нужно применять из года в год, изменяя только в установленных случаях (смена основного вида деятельности, изменения в составе учредителей и пр.).

Выбор учетной политики

Выбор учетной политики предприятия и обоснование ее положений зависят от многих условий:

  • налоговый режим и список применяющихся налогов, ставок;
  • организационно-правовая форма;
  • основной вид деятельности (услуги, торговля — оптовая и розничная, строительство, производство);
  • масштабы и структура организации, число сотрудников;
  • стратегия развития, направление инвестиций;
  • материальная база: помещения, основные средства, техника, программное обеспечение;
  • квалификация бухгалтера.

Разработать УП, которая отвечала бы всем принципам и не вызывала бы претензий у налоговиков, непросто. Учетная политика должна охватывать все важные вопросы и при этом быть лаконичной, иметь хорошую структуру.

В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия уже есть разработанные варианты учетной политики для разных налоговых режимов, которые полностью отвечают требованиям закона. Зарегистрируйтесь и просмотрите их. Работайте в нашем сервисе: ведите учет, начисляйте зарплату, легко сдавайте отчетность через интернет и пользуйтесь готовой версией УП. Первые две недели в сервисе бесплатны для всех новичков.

Учетная политика – 2020

Учетная политика – 2018

Похожие публикации

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2020 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2020 г. должна была быть принята до 31.12.2019 г., а документ, утвержденный в 2020 г., вступит в силу лишь с 01.01.2021 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено – бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов, оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров – унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств, порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов – порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях, при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Учетная политика УСН

Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%), или «доходы минус расходы» (15%).

Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:

  • порядок учета доходов,
  • указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
  • в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
  • налоговый регистр – КУДИР.

При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:

  • порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
  • состав материальных расходов,
  • порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
  • признание прошлых убытков в текущем периоде,
  • порядок исчисления и уплаты минимального налога,

в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».

Учетная политика ОСНО

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль. В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
  • порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
  • методы оценки материалов, сырья и товаров,
  • формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • учет операций с ценными бумагами,
  • в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  • применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% – это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Учетная политика: образец

Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector