Как считается утс автомобиля

Как считается утс автомобиля

Расчет УТС автомобиля

Утрата товарной стоимости (УТС) подлежит возмещению страховой компанией совместно со страховой выплатой. Такое решение было принято Верховным судом РФ в 2007 году.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Однако многие страховые компании отказываются добровольно выплачивать УТС, и застрахованным лицам приходится обращаться в суд.

Возмещение производится на основании экспертного заключения, в котором специалистами определена конкретная сумма. По каким методикам производится расчет УТС, читайте далее.

Какие методики применяются

Утрата товарной стоимости – это денежная оценка ухудшения состояния автомобиля после проведения ремонтных работ или дорожного происшествия.

Компенсацию УТС можно получить, если соблюдаются следующие условия:

  • повреждения автомобиля получены в результате ситуации, признанной страховым случаем;
  • оформление страхового случая произведено с учетом всех правил, установленных законодательно (в случае с полисом ОСАГО) и правилами отдельной страховой компании (в случае с КАСКО);
  • возраст поврежденного автомобиля находится в пределах, установленных компанией для расчета УТС. Чаще всего по правилам автостраховщиков утрата стоимости выплачивается, если возраст отечественного авто не превышает 3 лет, а возраст автомашины иностранного производства менее 10 лет;
  • износ авто не превышает установленные правилами показатели (35% для отечественного авто и 40% для автомобиля иностранного изготовления);
  • пробег автомашины не превышает допустимых значений (50 000 км – отечественные и 100 000 км – иностранные).

Возмещение утраты товарной стоимости не производится, если:

  • данный фактор прямо зафиксирован в страховом договоре, заключенном между компанией и автовладельцем;
  • размер выплаченной ранее компенсации превышает максимально допустимую суммы выплат по данному страховому договору;
  • для осуществления выплаты не хватает поданного ранее пакета документов;
  • по каким-либо причинам экспертная компания не может произвести оценку.

Расчет УТС может быть произведен тремя способами:

  • по методике Минюста;
  • по методу Хальбгевакса;
  • по методу Руководящего документа.

Разберемся с каждой методикой более подробно.

По Минюсту

Данный способ расчета является наиболее распространенным в Российской Федерации и используется большинством экспертных компаний.

Суть метода заключается в определении процентного соотношения стоимости авто после получения ущерба к рыночной стоимости аналогичного, но не поврежденного автомобиля.

Оценка УТС по методике Минюста производится в отношении следующих видов автомобильного транспорта:

отечественного производства в возрасте до 3 лет
иностранного производства в возрасте до 5 лет
при условии амортизации транспортного средства менее 35%

Расчет возмещения товарной стоимости производится по следующей формуле:

Параметрами в указанной формуле являются:

С доля стоимости автомашины, утраченная после наступления страхового случая (искомый параметр)
S рыночная стоимость автомобиля до получения повреждений
Кi коэффициент, установленный экспертами при обследовании автомобильного транспорта

При определении индивидуального коэффициента используются следующие правила:

  • если в ходе выполнения ремонтных работ требуется заменить детали, сваренные между собой, то значение коэффициента снижается на 20% от начального уровня;
  • стоимость выполнения ремонта любой съемной детали не может превышать стоимости замены поврежденного элемента;
  • устранение неисправностей, не являющихся следствием дорожной аварии или иного страхового случая, снижает значение коэффициента на 50%;
  • стоимость авто будет ниже, если в ходе выполнения восстановительных работ требуется полная или частичная покраска (перекраска) кузова автотранспорта.

Значения основных коэффициентов приведены в таблице, являющейся приложением 5 к методическим рекомендациях по применению данной методики.

Например, необходимо рассчитать УТС, если при ДТП пострадал только капот. Стоимость автомашины до получения ущерба составляла 550 000 рублей.

С = 550 000*0,3/100 = 1 650 рублей.

При данных обстоятельствах и использования метода, разработанного Минюстом, владельцу поврежденного автомобиля будет выплачена компенсация в размере 1 650 рублей.

По методу Хальбгевакса

Метод Хальбгевакса широко используется в европейских странах, так как по сравнению с предыдущим способом является более простым.

Российские эксперты считают, что полученные результаты не соответствуют действительности, так как учитывают исключительно общие показатели.

Методика Хальбгевакса преимущественно используется для расчета УТС на автомашины, отвечающие следующим характеристикам:

возраст автомобиля отечественного производства не более 3 лет
возраст авто иностранного производства не более 5 лет
пробег отечественного авто до 50 тыс. км
пробег иностранного авто до 100 тыс. км

Расчет утраченной товарной стоимости осуществляется по следующей формуле:

К максимальный коэффициент утраты первоначальной стоимости автотранспортного средства
ЦР рыночная стоимость автомашины, определенная с учетом износа деталей
СО полная стоимость восстановительного ремонта

Значение коэффициента, требуемого для расчета утраченной стоимости движимого имущества, определяется в соответствии с дополнительно вычисленными показателями, зависящими от стоимости запасных частей и материалов (СМ), а так же стоимости ремонтных работ (СР):

  1. Параметр А:
  2. Параметр В:

Определять утраченную стоимость целесообразно, если:

  • параметр А больше 10, но менее 90. Если стоимость ремонта полученных повреждений существенно ниже стоимости авто, то и сумма УТС будет минимальной, что не оправдает затраты на определение параметра и прохождение экспертизы;

Если стоимость ремонта составляет более 90% стоимости автомобиля, то целесообразнее получить страховое возмещение по риску «полная гибель».

  • параметр В больше 40, то есть стоимость материалов и агрегатов меньше стоимости выполненных работ.

Окончательной значение коэффициента К определяется по таблице:

Например, стоимость автомашины на момент аварии составляет 500 000 рублей (ЦР), а ее возраст 2 года.

По расчетам страховщика для полного восстановления автотранспорта потребуется вложить 80 000 рублей (СО), причем для ремонта потребуется приобрести деталей и дополнительных материалов на сумму 25 000 рублей (СМ), а все остальное составляет стоимость выполняемых работ (СР = 80 000 – 25 000 = 55 000 рублей).

На первой стадии определим параметры А и В.

А = (80000/500000)*100% = 16
В = (55000/25000)*100% = 220

В соответствии с дополнительными показателями К = 3,5

УТС = (3,5/100)*(500000+80000) = 20300

То есть выплата по утрате стоимости автомобиля в данной ситуации составит 20 тыс. 300 рублей.

Руководящего документа

Самым сложным с точки зрения математики является расчет по методу руководящего документа.

Суть данной методики заключается в том, что общая сумма утраты товарной стоимости автомобиля состоит их утраты стоимости отдельных элементов, которые были повреждены в ходе дорожного происшествия или иного страхового случая и подлежат ремонту.

Порядок выполнения расчет следующий:

У общ = У1+У2+У3+…+Уn, где

У1…Уn – это стоимость ремонта отдельных элементов, поврежденных при страховом случае.

Показатели У1…Уn так же рассчитываются по отдельной формуле:


, где

К 1 и К2 коэффициенты, которые зависят от характера и способа проведения ремонтных работ и степени износа детали, требующей ремонта (расчет износа для УТС производится отдельно по иным методикам)
Цi цена детали, подвергающейся ремонту
m количество одинаковых деталей, требующих ремонта

Как правило, расчет по методу руководящего документа носит исключительно справочный характер, так как произвести расчет и проверить его точность достаточно сложно, а не проверенный расчет нельзя использовать в качестве основного доказательства.

Отличаются ли правила для ОСАГО и КАСКО

Выплата утраты товарной стоимости предусмотрена любыми страховыми договорами и ОСАГО, и КАСКО, при этом не зависимо от вида страхового полиса, расчетные методики по определению размера параметра одинаковы.

Владелец движимого имущества так же может получить утрату стоимости поврежденного автомобиля с виновника аварии, но только в судебном порядке.

И в данной ситуации расчет размера выплаты будет производиться по одной из указанных методик.

Особенности расчета УТС мотоцикла

Расчет утраты товарной стоимости мотоцикла производится по аналогичным методикам, но для определения коэффициентов, требуемых при проведении расчетов, применяются специальные таблицы, разработанные непосредственно для мототехники и скутеров.

Существенным условием проведения качественной экспертизы так же является наличие в компании квалифицированного специалиста, который может работать с мототехникой.

Таким образом, в случае повреждения автомобиля и признании ситуации страховым риском со страховой компании можно получить не только компенсацию полученного ущерба, но и дополнительную компенсацию за утрату товарной стоимости движимого имущества.

Однако в большинстве случаев дополнительная компенсация взыскивается исключительно в судебном порядке.

Про возмещение УТС с виновника ДТП смотрите на странице.

Пример из судебной практики на взыскание УТС по КАСКО есть в этой информации.

Видео: Утрата товарной стоимости. Что это такое и как её получить?

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Расчет утраты товарной стоимости (УТС)

Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

Читать еще:  Как узнать стс автомобиля

УТС может быть рассчитана для автомобилей:

Находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.

  • При осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение :
  1. устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  2. замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  3. ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  4. полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
  5. полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло более 5 лет с даты выпуска легкового ТС ;

Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.: “. Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. “

“. Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. “

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта “б” пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости (Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 “О страховых выплатах при ДТП”).

Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного транспортного средства до или после его восстановления при условии :

  1. Если при ДТП повреждены элементы каркаса кузова, несъемные детали кузова 1 , которые ранее не ремонтировались.
  2. Стоимость ремонта не должна быть менее 5% стоимости транспортного средства на момент аварии.
  3. Срок эксплуатации транспортного средства не превышает пяти лет;
  4. На момент аварии величина износа транспортного средства составляет не более 40%;
  5. Транспортное средство не имеет коррозионных разрушений.

УТС определяется коэффициентами зависящими от объёма ремонта, в % от стоимости автомобиля.

Коэффициенты ремонта зависят от вида ремонтных воздействий (замена или объём ремонта), от наличия перекоса кузова, от необходимости окраски наружных элементов кузова (0,5% за первый элемент, и 0,35% от стоимости автомобиля за каждый последующий наружный элемент) , также УТС возникает при необходимости полной разборки/сборки салона кузова.

УТС может составлять более 12% процентов от стоимости автомобиля. (Пример расчёта УТС)

Новое! (Для юридических лиц)

Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №3076/12 от 04.09.12

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) опубликовал мотивировочную часть решения о возмещении утраты товарной стоимости (УТС) в рамках ОСАГО. По мнению ВАС, из закона об ОСАГО следует, что размер страховой выплаты должен определяться в соответствии с правилами гл. 59 Гражданского кодекса. Согласно этой норме Гражданского кодекса, убытки при повреждении имущества должны быть возмещены в размере расходов, необходимых для приведения его в то состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, указывает ВАС. Положения же закона об ОСАГО, согласно которым возмещению подлежат только расходы на восстановительный ремонт, уточняют состав расходов, определенный главой 59 Гражданского кодекса, но не ограничивают его. Утрата товарной стоимости является реальным убытком, считает ВАС, а потому должна быть отнесена к затратам на восстановление автомобиля, следует из судебного решения.

УТС по ОСАГО

После дорожного происшествия часто наступает потребность ремонта автомобиля и приведение его в рабочий вид. Ремонт поврежденных транспортных средств часто выливается в большие суммы, которые требуют за свои услуги ремонтные службы. Чтобы существенно снизить расходы водители имеют право обратиться за компенсацией к страховщикам или виновникам ДТП. Чтобы грамотно оформить заявление и правильно рассчитать УТС автомобиля, заявителю стоит знать об особенностях данной процедуры и своих правах.

Что значит УТС автомобиля по ОСАГО?

Утеря товарной стоимости вследствие повреждений достаточно актуальная тема для автолюбителей. Многие не желают пользоваться машиной, которая побывала в аварии и намерены ее продать.

Но с повреждениями и ремонтом товарная стоимость снижается, из-за чего водитель не может получить за нее первоначальную сумму.

На основании Постановления Верховного суда от 2015 года, выплачивать компенсацию обязаны все страховые компании. Сумма компенсации зависит от ее первоначальной стоимости.

Под утраченной стоимостью понимаются следующие пункты:

  • утрата внешнего вида транспорта, нарушение лакокрасочного покрытия;
  • снижение параметров автомобиля, затрудняющих эксплуатацию;
  • ухудшение прочности технических узлов транспортного средства.

Чтобы получить возмещение через страховую компанию, необходимо соблюсти некоторые условия:

  1. случай должен быть страховым;
  2. сумма возмещения не превышает 400 000 рублей;
  3. виновник аварии не заявитель;
  4. при УТС иностранного производства, срок эксплуатации не должен быть более пяти лет, если автотранспорт Российского производства — то трех лет;
  5. рассматриваемые детали повреждений не должны быть повреждены в результате прошлых аварий, УТС предназначена только для новых деталей и повреждений.

Кто получит компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля?

Получить возмещение имеет право только пострадавшая сторона. При этом, если владельцев транспорта является не водитель, а доверенное лицо, то обратиться в страховую компанию может только собственник. Если в полисе ОСАГО не указан водитель.

Размер возмещения

Сумма возмещения товарной стоимости рассчитывается через методики расчета после проведения ремонтных работ. Для оценки размера ущерба можно обратиться к независимому эксперту. В зависимости от поломки и полной стоимости автомобиля сумма варьируется. Но выплата УТС имеет свой максимальный порог – 400 000 рублей.

Можно ли получить без суда?

Водитель имеет право запросить возмещение двумя возможными путями:

  • через судебный орган;
  • через страховую компанию, которая выдала полис ОСАГО.

Обращение через суд мимо страховой компании невозможно, первоначально нужно оформить прошение на выплату УТС, если фирма дала отказ, тогда можно привлекать судебные структуры.

План действий при обращении в СК:

  1. оформление требования о выплате УТС;
  2. сбор полного пакета документов;
  3. получение результата независимой экспертизы о нанесенном ущербе транспорту;
  4. вычисление ущерба;
  5. направление автомобиля на ремонт в СТО;
  6. привлечение независимого эксперта для оценки стоимости ремонта, при этом, расчет идет восстановленного авто, а не поврежденного;
  7. подача всех документов вместе с бланком оценки в страховую.

Если страховая отказала, можно оформить досудебную претензию и отправить заказным письмом с уведомлением.

Как написать заявление в страховую на возмещение стоимости авто?

Для заявления не существует официальной формы. Бланки можно скачать из интернета. Существуют общие требования, которые должны указываться в документе:

  • наименование страховой компании;
  • данные клиента, включая паспортные данные;
  • подробное описание ДТП;
  • повреждения автомобиля, полученные в результате ДТП;
  • основания для выплаты возмещения;
  • список участников происшествия.

Составляется два экземпляра документа — один для заявителя, второй страховщику. Если происходит отказ, то можно направить бланк заказным письмом с уведомлением. Рекомендуется снять копию с заявления, если придется обращаться в суд.

Какие существуют методы расчета УТС?

Утрата товарной стоимости — это прямое указание на ухудшение состояние транспортного средства.

Чтобы правильно определить стоимость после дорожного происшествия или проведения ремонтных работ, используются три методики расчета:

  1. Методика Минюста.
  2. Метод руководящего документа.
  3. Методика Хальбгевакса.

О методике министерства юстиции

Метод расчета, который применяется большинством экспертных компаний на территории Российской Федерации. Заключается в соотношении процента стоимости транспорта после восстановительного ремонта.

Вся оценка проводится в отношении следующих видов транспорта:

  • отечественных автомобилей до трех лет;
  • иностранных марок до пяти лет;
  • при амортизации автомобиля 30%.

Распространенной считается формула: C = S * ∑ Ki/100

  1. С — доля стоимости автомобиля, утерянная при повреждениях;
  2. S — первоначальная стоимость транспорта до аварии;
  3. Ki — коэффициент, который установили эксперты после прохождения ремонта.

По данному методу выходит, что размер возмещения зависит от экспертной оценки предстоящих ремонтных работ. Чтобы определить индивидуальный коэффициент, следует придерживаться определенных правил:

  • если замена касается сваренных между собой деталей, то сумму коэффициента уменьшают на 20%;
  • стоимость ремонта поврежденной детали не должна превышать покупку идентичной, но новой детали;
  • если перекос кузова устраняется до аварии, то коэффициент снижают на 20%;
  • при необходимости косметического ремонта поверхности автомобиля, стоимость снижают.

Что такое метод руководящего документа?

Методика руководящего документа считается наиболее сложной, но в тоже время может быть достаточно достоверной. Она определяет потерю цены для каждой поврежденной детали автомобиля. Что позволяет получить полную картину восстановительных работ во всех нюансах для пострадавшего.

Для расчета берется следующая формула:

  1. У общая = У1+У2+У3+Уn
  2. У1 и Уn — цена за ремонт отдельных материалов и поврежденных частей транспорта.

Данные показатели также необходимо рассчитать:

  1. К1 и К2 — коэффициенты, зависящие от способа и характера проведения работ и износа деталей;
  2. Цi — цена каждой детали, которая подверглась ремонту;
Читать еще:  Что такое ОСАГО и КАСКО на машину

Что такое метод Хальбгевакса?

Данный метод распространен среди европейских стран и отличается своей простотой в сравнении с минюст. Российские эксперты считают его не точным, поскольку он охватывает только общие показатели.

Методика применима к следующим автомобилям:

  • отечественные автомобили — не более трех лет;
  • иностранные бренды — не более пяти лет;
  • пробег российского автомобиля — до 50 000 километров;
  • пробег иностранного — до 100 000 километров.

Расчет производится по формуле:

  • К — максимально утраченная стоимость первоначальная стоимость транспорта;
  • ЦР — рыночная стоимость с учетом износа деталей после эксплуатации;
  • СО — полная сумма за необходимый ремонт.

Коэффициент утраты стоимости определяется следующим образом:

  1. относительная цена за ремонт — А;
  2. коэффициент стоимости работ по отношению к цене за материалы и детали — В.

Тогда применяя суммы получаем коэффициент с помощью формул:

  1. СР — полноценная стоимость ремонта;
  2. СМ — цена за замену деталей и материалов.

Каковы сроки выплат?

Новые сроки выплат для страховщиков были скорректированы, что пошло на пользу автовладельцам.
На рассмотрение заявления отводится двадцать календарных дней, а при задержке выплаты после срока компания обязана платить 1% от общей суммы выплаты за каждый просроченный день. Это относится к тем выплатам, по которым компания не вынесла отказа.

Ранее для рассмотрения отводилось 30 календарных дней и 0.11 % от общей суммы за каждый день задержки. Сейчас изменения направлены на защиту прав и интересов автовладельцев. Но стоит помнить, сроки подачи также изменились. Вместо прошлых 15 дней, теперь следует обращаться в страховую в течение 5 дней с момента происшествия.

Что если в выплате было отказано?

После направления заявления, следует ожидать ответа от страховой компании. Иногда, фирмы отказывают в прошении компенсации. Тогда заявитель имеет полное право отправиться в суд.

Заявление в суд должно содержать определенные пункты:

  • наименование судебного органа с обозначением данных руководителя;
  • персональные данные заявителя;
  • описание деталей процесса с упоминанием о попытки решить вопрос в досудебном порядке;
  • указание нормативных документов, на которые опирается заявитель;
  • требования, которые предъявляет заявитель;
  • перечень всех документов.

Необходимо также расписаться в конце документа и поставить дату написания. Для того, чтобы повысился шанс выиграть дело, можно воспользоваться юридической помощью.

Каким образом можно взыскать УТС автомобиля с виновника ДТП?

В случае, если ремонт требует средств, превышающих стоимость автомобиля, то можно взыскать деньги с виновника ДТП. Но для получения денежных средств потребуется обращение в суд. В соответствии со статьей 131 ГПК РФ.

Сведения в документе:

  1. необходимо указать название суда, в которое обращается заявитель, адрес отделения;
  2. сведения об истце и ответчике;
  3. излагается суть произошедшего, предъявив доказательства;
  4. указывается цена искового документа, если требуется оценка;
  5. перечень всех документов.

Документ направляется в канцелярию судебного участка, который примет разбирательство. Представители после проверки иска на грамотность и правильность заполнения направят его на разбирательство. Если допущена ошибка, иск отправляется на доработку. После изучения дела, направляется извещение участникам процесса.

Какие понадобятся документы?

Пакет документов для подачи заявления содержит следующие пункты:

  • паспорт заявителя и его копия;
  • водительские права;
  • полис ОСАГО или договор;
  • копия предыдущего заявления, с которым владелец пытался урегулировать вопрос в досудебном порядке;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • паспорт транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • талон с техобслуживания;
  • диагностическая карта;
  • сведения из ГИБДД — справка о дорожном происшествии, постановление или отказ возбуждении дела при административной ответственности, протокол;
  • копия извещения о ДТП;
  • копия акта о возникновении страховом случае;
  • результат независимого эксперта о стоимости ремонта;
  • акт осмотра экспертом;
  • отчет о размере утраченной товарной стоимости от оценщика;
  • договор, что был заключен между экспертом и заявителем, если есть;
  • копии иска столько, сколько было участников в ДТП.

Следует внимательно собирать документы, если допустить ошибку в документах, то судебное разбирательство может затянуться на месяцы. А каждое заседание и помощь юриста потребует дополнительных расходов со стороны заявителя.

Что такое утрата товарной стоимости авто при ДТП, и как ее компенсировать

Представим себе неприятную, но вполне реальную ситуацию: человек приобрел новый автомобиль и вскоре после покупки попал в ДТП не по своей вине. Ожидая страховую выплату в таком случае, стоит рассчитывать не только на оплату ремонта, но и на компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля. Выясняем, что это, и как ее получить.

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) в базовом понимании – это разница между стоимостью автомобиля, не бывшего в ДТП, и автомобиля, восстановленного после ДТП. Ведь совершенно очевидно, что небитый автомобиль стоит дороже, а даже самый качественный ремонт не может восстановить машину до предаварийного состояния. Именно это снижение стоимости автомобиля из-за ДТП и есть утрата товарной стоимости.

Утрата товарной стоимости компенсируется не всем автовладельцам. Для того, чтобы правомерно претендовать на нее, должны соблюдаться определенные условия.

  • Возраст автомобиля не должен превышать 7 лет для иномарок и 3 лет для отечественных машин
  • Износ автомобиля не должен превышать 30%
  • ДТП, по которому требуется компенсация УТС, должно быть первым для автомобиля
  • Владелец автомобиля не должен являться виновником ДТП
  • В случае, если УТС компенсируется по ОСАГО, оно не может суммарно с основными выплатами превышать максимальную страховую сумму
  • Если речь идет о каско, отказ в компенсации УТС не должен быть прямо прописан в страховом договоре

Действующей правовой базой и судебными прецедентами. Во-первых, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. утвердило факт того, что утрата товарной стоимости не относится к упущенной выгоде, как заявляют некоторые страховщики в ответ на обращения граждан.

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно подпункту “а” пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

Во-вторых, Постановление Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 года “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” подтверждает право автовладельца на компенсацию УТС.

29. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утраченная товарная стоимость подлежит возмещению и в случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования.

Таким образом, если соблюдены условия, перечисленные в пункте 2, утрата товарной стоимости автомобиля должна компенсироваться безусловно, и ее нельзя трактовать как упущенную выгоду. Стоит отметить, что в случае с ОСАГО единственным ограничением на получение полноценной компенсации УТС является максимальная страховая сумма, равная 400 тысячам рублей – суммарная выплата и на ремонт, и за УТС не может превышать эти 400 тысяч. А вот в случае страхования по каско следует внимательно читать договор: поскольку каско – это добровольное страхование, условия могут быть разными, и страховая компания может уточнить в договоре, что компенсация УТС не входит в число выплат по этому договору.

Для того, чтобы получить компенсацию УТС, вам, скорее всего, потребуется обратиться к автоюристу: процедура получения выплаты не слишком сложна, но имеет свои нюансы оформления. В целом она состоит из трех этапов: проведения независимой экспертизы, которая определит размер УТС, последующего заявления на выплату компенсации в страховую компанию и – в случае отказа – искового заявления в суд. Судебная практика, как указывалось выше, подтверждает правоту автовладельца в случае соблюдения всех перечисленных ранее условий, поэтому шансы на урегулирование вопроса в досудебном порядке довольно велики.

Читать еще:  Как возить новорожденного в машине по правилам

justice pro…

юридическая помощь

Утрата товарной стоимости автомобиля. Расчет УТС при ДТП

После получения в ДТП повреждений машина потерпевшего теряет в цене, но невиновный участник аварии при определенных обстоятельствах может компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля. В статье расскажем, в каких случаях выплачивается УТС при ДТП, как производится расчет УТС (по какой методике, формуле), какая сложилась судебная практика взыскания УТС с виновника ДТП.

Утрата товарной стоимости автомобиля – это …

Что представляет собой УТС транспортного средства? Утрата товарной стоимости автомобиля – это уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. УТС автомобиля обусловлена снижением его стоимости из-за ухудшения его потребительских свойств вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.

УТС при ДТП может быть определена не для каждого автомобиля. О том, как рассчитывается УТС автомобиля, будет рассказано ниже.

В каких случаях рассчитывается УТС

Выясним, когда рассчитывается утрата товарной стоимости автомобиля согласно методике Минюста («Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» ФБУ РФЦСЭ при Министерстве Юстиции Российской Федерации от 1 января 2018 года). УТС автомобиля может определяться при необходимости выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий или если установлено их выполнение:

— устранение перекоса кузова или рамы КТС;

— замена несъемных элементов кузова КТС (полная или частичная);

— ремонт съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) КТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);

— полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова (включая оперение) КТС, бамперов;

— полная или частичная разборка салона КТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

В п. 8.3 методики Минюста указаны случаи, когда утраченная товарная стоимость не рассчитывается (в том числе указывается ограничение по возрасту автомобиля для расчета УТС):

а) если срок эксплуатации легковых автомобилей превышает 5 лет;

б) если легковые автомобили эксплуатируются в интенсивном режиме, а срок эксплуатации превышает 2,5 года;

в) если срок эксплуатации грузовых КТС превышает 3 года;

г) если срок эксплуатации грузовых КТС, выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов (генераторы, передвижные мастерские и т.п. техника, установленная на шасси грузовых автомобилей и др.), превышает гарантийный срок;

д) если срок эксплуатации автобусов превышает 1 год для автобусов, работающих в интенсивном режиме эксплуатации, и 3 года — для прочих автобусов;

е) в случае замены кузова до оцениваемых повреждений (за исключением кузова грузового КТС, установленного на раме за кабиной);

ж) если КТС ранее подвергалось восстановительному ремонту (в том числе окраске — полной, наружной, частичной; «пятном с переходом») или имело аварийные повреждения, кроме повреждений, указанных в пункте 8.4;

з) если КТС имело коррозионные повреждения кузова или кабины на момент происшествия.

При этом наличие следующих повреждений до ДТП не будет обуславливать отказ от расчета УТС (п.8.4 Методики Минюста):

а) эксплуатационных повреждениях ЛКП в виде меления, трещин, а также повреждений, вызванных механическими воздействиями — незначительных по площади сколов, рисок, не нарушающих защитных функций ЛКП составных частей оперения;

б) одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски, площадью не более 0,25 дм;

в) повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид КТС (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т.п.). Если, кроме указанных составных частей, повреждены составные части кузова, рамы, кабины или детали оперения — крылья съемные, капот, двери, крышка багажника, — то расчет величины УТС должен учитывать все повреждения составных частей в комплексе;

г) в случае окраски молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов, колесных дисков.

Если Ваш новый авто попал в аварию, то Вы в ряде случае можете рассчитывать на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля

Методика расчета УТС

В настоящее время расчет УТС чаще всего проводится по «методике Минюста». Единая методика ЦБ РФ, как и закон об ОСАГО, не содержит порядок действий по определению утери товарной стоимости автомобиля.

Расчет утраты товарной стоимости автомобиля

Владельца поврежденной машины, может интересовать вопрос, как рассчитать УТС автомобиля. Самостоятельно произвести расчет УТС неспециалисту вряд ли получится, оценка утраты товарной стоимости автомобиля после ДТП проводится экспертами. Обратимся к методике Минюста и выясним, как рассчитать УТС автомобиля.

Размер УТС зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их устранению. Величина утраты товарной стоимости (Сутс) определяется на дату оценки (исследования) по формуле:

Сутс = Сктс * ∑ Кутсi/100% , руб.

Где Cктс — стоимость КТС на дату оценки (исследования), руб.;

Кутсi — коэффициент УТС по i-му элементу КТС, ремонтному воздействию, %.

Значения коэффициентов УТС определены по результатам экспертной практики и приведены в приложении к методике Минюста.

Утрата товарной стоимости автомобиля: Пленум Верховного Суда

Верховный Суд дал разъяснения по поводу возможности возмещения утраты товарной стоимости автомобиля в рамках обязательного страхования ОСАГО. Так по мнению ВС РФ к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Кроме того, компенсация УТС возможна и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта автомобиля.

УТС при полной гибели автомобиля

В случае гибели транспортного средства утрата товарной стоимости авто не учитывается при расчете величины ущерба, причиненного владельцу машины.

Кто должен оплачивать УТС автомобиля пострадавшему

Ответ на данный вопрос будет зависеть от существующих обстоятельств. Так, компенсировать утерю товарной стоимости автомобиля может:

  • страховая компания по ОСАГО (при наличии ОСАГО у виновника ДТП (даже если он не вписан в полис ОСАГО или если у его полиса закончился период использования ТС, а срок страхования не истек));
  • сам виновник ДТП (например, если у него нет ОСАГО или, если размер ущерба превышает максимально возможную сумму возмещения по ОСАГО);
  • страховая компания по КАСКО.

Как получить УТС

О возмещении утраты товарной стоимости автомобиля в рамках страхового урегулирования с примерами из судебной практики можно узнать из соответствующих статей:

  • возмещение УТС в рамках ОСАГО,
  • возмещение УТС в рамках КАСКО.

Далее расскажем о компенсации утери товарной стоимости автомобиля вне страхового регулирования — о том, как взыскать УТС с виновника ДТП.

Взыскание УТС с виновника ДТП

Если у виновника аварии нет страховки ОСАГО или у него оказался поддельный полис, то утрата товарной стоимости автомобиля взыскивается с виновника ДТП (как и расходы на восстановительный ремонт (без учета износа)). К виновному участнику аварии придется обращаться, если размер фактического ущерба превышает установленный законом об ОСАГО предел страховой суммы, или если согласно условиям договора добровольного страхования (КАСКО) величина утраты товарной стоимости автомобиля исключена из суммы страхового возмещения.

Для оценки УТС проводится независимая экспертиза (о месте и времени проведения экспертизы виновнику ДТП высылается уведомление). Если виновник ДТП соглашается компенсировать ущерб, то по желанию сторон может составляться соглашение о возмещении ущерба. Получение денежных средств (в том числе при компенсации утраты товарной стоимости автомобиля с виновника ДТП) может быть оформлено распиской. В случае отказа от компенсации УТС виновником ДТП или неполной выплаты утери товарной стоимости авто, потерпевший может предъявить ему досудебную претензию, а после и подать исковое заявление в суд.

УТС с виновника ДТП: судебная практика

Суды, как правило, удовлетворяют иски потерпевших к виновникам аварии о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в том числе при взыскании УТС с виновника ДТП (Решение Кузьминского районного суда (Город Москва) от 16 января 2014 г по делу №2-234/14). Судом может быть назначено проведение судебной экспертизы, в результате которой величина УТС, взыскиваемая с виновника ДТП, может быть изменена (Решение Прохоровского районного суда (Белгородская область) от 16 октября 2018 г. по делу № 2-392/2018).

По вопросу взыскания утраты товарной стоимости автомобиля, Вы можете обратиться к специалистам настоящего проекта за юридической консультацией. Помощь окажут участники и партнеры проекта — практикующие юристы, имеющие большой опыт в данной сфере правоотношений.

Итак, утрата товарной стоимости автомобиля рассчитывается при соблюдении определенных условий (в том числе, если срок эксплуатации авто не превышает 5 лет). Расчет УТС проводится экспертом на основании существующих методик. Взыскание УТС с виновника ДТП происходит, как правило, в судебном порядке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector